УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 57
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 17.08.16 05:39. Заголовок: О якобы неприятии староверами двуглавого орла на российском гербе
Кто из яикцев видел этот трон? Да ещё через двести с лишним лет после Грозного. Скорее уж могли знать про такого орла на троне Петра I, которого большинство старообрядцев считало антихристом.
Сообщение: 8332
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия-матушка
Отправлено: 17.08.16 11:51. Заголовок: Дмитрий пишет: Кто ..
Дмитрий пишет:
цитата:
Кто из яикцев видел этот трон? Да ещё через двести с лишним лет после Грозного.
Этот герб использовался везде на официальных документах. Яицкие казаки были служивыми, а не вольным сбродом, поэтому казацкая голова получали оф. документы с центра и зачитывали их на казацком кругу. Не видеть и не знать не могли. Плюс двуглавый орел широко использовался в народном творчестве, даже на кокошниках вышивали на все чело. Мое мнение про зазирание яицкими казаками орла - басни.
Сообщение: 58
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 18.08.16 08:24. Заголовок: Да не басни, из за о..
Да не басни, из за отказа принимать этот знак и произошел Кочкин пир. В народном творчестве вообще двуглавый орел бывает, а вот в творчестве старообрядцев не припомню. Особенно до 19 века. Потом, после насильственного помещения на мундиры, как-то может и прижился.
Сообщение: 59
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 19.08.16 11:05. Заголовок: До Петра они были в ..
До Петра деньги были в основном без орлов. По поводу денег долго спорили, потом решили что поскольку деньги предмет переходящий и не являются атрибутом конкретного человека, как например кокарда, то пользоваться ими можно. Но поскольку на них изображена тварь антихристова, во многих местах деньги старались не брать руками, а брали в рукавицах или через полу одежды. Если одной рукой брали деньги, то святые предметы, например свещи, дают другой рукой, завернув в бумажку. Всякий раз после денег руки положено очистить, вымыть. Безденежники вообще считали грехом прикасаться к деньгам, поскольку на них знаки антихристовы.
Сообщение: 8337
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия-матушка
Отправлено: 19.08.16 12:07. Заголовок: Дмитрий пишет: Но п..
Дмитрий пишет:
цитата:
Но поскольку на них изображена тварь антихристова, во многих местах деньги старались не брать руками, а брали в рукавицах или через полу одежды. Если одной рукой брали деньги, то святые предметы, например свещи, дают другой рукой, завернув в бумажку. Всякий раз после денег руки положено очистить, вымыть. Безденежники вообще считали грехом прикасаться к деньгам, поскольку на них знаки антихристовы.
Эти сектанты ничем не лучше всяких царебожников, почитателей старцев и матронушек. Хоть они и по старому обряду, но все равно дикие сектанты были и чуждые нормальным людям. Таких нужно равно так же отстранятся как и первоперечисленных. Ревность не по разуму. Орел с древних времен был и православной Византии и на Руси, а их не смущали горгулии всякие в книгах церковных древних? Такие дикари, попадись им эти книги, живо в огонь бы их отправили...потом бы до икон дошли, например Страшного Суда, сказали бы что там нечистый изображен и т.д. и т.п.
Сообщение: 60
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 20.08.16 05:40. Заголовок: Вы так всех старообр..
Вы так всех старообрядцев в сектанты запишете. Обычай не брать деньги голой рукой в 19в был почти повсеместен, и не только среди староверов. А обычай мыть руки после денег есть и сейчас. Еще недавно в Москве на Преображенском после кружечного сбора собиравшие мыли руки. В Питере в Рыбацком и сейчас свещи при продаже подают в бумажке. И это полезные обычаи, в том числе с точки зрения гигиены.
Отправлено: 20.08.16 11:46. Заголовок: Дмитрий пишет: Вы ..
Дмитрий пишет:
цитата:
Вы так всех старообрядцев в сектанты запишете. Обычай не брать деньги голой рукой в 19в был почти повсеместен
Что прям перчатки специально для этого одевали, чтобы орла не трогать? И свечи подают в бумажке, потому что они липнут к рукам, причём тут деньги и жвухглавый орёл. Руки также моют не только те ,кто прикасался к деньгам, а все. Это омовение по традиции, наверно ещё от ветхой церкви досталось, когда орлов никаких и не было.
Сообщение: 8339
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия-матушка
Отправлено: 20.08.16 21:23. Заголовок: Дмитрий пишет: Вы т..
Дмитрий пишет:
цитата:
Вы так всех старообрядцев в сектанты запишете.
Если все старообрядцы будут страдать этой дикой дремучестью, то да. А Христос когда монету с Цезарем реббе показывал, он ее полой одежды или через бумажку брал и потом бежал руки мыть?
Сообщение: 61
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 21.08.16 04:41. Заголовок: Severo пишет: А Хр..
Severo пишет:
цитата:
А Христос когда монету с Цезарем реббе показывал
Ну на той монете двухголовика не было. А по поводу денег он тогда сказал, отдайте их кесарю язычнику, это его а не божие. Пусть у него они и будут. Пусть сам пользуется.
Сообщение: 3658
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 22.08.16 15:37. Заголовок: Дмитрий , почитала ..
Дмитрий , почитала материалы про Кочкин пир. И не нашла , извините,никакого упоминания про проблемы с двуглавым орлом. Сам бунт, насколько я смогла понять, был вызван желанием казаков наниматься вольно за деньги ( с орлом кстати), а не быть рекрутированными безплатно и без права отказаться. То бишь государство как раз лишало их права наниматься за жалованье, и понуждало ко всеобщей, хоть и поочерёдной, воинской повинности. Там упоминаются также цифры, сколько рекрутов ,на какое количество дворов должно быть отдано в солдаты, и это и вызвало бунт.
Сообщение: 63
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 23.08.16 01:18. Заголовок: Вот из википедии, ст..
Вот из википедии, статья Уральские казаки https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральские_казаки: Как и все староверы, казаки страшились составления каких-либо реестров, личных документов, требований ношения униформы. Одним из примеров может служить так называемый «Кочкин пир» — волнения, связанные с введением формы для войска в 1803 году. Когда оренбургский генерал-губернатор Волконский получил известие о том, что казаки отказываются надевать одежду с «антихристовами знаками»,, был выслан батальон под командованием некоего Кочкина. Последовало жестокое наказание: «Их пороли на снегу за городом. Они сбрасывали с себя одежду и голые валились на мерзлую землю: — Хоть умереть на груди родной земли в своем человечьем обличье!» (В. П. Правдухин).
Сообщение: 3663
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 23.08.16 10:07. Заголовок: Дмитрий , ну что я В..
Дмитрий , ну что я Вам могу сказать. Врёт этот Правдухин, врёт и не краснеет. Я уверена Вы умный человек и убедитесь в этом сами , достаточно прочитать вот хотя бы одну страничку:
Сообщение: 66
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 24.08.16 07:30. Заголовок: Тоже поискал, правы ..
Тоже поискал, правы и вы и я. протестовали против нового положения вводившего очередную службу и форму с антихристовыми знаками. Ни хотели принимать ни то ни друге.
Сообщение: 3666
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 24.08.16 11:43. Заголовок: Дмитрий , последнее ..
Дмитрий , последнее Ваше доказательство "ссылка Кочкин пир" рассыпалось, а других Вы и не приводили. Никогда староверы не зазирали двухглавого орла , ибо знак этот пришёл на Русь с Византии . До сих пор сохранился трон Ивана Васильевича и множество государевых бумаг с сей печатью. Может быть у Вас есть в запасе ссылка на староверческие документы, где бы обсуждали или полемизировали или анафемствовали орла или велась полемика на сей счёт? А форму казаки не одевали потому что протестовали против новых правил призыва. п.с. трон Ивана Васильевича это тоже условное название, фактически это трон Ивана Великого, деда Ивана Грозного.
Сообщение: 68
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 25.08.16 09:51. Заголовок: Есть старообрядческо..
Да есть конечно. Вопрос то этот старообрядцами не раз обсуждался. Это отрицание ранними старообрядцами двухголовика общеизвестная вещь для серьёзных историков старообрядчества. И я не раз встречал. Вот кое что на вскидку. Есть опубликованное старообрядческое сочинение 18в «Послание против поклонения двуглавому царскому орлу и четырехконечному кресту».Было опубликовано в 1982г, Гурьянова Н.С. Царь и государственный герб в оценке старообрядческого автора XVIII в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 80–86. Можно еще почитать кё же работу Гурьянова Н.С. Старообрядческие сочинения XIX в. «О Петре I – антихристе» // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. С. 136–154. Если кто в библиотеку не записан, вот в сети есть МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА ПЕРШИНА ОБ ОТНОШЕНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ-ФИЛИППОВЦЕВ К ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XIXв. http://www.sibran.ru/upload/iblock/254/254b6cbc8bf9ac2e259c538fde575c4d.pdf
Сообщение: 69
Упование: Не на грешников изволение, а на Божие устроение.
Зарегистрирован: 05.07.16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 25.08.16 10:25. Заголовок: Вот еще посмотрите к..
Вот еще посмотрите как объясняли отношение к двухголовому. Эта эсхатологическая схема имеет в древнерусской литературе следующее предельно краткое изложение (цитирую по рукописи XVI в.): из предреченных Даниилом пророком четырех цесарств (держав) "Вавилонское разорится Перским, Перское же Македонским, Македонское же Римским, Римское же антихристом, антихристово же Господем нашим Иисусом Христом, егоже цесарьство нескончаемо во веки. Аминь". Об антихристе имеются различные пророчества, но в связи с постепенно становящейся в России привычной государственной символикой особенно значительным представлялся то, что содержится в 3-й книге пророка Ездры. Пророк свидетельствует: "Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три" (11, 1). Замечательно, что "средняя глава бысть больши инех глав" (11, 4) - ведь орел-то в российском гербе двухголовый, а корон - три, на головах - маленькие, а над пустым местом между ними - большая. "И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней" (11,5). Далее орел становится двухголовым: "средняя глава внезапу не явися... Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней" (11, 33-34). Власть двуглавого орла-антихриста над всей землей заканчивается тем, что из леса исходит "лев разгневан рыкающ" (11, 37) - то есть Христос в своем втором пришествии (во многих других ветхозаветных пророчествах он тоже является в образе льва) и посрамляет антихриста. Если в контексте Ездриного пророчества рассматривать известный факт использования на Западе с ХIII в. двуглавого орла в качестве символа бога-отца, то из несложного силлогизма можно уразуметь, кого они там за бога-отца почитают. А позднее, после никоновских и петровских реформ, такое толкование распространилось и в нашей стране и, между прочим, содержится в Четьих Минеях Димитрия Ростовского. Этому толкованию отвечали отечественные полемисты, противники новшества: "лев ту стал орел, ин бог и двоеглавый змей. Сему орлу вы и покланяетеся (то есть на место льва-Христа поставили двуглавого орла и ему поклоняются. - А.Б.)." А поскольку обычно двуглавый орел отождествлялся не с российским государством, а российским государем (см. выше), то все изложенное и давало основания многим из наиболее образованных и начитанных ("книжных") наших соотечественников отождествлять с антихристом Алексея Михайловича, Петра I и их преемников. Соответственно, прилагавшиеся к этим "царским пресветлым величествам" имена "змий пecтpый двоеглавый", "помазанник сатанин" и т.п. - вовсе не ругательства, они в соответствии с традиционным ортодоксально-христианским пониманием смысла пророчеств называют вещи "своими им именами". Полностью материал читайте здесь http://ari.ru/ari/2011/07/01/o-proishozhdenii-dvuglavogo-orla-i-carya
Сообщение: 3670
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 25.08.16 12:36. Заголовок: Дмитрий , старообря..
Дмитрий , старообрядчество "изучают" все кому ни лень, и работы научные, и не очень научные, и совсем псевдонаучные тоже пишут все кому не лень. Так что я Вас очень прошу дать ссылку на прямой текст, составленный нашими уважаемыми начётчиками , или постановления соборов, или хотя бы на статьи старообрядческих журналов, писанные старообрядцами. Остальное вообще мало волнует, извините.
цитата:
Есть опубликованное старообрядческое сочинение 18в «Послание против поклонения двуглавому царскому орлу и четырехконечному кресту».
Вот это есть где посмотреть? Хотя само название уже говорит что оно направлено против поклонения орлу , а не против орла как государственного символа. Но надо посмотреть текст и интересно имя автора.
Сообщение: 3671
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 25.08.16 12:40. Заголовок: Дмитрий пишет: Да е..
Дмитрий пишет:
цитата:
Да есть конечно. Вопрос то этот старообрядцами не раз обсуждался.
Ну вот и хочется узнать кто обсуждал и о чём договорились :) А говорить что все староверы зазирали двухглавого орла, ссылаясь на современные статьи нестароверов просто неэтично.
Агния Гурьянова Наталья Сергеевна - одна из крупнейших ученых, по теме изучения старообрядчества, старообрядческой литературы и культуры. Её мнение безусловно имеет вес. Однако, вы правы, что хотелось бы почитать первоисточник. Дмитрий этих публикаций Гурьяновой я не читал (а Вы изучали?), а вот насчет статьи Першиной хочу сказать, что в ней идет речь не об отрицании двуглавого орла, а об отрицании императорской власти в целом в связи с произведенными реформами и сравнении императорской власти с трехглавым орлом из апокрифа Ездры, что, якобы, свидетельствует о близком конце власти. Из из этого вовсе не следует повсеместного (или даже значительного) отрицания двуглавого орла.
Отправлено: 25.08.16 22:52. Заголовок: Дмитрий пишет: Но п..
Дмитрий пишет:
цитата:
Но поскольку на них изображена тварь антихристова, во многих местах деньги старались не брать руками, а брали в рукавицах или через полу одежды. Если одной рукой брали деньги, то святые предметы, например свещи, дают другой рукой, завернув в бумажку. Всякий раз после денег руки положено очистить,
Тоже пришлось однажды видеть такое. Фарисейство, я считаю. Это как еврей, положив грелку с водой под себя, сказал: я плыву, а не еду.
Тот же чел, мывший руки после денег, в храм ходил со своим подручником
Отправлено: 25.08.16 23:12. Заголовок: Вот ещё, повеление Г..
Вот ещё, повеление Господа Петру использовать деньги:
цитата:
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Исус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26 Петр говорит Ему: с посторонних. Исус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Матф.17:24-27)
цитата: Есть опубликованное старообрядческое сочинение 18в «Послание против поклонения двуглавому царскому орлу и четырехконечному кресту». Вот это есть где посмотреть?
Я же написал, опубликовано в работе Гурьяновой. Должна быть в крупных библиотеках. В Питере точно есть в библиотеке академии наук и в Публичной библиотеке. Туда всех пускают.
Отправлено: 26.08.16 13:26. Заголовок: Дмитрий Вот из СТРА..
Дмитрий Вот из СТРАННИКИ-БЕЗДЕНЕЖНИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. А. И. МАЛЬЦЕВ Статья из сборника: Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989 г. В сочинении, вошедшем в состав цветников безденежни-ков, — «Кратком изъявлении вин, обретающихся у записных старообрядцев и поморцов», приводится более развернутая аргументация необходимости отказа от денег. «... Печать антихристова есть образ властныи вымылеванныи (на монетах). Яко же пенязь царскии имать образ, сице и на Христовых златницах — образ Господа нашего Исуса Христа и на цатех его сребренных — крест Господень. Тако и на антихристовых пенязех и на цатех его сребренных есть образ антихристов. Во всех бо льстец хощет уподобитися Сыну Божию и кресту Его, выражая же на них крыж и образ властныи, и орел двуглавыи, среди же его сам изображен, седя на коне. На крылах орла того есть осмь клеток, а в них — зверь и змий, и диадима его, и дух дияволь, и протчия. А орел знаменует самого антихриста, а главы его значут две власти: едина — духовная, а другая — мирская. На тех же цатах есть литеры выраженныя и летопись ложная антихристова. Есть же на них и скипетр его, и держава, и иныя многия есть богопротивныя клейма и душепагубныя начертания»34. Буквально каждая деталь монеты вызывает негативную реакцию автора-странника: изображение герба Российской Империи35, портрет правящего монарха, «литеры выражен-ныя» (те, о которых писала М. С.?), атрибуты власти — скипетр и держава, «летопись ложная», т. е. дата выпуска монеты — все это, по мнению странника, указывает на «дьявольскую» сущность денег...По убеждению безденежников, герб в виде двуглавого орла появился в России уже после «падения веры». Главы орла, с их точки зрения, символизировали две власти — гражданскую и духовную, а сам орел — антихриста.
Сообщение: 34
Упование: ДПЦ (пока не крещен)
Зарегистрирован: 17.08.15
Откуда: Московская область
Отправлено: 26.08.16 14:44. Заголовок: САП Убедительно, спа..
САП Убедительно, спаси Господи. По теме дискуссии о двуглавом орле, получается, что часть старообрядцев (безденежники) считали этот знак антихристовым и разработали в первой половине 19 в. свою теорию, пытаясь убедить в этом другие согласы. Также известно, что их мнение об орле возникло не на пустом месте, известно сочинение последней трети 18 в. на ту же тему, когда течения безденежников еще не существовало.
Отправлено: 26.08.16 14:53. Заголовок: chiflado да, но я ду..
chiflado да, но я думаю, что тут важнее не наличие двуглавости орла, а сопутствующие символы, которые подтолкнули безденежников к их суждениям. Антихрист же так же в чем-то уподобился Христу, но при этом его антипод.
Отправлено: 26.08.16 16:22. Заголовок: Агния это мнение воз..
Агния это мнение возникло в конце 18в. было популиризованно безденежниками, может кто-то из старообрядцев и повелся на это. Всякое бывает, посмотреть сейчас на часовенных, антииннщество и прочие мнения такого рода в их среде не новость.
Сообщение: 3711
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 26.08.16 16:33. Заголовок: САП , ну я Ваш текст..
САП , ну я Ваш текст посмотрела. Упоминается некий цветник, ... проверить бы. Но в любом случае, Дмитрий говорит что ВСЕ старообрядцы ТАК считали. Мол бы ВСЕ. А теперь оказывается что такое мнение видели только учёные, а старообрядцы особо не в курсе. А с деньгами, как всем известно , у староверов всё было нормально :).
Сообщение: 3712
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 26.08.16 16:36. Заголовок: САП , кстати Ваш тек..
САП , кстати текст меня даже неким образом расстроил. Я , когда слышала название безденежники, думала это такие нестяжатели, которые живут натуральным трудом и зазирают жыдовскую денежную систему. А теперь оказывается что это некие кликуши. Будто они ЗА деньги, но с Крестом и Кесарем, а с орлом они против.
Отправлено: 26.08.16 16:39. Заголовок: Агния ну, да, мнение..
Агния ну, да, мнение безденежников (секты отколовшейся от ипхс в начале 19в.)и возможно, незначительное число старообрядцев поведшихся на их пропаганду. Но к слову сказать есть цветники безденежников в защиту двуглавого, но с опущенными крыльями. Т.е. и внутри их согласа шла полемика по этому вопросу, знающие то знали, что до 1667г. герб был с двуглавым, но крыльями вниз
Отправлено: 26.08.16 16:41. Заголовок: Агния берите выше бр..
Агния берите выше, брали деньги, но в специальный карман пришитый спереди на кафтане, чтоб руками не касаться, а потом мирские забирали и клали в их кассу
Сообщение: 3713
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 26.08.16 16:50. Заголовок: САП пишет: Агния б..
САП пишет:
цитата:
Агния берите выше, брали деньги, но в специальный карман пришитый спереди на кафтане, чтоб руками не касаться, а потом мирские забирали и клали в их кассу
Сообщение: 8343
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия-матушка
Отправлено: 26.08.16 16:52. Заголовок: САП пишет: Агния бе..
САП пишет:
цитата:
Агния берите выше, брали деньги, но в специальный карман пришитый спереди на кафтане, чтоб руками не касаться, а потом мирские забирали и клали в их кассу
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет