О том, как покойник «в странство» ушел
Еще более интересной представляется следующая статья под названием «Из быта старообрядцев-бегунов». Выше было сказано, что староверы всячески отдалялись от государственной власти, не признавали паспортов, не желали открывать ничего для мира. И вот что из этого однажды получилось:
«В июне с.г. в Череповецком Окружном Суде разбиралось очень интересное дело, долженствующее пролить некоторый свет на таинственность, которою окружают свой культ бегуны-старообрядцы.
Дело представляется в таком виде. Три года тому назад в дер. Елесине, Чуровского прихода Череповецкого уезда, умер от чахотки молодой богатый крестьянин-маслодел. Родственники его, мать и братья, преданные бегунству, но еще живущие в мире, успели перед смертью убедить его креститься и крестили. По смерти, последовавшей очень скоро после крещения, он тайно был погребен в неизвестном месте. Жена покойного, православная, но принужденная отказаться от исполнения христианских обязанностей по православному, заявила о погребении, и дело передано было судебному следователю.
На предварительном следствии родственники отрицали факт погребения и смерти. Покойный, говорили они, живой, ушел «в странство», т.е. удалился из мира и переменил место жительства, как это водится у бегунов: оставляет человек свой дом, жену, детей и поселяется в соседней деревне или даже соседней избе.
Жена по закону привязана к мужу, пока он жив. И в данном случае житья ей, как говорится, не стало. Не имея никаких средств к жизни, она принуждена была поступить на службу к своему зятю, торговцу.
Свидетельскими показаниями факт смерти и погребения был установлен, и следователь предъявил к обвиняемым, как меру пресечения, внести залог или отправиться на предварительное заключение. Виновные, видя, что им своего участия в погребении не скрыть, сознались и оправдывали свое запирательство принципом бегунства не открывать ничего для мира.
Кто виновники погребения, место и обстоятельства погребения – остались не выясненными и на суде. Так бегуны оберегают свои тайны. У них существует институт гробокопателей, каковыми являются известные лица. И это дает им возможность сохранять погребение в тайне.
К родственникам покойного было предъявлено обвинение в насильственном похищение трупа и его погребении. Дело в смысле ответственности небольшое. Защитники нашли возможным представить подзащитных невиновными, став на точку зрения действия в силу их убеждений. Они распространяли на виновных действие закона о свободе вероисповедания.
К сожалению, не было поставлено вопроса, насколько на бегунов может распространяться этот закон. Закон 1905 г. распространяется на тех иноверцев, старообрядцев, кои составляя известную группу, зарегистрированы Властью.
Бегуны же не признают никакой власти и избегают всякой регистрации (не вошли они и в перепись 1897 г., по крайней мере в Чуровском приходе), а следовательно должны быть признаны стоящими вне закона 1905 года.
Судом обвиняемые оправданы.
Мне, как местному священнику, привелось быть на суде и вынести оттуда чувство неудовлетворенности и разочарования. Несомненно, оправданные судом – столпы бегунства в Чуровском и известные в Вологодском и Пошехонском уездах используют это дело не в пользу Православия. А между тем, после Селецких бесед 1910 г., бегуны чувствовали шаткость своего положения, так как когда, в течение недели, пред массою слушателей, ложь их упования была до очевидности раскрыта о. миссионером и слепцом Войкиным». (Священник Иоанн Белоликов. «Новгородские Епархиальные Ведомости» № 35, 1911 год).
http://zwezda.net/top/541