УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 411
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 24.05.10
Откуда: Фряжский Брод
Отправлено: 16.10.10 02:12. Заголовок: Приравниваемые к самоубийцам
Подскажите, пожалуйста, если кто помнит, почему у нас лишают церковного погребения тех, кто расстался с жизнью в результате разного рода лихачества и грубой неосторожности? Вроде был какой-то соборный канон или в епитимийниках что-то. Яндекс выдает только инструкцию патр. Андриана (1697): "а которой человек обесится, или зарежется, или купаясь и похваляясь и играя утонет, или вина опьется, или с качели убьется, или иную какую смерть сам над собою своими руками учинит, или на разбое и на воровстве каком убит будет, и тех умерших у церкви Божии не погребать..., а велеть их класть в лесу, или на поле, кроме кладбища и убогих домов". Он же это не сам придумал, правда?
Подскажите, пожалуйста, если кто помнит, почему у нас лишают церковного погребения тех, кто расстался с жизнью в результате разного рода лихачества и грубой неосторожности? Вроде был какой-то соборный канон или в епитимийниках что-то.
Сообщение: 104
Упование: экс-РПЦ
Зарегистрирован: 02.06.10
Откуда: Россия, Саратов
Отправлено: 17.10.10 02:26. Заголовок: САП пишет: Так, это..
САП пишет:
цитата:
Так, это все по пьяни бывает. Детей же погибших от несчастного случая отпевают.
Не обязательно. Например, у меня (больного эпилепсией) иногда даже у трезвого бывают и заплетающийся язык, и "пьяная" походка... (Однажды меня даже в вытрезвитель забрали). А уж особенно этому (опьянению без вина) способствует... игромания. (Например, я могу опьянеть с 600 мл кваса, а могу, вместо этого, с пяти билетов моментальной лотереи, скажем, "Спринта"). Так что формулировка "или" - вполне имеет "право на жизнь". Кстати: у староверов игромания - грех?
...И ещё: а если я (трезвый) в воде потеряю сознание и из-за этого утону?!
Отправлено: 17.10.10 13:11. Заголовок: Мне зрится, что все ..
Мне зрится, что все таковые случаи, где подвергается живот опасности, подлежат испытанию по разуму 14 правила свт. Тимофея Александрийского.
Вот интересное и полезное для разумение поучение из Измарагда свт. Евсевия (Вероятно, Александрийского еп., 9 в.).
«ИЗ "ИЗМАРАГДА" СЛОВО БЛАЖЕННОГО ЕВСЕВИЯ-АРХИЕПИСКОПА ОБ УТОПАЮЩИХ (ГЛАВА 82)
Как-то летом человек утонул, переплывая реку. И одни говорили: «По делам своим получил», а другие говорили: «Смерть пришла к нему». Об этом царь Александр спросил блаженного епископа Евсевия. И сказал ему Евсевий: «И те и другие далеки от истины. Если бы каждый по делам своим получал, то весь мир погиб бы в муках, но дьявол не может читать в сердцах, а лишь подсматривает, и подслушивает, и высматривает смерть человека. И так стремится погубить, чтобы в сетях его погиб человек. Когда узнает дьявол, что суждена смерть человеку, то поспешит поссорить его или гнев в нем разбудить или ярость, чтобы и от легкого удара умер человек. Или убедит его в весенний день переправляться через реку, или ввергнет его в иную беду, и своими уловками приведет его к смерти. Но задумайся и посмотри, как иных людей без жалости бьют и оружием ранят, но не умирают они, а бывает, случится, что кто-либо и от слабого удара тут же умрет. И подобно этому: если кто зимой и в лютый мороз выйдет из дому и по дороге умрет, замерзнув, — то по своей вине умирают таковые. Если же кто выйдет из дому в тихую погоду, и в пути застигнет его ненастье, и не будет места, где спрятаться, то таковые умирают мученической смертью. И еще: если кто придет к реке и увидит на реке мутные волны, и никто через нее не переправляется, а он, понадеявшись на себя, вздумает дерзнуть ее перейти и, попав в беду, скоро погибнет, то за такого не следует и даров в церковь приносить — сам он себе убийца. Если кто, услышав о страшном разбое на распутье дорог, все же пойдет как смельчак той дорогой, то, если убьют его, сам себе он убийца. А если кто в <...> драке будет убит или повесится, то такие по своей воле умирают; ни погребать их не следует, ни даров в церковь за них не нужно приносить — сами себя погубили. Если же с кем внезапная беда случится: или утонет, или убьют его, или ослепнет кто, — то таковые умирают как мученики».». Дозде из Измарагда. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5144<\/u><\/a>
Сообщение: 1632
Упование: православие
Зарегистрирован: 12.01.10
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 17.10.10 13:35. Заголовок: Про пьяниц,дураков и..
Про пьяниц,дураков и негодяев всё понятно. А как быть с ГЕРОЯМИ! Приведу пример про своего однофамильца: из ВИКИ, хотя список ГЕРОЕВ бесконечен! <\/u><\/a>
Отправлено: 17.10.10 14:25. Заголовок: mihail пишет: Про п..
mihail пишет:
цитата:
Про пьяниц,дураков и негодяев всё понятно. А как быть с ГЕРОЯМИ!
Православных воинов тако судила Церковь (по разуму свт. Афанасия), что они достойны своей похвалы, но кроме как примера мученичества.
13 правило свт. Василия В. Убиение на брани отцы наши [смотри послание святаго Афанасия к Аммуну монаху. Валсамон и Зонар согласно замечают, что предполагаемый святым Василием совет вообще не был употреляем в действие, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего правила изложенным] не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн.
Толк. Зонара. Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святый, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что войны никогда не будут причащаться божественных даров, и в особенности лучшие, - те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире. Итак, если те, которые, ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишаемы благого причащения, что для христиан – нестерпимое наказание. Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить своих рук, то все погибнет, и варвары всем овладеют. В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет ни благочестия, ни целомудрия: благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию; а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они живут. А великий в божественном учении Афанасий в своем каноническом послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее: «непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно». Итак, я думаю, что это предложение Василия Великого никогда не действовало; но, по крайней мере, оно приносило иногда пользу тем, кто защищал церковные предания. Так мы знаем из истории, что когда император Никифор Фока стал требовать чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, и подобно им были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли со своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и, не быв выслушаны, воспользовались наконец словами Василия Великого, как правилом, говоря: «каким образом мы можем причислять к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки»?
Синопсис. Воюющий за благочестие, хотя и есть защитник (оного), пусть три года воздерживается от причащения.
Аристин. Убийства не войне не считались древними отцами за убийства, как пишет и Афанасий Великий к монаху Аммуну, говоря, что доблестных в брани должно сподоблять великих почестей и воздвигать им памятники, возвещающие геройские их деяния: они убивают врагов и делают дело законное и достойное похвалы. И сей великий муж не отвергает мнения (древних отцев), имея в виду, что войны защищают целомудрие и благочестие. Впрочем, он советует, что хорошо было бы таковому воздерживаться только от причащения, потому что он имеет нечистые руки.
Вальсамон. Настоящим правилом святый предлагает в виде совета, чтобы совершившие убийство на войне воздерживались от причащения три года, хотя (древние) отцы дали таковым прощение и не считали их наряду с убийцами, так как они подвизались за благочестие и целомудрие верных, которые иначе могли бы подвергнуться (варварскому) пленению. Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что войны, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей; никогда не будут причащаться, что невыносимо. А написано, что когда император Фока потребовал, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, тогдашние архиереи, воспользовавшись этим правилом, заставили царя отказаться от своего требования, говоря: «каким образом мы причислим к мученикам падших на войне, которых Василий Великий устранил от таинств, как имеющих нечистые руки»? Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград. А многие за то, что убили людей во время игры в палки, были причислены к вольно-невольным убийцам, так как эта игра не принадлежит к числу тех пяти игр, которые признаются законом и называются состязаниями от (то есть кулачный бой, бег, прыгание, кидание диска и борьба); отчего те, которые убивают в этих играх, не подвергаются предосуждению. Славянская кормчая. Убийства на бранех, не убийства: причащения же три лета не приимати сим. Воин на брани за благоверие, аще убиет, три лета да не примет общения. Толкование. Иже на бранех бывающия убийства, не убийства вменишася от святых отец: яко же и великий Афанасий Аммуну мниху в послании глаголет, честий великих достойни суть, иже во бранех храбровавши, образы подобия их поставляти, лепо есть проповедати храбрость их, яко убивают противныя, и дело творят законно, и похвалы достойно: Се же и великий сей муж тех суда не отмещет, понеже за целомудрие, и за благоверие храбор на брани убивает: обаче совещавает, добро есть глаголя таковому, три лета причащения токмо не приимати, понеже не чисте имать руце.
Сообщение: 413
Упование: Русская Православная старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 24.05.10
Откуда: Фряжский Брод
Отправлено: 17.10.10 15:34. Заголовок: Игорь Кузьмин Очень ..
Игорь Кузьмин Очень Вам благодарен! Все приведенные Вами выписки очень интересны, а из "Измарагда" -- как то, что мне было нужно. Я подозреваю, что на эту тему еще могут иметься кое-какие указания в Потребнике, но нет его под рукой.
+++предполагаемый святым Василием совет вообще не был употреляем в действие+++
Вспомнил, кстати, как подвергали епитимье нормандцев, участвовавших в завоевании Англии в 1066 г. Вопрос об этом задали заехавшему туда спустя несколько лет еп. Эрменфриду Сьонскому, и вот что он ответил: "Каждый, кто знает, что убил человека в большой битве, должен понести епитимью по году за каждого человека, которого он убил. Каждый, кто ранил человека, но не знает, умер тот или нет, должен понести епитимью в сорок дней за каждого человека, которого он так ударил, продолжая ее или прерываясь [каждый раз после 40 дней]. Каждый, кто не знает, сколько человек он убил или ранил, должен по смотрению своего епископа нести епитимью по одному дню каждую неделю до конца своей жизни" (Concilia Rotomagensis provinciæ. Rec. G. Bessin. Rotomagi, 1717, p. 50). Епитимья в то время подразумевала пост и сухоядение. Эти указания касались только тех, "кто действовал по приказу герцога Вильгема, будучи обязаным ему воинской службой". Остальные, в том числе все клирики, хотя бы просто взявшие в руки оружие, по мнению Эрменфрида, подлежали епитимье обычного убийцы.
Я нашел греч. оригинал и навел кое-какие справки. В греч. рукописях автором этого слова (омилии) называется некий Евсевий -- то "мних", то "епископ", то "папа", но чаще всего "архиепископ" Александрийский. О нем ничего толком не известно. Современные ученые датируют это и другие слова, приписываемые Евсевию, V -- нач. VI в. и предполагают, что автор жил скорее в Сирии или Палестине, а не в Египте. В древности его омилии (или скорее "вопросоответы") пользовались большим авторитетом; их часто цитирует преп. Иоанн Дамаскин и проч.
Современные ученые датируют это и другие слова, приписываемые Евсевию, V -- нач. VI в. и предполагают, что автор жил скорее в Сирии или Палестине, а не в Египте.
Ну да, такие тексты трудно поддаются авторизации. А «царь Александр», как для них верифицируется?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 60
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет