УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 237
Упование: ДПЦ
Зарегистрирован: 10.09.11
Откуда: РФ, Ижевск
Отправлено: 17.03.12 13:01. Заголовок: О медитации и знаменном распеве
Размышляйте (медитируйте, meditatio в переводе – размышлять) музыкально, музыка большого знаменного распева приходит вам на помощь.
То, что сказал об иконе И.А. Ильин, вполне может быть отнесено и к знаменным песнопениям, особенно к большому распеву:
«Икона является художественно данным средоточием религиозно-молитвенной медитации; чувственным началом сверхчувственного созерцания; священным обликом, сосредоточивающим на себе молитвенные “лучи” целых поколений страдающих, созерцающих и духовно-возносящихся душ; благодатною дверью к Богу, способной не только сосредоточивать духовные излучения людей, но по вере их – могущей и передавать им свыше всемогущие лучи Божией благодати (чудотворные иконы)»[1].
А. Позидис (Позов), врач и богослов, умерший в Штутгарте в 1984 году, назвал умное делание, Исусову молитву исихастов Логос-медитацией. В центре этой медитации Бог-Слово, Исус Христос. «В начале было Слово (Логос), и Слово было Богом»… Кстати, И. Ильин переводит Logoj – Разум, как это делалось со времен Платона, когда имелось ввиду духовное Первоначало, Божественный Разум. Тогда получается: «В начале был Разум…» А что скажут лингвисты, богословы – не лучше ли, и не правильнее ли так?.. Во всяком случае это понятнее.
Медитация вообще, по определению А. Позидиса, «есть сосредоточение на одной идее, образе, понятии или представлении».
Древнейшая форма медитации – погружение ума в Священное Писание, эта форма была излюбленной у всех христианских религиозных аскетов, отшельников и писателей.
Прп. Исаак Сирин пишет: «Постоянно упражняй себя в размышлении (meditatio), читая Божественные писания, с точным их разумением»[2].
Ниже, рассуждая об умном делании, он опять говорит о Божественном размышлении (meditatio), то есть медитации .
В литературе, поэзии, есть медитативная лирика (А. Фет и др.), в мире музыки есть также музыка медитативная (образцы которой, как бы островки созерцания, музыковеды находят у Рахманинова и др.).
Большой знаменный распев преимущественно медитативен, углубленно созерцателен.
Как поется в рождественском задостойнике:
«Подобаше убо нам удобь молчати, любовию же, Дево, песнь сложити силою обостренною дело есть драго»…
Это старый, дониконовский текст, новообрядный текст значительно ухудшен.
Большой распев – это песнь, сложенная силою сугубо обостренною. Если об удачно сложенных поэтических строках сказано: «ручная молния в руке» (Н. Рубцов), то что сказать о большом распеве, способном проникнуть в темные глубинные пласты подсознания, туда, «иде же гади, им же несть числа», ибо что иное может быть в сердце грешного человека? Но ведь в этих же глубинах где-то и Рай, Царство Небесное, ибо сказано: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лук. 17, 21).
Большой распев, сложенный силою обостренною, и дан человеку для того, чтобы изгнать гадов из своего сердца, да вселится туда Христос. Это и есть задача умно-сердечного делания, умной молитвы, в данном случае медитативной умно-музыкальной молитвы.(с)
Б.П.Кутузов. "Большой знаменный распев – музыкальный исихазм".
Отправлено: 17.03.12 14:28. Заголовок: Где-то у Бориса Палы..
Где-то у Бориса Палыча было ещё о "логос-медитации", и рассуждения о "правильном монгогласии" (это когда хор поет одну стихеру большим распевом, под всеобщую медитацию, а чтец тайно вычитывает остальные стихеры), ну и много чего другого очень странного. Читая подобные его опусы, у меня всегда складывалось впечатление, что у него с головой не совсем в порядке.
Сообщение: 239
Упование: ДПЦ
Зарегистрирован: 10.09.11
Откуда: РФ, Ижевск
Отправлено: 17.03.12 15:03. Заголовок: Я только сегодня бла..
Я только сегодня, благодаря наводке К.Я.Кожурина, познакомился с его произведениями. Особенно мне понравилась его компиляция работ Солоневича. Совершенно гениальные люди! Как просто и аргументированно излагают предмет. Я многие описанные им явления интуитивно чувствовал, но в силу незнания предмета не мог объяснить и доказать. Всем натоятельно рекомендую. http://kutuzov-bp.ru/k_voprosu_o_staroobrjadchestve.htm
Сообщение: 1607
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 20.08.08
Откуда: Россия, Пермь
Отправлено: 17.03.12 17:25. Заголовок: Афанасий пишет: ДА ..
Афанасий пишет:
цитата:
ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ-тоже хуже воровства?
Да, да, нет, нет - это основа здравого обыденного мышления, необходимая каждому человеку. Когда же речь идет о сложных, нежитейских, вопросах, требующих теоретического мышления, не сводящегося к обыденному, то здесь, действительно, простота хуже воровства, ибо она теорию запутывает, превращая ее в мутную и лукавую идеологию, а сложность теорию проясняет.
Б.П.Кутузов. "Большой знаменный распев – музыкальный исихазм", отрывок из которого приведен, и который Вы охарактеризовали как: "Простота хуже воровства"
Сообщение: 1610
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 20.08.08
Откуда: Россия, Пермь
Отправлено: 17.03.12 19:18. Заголовок: Представьте себе Бух..
Представьте себе Бухарина, Троцкого или Емельяна Ярославского: так вот Солоневич с Ильиным и Кутузовым - другая сторона той же медали. Это просто туповатая и довольно лукавая идеология - и, как правило, ничего более.
В России если и не было религиозной реформации в строгом смысле этого слова, то была полуреформация Никона, которая разбила православный народ на две части: ничего хорошего”. [2]
цитата:
Архиеп. Уфимский Андрей (князь Ухтомский) говорит об этом явлении более резко: “Никонианство”, как полное извращение христианства, есть несомненная ересь; но “никониане” до такой степени жалки и слепы, что их еретиками назвать почти несправедливо! Какие же это еретики! – Такие они несчастные... Это дети – крещенные, но ничему не наученные”.[12]
нравятся такие перлы?! цитата: В России если и не было религиозной реформации в строгом смысле этого слова, то была полуреформация Никона, которая разбила православный народ на две части: ничего хорошего”. [2]
мне не очень ясно что такое "полуреформация", а то что народ разбили на две части и это ничего хорошего-готов подписаться. Со второй цитатой я не согласен, но это ведь и не кутузов и не Солоневич.
Отправлено: 18.03.12 10:05. Заголовок: Георгий Лоскутов пиш..
Георгий Лоскутов пишет:
цитата:
Да, да, нет, нет - это основа здравого обыденного мышления, необходимая каждому человеку. Когда же речь идет о сложных, нежитейских, вопросах, требующих теоретического мышления, не сводящегося к обыденному, то здесь, действительно, простота хуже воровства, ибо она теорию запутывает, превращая ее в мутную и лукавую идеологию, а сложность теорию проясняет.
Объясняет Георгий Лоскутов , покровительственно похлопывая Христа по плечу. Потому, что слова про "да" и "нет" это слова, сказанные Исусом Христом. Георгий Лоскутов пишет:
цитата:
Это просто туповатая и довольно лукавая идеология - и, как правило, ничего более.
А обвинения, не подкреплённые доказательствами и аргументацией, это просто ругань и ничего более. Георгий Лоскутов пишет:
Сообщение: 1612
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 20.08.08
Откуда: Россия, Пермь
Отправлено: 18.03.12 16:31. Заголовок: Ivan пишет: Объясня..
Ivan пишет:
цитата:
Объясняет Георгий Лоскутов , покровительственно похлопывая Христа по плечу.
Отнюдь нет. Во-первых, Исус Христос - мой покровитель. Во-вторых, формальная логика (да, да, нет, нет) - основа субъективной диалектической. Без формальной логики рассуждать о диалектических умозаключениях бессмысленно.
Отправлено: 26.03.12 19:18. Заголовок: на предмет книги не..
на предмет книги не читал.. а вот про тему скажу следующее. знаменный распев. в исполнении старообрядцев схож с исполнением чтецов ригведы и сомаведы на сто процентов. очень схоже.. бусинки на нитке нанизаны. так и буквы и слоги и слова на некоем звуке распева, который не прекращается.
так же, или чуть в меньшей степени пели песни и обычные. ну хоть степь да степь или Катюшу,к примеру, возьмите.. и слушал как перепевали их недавно на ТВ так называемые певцы нонешние. у них между словами дыры. между слогами - дыры. не поют,а говорят под музыку. петь не умеют.
а старые песни непонятны иногда потому, что там иногда слог тянется минуту и боле. то есть, уже нам этот медленный ритм труден.
молодые переняли негритянский реп. Коий есть скороговорение обрывистое, где нет ни мелодии ни голоса. Голос. Логос.Слог. когда поешь, надо рождать образы того, о чем поешь. ВИДЕТЬ. это и есть медитация или созерцание. как правильно надо перевести слово индийское дхиана. слово медитация весьма неверно его переводит и запутывает истинный смысл исходный. Созерцание. Зеркало ума. вот что такое Дхиана. Видеть Бога, если поешь Его. Бога никто же не видел нигде же. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.. Что и происходит во время пения.. рождается Слово..Голос.. Логос..
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 52
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет