УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.


АвторСообщение



Сообщение: 455
Зарегистрирован: 12.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.08 09:51. Заголовок: Церковнославянский язык. Ликбез.


Предлагаю здесь на форуме создать школу ц.сл. языка. Каждый поделится ,при случае, своими знаниями, ответит на вопросы возникающие у других форумчан и внешних.
М.б. кто-то расскажет о системе обучения, или предложит позаниматься с кем-то, или сам преподаст некие уроки.
Также мы можем постепенно составить словарь трудно переводимых слов, выражений, оборотов и т.д.

Вот у меня первые вопросы.
2канон Богоявл. песнь6:
 цитата:
От глубиннаго лва, тревечернии странныи пророк внутренних валяяся, абие произыде, паки бытия спасение. Хотелось бы узнать точный смысл этих слов.

Что такое "От глубиннаго лва".
На великой павеч.молитва манасия. :
 цитата:
... и СОПНЫИ море словом повеления твоего.

Что это за слово и каков смысл всей фразы?
Спаси Бог!

Не новины какия затеяхом, не догматы своесмысленные внесохом, не за своевольное предание утвержаемся, но готовая древлеправославныя церкве предания содержим, по готовым священным книгам службу Богу приносим, еже есть в готовей древлеправославней церкви пребываем, по божественному Златоусту: церковь есть не стены и покров, но вера и житие, не стены церковныя, но законы церковныя (маргарит, слово10) Из Поморских ответов Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 237 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 02.09.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.11 15:03. Заголовок: Кому интересно, могу..


Кому интересно, могу прислать PDF-ный файл скана грамматики Мелетия Смотрицкого.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1169
Зарегистрирован: 08.02.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.11 17:33. Заголовок: Телепень пишет: Ком..


Телепень пишет:

 цитата:
Кому интересно, могу прислать PDF-ный файл скана грамматики Милентия Смотрицкого



А чего спрашивать, надоть выкладывать. Например, так:
http://depositfiles.com/files/6zraifbv6

ПыСы: файл большой: 336 метров.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2241
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.11 20:15. Заголовок: Название: Грамматик..


Название: Грамматика.
Автор: Мелетий Смотрицкий.
Место и год издания: Москва: Печатный двор, 2 февраля 1648.
Фондодержатель: Российская государственная библиотека.

Аннотация: «Грамматики Славенския правилное синтагма» — выдающийся памятник славянской грамматической мысли, основа церковнославянской грамматической науки на следующие два века. В московском переиздании «Грамматики» имя автора не указано. Текст был существенно отредактирован с учетом особенностей московского произношения и дополнен предисловием.
`

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2478
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.12 13:19. Заголовок: Пядевые меры


Особенно понравилась Дальняя Даль = 3500 Светлых Далей = 518 074 264 845,5 км. (из новоязыческих таблиц)

МОЯ СВЕТЛАЯ ДАЛЬ

Ты - моя светлая даль,
Чистой души приют.
Радость и боль и печаль, -
Всё соберу я тут...


Кто бы мог подумать,что выражение" увези меня в даль светлую" может означать
148 021 218,5273 км - расстояние от Солнца (Ярилы) до нашей Земли. :)


Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.12 16:25. Заголовок: Агния пишет: Кто бы..


Агния пишет:

 цитата:
Кто бы мог подумать,что выражение" увези меня в даль светлую" может означать
148 021 218,5273 км - расстояние от Солнца (Ярилы) до нашей Земли. :)


Кто бы мог подумать, что на форуме "древлеправославие, такое пишет модератор. Форум не жалко под насмешки подставлять?

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2480
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.12 23:19. Заголовок: Степан Сергеич пишет..


Степан Сергеич пишет:

 цитата:
Кто бы мог подумать, что на форуме "древлеправославие, такое пишет модератор. Форум не жалко под насмешки подставлять?


Жалко.А Вам не жалко и себя и форум под насмешки подставлять?
Фраза,которую Вы выделили для своего комментария написана с улыбкой, иронией. Так в чем Ваша проблема?


Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1833
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.12 23:33. Заголовок: Агния пишет: Дальня..


Агния пишет:

 цитата:
Дальняя Даль = 3500 Светлых Далей = 518 074 264 845,5 км.


Это не в русской традиции, нововыдуманные измышления.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2481
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.12 00:02. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:


Это не в русской традиции, нововыдуманные измышления.



Возможно. Именно поэтому я и написала , что КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ и далее, ибо шутка.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.12 01:09. Заголовок: Агния пишет: Фраза,..


Агния пишет:

 цитата:
Фраза,которую Вы выделили для своего комментария написана с улыбкой, иронией. Так в чем Ваша проблема?


Моя? Вы влепивши картинку из какого то "родноверия" с "ногтями" и "волосами" и прочими системами отсчета ищите в ком-то "проблему"?

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2482
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.12 01:28. Заголовок: Степан Сергеич , Вы ..


Степан Сергеич , Вы осведомлены о древнерусских системах счисления и измерения лучше ?
Поведайте и нам .


Современные староверы сохранили знания о календаре , летоисчислении , о дораскольном пении , чтении , иконописании. Но вот древние меры счисления и древнерусскую архитектуру,знания о них, мы , по-моему, утеряли.
Родноверы тоже интересуются этими знаниями. Ну и пускай себе. Мне они не мешают. Скорее помогают.

П.С. Единица измерения в виде толщины волоса сохранилась по сей день. Длина " с ноготок" присутствует по крайней мере в сказках. Так что не преувеличивайте надуманность таблицы.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.12 09:20. Заголовок: Агния пишет: Едини..


Агния пишет:

 цитата:
Единица измерения в виде толщины волоса сохранилась по сей день. Длина " с ноготок" присутствует по крайней мере в сказках. Так что не преувеличивайте надуманность таблицы.


Ага, есть еще с "с гулькин нос".

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2489
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.12 12:02. Заголовок: Степан Сергеич пишет..


Степан Сергеич пишет:

 цитата:
есть еще с "с гулькин нос".


Да,если воды осталось с гулькин нос, то ето означает,что курица напьется, а человек нет. Нормальная мера для измерения глубины водоема во время засухи.


Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.12 18:20. Заголовок: 1.У гроба Господня г..


1.У гроба Господня горит множество лампад. Во всех вместе сгорает каждую минуту по 1 золотнику масла. Сколько в сутки? [15 фунтов]

2. Бабе заказано выткать несколько аршин холста. Если она будет работать 7 дней, она 8 аршин не доткет; если же она будет работать 9 дней, то выткет 4 аршина лишних. Сколько аршин ей заказано, и сколько аршин ткет она в день? [50; 6]

3. Торгую я землю. Просят по 23 руб. за десятину, но на покупку у меня не хватает 15 руб. Если же землю уступят по 17 руб. за десятину, у меня останется 15 руб. Сколько десятин в участке и сколько у меня денег? [5 десятин; 100 руб.]

4. Две артели рабочих вымостили улицу. В первой было 70 человек, и каждый вымостил по 2 сажени 6 футов. Во второй было 56 человек, и каждый вымостил по 3 сажени 4 фута. Найти длину улицы? [400 саженей]

5. Стопа бумаги весит 25 фунтов. Сколько будут весить 1200 книг, каждая в 16 листов? [25 пудов]

6. Гарнец ржи продается по 12½ коп. Сколько стоит четверть? [8 руб.]

7. Мальчик учился 144 дня и каждый день писал по 2½ страницы. Сколько страниц он написал? [360]

8. У купца спросили, сколько у него сахару? Он отвечал: столько золотников, сколько в неделе минут. Сколько у него сахару? [2 пуда 25 фунтов]

9. От дома до церкви 2 версты. Дорога идет столько футов лесом, сколько саженей полем. На каком протяжении идет она лесом, на каком полем? [125 саженей; 1 верста 375 саженей]

Из задачника Рачинского (1899 г.)




Спаси Христос: 1 
Цитата Ответить



Сообщение: 4658
Упование: православие
Зарегистрирован: 12.01.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 07:31. Заголовок: Поморская единица ме..


Поморская единица меры- "ВОДА".

http://russkij-sever.livejournal.com/1441314.html#t13556258

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1864
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 09:33. Заголовок: Mihail пишет: Помор..


Mihail пишет:

 цитата:
Поморская единица меры- "ВОДА".

http://russkij-sever.livejournal.com/1441314.html#t13556258




Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2496
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 14:50. Заголовок: Какая ж интересная к..


Какая ж интересная книжка оказалась этот сборник задач Рачинского, спаси Христос , кто подсказал .


1. В течение февраля я прочел весь Ветхий Завет. Прочитывал я по 36 страниц в день. Сколько страниц в Ветхом Завете? - 1008.
2. За 15 рублей я купил 34 молитвенника по 25 копеек и 13 Псалтырей. Сколько стоит Псалтырь? - 50 коп.

3. Богомольцу нужно пройти 500 верст в 20 дней. В первые 12 дней он проходил по 23 версты. По сколько он должен проходить в каждый из остальных дней? - По 28 верст.
4. Я нанял повара с тем, чтобы в первый месяц заплатить ему рубль и каждый месяц прибавлять к его жалованию по рублю. Кроме того, я давал ему по рублю на чай в каждый из двунадесятых праздников, а на Пасху подарил ему 10 рублей. Сколько он получил в год? - 100 руб.
5. За 1 рубль 33 копейки я купил молитвенник, Часослов и Псалтырь. Каждая книга вдвое дороже предыдущей. Цены? - 19 коп.; 38 коп.; 76 коп.
6. Из пуда меди медник сделал подсвечник, чайник, кастрюлю и самовар. Каждая вещь втрое тяжелее предыдущей. Вес? - 1 ф.; 3 ф.; 9 ф.; 27 ф.
7. От дворца до собора 36 саж. Для царского выхода на этом протяжении постланы ковры, длиною каждый в 1 сажень 3 фута 6 дюймов. Сколько ковров? - 24.
8. Из 6 ф. серебра сделаны лампадки, весом каждая в 10 л. 2 зол. Сколько вышло лампадок? - 18.
9.У меня в лампадке сгорает по 1 зол. масла в день. Сколько сгорит за 2 года 38 дней? - 8 ф.
10. У меня было 7 подсвечников, весом каждый в 1 ф. 1 л. 1 зол. Сколько золотников во всех подсвечниках? - 700.
11. Из пуда серебра сделаны крестики. На каждый пошло 7 зол. 48 дол. серебра. Сколько вышло крестиков? - 512.
12. В неугасимой лампаде в сутки сгорает 4 лота масла. Сколько в год? - 1 п. 5 ф. 20 л.
13. 19 мальчиков читали Псалтырь по покойнику в течение 1 суток 1 ч. 1 мин. Сколько времени пришлось читать каждому? - 1 ч. 19 мин.
14. На лампадку выходит каждый месяц 13 л. 1 зол. масла. Сколько в год? - 5 ф.
15. Я за 4 рубля купил 7 азбук по 24 коп. и 8 молитвенников. Сколько стоит молитвенник? - 29 коп.
16. За 6 рублей я купил 12 азбук по 23 коп. и 9 Часословов. Сколько стоит Часослов? - 36 коп.
17. За 3 рубля я купил 8 молитвенников по 23 коп. и 4 азбуки. Сколько стоит азбука? - 29 коп.
18. Я за 5 рублей купил 7 Псалтырей и 9 молитвенников. Псалтырь стоит 47 коп. Сколько стоит молитвенник? - 19 коп.
19. Из фунта серебра сделаны крестик, лампадка и подсвечник. Лампадка втрое тяжелее крестика. Подсвечник вчетверо тяжелее лампадки. Сколько весит каждая вещь? - 2 л; б л; 24 л.
20. За 3 рубля 1 коп. я купил Псалтырь, Евангелие и карту России. Каждая вещь вдвое дороже предыдущей. Сколько стоит каждая? -43 коп.; 86 коп.; 1 р, 72 коп.
21. За 4 рубля я купил карандаш, грифельную доску, Евангелие и Библию. Каждая вещь втрое дороже предыдущей. Сколько стоит каждая? -10 коп.; 30 коп.; 90 коп.; 2 р. 70 коп.
22. У помещика было 3 работника, которым он жалования не платил, но оставил после своей смерти пустошь в 300 дес. Один работник прожил у него 23 г., другой - 25, третий - 27. Сколько десятин должен получить каждый? - 92, 100, 108.
23. Серебряных дел мастер из 4 ф. серебра сделал 6 лампад, весом каждая в 12 л. 1 зол., и еще 9 крестов. Сколько веса в каждом? - 6 л.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 824
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 25.10.10
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.15 08:32. Заголовок: В азбуке церковно-сл..


В азбуке церковно-славянского языка, изданной РПСЦ, говорится, что звук ''г'' произносится не звонко и твердо, как в современном русском, а мягко, как в украинском. Такова практика и в нашем приходе. Но, к примеру, у Виталия на Донбассе в храме РДЦ наоборот произносят звонко.
Как же все-таки правильно? Не является ли мягкое ''г'' более поздним заимствованием из хохлятского, когда и образовалась Белокриницкая иерархия, а исконное церковно-славянское произношение все же звонкое ''г''?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 101
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.15 12:39. Заголовок: Феодосия в соловецко..


Феодосия в соловецкой северно—русской традиции мягкая "гхэ".

Понеже от иноплеменник держимы есмы, хранися небеседовати с некоим неимущим правую веру. аще кто от таковых вопрошает тя, еже беседовати. се точию во ответ да есть тебе. яко аз чином от простых людей сыи, в таковых мудрствовати нелепо ми есть, но несвойственно есть устроение моему и неподобно.
Никон Черн.Гор.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 7983
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: От туда где нас не ждали
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.15 12:17. Заголовок: Феодосия пишет: Не ..


Феодосия пишет:

 цитата:
Не является ли мягкое ''г'' более поздним заимствованием из хохлятского, когда и образовалась Белокриницкая иерархия

Какая связь?

Мне вот кажется, что говорить нужно на человеческом языке, как говорят в твоей области, а не соседних странах и т.д. Или если ты г по хохлятски не говоришь, то все - Богу не угоден, ты не православный и вообще пшел вон отседова?
Мне вот ,например, полтора года уже все хохлятское мерзко и противно, шокать и гхэкать для меня равно - обмазаться фикалиями и захрюкать.

Ксенос - странник и прохожий из сей жизни в жизнь вечную.

Бог милостив
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 103
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.15 16:03. Заголовок: Severo эко как тебя..


Severo эко как тебя колбаснуло в Малороссии

Понеже от иноплеменник держимы есмы, хранися небеседовати с некоим неимущим правую веру. аще кто от таковых вопрошает тя, еже беседовати. се точию во ответ да есть тебе. яко аз чином от простых людей сыи, в таковых мудрствовати нелепо ми есть, но несвойственно есть устроение моему и неподобно.
Никон Черн.Гор.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3006
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.15 19:01. Заголовок: Есть, слава Богу, п..


Есть, слава Богу, правила произношения молитв и християне их соблюдают вне зависимости от страны и области, но скорее в зависимости от традиции в Церкви. Поморцы и другие безпоповцы традиционно читают "гх" мягко, поповцы твёрдо. Это никак не связано с Малороссией.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 114
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 28.07.15
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.15 23:18. Заголовок: Severo пишет: Мне в..


Severo пишет:

 цитата:
Мне вот кажется, что говорить нужно на человеческом языке, как говорят в твоей области


Поддерживаю, а то меня как-то пытались переучивать говорить "г" мягко, но не могу я гхэкать..
и вместо смысла молитвы надо мне следить получается за произношением буквы, толк то какой.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3564
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.16 12:51. Заголовок: Интересно , что слов..


Интересно , что слово "Дух" и "душа" совпали в звательном падеже по написанию ДУШЕ,но чётко различаются по ударению:

1.Благослови душЕ моя Господа. ( речь о моей душе и ударение на последний слог)

2.Царю Небесныи, Утешителю, ДУше Истинныи... ( здесь призывается Дух Святой и ударение уже на первый слог дУше )

Ударения ,встарину, назывались "силы". В этом смысле силы , если попадаются два одинаковых по написанию слова ,подчеркивают иерархичность и первичность силы Духа Святого над силой души человеческой. Как же я восхищаюсь нашим языком , его точностью и мудростью.



Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.16 20:59. Заголовок: Полезная информация...


Полезная информация. Спаси Христос!

Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 18
Упование: ДПЦ (пока не крещен)
Зарегистрирован: 17.08.15
Откуда: Долгопрудный, МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.16 16:17. Заголовок: местоимение "мы"


Добрый день. Подскажите, знающие, как будет по церковнославянски "о нас" двойственного числа. W нама или w наю? В разных учебниках по разному. И, если не сильно затруднит, возможно, кто-то приведёт цитату с употреблением предложного падежа личного местоимения в двойственном числе? Подойдёт для любого лица: о нас, о вас, о них любого рода.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 4548
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 06.11.07
Откуда: Кубань
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.16 02:56. Заголовок: Не "нама" - ..


Не "нама" - это точно.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 19
Упование: ДПЦ (пока не крещен)
Зарегистрирован: 17.08.15
Откуда: Долгопрудный, МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.16 14:40. Заголовок: Из 3 просмотренных у..


Из 3 просмотренных учебников со счётом 2:1 победил вариант "w наю". Гаманович и Плетнева vs. Смиронова.
Буду придерживаться этого варианта, пока не убежусь в обратном.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 393
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.16 15:19. Заголовок: Убежайтесь, главное ..


Убежайтесь, главное не обижайтесь

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Упование: ДПЦ (пока не крещен)
Зарегистрирован: 17.08.15
Откуда: Долгопрудный, МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.16 20:27. Заголовок: Ну хорошо, убедюсь ..


Ну хорошо, убедюсь

Кстати, ещё вопрос возник, на который ответа пока не нашёл. Цифра 5 (е) пишется как е узкая или широкая? Может знает кто?


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3600
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.16 13:17. Заголовок: chiflado пишет: Циф..


chiflado пишет:

 цитата:
Цифра 5 (е) пишется как е узкая или широкая? Может знает кто?



Могу только сослаться на пару книг из домашней библиотеки старинной печати "Ирмосы" и "Часовник". В них везде 5 - е широкая.
И глава 5, и песнь ирмоса 5, и глас 5 . Везде.
Не знаю , если это Вам поможет.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.16 19:35. Заголовок: chiflado пишет: Из ..


chiflado пишет:

 цитата:
Из 3 просмотренных учебников со счётом 2:1 победил вариант "w наю". Гаманович и Плетнева vs. Смиронова.


У Смотрицкого - "w наю". Каковы никонианские нормы - не вемь

Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.16 19:35. Заголовок: До раскола в московс..


До раскола в московских печатных изданиях всегда исползовали "узкую есть" (равно как и "средний он" для обозначения числа 70). К сожалению, старообрядческие типографии 19-20 вв. переняли никонианскую практику

Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Упование: ДПЦ (пока не крещен)
Зарегистрирован: 17.08.15
Откуда: Долгопрудный, МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.16 12:57. Заголовок: Спаси Христос, Агния..


Спаси Христос, Агния и Мимо_шел. В википедии написано, что сначала была "узкая есть", позже стали писать широкую. И действительно, в оригинале Острожской библии ещё узкая, а в издании оной же в 19 в - уже широкая. Так же и в документах границы 17-18 вв - широкая есть.
Значит, буду для себя считать, что правильное написание - узкая.
К сожалению, не разобрался, как сюда картинки вставлять, а то показал бы пример из Псалтыри 17 и 19 века.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 08.11.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.16 10:21. Заголовок: Ответьте, пожалуйста..


Ответьте, пожалуйста, как произносятся шипящие в церковнославянских текстах? Например слово "ИЩУЩИЙ" читается как "ИШУШИЙ" или все-таки "ИЩУЩИЙ?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 406
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.16 11:00. Заголовок: Так и будет "ищу..


Так и будет "ищущий", см. тут: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=107

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3919
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.17 00:51. Заголовок: О глаголе БЫТИ


Церковнославянский язык и прошлое бытие
"Азбука". Азбука. Рукописная книга. 1698 г.


О глаголе быти в русском и церковнославянском языке говорят прежде всего как о служебном, вспомогательном - не имеющем самостоятельной лексической семантики и играющем исключительно грамматические роли.

Действительно, указанная единица участвует в образовании многих аналитических (составных) форм в качестве спрягаемого компонента. То есть из нее - при обычном для церковнославянского языка отсутствии подлежащего как выразителя субъекта - можно узнать, о каком лице идет речь (о говорящем, собеседнике или не участвующем в речи), а также о числе (единственном, множественном, двойственном), в последнем случае - еще и о роде (мужском, женском, среднем): буду писати - 1 л. ед.ч. составного буд.вр.; есте писали - 2 л. мн.ч. всех родов перфекта; бяста <с юсом малым в основе>/ беста <с ятью в основе> писала - 2-3 л. дв.ч. м.р. плюсквамперфекта; быхове <с ятью во флексии> писали - 1 л. дв.ч. ж. и ср.р. сослагательного наклонения.

Однако не стоит забывать о том, что глагол быти, как и любое другое слово в языке, обладает лексическим значением, которое способно к полноценному своему проявлению: "быть, существовать, становиться, совершаться, приходить, наставать, находиться, сбываться, случаться, последовать"; "существовать, иметься, происходить, случаться, приходить"[1].

Как бы это банально ни прозвучало, семантика рассматриваемого слова сводится к бытийности, существованию. Особенно выпукло она показывают себя, если глагол быти употребляется в многообразных формах прошедшего времени.

Церковнославянские тексты насквозь пронизаны очень похожими словоформами - быхъ, бехъ <с ятью в основе > и т.д., разницу между которыми носителю современного русского языка уловить почти невозможно, ибо система прошедших времен была урезана и вместо четырех членов (аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект) остался один - перфект без спрягаемой связки быти.

Однако факт того, что перечисленные выше единицы, пусть и с трудом дифференцируемые, отличаются друг от друга лексической и, главное, грамматической семантикой, не вызывает никакого сомнения.

А значит, формы прошедшего времени от глагола быти нуждаются в подробном анализе, положительные итоги которого обязательно должны использоваться при теоретическом и прикладном изучении церковнославянского языка.

К сожалению, в имеющихся пособиях по данной дисциплине этот вопрос либо не освещается вовсе, либо подается сложно или, наоборот, схематично: "При всем многообразии форм глагола быти в прошедших временах на русский язык этот глагол обычно переводится одной из четырех форм прошедшего времени: был, был, было, были".[2]

Итак, помня о том, что действие в прошлом обозначается в церковнославянском разными способами, можно назвать четыре (!) основных формы от бытийного глагола.

1. Классический аорист.

Данная форма образуется путем присоединения к аористной основе аористных окончаний.

Основа аориста - это основа инфинитива, которая получается отсечением от него формообразующего суффикса -ти: быти.
Лицо Ед.ч. Дв.ч. м.р. Дв.ч. ср.р., ж.р. Мн.ч.
1л. Быхъ Быхова Быхове <здесь и далее
с ятью во флексии> Быхомъ
2 л. Бы- Быста Бысте Бысте <с есть узкой
во флексии>
3 л. Бы- Быста Бысте Быша

Исходя из специфичной лексической семантики, грамматических особенностей, значение глагола быти в форме аориста можно описать так: бытийное действие произошло в прошлом, характеризовалось одноразовостью, быстротой и неповторяемостью, т.е. имеется яркий, ясный предел действия.

Неслучайно, аористная семантика напрямую связана с совершенным видом глаголов - где граница действия является достигнутой и, следовательно, действие закончено и исчерпало себя.

И зачастую подобные образования от глагола быти надо переводить не через был, были - несов.в., а cкорее через стал, стали - несов.в. и проч.

А потому к рассматриваемым формам приложимо очень тонкое замечание А.В. Ушкова: "Глагол быти, сам по себе обозначающий состояние (здесь и далее выделено А.В. Ушковым. - Л.М.), через форму аориста приобретает значение события"[3].

Например: Или доброту чуждую видевъ, и тою уязвленъ быхъ сердцемъ (Молитвы на сон грядущим, молитва 3, ко Пресвятому Духу): быхъ - 1 л. ед.ч. - "Или видев чужую доброту, и я был ею уязвлен (уязвился - сов.в.) в сердце".

Отвещаша убо имъ фарисее: егда и вы прельщени бысте? (Ин.: 7, 47): бысте - 2 л. мн.ч. - "Поэтому отвечали им фарисеи: разве и вы были прельщены (прельстились - сов.в.)?"

Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже (Молитвы Сретению Господню, молитва 1, ко Господу Исусу Христу): быша - 3 л. мн.ч. - "Сейчас веселятся небеса и радуется земля, потому что, Боже, Твои шествия стали виденными".

2. Классический имперфект.

Эта разновидность прошедшего времени производится от имперфектной основы, которая оформляется имперфектными флексиями.

Основа имперфекта в церковнославянском языке представляет собой стяженную единицу: усеченная основа инфинитива + формообразующий суффикс -я - бя- <с юсом малым>.
Лицо Ед.ч. Дв.ч. м.р. Дв.ч. ср.р., ж.р. Мн.ч.
1л. Бяхъ <здесь и далее
в основе юс малый> Бяхова Бяхове <здесь и далее
еще и с ятью во флексии> Бяхомъ
2 л. Бяше Бяста Бясте Бясте <еще и с есть
узкой во флексии>
3 л. Бяше Бяста Бясте Бяху

Модель морфологического значения у имперфекта от глагола быти следующая: действие происходило в прошлом много раз, долго, с повторениями, т.е. предела длительности нет вообще.

Иными словами, рассматриваемый тип прошедшего времени связан с несовершенным видом.

Следовательно, до момента речи событие находится в развитии и еще не приходит к своему логическому концу, налицо некая поступательность, периодичность. Из-за этой особенности в грамматической семантике некоторые специалисты называют имперфект преходящим временем.

Например: Eще бо в чреслехъ oтчихъ бяше, eгда срете eго Мелхиседекъ (Евр.: 7, 10): бяше - 3 л. ед.ч. - "Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Бяху же нецыи eллини от пришедшихъ (Ин.: 12, 20): бяху - 3 л. мн.ч. - "Некоторые из пришедших были эллинами".

Из примеров понятно, что пребывание в чреслах - длительное, а принадлежность к эллинам - постоянная.

3. Аорист в особой имперфективной форме.

Он представляет собой соединение основы, которая похожа на имперфектную - бе- <с ятью>, - и стандартных аористных окончаний.
Лицо Ед.ч. Дв.ч. м.р. Дв.ч. ср.р., ж.р. Мн.ч.
1л. Бехъ <здесь и далее
в основе ять> Бехова Бехове <здесь и далее еще
и с ятью во флексии> Бехомъ
2 л. Бе- Беста Бесте Бесте < еще и с есть
узкой во флексии>
3 л. Бе- Беста Бесте Беша

Несмотря на то, что такие формы встречаются уже в старославянских памятниках, можно не сомневаться: они появились позже обычных аориста и имперфекта, ибо составляют их сплав.

Эта структурная синкретичность естественным образом отражается на лексической и грамматической семантике.

Аорист от глагола быти в особой имперфективной форме обозначает сущее действие, которое происходило в прошлом много раз, длительно, повторялось.

Т.е. перечисленные компоненты совпадают с классическим имперфектом, поскольку обусловлены характером основы, где, как известно, сосредоточена лексическая семантика. Но в грамматике ведущую роль играют окончания - регулярные показатели общего формализованного значения, независимого от обозначаемого денотата и сигнификата (предмета и понятия).

Отсюда поправка: действие вроде бы не закончено, однако некая, пускай, и весьма расплывчатая, его грань, горизонт имеется - а это уже аористные признаки.

Уяснить разницу между стандартным аористом и его позднейшей модификацией помогает контекст - лексические средства, которые в данном случае сигнализирует о некоторой переходности бытийного действия, его пограничности: между продолжением и пределом, длительностью и одноразовостью.

Например: Той, юношествуя духомъ, престаревъ же теломъ, праведенъ бе и благочестивъ (Акафист Сретению Господню, кондак 5): бе - 3 л. ед.ч. - "Он, будучи юным духом, постарев телом, был праведным и благочестивым".

Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды: бесте - 2 л. мн.ч. - "Потому что, когда вы были рабами греха, вы были свободными от правды".

От насъ изыдоша, но не беша от насъ: беша - 3 л. мн.ч. - "Из нас вышли, но не были от нас" (1 Ин.: 2, 19).

Если комментировать данные примеры, обращая внимание не только на глагольные формы, но и на лексическую семантику соседних слов, то указанная сплавленность обнаружит себя в полной мере.

Так, c одной стороны, везде имеется указание на длительность состояния праведенъ, благочестивъ; раби греха, свободни. С другой стороны, оно ограничено: праведенъ бе и благочестивъ// престаревъ теломъ; свободни бесте от правды// егда раби бесте и наоборот.

В третьей цитате рядом стоят две аористные формы. Одна - изыдоша - классическая, которая обозначает одноактное, абсолютно законченное до момента речи действие. Указанная форма диктует вторую - однородную ей, которая обязана быть аористом. Но при этом действие, а точнее состояние, обозначаемое через беша, отличается длительностью, "протеканием".

Рассмотренные примеры не позволяют полностью разделить мнение о том, что "бе выражает состояние вообще, без указания на предел длительности".[4]

4. Аналогический аорист.

Речь идет о весьма частотной для церковнославянских текстов единице бысть - форме 3 л. ед.ч.

Образована она наложением классической формы аориста на форму настоящего времени 3 л. ед.ч.: бы + есть = бысть.

Так же, как аорист в особой имперфективной форме, аналогический аорист отражает историю церковнославянского языка, ибо возникает в XIII-XIV веках и находится в русле кардинальной перестройки старорусской морфологии.

Представить общий тип грамматического значения в данном случае - задача затруднительная, но выполнимая. Конечно, надо исходить из этимологической неоднородности и семантики, и построения - из смыкания двух хронологических пластов: настоящего и прошлого.

Поскольку бысть - аористная форма, то действие произошло в прошлом единожды и никакого продолжения у него нет, т.е. оно строго ограничено, вместе с тем данное - уже состоявшееся - сущее действие важно для настоящего.

А значит, к форме бысть более, чем ко всем иным видам аориста, подходит перевод "стал, стала, стало, стали".

Но значимость указанного бытийного действия нельзя интерпретировать только чисто грамматически. Скорее нужно говорить о некой экстралингвистической, затекстовой роли, принципиальности, маркированности, а в иных случаях - и о символичности (христианской, православной, литургической, общеисторической и т.д. и т.п.).

Например: Место лобное рай бысть - "Лобное место// было (стало) раем".

Бысть человекъ посланъ от Бога, имя ему Иоаннъ (Ин.: 1, 6) - "От Бога был послан человек,// имя ему Иоанн":

Верою Моисей родився сокровенъ бысть три месяцы от oтeцъ своихъ (Евр.: 11, 23) - "Родившись, верою Моисей// три месяца был сокрыт своими родителями".

Как кажется, с указанным оттенком грамматического значения связано и то, что аналогический аорист не употребляется в формах мн. и дв.ч., а также в определенных лицах - 1 и 2 л.. Функция формы бысть - назвать уникальное, единичное действие, отнеся его к человеку или предмету, которые не включены в конкретную коммуникацию - т.е. к 3 л.

Это обстоятельство в свою очередь объясняет возможность перевода аналогического аориста глаголом в безличной форме - "было, случилось".

Например: И бысть Петру, посещающу всехъ, снити и ко святымъ живущимъ въ Лидде (Деян.: 9, 32) - "И случилось Петру, посещающему всех, придти и к святым, живущим в Лидде".

В заключение необходимо оговориться: предложенные модели грамматических значений имеют обобщенный характер и опираются исключительно на церковнославянские контексты.

Исследование форм прошедшего времени от глагола быти помогает понять, как богатый формально-грамматический потенциал слова подключается к его денотативной и понятийной семантике, в результате чего формируется плодороднейший языковой слой, который нельзя грубо срывать. Напротив, его нужно аккуратно снимать при чтении, толковании и переводе церковнославянских текстов.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3920
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.17 01:02. Заголовок: Замена аориста ..


П.С.: Замена аориста и имперфекта формами прошедшего сложного в священных книгах считалась преступлением.
Потом подберу пару примеров.


Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 237 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 88
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет