ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 2236
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.08 15:05. Заголовок: Сарафан изначально мужская одежда!



 цитата:
Сарафан - мужская легкая одежда, тип походного или рабочего кафтана. В актах Русского государства 1505—1526 гг. читаем: «Староста Васюк с теми своими товарищи того старца Мисаила и его хрстьян били, а грабежу деи у них взяли три сермяги да три сарафана да три колпаки». А в Никоновской летописи, относящейся к 20-м годам XVI в., есть такая фраза: «Русские воеводы начяша ходити и ездити в охабнех и в сарафанех, а доспехи своя на телеги и в сумы скуташе». Слово сарафан впервые появилось в письменности в XVI в. Обозначало в ту пору общесословную одежду. Известно было в центре и на западе России. А уже в следующем столетии сарафан как тип мужской одежды встречается крайне редко, да и значение его выросло: теперь это был меховой кафтан в царском или архиерейском облачении.


Последнее упоминание о мужских сарафанах относится к 1677 г. Сравнительно редкое употребление слова сарафан со значением тип мужской одежды обусловило одно-единственное уменьшительное от него: сарафанец. В описи царского платья 1626 г. упоминается «сарафанец объярь червчета подпушка тафта лазорева нашивки шолк лазорев з золотом».


Сарафан как женская одежда впервые упоминается в духовной грамоте князя Оболенского в 1565 г.: «...да дочере ж моей княжне Огрофене моего платья в приданые: сарафанец на зелене земли шелк двоеличен, а на нем дватцать три пугвицы». В XVII в. это слово употребляется особенно широко, но исключительно в деловых текстах, что говорит о его обычности и в устной речи. Известно оно было на всей русской территории. Много фактов XVII—XVIII вв., подтверждающих распространение на юге страны слова сарафан и соответствующего женского наряда, опубликовал большой знаток старой русской письменности московский профессор С. И. Котков. Между тем еще недавно этнографы утверждали, что сарафаны проникли в южные области лишь в XIX в., что на юге сарафан был костюмом знати, а народ носил поневы. Пока не подтвердилось предположение, что существовали другие названия этой женской одежды. Нет данных и о том, что слово сарафан было использовано позднее, чем появился сам предмет в гардеробе русских женщин: все названия одежды типа женского сарафана отмечаются в письменности не ранее второй половины XVI в. Правда, они носят местный характер, а местные названия в силу разных причин отражались в текстах гораздо реже.


Так, с 1595 г. отмечается в актах Двинского и Важского уездов костычь — крашенинный сарафан особого покроя, который имел нашивки из шнура на боковых швах. Их называли костылями, отсюда и сарафан — костычь. Позднее костычи носили в архангельских краях. Близкое по звучанию костолан наблюдается в новгородских актах. Костоланом в наши дни называют сарафан в новгородских, псковских, калининских и смоленских деревнях. Приведем старорусские примеры, взятые из исторической литературы, изданной в наше время: «Внуке моей Офимьи замужной костычь крашенинной»; «А сказала у себя сукман желтой простой, рубашка муская простая да костолан женской».


В свирских и вологодских текстах с первой половины XVII в. употребляется наименование шушпан. Так назывался женский повседневный сарафан из простого материала. Он сохранился здесь и в XIX в. Зато южнорусское шушпан ('женский кафтан') появляется лишь в национальный период и отмечается специалистами с начала XX в.


Сарафаны из крашенины на Двине в старое время называли крашенинниками, а такую же одежду из кумача на Русском Севере именовали кулачниками. В Зауралье были известны дубленники— сарафаны из дубленого холста. Название синяк (по цвету материала) отмечено в калужской челобитной 1699 г., а красик — в росписи крестьянского имущества конца XVII в., составленной на юге России, в Дедилове. На Севере сарафаны называли также верхнща (Зауралье) или верхник (Подвинье и Белозерье). В среднерусской полосе было известно также слово расстегай, так называли распашной крестьянский сарафан: «...сшил он за те денги скотья двора девке Марфицы разстегай крашенинной» — отмечается в приходо-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1665—1666 гг. В западной части среднерусской и южнорусской территории со словом сарафан употребляли близкое по значению саян, заимствованное в результате белорусско-польского влияния.


С давних времен на Севере отмечается обилие типов сарафанов и разнообразие их названий, в которых учтены характер материала, отделка одежды, способ ее ношения. По-видимому, данный тип одежды в северной Руси был распространен шире, чем на юге, где в качестве набедренной женской одежды была известна уже в старомосковский период понева.


Любопытно, что отдельные названия типов сарафанов вслед за основным словом сарафан могли одновременно называть как женскую одежду, так и определенный тип мужской рабочей одежды. В целом же употребление слова сарафан в качестве названия мужской одежды носило эпизодический характер, а разные типы женских сарафанов с общим названием сарафан и со своими индивидуальными наименованиями широко распространяются по всей русской территории еще в допетровскую эпоху.


http://klk.pp.ru/2006/09/24/print:page,1,zhilibyli_slova_i_veshhi.html



Потому-то наиболее архаичной формой погребальной одежды является рубаха:

 цитата:
Наиболее древние черты сохранял погребальный костюм, особенно у старообрядческого населения. У часовенных старообрядцев ст. Кын и окрестных деревень погребальный женский костюм, например, включал длинную рубаху и архаичный головной убор, состоящий из волосника, поверх которого надевали позатыльник, а затем сороку. Поверх надевался саван. Мужской костюм также включал только длинную "до пят" рубаху и саван.
http://www.culturemap.ru/region/140/article.html?topic=13&subtopic=&id=2261



А изначально русская женская одежда: длинная рубаха, панева и платок...

православный християнин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]







Сообщение: 773
Зарегистрирован: 18.10.07

Замечания: Безработные России, Вам и так водка по талонам мясо по справке из синагоги
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.08 15:32. Заголовок: Длинная рубаха, это..


Длинная рубаха, это да. Видел на картинках. Правда, не до пят, до щиколоток или голеней. А дальше, скорее всего просто омонимы.

С другой стороны, царские и архиреййские облачения цельношитые. Но по-любому, речь идет не о женских сарафанах.


 цитата:
Слово:сарафаґн;
Ближайшая этимология: стар. также в знач. "мужской кафтан", др.-русск. сарафанъ "длинный мужской кафтан" (Никон. летоп.; см. Срезн. III, 262 и сл.; Домостр. К. 29, Заб. 89). Заимств. с Востока, через тюрк. s„rара(i) из перс. sеrѓрѓ "почетная одежда", sЈrapij (Гесихий); Хорн, Npers. Еt. 160; Корш, AfslPh 9, 489; Мi. ЕW 288; Локоч 146; Преобр. II, 252.


http://vasmer.narod.ru/p613.htm


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2239
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.08 15:39. Заголовок: Евгений Иванов пишет..


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
Но по-любому, речь идет не о женских сарафанах.


Об их предотече


православный християнин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 774
Зарегистрирован: 18.10.07

Замечания: Безработные России, Вам и так водка по талонам мясо по справке из синагоги
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.08 15:52. Заголовок: САП пишет: Об их пр..


САП пишет:

 цитата:
Об их предотече


Не совсем




Вот они длинные рубахи. Мало похожи на женские сарафаны.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 775
Зарегистрирован: 18.10.07

Замечания: Безработные России, Вам и так водка по талонам мясо по справке из синагоги
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.08 15:58. Заголовок: http://www.nsad.ru/p..


[img]http://www.nsad.ru/pic/olga1%5B1%5D.jpg[/img]

Княгиня Ольга, тоже одета в длинную рубаху. Но это опять-таки не наш сарафан. Может, было что-то ещё, но я не помню.

Главная характерная черта женского сарафана - осутствие верха.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2241
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.08 21:05. Заголовок: Евгений Иванов пишет..


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
Вот они длинные рубахи. Мало похожи на женские сарафаны.


Царь михаил Федорович надевал сарафанец летом 1633г. к столовому кушанью:"Сарафанец... объярь червчата, тафта лазорева" (считается, что ето был зипун, так как он имел обнизь (пристяжной воротник)...
Считается, что название "сарафан" происходит от тюрского "sarapa" из персидского "sеrapa" "почетная одежда"...
Сарафанец упоминается в источниках 14-17в. только среди московской знати. Так например у князя Оболенского был желтый сарафанец, застегивающийся на 23 золотые и серебрянные пуговицы.

православный християнин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 63
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет