УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 139
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: скрипторий с древними манускриптами
Отправлено: 17.12.07 21:11. Заголовок: Да, действительно, о..
Да, действительно, очень красивая мелодика. Конечно, звучала бы в серьезном мужском хоре. Великая ектения к примеру, просто по другому и не представляется, кроме как демеством.
В старообрядчестве общепринятым счита-ется «знаменное пение» или, как его называют, «знаменный распев». По свидетельству исто-рии это пение является памятником далекой старины.
«Первие же убо беша в начале сего знамени творцы и церковнии песнорачители, во сто-личном богоспасаемом граде Киеве», — гово-рит старец Александр Мезенец, певец и учи-тель XVII века. «По неколиких же летех от Киева сие пение некими люборачители принесеся до великаго Новаграда. От великаго же Новаграда распростреся и умножися толиким долговременьством сего пения учение, во вся грады и монастыри великороссийския епархии и во вся пределы их»[1].
Древнейшей формой русского церковного пения следует признать так называемое пение кондакарное. До известной степени, его про-исхождение является весьма загадочным. Ни-где вне Русской земли не найдено подобных кондакарным певческих книг. И в самой Руси пение это представлено пятью рукописями XI-XIV веков, после какового времени кондакар-ное пение исчезает вовсе. Главнейшими осо-бенностями кондакарного изложения, по со-хранившимся памятникам, являются:
1. наличность ряда музыкальных знаков для пения отдельных слогов с повторением гласных звуков под каждым знаком;
2. вставные звуки между этими гласными, как напр. х, в, н, у, отчего иногда получаются продолжительные вставки, вроде следующих: хавоуаиавоуа, хивоуи, вуохохо, хаха, неуе, неее и т.д.;
3. присутствие музыкальных формул, не связанных с текстом, как: неагие, анагиа, нана, неанес и т.д., особенно в слове «аллилуиа» достигающих большой сложности;
4. знаки и буквы среди текста, к нему не относящиеся, т. наз. мартирии, понимаемые обыкновенно, как показатели лада;
5. изложение напева посредством двояко-го рода знаков, из которых одни близко напо-минают хирономические знаки (графическое изображение движения руки для указания ме-лодических оборотов), а другие более простые по начертанию, значение которых неизвестно.
Осколками кондакарного пения являются так называемые аненайки, которые исполня-ются старообрядцами до сих пор. Но главной формой, получившей в дальнейшем прочное и устойчивое положение, была другая система, которую можно назвать стихерарной. Основ-ная форма — стихера — была частично подра-жанием ветхозаветного псалма, но с большим эпическим спокойствием в изложении. В пол-ном соответствии формировался и музыкаль-ный элемент отхода от намеренно сложной ткани к более простой, от сложной мелизматической (мелизмы — украшение мелодии) фор-мы к певучей мелодии, и даже тому, что мы называем речитативом, чтению нараспев. На первом месте здесь был уже не звук, а слово. В основу стихеры была положена строфная форма — с одной стороны, отсутствие мелиз-мов — с другой, и заключение, как припев — с третьей.
Древнейшей формой этой системы является знаменный распев, который название получил от способа своего нотописания знаменами, крюками или столпами («столповое» пение). В основании знаменного пения лежит 8 гласов, принятых восточной Церковью. В XI веке по-являются на Руси и свои «роспевщики» — творцы песнопений, которые «вельми знаменнаго пения распространили и наполнили».
Это подтверждается теми службами рус-ским святым, которые в значительном количе-стве внесены в певчие книги в XII и XIII веках. Таковы певческие изложения служб князьям Борису и Глебу (перенесение мощей в 1072 г.), Феодосию Печерскому (1108 г.) и др.
Греческий элемент с течением времени все более слабеет в русском богослужебном пе-нии. Появляются русские учителя пения. В 1137 году подвизается некий Мануил. Владычество татар, конечно, несколько замедлило даль-нейшее развитие знаменного распева, но не привело его в совершеннейший упадок. Со-хранившиеся памятники XII и XIII веков за-ставляют думать противное.
XV-XVI века — период расцвета древне-русской культуры. Греческий элемент раство-рился в самобытном творчестве русского на-рода.
Появляется целая плеяда опытных певцов и распевщиков. В старинной рукописи мы нахо-дим следующие строки: «мы грешнии — от не-коих слышахом про старых мастеров: Феодора, по прозвищу Христианина, что был зде в царствующем граде Москве славен и пети го-разд знаменному пению; мнози от него научишася и знамя его доднесь славно; и от ученик его слыхали, которые с нами знахуся, что де он, Христианин, сказывал своим учеником, что в великом Новеграде были старые мастеры Савва Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлаам, родом Карелянин, и после де того Варлаам бе митрополитом во граде Ростове; был муж благоговеин и мудр зело, пети был горазд знаменному и демественному пению был роспевщик и творец. И у того брата его, у Саввы, были ученики вышереченный поп Христианин, да Иван Нос, да Стефан, слыл Голыш. И тот Иван Нос да Христианин были в царство благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и были у него с ним в сло-боде Александрове. А Стефан Голыш тут не был, ходил по градам и учил Усольскую стра-ну; и у Строгановых учил Ивана, прозвище Лукошко, а во иноцех был Исайя. И мастер его Стефан Голыш много знаменнаго пения роспел; а после него ученик Исайя, тот вельми знаменнаго пения распространил и наполнил. От тех же Христианиновых учеников слыша-хом, что де он им сказывал про стихеры Евангельския: некто де во Твери дьякон бе зело мудр и благоговеин, тот де роспел стихеры Евангельския; а псалтырь роспета во великом Новеграде, некто был инок именит Маркел, слыл Безбородой; он же сложил канон Никите, архиепископу Новгородскому, вельми изящен. А триоди роспел и изъяснил Иван Нос; он же роспел крестобогородичны и богородичны минейныя»[2].
Огромной реформой явилось в середине XVII в. изобретение Иваном Акимовым Шайдуровым особых красных помет (для указаний звуков разной высоты).
Плодами творчества русских мастеров бы-ли: «перевод», «ин перевод», «ин роспев», «большой роспев», «большое знамя», «малое знамя», «путь» (усольский, соловецкий) и др. В особенности широкое распространение и при-менение получили различные переводы в на-чале XVII в., с учреждением на Руси патриар-шества, требовавшего более торжественного, развитого мелодически и разнообразного пе-ния[3].
Разнообразие мелодических распевов нис-колько не было в ущерб достоинству церков-ного богослужения; все их мелодии «построены в характере того или другого гла-са, совершенно удерживают в себе силу старого знаменного пения и только многоразлично меняют наружную его сторону, широту и со-четание звуков»[4].
Получив от греков и болгар первые уроки богослужебного пения, наши предки вырабо-тали особенный стиль и характер церковного пения. Это дало основание автору предисловия к одному стихерарю начала XVII века считать знаменный распев явлением чисто русским. «Во всех греческих странах и в Палестине, и во всех великих обителех пение отлично от нашего пения, подобно мусикийскому, мы же грешнии мним, изложено сие наше осмогласное знаменное пение некоими премудрыми русскими риторы, паче же достоит рещи, вдохновением Святаго и Животворящаго Ду-ха, наставляемым на дело сие»[5]. Ни один природный грек, — говорит Д. Разумовский, — не решится признать знаменный распев за пение своей отечественной церкви; сличение греческого и знаменного распева также указывает на разли-чие[6].
Но вот заканчивается XVII век. У русских людей начинает падать религиозное чувство. Монастырский уклад жизни уже не по харак-теру ослабевших духом. Службы начинают казаться чересчур продолжительными. Отсюда первое послабление — отмена Никоном земных поклонов в Великом посту.
«Меня и самого за то гоняли безумнии, — говорит протопоп Аввакум, — долго де поешь единогласно, нам де дома недосуг. Я им гово-рю: пришел ты в церковь молиться, отверзи от себя всяку печаль житейскую, ищи небесных. О, человече суетне! Невозможно оком единем глядеть на небо, а другим на землю. Так меня за те словеса бьют, да волочат, а иные в ризах не щадят. Бог их бедных простит».
До такой остроты доходило столкновение сторонников нововводств и послаблений с за-щитниками благочестивой старины и устава. В городах и селах, в боярских домах и на улицах шли прения жестокие.
Растет влияние киевских ученых, близких к униатским кругам. В церковную жизнь вры-вается чуждая струя западных течений. Латин-ский и протестантский Запад начинает снаб-жать нас образцами произведений искусства, вдохновляемых совсем другими идеалами.
Дешевые эффекты, слащавость произведе-ний итальянского оперного стиля (влияние Сарти) покоряют сердца перерядившихся во французское и немецкое платье русских лю-дей. Строгий, глубоко выдержанный знамен-ный распев заменяется песнопениями полу-светского характера, построенными по зако-нам западной музыки. Воспитанный на деше-вых эффектах, вкус не мог оценить всю красо-ту древних напевов. Партесное (многоголос-ное) пение сменяет унисонный знаменный распев, который вместе с древней иконой ухо-дит в далекие старообрядческие скиты и си-бирские дебри.
В городских же центрах растет увлечение «мусикийским художеством».
Тщетно пытались бороться с новыми вея-ниями ревнители старины и церковного искус-ства, указывая, что в новом пении «подоболепнаго гласу несть, несть и чину», что оно «шум и звук издающе, токмо несведу-щим благо мнится, сведущим же неисправно положено быти разумеется».
Напрасно указывали на то, что «в партесном многоусугублении исполнение соверша-ется с движением всея плоти, с покиванием главы, с помаванием рук» и «с висканиями безчинными».
По воле Божьей, сторонники старины и са-мобытности остались в меньшинстве и были жестоко наказаны («Соловецкое сидение», казнь стрельцов, Аввакума и иных). Древнее искусство, казалось, исчезло навсегда. Разви-лись новые формы искусства на началах за-падно-европейского реализма. Члены Синода посещают придворную итальянскую оперу и ведут себя совершенно по-светски: «Св. Синод были на вчерашнем представлении, и они хо-хотали до слез вместе с нами» — пишет импе-ратрица Екатерина II[7].
Занимающиеся изучением церковного пе-ния эпохи реформ XVIII века приходят в удив-ление изуродованностью языка («польския вирши»), изысканно вычурною бессодержательностью песнопений того времени. Увле-чение было так сильно, — говорит С. Смолен-ский, — что даже внешность церковных певцов, прежде бородатых и одетых в полукафтанье, была изменена переодеванием их в польскую одежду с закинутыми назад разрезными рука-вами[8]. Дворовых девок стригли, одевали в муж-ское платье и они пели в церквах. В церквах слушатели забывались до того, что начинали аплодировать[9]. В церкви за богослужением пели, например, басовую арию жреца из оперы Спонтини «Весталка» на слова «Тебе поем, Тебе благословим», под во-кальный аккомпанемент обоих клиросов. Из оратории Гайдна составлена была «Херувим-ская»; мотивы Моцарта слышались в свадебных концертах; пели «О, всепетая Мати» на музыку хора жриц из «Ифигении» Глюка[10]. Клиросы обратились в какие-то кон-цертные эстрады, на которых «вскоре стало дозволенным столь многое, что в настоящее время даже странно предположить, что подоб-ные сочинения могли когда-либо раздаваться в православных храмах»[11].
Так, на мотив «Вниз по матушке по Волге» Старорусским были написаны «Волною мор-скою», канон на «Знамение»[12].
Оратория «Тебе Бога славим» исполнялась под аккомпанемент колоколов, барабанов, пу-шечных выстрелов (10 орудий) и сопровожда-лась фейерверком. Основной смысл бого-служения был забыт. Больше всего стремились к внешнему эффекту. С того времени в певче-ский обиход вошли «Отче наш» — птичка, «Благослови душе моя» — волынка, «Господи помилуй» — кабинетное и т. д. Увлечение за-падно-европейской музыкой и «обмирщение» церковного песнопения у новообрядцев про-должается до наших дней.
Не всех, правда, удовлетворяет такое теат-ральное пение. Известный русский композитор П.И. Чайковский в своем письме к ректору Киевской духовной Академии пишет следую-щие строки: «Не входя в исторические под-робности, вкратце скажу лишь, что у нас с конца прошлого века привился приторно сла-щавый стиль итальянской школы, не удовле-творяющий, по моему мнению, вообще, усло-виям церковного стиля, но в особенности духу и строю нашего православного Богослужения. Это тем более прискорбно, что до нас дошли коренные напевы древне-русской Церкви, носящие в себе все элементы не только общей музыкальной красоты, но и совершенно само-бытного церковного музыкального искусст-ва... Скрепя сердце выслушал я в прошлое воскресение (26 сентября) то странное мазуркообразное, до тошноты манерное тройное «Господи, помилуй», но когда закрылись цар-ские двери и певчие стали исполнять пошло сочиненный, преисполненный неприличных для храма фокусов, построенных на чужой лад, длинный, бессмысленный концерт, я по-чувствовал прилив негодования, которое чем дольше пели, тем больше росло»[13].
Видимо, не одни только старообрядцы помнят слова св. Иоанна Златоустого, который говорит «несчастный, тебе бы надлежало с трепетом и благоговением повторять ангель-ское славословие, а ты вводишь сюда обычаи плясунов, махая руками, двигаясь всем телом. Твой ум помрачен театральными сценами, и что бывает там, ты переносишь в церковь».
За последние годы стали и среди старооб-рядцев появляться любители ненужной новиз-ны и партесного пения. Опыт истории, види-мо, забывается. Пусть наше пение порой быва-ет и шероховатое (в годы гонений трудно было улучшать пение), но зато оно благоговейно, строго, преисполнено возвышенности и мо-литвенного настроения.
Наше знаменное пение издревле принято св. Церковью, наш долг сохранять его в чисто-те, а не гнаться за вычурностью, в которой на-чинают разочаровываться уже многие.
Мы обладаем драгоценнейшим золотом, и бессмысленно менять его на сомнительный металл. Не нравиться наше пение может лишь тем, в ком слабо чувство древлеправославия и отсутствует национальное самосознание. По-рицать его могут лишь лица, ищущие в храме не умильного молитвенного настроения, а ве-селого развлечения, которые хотят в храме услышать какую-нибудь «птичку» и прочие произведения, которым не место в храме Божием.
Мы же будем бережно охранять драгоцен-ное наследие прошлого, наше одноголосное знаменное пение.
«В церкви бо, — по словам Златоуста, — ни-что же безчинно, но паче в церкви единому подобает гласу быти всегда, якоже единому сущу телу... И еже поеши, един поеши. И аще вси возглашают, аки от единых уст глас изно-сится»[14].
Из журнала «Родная Старина: Древле-православный исторический вестник». №13. Рига, 1933.
Кстати говоря, сейчас нет специалистов, которые могли бы полноценно оживить звучание песнопений. Ведь крюки это не просто мелодия, это целый комплекс звуконаложений, подголосков, и тембральных модуляций, которые не фиксируются Итальянской нотацией.
Сообщение: 850
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 17.12.07 23:11. Заголовок: На Преображенке прод..
На Преображенке продавали хорошую книжицу по крюкам и пению наоном:"Пособие по изучению Церковного пения и чтения" Григорьев Е. А на Таганке можно у о.Петра купить аудио-диски приложения к этому пособию С.Пичугина.
Тут не поют есть на "Э", но они пропевают полугласные, но не как безпоповцы, которые их поют как целые гласные. Короче, что это такое? Коли Некрасовцы, наверное поповцы.
Сообщение: 74
Зарегистрирован: 20.06.08
Откуда: Россия, Новосибирск
Отправлено: 21.09.08 15:57. Заголовок: Если это действитель..
Если это действительно некрасовцы и от отцов научились, то те же (возможно) некрасовцы, будучи приглашены на фестиваль старообрядческого пения в Таллинне в авг. с.г. кушали мяса успенским постом и говорили, что де они в пути и пост им послабляется. Это что, тоже "от отец"?
Сообщение: 3003
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 21.09.08 17:08. Заголовок: А. Емельянов пишет: ..
А. Емельянов пишет:
цитата:
то теже (возможно) некрасовцы, будучи приглашены на фестиваль старообрядческого пения в Таллинне в авг. с.г. кушали мяса успенским постом и говорили, что де они в пути и пост им послабляется. Это что, тоже "от отец"?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет