УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
истории России XVII в. патриарх Московский и Всея Руси Никон (1605 – 1681 гг.) сыграл одну из ключевых ролей. Хотя его патриаршество длилось всего шесть лет (1652 – 1658 гг.), тем не менее, оно было ярким, насыщенным многочисленными событиями. Именно в этот период Никон провел широко известную церковную реформу, вызвавшую церковный раскол.
Необыкновенной была его судьба. В самом деле, удивительно уже то, что он, крестьянский сын, оказался вознесённым на вершину церковной иерархии, стал ближайшим другом и советчиком царя Алексея Михайловича, носил титул «великого государя», как и царь. В церковных делах он требовал абсолютного подчинения себе, жёстко, а то и жестоко карая своих противников. Он полагал, что власть духовная стоит выше власти мирской, царской, а потому считал своим долгом вмешиваться в государственные дела. Церковные иерархи и бояре трепетали перед ним. Неудивительно, что он нажил себе множество врагов, да и царь к нему со временем охладел. В 1658 г. Никон был вынужден удалиться в монастырь, при этом он заявил, что оставил лишь московский престол, но не отрёкся от патриаршего сана. Лишь в 1666 г. церковный собор с участием патриархов Александрийского и Антиохийского низверг Никона из патриаршего сана. Бывший патриарх был сослан в монастырь простым монахом, коим он и оставался до конца своих дней…
Незаурядная личность и уникальная судьба патриарха-реформатора до сих пор привлекают внимание учёных и писателей. Однако некоторые сведения о его происхождении, утвердившиеся в литературе о нём, требуют, по нашему мнению, пересмотра. Во многих статьях и исследованиях, посвящённых патриарху Никону, авторы пишут, что по национальности он был мордвином. Этот факт сообщается как нечто само собой разумеющееся и не требующее пояснений. Документальных же свидетельств, подтверждающих это, нигде не приводится. Показательна в этом отношении работа С.К. Севастьяновой «Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона», изданная в Санкт-Петербурге в 2003 г. Автор книги на основе обширного корпуса источников и исследований воссоздает биографию патриарха Никона. Избранный С.К. Севастьяновой научно-литературный жанр «летопись жизни и деятельности» позволяет читателю проследить судьбу Никона по годам и даже по дням. Материалы, представленные в книге, дают возможность познакомиться не только с фактами его биографии, но также со сведениями о современниках патриарха – его единомышленниках и противниках. Итак, обратившись к книге С.К. Севастьяновой и ознакомившись с собранными ею материалами о рождении Никона в мае 1605 г., мы можем убедиться, что здесь ничего не говорится о национальности родителей будущего патриарха.1 Следовательно, можно сделать вывод, что С.К. Севастьянова не обнаружила источников, где прямо говорилось бы об этом. Так откуда же проникло в литературу утверждение о том, что Никон по национальности мордвин? Вероятно, начало этой традиции положил известный историк и писатель П.И. Мельников-Печерский. В 1867 г. были опубликованы его «Очерки мордвы», где он, в частности, сообщал, что «Никон сам был мордовского происхождения, сын обруселого мордвина Мины, крестьянина села Вельдеманово».2 При этом он не привёл никаких ссылок на источник, который подтверждал бы его утверждение.
Сообщая об этнической принадлежности Никона, почему-то мало кто из исследователей обращается к свидетельствам протопопа Аввакума (1620/21 – 1682 гг.), талантливого писателя, одного из лидеров староверов, сыгравшего одну из ключевых ролей в расколе Русской православной церкви в середине XVII в. Аввакум лично знал Никона: вначале как соратника и единомышленника в деле исправления церковных «нестроений»; затем, когда Никон взошёл на патриарший престол и начал проводить церковную реформу, они стали непримиримыми врагами. В своих сочинениях Аввакум не раз упоминает Никона. В частности, он сообщает о том, что отец Никона был марийцем. По какой-то причине эти свидетельства не использовались С.К. Севастьяновой при написании своей книги.
Так в одном из своих писем, так называемом «Послании «отцу» Ионе», протопоп Аввакум, отвечая на вопрос Ионы о том, является ли патриарх Никон антихристом, писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька…»3. Точность определения места рождения и национальности родителей Никона была продиктована важностью поставленного перед протопопом вопроса. Ответ на него должен был быть точным, чётким и однозначным, т.к. антихрист, по словам Аввакума, должен был родиться «от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки»4. Таким образом, по Аввакуму, Никон не являлся «последним антихристом», а был лишь его предтечей. В другом своём сочинении он писал: «Мы с Никоном ис тех мест… Я от попа родился, а Никона черемисин Минька добыл в деревнишке…»5. Из приведённых отрывков следует, что Аввакум с Никоном земляки (оба уроженцы Нижегородского края), их сёла, где они родились, находились рядом, что Аввакум сын священника, а Никон, сын крестьянина (жителя деревни), что родителей его звали Миной и Манькой (уменьшительное от имени Мариам), и что отец Никона был марийцем. Что касается его матери, предстающей мифическим существом «русалкой», то это, скорее всего, описка переписчиков послания Аввакума (его сочинения ходили по рукам староверов в виде списков). Также считал биограф протопопа Аввакума А. Бороздин. Он полагал, что в рукописи слово «русалка» явилось в замену слова «русачка», то есть русская.6 Здесь следует также заметить, что маловероятно, чтобы Аввакум, родившийся в краю, где встретить мордвина или марийца было обычным делом, не различал их между собой. Поэтому вопрос о том, что Аввакум, называя отца Никона «черемисином», просто путал его с мордвином, отпадает сам собой.
Особый интерес вызывает сообщение Аввакума о том, что Никон родился между «Мурашкина и Лыскова», недалеко от «родины» Аввакума. Известно, что Никон родился в с. Вельдеманово, а Аввакум в с. Григорове. Если взглянуть на карту Нижегородской области, то мы увидим, что действительно села Вельдеманово и Григорово расположены относительно близко друг от друга. Однако Вельдеманово находится южнее не только Лыскова, но также и Большого Мурашкина, то есть оно никак не может быть между ними. Неужели Аввакум ошибся в определении географического положения места рождения Никона? Возможно, что и нет, если предположить, следуя свидетельству Аввакума, что будущий патриарх родился не в с. Вельдеманово, а в некой «деревне», название которой, к сожалению, осталось неизвестным, располагавшейся как раз где-то между Мурашкино и Лысково. Не исключено, что деревня была марийской, так как в начале XVII в. марийцы ещё жили в этих местах.7 В село же Вельдеманово, которое по этническому составу, вероятно, было мордовским, отец будущего патриарха вместе с семьей, как мы полагаем, переселился уже после рождения Никона.
Такая версия не выглядит необычной, если учитывать то обстоятельство, что Никон родился в мае 1605 г., когда Россия уже погружалась в хаос Смутного времени. Тысячи и тысячи людей были вынуждены покидать насиженные места, опасаясь за свои жизни, и переселяться в более или менее безопасные районы России. Дороги, судоходные реки, бывшие источниками благосостояния окрестных сёл и деревень, теперь приобрели зловещее значение. Не ровён час, придут по ним ватаги разбойных людей, ограбят, разорят хозяйство, покалечат или убьют. Вероятно, руководствуясь подобными соображениями, отец Никона принял решение переселится в с. Вельдеманово, удалённое от больших трактов и крупных рек.
В с. Вельдеманово Никита (таково было его имя в миру) хорошо освоил русскую речь (он уже в ранние годы научился читать) и, возможно, мордовский язык. Марийский же язык Никита, по-видимому, не знал. В окружении не марийского населения необходимости в знании родного языка не было.
Таким образом, свидетельства протопопа Аввакума ставят под сомнение распространенную в настоящее время версию о том, что патриарх Никон был мордвином и, вероятно, сочинения Аввакума являются единственным источником XVII в., в котором совершенно определённо называется национальность родителей шестого Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Также свидетельство Аввакума о родине Никона, находившейся где-то между «Мурашкина и Лыскова», заставляет усомниться в том, что патриарх родился в с. Вельдеманово.
Александр Акшиков Журнал «Марийский мир», №1, 2010, 42-43 с.
Примечания: 1. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб, 2003. С. 7. 2. См.: Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. Саранск, 1981. С. 40. 3. Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсон. М., 1991. С. 212. 4. Там же. С. 212, 213. 5. Цит. по: Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М.: Наука, 1974. С. 29. 6. Бороздин А. Протопоп Аввакум. Ростов-на-Дону, 1998. С. 333. 7. О расселении марийцев в Нижегородском Поволжье см.: Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 23 -27; Сепеев Г.А. История расселения марийцев. Йошкар-Ола, 2006. С. 69.
Отправлено: 10.12.10 22:02. Заголовок: ДУХ НИКОНИАНСТВА, СОЦИАЛЬНО РАЗОБЩИЛ РУССКИХ ЛЮДЕЙ.
До так называемого раскола, было время такое, что выходец из крестьянской семьи мог стать патриархом.
Позже, постепенно, границы сословий стали тем барьером, через который не возможно было практически перешагнуть, что бы занять, какую либо значительную административную или духовную должность.
Сообщение: 282
Упование: Древлеправославная Поморская Церковь
Зарегистрирован: 01.06.10
Отправлено: 10.12.10 22:07. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Я давно всем в Интернете твержу, что не мордвин,
Вы это попробуйте мордве сказать. У них три главных национальных героя. Никон, скульптор Эрзя и певица Кадышева. Только никак не могут определить, кому Никоном гордиться, эрзе или мокше.
Отправлено: 10.12.10 23:04. Заголовок: А что Фоменко с Носо..
А что Фоменко с Носовским пишут? Может, марийцы – это древние греки или древние персы. А Никон и Александр Македонский, и царь Дарий в одном лице. Может такое быть? Может
Может, марийцы – это древние греки или древние персы.
Дмитрий Александрыч! Как ты не поймешь- марийцы- енто московския арийцы, гетеры- енто девки, оргии- ето пьянка! А уж патриции- "ето Петька опечатка" (с)- Ето ПАРТИЙЦЫ!"
Сообщение: 285
Упование: Древлеправославная Поморская Церковь
Зарегистрирован: 01.06.10
Отправлено: 11.12.10 00:38. Заголовок: mihail пишет: А как..
mihail пишет:
цитата:
А как же Боря Эльцин?
про Ельцина от мордвы не слышал, но особенно "отмороженные" мокша-эрзя-шокшанские патриоты утверждали, что Мересьев и Шукшин тоже их национальные герои
Сообщение: 2766
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
Отправлено: 11.12.10 01:10. Заголовок: САП Это не я пишу, ..
САП Это не я пишу, а священномученик протопоп Аввакум. Я не употребляю таких слов, для меня русак - заяц, а русалка - то мифическое существо с твоей картинки. Но вот протопоп, стало быть, употреблял это слово в значении "русская", причем, не "русачка", а именно "русалка".
Сообщение: 11078
Упование: бэзпоповец
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 11.12.10 01:21. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Это не я пишу, а священномученик протопоп Аввакум. Я не употребляю таких слов, для меня русак - заяц, а русалка - то мифическое существо с твоей картинки. Но вот протопоп, стало быть, употреблял это слово в значении "русская", причем, не "русачка", а именно "русалка".
Автор статьи считает тако:
цитата:
Что касается его матери, предстающей мифическим существом «русалкой», то это, скорее всего, описка переписчиков послания Аввакума (его сочинения ходили по рукам староверов в виде списков). Также считал биограф протопопа Аввакума А. Бороздин. Он полагал, что в рукописи слово «русалка» явилось в замену слова «русачка», то есть русская.
Автографа сего послание не сохранилось так, что скорее всего описка переписчика.
Сообщение: 2080
Упование: православие
Зарегистрирован: 12.01.10
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 11.12.10 12:01. Заголовок: Друзья! Знаю сейчас ..
Друзья! Знаю сейчас в мене полетят камни от наших русофилов ,но много общаясь с людьми из разных областей нашей необъятной,всё таки убеждаюсь что "русский" енто сплав - славян, мордвы и булгар(татар).Мнитмисяо!
Сообщение: 457
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 06.10.09
Отправлено: 11.12.10 16:31. Заголовок: mihail пишет: "..
mihail пишет:
цитата:
"русский" енто сплав - славян, мордвы и булгар(татар)
Если речь идёт о генотипе, сиречь - телесной, плотской характеристике, - вполне возможно. Но "русский", вообще-то, это дух, культура. А вот культура у русских - ни на мордовскую, ни на татарскую ничуть не похожа.
Сообщение: 2772
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
Отправлено: 12.12.10 01:07. Заголовок: Откуда взяться общей..
Откуда взяться общей русской культуре? И чья она? Дораскольная? Никонианская дореволюционная? Советская? Или, может, нынешняя постсоветская - бескультурье на бескультурье сидит и бескультурьем погоняет? Ни нравственных тебе идеалов, ни принципиальности... ой, много всяких "ни". Дожили, докатились. Почитайте тему про "тачки". Вот она, "культура". А еще погулять, выпить, шашлыки пожарить. И прочее. Бедность и убогость духовная. Нет русской культуры (и немецкой нет, и иных нет, всё исчезло).
Сообщение: 2773
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
Отправлено: 12.12.10 01:09. Заголовок: mihail пишет: "..
mihail пишет:
цитата:
"русский" енто сплав - славян, мордвы и булгар(татар).
Не думаю. Смешения, конечно же, были, но не в такой степени, а вот орусение (переход на русский язык) у народов Поволжья и Урала заметно. Ох, языка-то русского нет, всё больше лагерный идиш или Иврит. (ударение на первый слог - )
Сообщение: 465
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 06.10.09
Отправлено: 12.12.10 12:05. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Почитайте тему про "тачки". Вот она, "культура".
А Вы рассматривайте это в духе рассуждений Платона в "Пире". Пусть, в начале человек способен любить только прекрасную "тачку"; я имею в виду не наших форумчан, а - "пацанов". Затем, даст Бог, он научится любить прекрасного человека, например - того, кто эту "тачку" сделал. Потом - поднимется до любви к Прекрасному, вообще. Ну и т.д.
Сообщение: 2093
Упование: православие
Зарегистрирован: 12.01.10
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 12.12.10 14:58. Заголовок: Да чего далеко ходит..
Да чего далеко ходить, фины кады в гости приезжают, по просьбе переводят "наши" названия. По дороге в Ярославль, возле Ростова Великого озеро Неро, перевели как мелкая вода, речка Сара сначала "ну ээээто такое дрэвние имяяяя", тады я спросил так - "Сааара", " ... ну что-тооо по вашемУ шопаааа!" Москва так воще -мос -тёмный, ква- аква(водица) .
Сообщение: 2776
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
Отправлено: 13.12.10 02:30. Заголовок: Ivan пишет: Достато..
Ivan пишет:
цитата:
Достаточно просто любить своё и не любить чужое, и - не путать чужое со своим.
Не путать необходимо, а вот не любить чужое, любя своё, как-то странно. Мне кажется, Вы поторопились. Для того, чтобы любить родных, нет необходимости в нелюбви к соседям или просто посторонним. И в чужих культурах много интересного, только тут, скорее, "хороша Маша, да не наша". И не более.
Сообщение: 2777
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
Отправлено: 13.12.10 02:33. Заголовок: mihail пишет: перев..
mihail пишет:
цитата:
переводят "наши" названия
А никто и не отрицает, что у нас "их" названия, да вот не совсем их, а их родственников. Наши же предки жили в районе Кракова, во всяком случае, мои. Топонимы (и, особенно, гидронимы) всегда говорят о племенах, прежде живших. Но о смешении племен это не говорит.
Владимир, спаси Христос! Ценную вещь Вы отыскали. Два раза прослушал. Только в одном месте, мне кажется, актриса перебрала лишнего, вряд ли так говорят. Или я не сталкивался. А, может, они специально издеваются? Но, во всяком случае, превосходно состряпано, гораздо интереснее многих Интернет-завсегдатаев. Последним еще учиться и учится.
Сообщение: 866
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 13.12.10 08:35. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Откуда взяться общей русской культуре? И чья она? Дораскольная? Никонианская дореволюционная? Советская? Или, может, нынешняя постсоветская - бескультурье на бескультурье сидит и бескультурьем погоняет? Ни нравственных тебе идеалов, ни принципиальности... ой, много всяких "ни". Дожили, докатились. Почитайте тему про "тачки". Вот она, "культура". А еще погулять, выпить, шашлыки пожарить. И прочее. Бедность и убогость духовная. Нет русской культуры (и немецкой нет, и иных нет, всё исчезло).
Русскую культуру невозможно представить без народной песни. Именно русская песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни: от колыбели до могилы. А учитывая, что сейчас русскую песню услышать сложнее, чем очередную заезжую рок-группу трясунов-сатанистов, мы сочли возможным разместить в нашей картинной галерее несколько русских песен. Авторы некоторых из них забыты, и песни считаются народными. Многие созданы выдающимися композиторами-песенниками - Г. Пономаренко, Е. Родыгиным, В. Захаровым, Б. Мокроусовым и другими. Однако, они настолько вошли в нашу жизнь, что многие их считают также народными.
С огромным трудом можно найти записи великолепных исполнителей русских песен - Ф. Шаляпина, М. Михайлова, Г. Пирогова, С. Лемешева, И. Козловского, В. Левко и других, зато весь интернет и магазины забиты "попсой", которая вообще не имеет права называться музыкой. Воистину, в какое время живём, такие песни и имеем.
Сообщение: 2096
Упование: православие
Зарегистрирован: 12.01.10
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 13.12.10 09:23. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Aqua всегда к божественной латыни относилось, а не к какому-то там дремучему варварскому финскому.
Ты же знаешь, что в мировом масштабе я не смогу командовать,языками не владею ! Мда уж похоже мой приятель Марти -финский Задорнов! Я ему тоже всё доказывал что озеро Неро назвали в честь Джавахарлала Неру!
Сообщение: 11141
Упование: бэзпоповец
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 13.12.10 13:22. Заголовок: mihail пишет: Да че..
mihail пишет:
цитата:
Да чего далеко ходить, фины кады в гости приезжают, по просьбе переводят "наши" названия. По дороге в Ярославль, возле Ростова Великого озеро Неро, перевели как мелкая вода, речка Сара сначала "ну ээээто такое дрэвние имяяяя", тады я спросил так - "Сааара", " ... ну что-тооо по вашемУ шопаааа!" Москва так воще -мос -тёмный, ква- аква(водица)
Сообщение: 467
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 06.10.09
Отправлено: 13.12.10 14:16. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
не любить чужое, любя своё, как-то странно. Мне кажется, Вы поторопились. Для того, чтобы любить родных, нет необходимости в нелюбви к соседям или просто посторонним
1. Декалог, 2-ая заповедь:
цитата:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Что означает этот запрет на идолослужение? Он означает, что Богу мало, чтобы Его любили. Ему также нужно, чтобы ещё и не любили всех иных "богов". Поэтому Он и называет Себя именно "РЕВНИТЕЛЕМ". Чтобы Вы не сказали, что это - только Ветхий завет, напомню, что и в Новом, в "Послании Иакова", говорится, что Дух "до ревности любит" (4,5). Любовь к Богу должна быть образцом и идеалом для "нижележащих" видов любви? Следовательно: мало любить свою культуру, необходимо ещё и не любить чужие. 2. Прошу заметить, что под "не любить" я понимаю отнюдь не ненависть, а - равнодушие. Вежливое, законопослушное, толерантное - равнодушие. 3. И - разумеется - под "чужим" я нисколько не понимаю, например, античность. Если через Византию, и вообще - Православие, русская культура многое заимствовала из античной, значит античность - "наша", точнее - мы, современные русские, принадлежим ещё и античности.
Сообщение: 40
Упование: рпсц
Зарегистрирован: 24.02.09
Откуда: россия, г йошкар-ола
Отправлено: 13.12.10 14:47. Заголовок: В марийской столице..
В марийской столице в последнее время эпидемия на установку памятников Уже стоят памятник Богородице Епископу Леониду.патриарху Алексию Вечному огню Оболенскому Петру и Февронии Елизавете Петровне и другие После этой публикации появилась возможность установить и Никону Эх подсказать что-ли
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет