УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Отправлено: 17.02.09 12:33. Заголовок: Кормчая и каноническое право
Наталия пишет:
цитата:
Я со студенческой скамьи ТГПшников не очень то жалую
- а я вот, как раз сей предмет очень люблю.
Тему же размышлений предлагаю следующую - в основе канонического права лежит право кодифицированное, - да чего уж там - прямо скажем - Римское Право (достаточно бегло сравнить Кормчую и таблицы), но с течением времени в решении правовых вопросов всё больше стало применяться прицедентное право. Загвоздка в том что прецедентом ранее вынесенное судебное решение может стать только по утверждению верховного суда.
В случае с каноническим правом - где решения Вселенских Соборов существуют ныне и присно и во веки веком - прецедентное право - единственно возможная форма развития, но требуется строгое приведение в норму существующего положения вещей, т.к. бессистемное применение, то кодекса, то случая (даже не являющегося в правовом смысле прецедентом) ведёт к запутанности и произволу. Более того, учитвывая, что право - это всегда система норм - нужна внятная система приоритетов и механизмов применения норм.
Набираю в поисковике кормчая, вот что выдаёт: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Ко́рмчие книги (от ц.-сл. кормчий, старослав. кръмьчии — рулевой, греч. Номоканон) — сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран.
Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права.
В 1274 году на церковном соборе во Владимире[1] митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский.
В XIII веке появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 года и др. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков.
В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии т. н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 году — т. н. Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги — 1816год".
Сергий, в староверии какая версия кормчей книги , начнём с малого...
Сообщение: 43
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
Отправлено: 17.02.09 17:54. Заголовок: то есть, та версия, ..
то есть, та версия, что утверждена с 1653 года? А остальные неверные? Сергий, может нам в отдельную тему уйти, а то тут фотографии священников ждут, а мы сейчас в правовые дебри уйдём, вопрос на самом деле сложный. И вот ещё что официально (de jure) в России прецедентной системы нет. Решения судов - не источник права!. На практике (de facto) судьи считаются с решениями вышестоящих судов по аналогичным делам. В этом смысле прецедент в росийском праве фактически есть. При том полноценных (т. е. создающих новые нормы права) прецедентных судебных решений в российской правовой системе нет и пока что появиться не может, следовательно и прецедентов такого рода ни официально, ни фактически нет. Все судебные решения, которые можно с определенными оговорками рассматривать как прецеденты - это решения, являющиеся применением законодательства, и квазипрецедентный характер они имеют именно как авторитетные образцы толкования и применения закона. В основном используется ас.
Сообщение: 52
Зарегистрирован: 04.02.09
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 17.02.09 18:14. Заголовок: Наталия пишет: И во..
Наталия пишет:
цитата:
И вот ещё что официально (de jure) в России прецедентной системы нет. Решения судов - не источник права!. На практике (de facto) судьи считаются с решениями вышестоящих судов по аналогичным делам. В этом смысле прецедент в росийском праве фактически есть.
Наталия,Вы как юрист хотите узнать правомочность принятых решений.
Отправлено: 17.02.09 18:22. Заголовок: Наталия пишет: то е..
Наталия пишет:
цитата:
то есть, та версия, что утверждена с 1653 года? А остальные неверные?
ну почему же? для простоты предложил бы пользоваться номоканоном, но придётся читать по гречески
Наталия пишет:
цитата:
И вот ещё что официально (de jure) в России прецедентной системы нет. Решения судов - не источник права!. На практике (de facto) судьи считаются с решениями вышестоящих судов по аналогичным делам. В этом смысле прецедент в росийском праве фактически есть. При том полноценных (т. е. создающих новые нормы права) прецедентных судебных решений в российской правовой системе нет и пока что появиться не может, следовательно и прецедентов такого рода ни официально, ни фактически нет. Все судебные решения, которые можно с определенными оговорками рассматривать как прецеденты - это решения, являющиеся применением законодательства, и квазипрецедентный характер они имеют именно как авторитетные образцы толкования и применения закона.
Я догадываюсь, только я говорю не о светском континентальном праве, а о церковном. Как пример:
цитата:
Первое апостольское правило - 1. Епископа да поставляют два или три епископа.
Зонара. Ныне хиротониею называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку. А в древности и самое избрание называлось хиротониею. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиерев, народ сходился, и одни желали одного, другие другого. Итак, дабы голос большаго числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним и по ним считали избирающих каждаго. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избирание хиротониею. Ибо лаодикийский собор в пятом правиле говорит: хиротонии не должны быть в присутствии слушающих: а хиротониями собор назвал избрания; так как на посвящение архиерея более обычно сходится многим, а при избрании, по причине предъявления каких либо обвинений против избираемых мужей, запрещено некоторым присутствовать и слушать сии (обвинения). - Посвящать епископа сие правило дозволяет и двум епископам; а избирать епископа четвертое правило перваго собора определяет всем епископам той епархии, или по крайней мере трем, когда и прочие письменно изъявят согласие на сие.
Аристен. Два или три епископа рукополагают епископа. А избирать епископа непременно должны три, а не менее того, если затруднительно всем епархиальным епископам собраться для этого. Ищи еще правило 4-е никейскаго собора, 13-е карфагенскаго и 19-е антиохийскаго.
Вальсамон. Это апостольское правило говорит о хиротонии, совершаемой архиереем в церкви, как и великий Павел говорит: руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом (1 Тим. 5, 22), а не об избрании, чрез простертие рук бывшем тогда, когда избрания архиереев совершались городским народом, как говорили некоторые, последовав неписанным сказаниям. Ибо хотя лаодикийский собор в пятом правиле говорит, что хиротонии не должны быть в присутствии слушающих, и хотя из этого некоторые заключали, что и правило это говорит об избрании; но, мне кажется, не хорошо они говорят, потому что и в церкви совершаемая хиротония совершается чрез таинственные молитвы, хотя и бывает пред глазами многих. И сверх того, когда четвертое правило святаго никейского перваго собора определяет, что избрание епископа совершается всеми епископами епархии, или по крайней мере тремя, при изъявлении согласия и прочими чрез писания; то я недоумеваю, как некоторые говорили, что сие правило, говорящее о рукоположении епископа двумя, или тремя епископами, заключает в себе мысль об избрании архиерея.
Славянская кормчая. Два или три епископи поставляют епископа. Три убо епископи без всякого извета должни суть поставляти епископа, и да не будет извержен, аще несть мощно всем сущим во области епископом совокупится во едино. И о сем ищи правила четвертаго, иже в Никеи перваго собора.
однако,
Алексей Муравьёв пишет:
цитата:
если мы обратимся к истории Церкви, то увидим, что в случае нужды по икономии совершались единоличные хиротонии епископов. Среди них самые известные хиротонии – свт. Иоанна Златоуста и Афанасия Великого, которые были признаны Церковью как действительные. Такие же хиротонии совершались и во дни гонений на Церковь (Григорий Чудотворец единолично поставил в епископы Александра в Каманах, Евсевий тайно (отметим это), в одежде воина, рукополагал единолично, святой священномученик Автоном поставил единолично во епископа Корнилия, в Персиде во время гонения на христиан епископ Илиодор поставил вместо себя во епископа Дидана пресвитера, Садерий, епископ палебикский рукоположен только одним епископом Филоном цирензийским и признан Афанасием Великим, сам Афанасий Великий рукополагал во время гонений от ариан единолично, более близкое к нам время – 19 век - единоличные хиротонии епископа Гавриила Зарнского ). [...] Правило св. Юстиниана Великого: «Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию быти на епископство» (Кормчая Книга патр. Иосифа. Гл. 42 Юстиниана царя. Правило 29, л. 302 на об.). То же самое говорится и в древнейших Апостольских Постановлениях. Необходимо сделать упор на то, что эти правила допускают возможность единоличной хиротонии, когда другие епископы «не обрящутся» (вследствие гонений и трудности связи с епископами), не говоря уже о том случае, если они – еретики, т.е. епископов нет вовсе.
цитата:
Определение Архиерейского Суда РПСЦ, состоявшегося 16, 17 октября 2008 года в Москве
В связи с тем, что хиротония во епископы Внифантия Смольникова была совершена вопреки правилам Святой Церкви - поставление было единоличным (1 пр. св. Апостол), без Соборного определения, письменного согласия других епископов и воли митрополита (4 пр. I Всел. Собора, 13 пр. Карфагенского и 19 пр. Антиохийского), - считать хиротонию недействительной.
Неправда ли пёстро получается? И так можно и так при желании - а в результате "Закон что дышло, как повернул так и вышло" и такого в практике церковного права - более чем. Уже и не разберёшь.
Единственный путь решения (с моей скромной точки зрения) - констатация правоприемства Церкви Христовой и соборное утверждение тех или иных прецедентов в церковно-судебной практике. В противном же случае хаос и произвол, что при лукавом подходе к хорошему не приведёт.
Сообщение: 46
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
Отправлено: 17.02.09 23:13. Заголовок: В конце XV — начале..
цитата:
В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру.
Сергий, меня вот смутило немного что значит разночтений? по разному переводили или по разному трактовали содержание? Кем и как они были пересмотрены? Значит переделано содержание? Не могло случиться какой-нибудь подмене?
констатация правоприемства Церкви Христовой и соборное утверждение тех или иных прецедентов в церковно-судебной практике. В противном же случае хаос и произвол, что при лукавом подходе к хорошему не приведёт.
А сам процесс константации не приведёт к новому хаосу? Кто будет производить константацию? А если одни константируют, а другие не признают? Утвердят прецендент, а кому то само судебное решение покажется неверным? будет ли это нормой для всех толков?
Отправлено: 17.02.09 23:25. Заголовок: Наталия пишет: Кем ..
Наталия пишет:
цитата:
Кем и как они были пересмотрены? Значит переделано содержание? Не могло случиться какой-нибудь подмене?
Это долгий разговор, лучше при случае. Но по сути, Кормчая - это номоканон с добавлениями, которые могли разниться по времени и месту составления. Я специально привел последнюю страницу, чтобы Вы увидели это. А вообще, прежде чем развивать эту тему нужно сесть с правовыми таблицами и уложениями и кормчей и сравнить. Можно провести очень интересные параллели, как принятый вначале для христиан юсис, перерос во вторую брачную форму, принятую для жрецов, а именно через церколвное благословение, т.к. каждый христианин соблюдший себя в без скверны - потенциальный священник. Некоторые статьи видоизменены, но всё равно очень занятно проследить ихъ происхождение.
Отправлено: 17.02.09 23:34. Заголовок: Наталия пишет: А са..
Наталия пишет:
цитата:
А сам процесс константации не приведёт к новому хаосу? Кто будет производить константацию? А если одни константируют, а другие не признают? Утвердят прецендент, а кому то само судебное решение покажется неверным? будет ли это нормой для всех толков?
Запросто. Да никто и не примет на себя подобной ответственности, но это не значит, что миряне должны бездействовать. Ни начётники ни апологеты и отцы церкви не сидели сложа руки и (в частности апологеты) дискутировали с языческими философами с их понятийным арсеналом, доказывая правоту учения о Христе.
Ни о каком единстве между староверами речи нет и быть не может. Если Вы ещё не поняли - пропасть, между поповцами и беспоповцами признающими духовного антихриста и учащего о потреблении благочестивого священства на земле - едва ли не больше, чем пропасть между староверами и никонианами.
Так что любая работа в этом направлении - это скорее научное исследование, которое никогда никто не решится применить, но на мой взгляд- оно нужно.
Ни о каком единстве между староверами речи нет и быть не может. Если Вы ещё не поняли - пропасть, между поповцами и беспоповцами признающими духовного антихриста и учащего о потреблении благочестивого священства на земле - едва ли не больше, чем пропасть между староверами и никонианами.
Сообщение: 4255
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
т.е. печатанная с Кормчей напечатанной при патриархе Иосифе.
Позвольте вопрос, это печать какого года? Видел такую на молотке, очень дорого. Лет 5 назад в Питере Кормчую (Иосифскую) издавали, но сейчас врядли её найдёшь. И ещё, в этой редакции есть главы об иконописании? С уважением. а , вот увидел, 1914 г.?
Сообщение: 4271
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет