Автор | Сообщение |
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 28.08.11 13:37. Заголовок: Скуфьи и камилавки
Здравствуйте. Разъясните пожалуйста: 1. Различались ли до раскола на Руси скуфьи и камилавки? 2. Кто до раскола носил скуфьи/камилавки - диаконы, попы, архиереи, иноки? Каков был порядок ношения скуфий/камилавок в повседневной жизни и на богослужении? 3. Как сегодня в староверии выглядят скуфьи и камилавки? 4. Кто и когда их носит в современном староверии? 5. Было ли до раскола понятие наградных скуфий/камилавок? Награждают ли ими в староверии сегодня? 6. Различались ли до раскола скуфьи и камилавки цветом? Что означает современное различие цветов скуфий/камилавок (например, чёрные и синии в РПСЦ)?
|
|
|
Ответов - 161
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 6055
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 04.09.11 13:50. Заголовок: Она. Чего непонятно ..
Она. Чего непонятно то? Не похожа?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 11
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 04.09.11 14:12. Заголовок: Oleg23 пишет: Она. ..
Oleg23 пишет: цитата: | Она. Чего непонятно то? Не похожа? |
| !!!!!!!!!! Похожа. Просто просмотрел сотни иконографических описаний - и ни разу (!) не называли это епитрахилью: то параман, то аналав, то схима!
|
|
|
|
| |
Сообщение: 12
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 04.09.11 14:18. Заголовок: http://i059.radikal...
Здесь тоже епитрахиль!?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 10
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 04.09.11 15:50. Заголовок: Судя по всему это ча..
Судя по всему это часть схимнического одеяния. Преподобная Феврония не могла патрахиль носить. :)
|
|
|
|
| |
Сообщение: 11
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 04.09.11 15:54. Заголовок: Игорь_Яров пишет: С..
Игорь_Яров пишет: цитата: | Современная старообрядческая камилавка, - синтез дораскольной и никониянской. |
| Игорь, а где можно взглянуть на дораскольную скуфью или камилавку?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 13
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 04.09.11 17:09. Заголовок: Обнаружил на данном ..
Обнаружил на данном форуме несколько старых тем про скуфьи, клобуки, камилавки... Ой, как стыдно - это уже тысячу раз всё перемывалось, а я снова с теми же вопросами...
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6057
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 04.09.11 17:10. Заголовок: Варсонофий пишет: н..
|
|
|
|
| |
Сообщение: 12
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 04.09.11 17:37. Заголовок: Параман если я не ош..
Параман носится на спине между лопаток.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 04.09.11 18:05. Заголовок: Ну на иконе стрелкой..
Ну на иконе стрелкой-то, что обозначено?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 1046
Зарегистрирован: 08.02.10
|
|
Отправлено: 04.09.11 22:01. Заголовок: Следуя методу исключ..
Следуя методу исключения, остается аналав.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2302
Упование: Православие
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 05.09.11 08:07. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: цитата: | Игорь, а где можно взглянуть на дораскольную скуфью или камилавку? |
| Так в начале этой темы САП картинки выложил.
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 05.09.11 10:27. Заголовок: Михайло пишет: След..
Михайло пишет: цитата: | Следуя методу исключения, остается аналав. |
| Я тоже так думал, пока не прочитал статью "Аналав" в Православной Энциклопедии (РПЦ МП). Теперь в замешательстве цитата: | Аналав - часть облачения великосхимника - перевязь, крестовидно возлагаемая на плечи, спину и грудь, образующая по форме Андреевский крест... C XVII в. и до наст. времени словом «Аналав» ошибочно называют и др. предметы монашеской одежды. Встречается обозначение словом «Аналав» схимы или схимоарха... В Требнике Петра (Могилы) 1646 г. говорится: «Кукуль со аналавом… всегда вкупе бывают… покрывая главу, предняя же и задняя», т. е. Аналавом названа передняя часть куколя. Этот процесс нашел отражение в иконографии. Практически до кон. XVI в. изображение Аналава в облачении преподобных устойчиво; ко 2-й пол. XVII в. его наличие становится необязательным; для XVIII в. характерна лишь реминисценция аналава, след которого можно видеть в характерном орнаментальном мотиве в виде перекрещивающихся дугообразных линий, изображаемых на схиме... Древний вид, способ ношения, символику Аналава во многом воспринял параман, возлагаемый на монаха в малом постриге... |
| Следовательно, если доверять "ПЭ" - то что я указал стрелкой - передняя часть куколя (естественно, великосхимнического). Аналав же присутствует в виде перекрещивающейся на груди перевязи. Таким образом, указания старых Потребников о возложении при постриге в великий ангельский образ аналава и куколя относятся к этим предметам (аналав на спину на перевязи и куколь - сшитые вместе остроконечный клобук и "передник"), а не к отдельно "переднику" и головному убору. В старой теме "Ткани и вид монашеских одежд" (2008 г.), да и в некоторых других, что-то подобное обсуждалось. Прошу извинить меня за то, что в пятисотый раз возвращаюсь к этим вопросам. Это видимо особенности "форумного" обсуждения - вокруг да около, с одного предмета на другой... Игорь_Яров пишет: цитата: | Впервые греком Феофаном митрой был награжден архимандрит. Было это в начале семнадцатого века, и такая практика без изменений продолжалась вплоть до раскола. После никонияне начали давать митры протоиереям... |
| В Православной Энциклопедии (РПЦ МП) в статье "Вонифатьев Стефан" написано: цитата: | 25 дек. 1651 г. «государеву духовнику благовещенскому протопопу» Стефану Вонифатьеву была дарована «властелинская шапка» (митра). |
| Это один из первых примеров появления нового обычая, или всё ж таки может какая-то традиция уже сложилась до этого?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 13
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 05.09.11 11:08. Заголовок: Игорь_Яров пишет: Т..
Игорь_Яров пишет: цитата: | Так в начале этой темы САП картинки выложил. |
| Так на картинке шапка архиерейская и великокняжеская, а не скуфья и камилавка.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2303
Упование: Православие
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 05.09.11 11:17. Заголовок: Там была камилавка п..
Там была камилавка преп.Кирила Белоезерскаго, и еще чья-то. Поповские скуфьи есть в лицевом Житие преп.Сергия, будет время выложу картинку.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 05.09.11 13:03. Заголовок: Игорь_Яров пишет: Т..
Игорь_Яров пишет: цитата: | Там была камилавка преп.Кирила Белоезерскаго, и еще чья-то. |
| Где они были?? Игорь_Яров пишет: цитата: | Поповские скуфьи есть в лицевом Житие преп.Сергия, будет время выложу картинку. |
| Сделай милость.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 05.09.11 13:17. Заголовок: http://shot.photo.qi..
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2304
Упование: Православие
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 05.09.11 13:35. Заголовок: САП пишет: Варсоно..
САП пишет: цитата: | Варсонофий пишет: цитата: я так понимаю, всюду скуфьи/камилавки/наплешники, которые суть одно и тоже, только покрой разный – кому какой больше нравится? Значит так, скуфья - священнический наплешник, камилавка - иноческий. Вот из Устав Арсения Уральского: Скуфья св. Никиты, еп.Новгородского, находившаяся на его мощах и относящаяся как минимум ко 2-й пол. 16 в. Из истории вопроса: Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный,заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана. Камилавка прп.Кирила Белозерского. |
| Вот это сообщение в начале темы найди. Там две картинки.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2305
Упование: Православие
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 05.09.11 13:39. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: Современная поделка.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 16
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 05.09.11 15:13. Заголовок: Игорь_Яров пишет: В..
Игорь_Яров пишет: цитата: | Вот это сообщение в начале темы найди. Там две картинки. |
| нашел. Спаси Христос!
|
|
|
|
| |
Сообщение: 17
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 05.09.11 15:16. Заголовок: Игорь_Яров пишет: С..
Игорь_Яров пишет: насколько она близка своей формой к дораскольной скуфье?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2307
Упование: Православие
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 06.09.11 07:27. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: Дораскольная скуфья была ниже, из другой материи, разных цветов, причем как я понимаю, носило ее только белое духовенство. Иноки носили либо полный куколь, т.е. покрытую наметкой вязанную камилавку, наподобие той, что САП выложил, либо в келии, и во время некоторых богослужебных моментов только камилавку. Причем малая мантиЯ, которую так любят нынешние старообрядческие монахи, использовалась исключительно доя ношения в келье и для работы. В повседневности мних должен был носить каптырь, однорядку, пояс, удлиненную манатьЮ. Для посещения церкви одевали еще более длинную соборную мантиЮ.
|
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 06.09.11 09:15. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: цитата: | Преподобная Феврония не могла патрахиль носить. :) |
| Речь идет о схиме. Обратите внимание - вдоль схимы идет веревка с узелками, сходящаяя с нее. Это встречается и в археологии погребений тех лет. Толкование этого непременного атрибута дониконовской схимы сейчас утеряно. Про скуфью Никиты Новгородского -он был епископом. Следовательно, перед нами епископская скуфья, с херувимами. Нечто подобное было обретено в могиле Маркела Вологодского похороненного в 1663 в Соловках.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 16
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 06.09.11 10:29. Заголовок: Федор фон бок пишет:..
Федор фон бок пишет: цитата: | Толкование этого непременного атрибута дониконовской схимы сейчас утеряно. |
| В статье ПЭ этот атрибут прямо назван аналавом (они же плетцы). При всём скептическом отношении к РПЦ МП вообще и ПЭ в частности, статья "Аналав" в этой самой ПЭ выглядит достаточно аргументировано. Там указывается на имеющуюся сегодня путаницу в названиях элементов великосхимнического облачения.
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 06.09.11 11:19. Заголовок: Возможно. Получается..
Возможно. Получается что аналав включал в себя кожанный квадрат с оттиском креста и сопутствующими надписями (какие находят археологи), и был связан конструктивно с плетцами. Но тогда получается что он одевался поверх однорядки и схимы, под мантию.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 18
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 06.09.11 13:20. Заголовок: Игорь_Яров пишет: ..
Игорь_Яров пишет: насколько она длинна была? примерно до каких пор?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6062
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 06.09.11 13:22. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: Как на выше изображенных иконах.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 19
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 06.09.11 13:27. Заголовок: Интересно в какую по..
Интересно в какую пору появилась красная оторочка иноческих скуфей, мантии и каптыря? Если я не ошибаюсь ее не было в 17-м веке и ранее? Не латынское ли это веяние? Ведь у католиков она также присутствует в монашеском одеянии.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 20
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 06.09.11 13:37. Заголовок: Oleg23 пишет: Как н..
Oleg23 пишет: цитата: | Как на выше изображенных иконах. |
| На каких именно?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6063
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 06.09.11 14:58. Заголовок: На всех. Вот хотя бы..
На всех. Вот хотя бы на изображении приведенном Агнией мантия коричневого цвета.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2309
Упование: Православие
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:04. Заголовок: Черный краситель был..
Черный краситель был досточно дорогим, поэтому черными мантиями обладали далеко не все иноки. Обычно облачения были в цвет некрашенной овечьей шерсти ( коричневый например ).
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6065
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:11. Заголовок: Или красили естестве..
Или красили естественными растительными красителями, вот и получался коричневый цвет.
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 21
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:12. Заголовок: Oleg23 пишет: На в..
Oleg23 пишет: цитата: | На всех. Вот хотя бы на изображении приведенном Агнией мантия коричневого цвета. |
| Игорь, писал о трёх видах мантий. Короткой, удлиненной и соборной. На фото я наблюдаю соборные мантии и на фото Агнии в том числе. Мне интересна длинна той манатьи, которую Игорь назвал удлиненной.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6066
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:16. Заголовок: Варсоновий ранее при..
Варсоновий ранее приводил рисунок, так на этом рисунке изображенный третьим схимник как раз в такой мантии то есть для молитв в храме (самой длинной), а вот на рисунке Агнии в повседневной. В более короткой, примерно как сейчас любят, работали.
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:39. Заголовок: Перечитал архив фору..
Перечитал архив форума.От этого понятнее не стало.Ведь просили рисунок и название.А тут опять через пустое в порожнее переливают:масса фотографий,а толку никакого.Как должно выглядеть облачение -рисунок.И как все части этого облачения называются.Начиная с парамана и кончая мантией-рисуннки.Создаётся впечатление,что этого никто не знает.
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:39. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: цитата: | Не латынское ли это веяние? Ведь у католиков она также присутствует в монашеском одеянии. |
| Вы сами ответили на свой вопрос.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 22
Упование: православный християнин приемлющий Белокриницкую иерархию
Зарегистрирован: 24.07.11
Откуда: Белая Русь, Гомель
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:44. Заголовок: Oleg23 пишет: Варсо..
Oleg23 пишет: цитата: | Варсоновий ранее приводил рисунок, так на этом рисунке изображенный третьим схимник как раз в такой мантии то есть для молитв в храме (самой длинной) |
| Та что до пят что ли?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6067
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 06.09.11 15:52. Заголовок: Да...
Да.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14974
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 14:14. Заголовок: Андрей Нестерович пи..
Андрей Нестерович пишет: цитата: | Интересно в какую пору появилась красная оторочка иноческих скуфей, мантии и каптыря? |
| Притом мантия наша имеет и некоторый знак багряного цвета. Что же значит сей багряный знак? Каждый царский воин имеет на своей епанче багряницу. Ибо так как царь носит багряную одежду, то и все воины его нашивают на епанчи свои багряницу, т. е. отличие царское, чтобы по этому узнавали их, что они принадлежат царю и ему служат. Так и мы носим багряный знак на мантии нашей, показывая, что мы стали воинами Христовыми и что обязаны терпеть все страдания, какие Он претерпел за нас. Ибо когда Владыка наш страдал, то Он был одет в багряную ризу, во-первых, как царь - ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих, потом же и как поруганный оными нечестивыми людьми. Так и мы, имея багряный знак, даём обет, как я сказал, переносить все страдания Его. (авва Дорофей) Игорь_Яров пишет: цитата: | Причем малая мантиЯ, которую так любят нынешние старообрядческие монахи, использовалась исключительно доя ношения в келье и для работы. В повседневности мних должен был носить каптырь, однорядку, пояс, удлиненную манатьЮ. |
| Стараясь, чтобы одеяние их было и малоценно и удобно, избегая дорогих одежд, они закрывают шею и плечи небольшой епанчой. (Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей)
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14976
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 15:23. Заголовок: Igor пишет: .Как до..
Igor пишет: цитата: | .Как должно выглядеть облачение -рисунок.И как все части этого облачения называются.Начиная с парамана и кончая мантией-рисуннки.Создаётся впечатление,что этого никто не знает. |
| Камилавка прикрывает выстреженную на макушке плешь надевается под клобук. Параман, крепится на спине и крестообрахно крепится на груди, прикрепляясь к тельному кресту. Шнурки парамана Пересекаются вот так: На практике, параман зачастую имеет только два шнурка которые проходя со спины через плечи прикрепляются к ушку тельного креста. Параман носят под однорядкой.
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 07.09.11 18:14. Заголовок: САП,спаси Христос..
САП,спаси Христос!Вот теперь все почти понятно.На фото на монахе короткая мантия,она носится повседневно?А длинная одевается на богослужение?Так?Еще вопрос по параману:он похож на никонианский на этом фото?Если нет,то можно рисунок как параман завязывается?
|
|
|
Ответов - 161
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|