ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 139
Упование: РПЦ МП
Зарегистрирован: 28.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 08:54. Заголовок: Единоперстие


Почитав форум я понял, что старообрядцы стоят на том, что единоперстия не было никогда в истории. А есть какие-нибудь высказывания святых отцов о перстосложении в ранней Церкви?

Святитель Иоанн Златоуст: "когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 [только новые]







Сообщение: 356
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 09:08. Заголовок: Крестное знамение ка..


Крестное знамение как символ спасения людей через распятие на кресте Христа восходит в глубь веков христианской истории, имея своим началом апостольское время. Хотя оно, как и многие другие предания Церкви, не имеет письменной истории, все же некоторыми свв. отцами древности, как, например, Василием Великим, относится прямо к преданиям апостольским, и притом настолько распространенным, что во времена великого святителя считалось уже «общим» обычаем христианства.

История, повторяем, не указала нам способа перстосложения, которым первые христиане изображали на себе крестное знамение, почему некоторые ученые авторитеты нашего времени и строят в своих научных изысканиях предположения, что начальнейшей формой перстосложения было одноперстие, которое потом заменилось двоеперстием, а это последнее было заменено позднее триперстием, которое и осталось господствующим перстосложением в церквах греческой и русской.

Не входя в подробное рассмотрение этой гипотезы, считаем необходимым, однако, заметить, что она страдает неполнотой и несостоятельностью, что уже замечено и некоторыми учеными. Доказывая, например, существование одноперстия в IV в. ссылками на Златоуста, блаж. Иеронима и других, исследователи наталкиваются на свидетельство св. Кирилла Иерусалимского, жившего тоже в IV в., но который учит совершать на себе крестное знамение не перстом (как хотели бы видеть ученые исследователи), а «перстами». Кроме того, и в самих переводах творений отцов, на чем, собственно, и зиждется все основание гипотезы об одноперстии, замечается крупное противоречие: одно и то же изречение св. отца одними переводится так, другими иначе.

Возьмем для примера известное изречение Иоанна Златоуста, помещенное в 54-й беседе на евангелиста Матфея, где говорится о знаменовании себя перстосложением. В академическом издании Творений Златоуста значится: «...не просто перстом», тогда как магистр богословия Дьяченко, придерживаясь точности оригинала, перевел: « перстами ». «Не просто перстами должно изображать крест», — говорит он в своей книге словами Златоуста.

Подобное самопротиворечие ученых исследователей внушает естественное опасение в справедливости их предположений и не дает правильного понятия о трактуемом предмете. В деле всестороннего исследования вопроса о перстосложении необходимо, по нашему мнению, руководиться не только письменными, но и вещественными памятниками христианского искусства, которые, как своего рода история, помогут более полно осветить вопрос о существовании того или иного перстосложения в древнехристианской Церкви.

Древнейшими памятниками христианского искусства являются священные изображения Христа Спасителя, Богородицы, свв. ангелов и мучеников христианства, а также событий священной истории Ветхого и Нового Завета, находящихся по большей части в катакомбах, где христианство первых веков служило Господу в молитвах и песнопениях, укрываясь от зоркого ока языческих властителей. С историей перстосложения в крестном знамении и благословении тесно связывается еще предание об иконописании, которое тоже должно быть отнесено к памятникам христианского искусства.

Благочестивое предание древности называет первым иконописцем святого евангелиста Луку, кисть которого впервые изобразила пречистый лик Богородицы с Превечным Младенцем, который послужил таким образом прототипом иконописания. Важность этого предания усугубляется еще тем, что св. Лука, как непосредственный ученик Христа Спасителя бывший очевидцем Его земной жизни, проповеди и чудес, несомненно, видел способ перстосложения, которым Христос обычно и очень часто благословлял пищу пред вкушением, народ, учеников Своих, которым и благословил их при вознесении Своем на небо. Все это видел святой живописец, и в его воображении запечатлелся образ Божественного Учителя и Его благословящей руки.

Мы знаем из евангельских повествований, что тот же св. Лука и спутник его Клеопа узнали в шедшем с ними незнакомце Христа именно по Его благословению. Так они и говорили ученикам по возвращении в Иерусалим, что узнали явившегося Господа «в преломлении хлеба». Вполне естественно поэтому, что св. Лука, изображая икону Божией Матери и Младенца Христа с благословляющею десницею, придал Его перстам то самое сложение, какое обычно видел у Христа и по которому только и познал Его по воскресении - в Еммаусе. Какое же это перстосложение?

На всех иконах, приписываемых кисти евангелиста Луки, находящихся в различных местах христианского мира, персты Младенца Христа сложены двоеперстно, т.е. три перста, большой, мизинец и безымянный, сложены вместе, а два последние, средний и указательный — протянуты. Мы приводим здесь снимок со Смоленской иконы Божией Матери, относимой преданием к одной из икон, писанной святым Лукой. Здесь, как видите, читатель, благословляющая рука Спасителя имеет двоеперстное сложение.

Но тут, естественно, возникает вопрос: справедливо ли гласит предание, что св. евангелист написал икону Богоматери, да еще и не одну, а несколько? Обладал ли в действительности св. Лука искусством художника? Не есть ли все это лишь благочестивая легенда? Попробуем разобраться в этом. Предания Церкви, переходящие из века в век во всей христианской истории, не могут быть отвергаемы или подозреваемы в исторической неправде только потому, что они - предания, не имеющие за собой письменной истории.

Мы знаем многие истины христианской религии, которые сохранило нам единственно предание, и, однако, они не утратили своей исторической достоверности. Святой Василий Великий приводит целый ряд важнейших преданий Церкви, которые имеют единственно «живую» историю христианских поколений, преемственно передававших значение неписанных истин, и одной из них является предание о крестном знамении.

Эта же «живая» история сохранила нам и предание о св. Луке как первом иконописце. Общность этого предания, существующего во всех почти христианских странах, доказывает, что оно не есть легкомысленная легенда, пущенная в оборот какой-то досужей фантазией, но является именно той неуничтожимой истиной «безъ письмени», которые переживают столетия и даже тысячелетия, не утрачивая обаяния своей свежести и красоты.

Проследим исторические данные о св. Луке как иконописце. Впервые о художественной деятельности его упоминает историк VI в. Феодор Чтец, который сообщает, что императрица Евдокия послала Пульхерии из Иерусалима икону Богоматери, писанную св. Лукою; событие это, судя по времени, произошло около половины V в. В сочинениях, приписываемых св. Иоанну Дамаскину, неоднократно упоминается об иконе, писанной св. Лукою. Метафраст, писатель X в., в жизнеописании евангелиста Луки сообщает, что последним написаны иконы Христа и Божией Матери. В анналах Болоньи (XII в.) передается, что образ Богородицы в Болонье написан св. Лукою и принесен сюда из Константинополя одним греческим еремитом. Никифор Каллист, писатель XIV в., неоднократно говорит о написании св. Лукою образов Спасителя и Божией Матери. По его словам, св. Лука был врач по профессии, однако ж весьма искусен в живописи. Он первый, говорит Никифор, изобразил живописью образ Христа и боголепно родившей Его Матери и далее верховных апостолов, и отсюда это благочестивое и досточтимое дело прошло во всю Вселенную. В другом месте Никифор Каллист сообщает, что Пульхерия, которой, по свидетельству Феодора Чтеца, послан был образ Богоматери, построила три храма и в числе их храм, Οδηνων куда и был поставлен полученный ею из Антиохии образ, который написал Божественный апостол Лука своими руками, когда Богоматерь еще была жива; увидев этот образ, Она благодарила живописца за его прекрасное произведение.

Предание это проникло и в греческий иконописный подлинник, в котором оно отразилось на изображении св. Луки. «Св. Лука, - говорится там, - молод, волосы завились, борода небольшая, рисует Богоматерь».

«Нет сомнения, - говорит по этому поводу профессор Н.В. Покровский, - что последняя черта изображения прямо указывает на сохранившееся живо во время составления подлинника предание о написании св. Лукою иконы Богоматери».

В заключение взятых нами исторических данных о св. Луке как иконописце приведем мнение ученого авторитета нашего времени, того же проф. Покровского, который, сообразуясь с общим преданием и историческими сказаниями, предлагает такое решение данному вопросу: «Самое простое и наиболее удовлетворяющее требованиям исторической критики объяснение, - говорит он, - должно состоять в следующем: если, во-первых, нет никакой исторической несообразности в существе этого предания, если, во-вторых, достоверные источники согласно утверждают, что евангелист Лука был живописцем и писал иконы, то нет основания отвергать подлинность этого предания, и мы согласны признать его правдивым в общих основах».

Итак, на основании всеобщего предания, исторических сказаний и отзывов ученых авторитетов можно с положительностью утверждать, что св. Лука действительно был иконописцем и написал несколько икон Богоматери, хранящихся и поныне в различных местах христианского мира. А раз это так, то логически неизбежно и неоспоримо и второе положение, что древнейшей формой перстосложения для крестного знамения и благословения является двоеперстие, как «неписанное» предание, ведущее свое начало от времен земной жизни Христа Спасителя и продолжателей дела Его проповеди — св. апостолов.

Быстров В.И.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 523
Зарегистрирован: 24.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 09:29. Заголовок: Дмитрий пишет: Не п..


Дмитрий пишет:

 цитата:
Не просто перстом должно изображать его


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Дьяченко, придерживаясь точности оригинала, перевел: « перстами ». «Не просто перстами должно изображать крест»


А я думаю, что в оригинале был двойственный падеж, по-славянски "перстома", то есть двумя перстами. Дьяченко перевел так, как ему то же удобно было, чтобы доказать древность троеперстия. Ибо множественное число "перстами" только о троеперстии и "болееперстии" употребить можно, но не о двуперстии. Чтобы о тексте этом рассуждать нужно видеть оригинал. Мои познания в сей области невелики, но те, что есть, заставляют меня считать именно двуперстие древнейшим из перстосложений.


Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 358
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 09:44. Заголовок: Икон, писанных Апост..


Икон, писанных Апостолом Лукой должно быть достаточно.
Например вот эта:


Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 525
Зарегистрирован: 24.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 09:49. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Икон, писанных Апостолом Лукой должно быть достаточно.


Для чего? Для доказательства древности двуперстия? Но оппоненты Вам тут же приведут массу "доказательств", что Лука к этой иконе не имеет отношения...

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 360
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 09:55. Заголовок: Пущай приводят. Пото..


Пущай приводят. Потом пущай докажут, что иконы в христианских катакомабах были писаны на прошлой недели Васей Семисвечкиным.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 527
Зарегистрирован: 24.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 10:02. Заголовок: Они просто приведут ..


Они просто приведут в противовес еще целую массу древнейших росписей, где видится перстосложение иной формы, отличной от двуперстия. Чего они действительно не смогут привести, так это доказательств, что все эти перстосложения действительно употреблялись для крестного знамения, а не имели какое-либо иное символическое значение. А вообще это спор бесплодный, если бы можно было однозначно доказать какую-то из точек зрения, то это уже было бы сделано.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 362
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 10:12. Заголовок: Единственное что они..


Единственное что они могут показать так это росписи храмов в Каппадокии и Афонские рукописи (а это уже позже катакомбного переода). Про одноперстие на тех картинках я уже накопал - это был ораторский жест, который можно увидеть на античных статуях. Еще указательный палец изображался указывающим на свиток. Так даже Выговский старцев изображают.

На самом деле, я думаю, одноперстие могло существовать и в древности... ведь и монофизитская ересь не совсем с Евтихия началась. Думаю, некоторые разделяли те же воззрения и до него, а посему могли и употреблять одноперстие. Но это так... спекуляции.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 529
Зарегистрирован: 24.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 10:16. Заголовок: Но ведь не менее пра..


Но ведь не менее правдоподобен вариант, что монофизиты отказались от двуперстия, заменив его одноперстием, чтобы подчеркнуть свое отличие от православных и усилить акцент на своих богословских воззрениях.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 364
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 10:21. Заголовок: Когда ихнее движение..


Когда ихнее движение четко сформировалось и начало распростронятся так, думаю, и было. Но ведь были и те, кто еще до этого верили в эту ересь. Я конечно не верю, что одноперстие тоже Апостольское предание... одноперстие - дело рук заблудившихся, а не Апостолов.. просто возможно оно использовалось и в древности. Гностики христианского толка тоже довольно старое течение.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 531
Зарегистрирован: 24.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 10:30. Заголовок: Дело в том, что это ..


Дело в том, что это должны доказывать защитники Каптеревских взглядов, а коль скоро на данный момент существующие свидетельства однозначно доказывают лишь древность двуперстия, то зачем нам самим фантазировать что-то противоположное и давать повод для упреков нашим оппонентам?

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 366
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 10:35. Заголовок: И то верно, отче...


И то верно, отче.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 140
Упование: РПЦ МП
Зарегистрирован: 28.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 14:19. Заголовок: Приведу ещё нескольк..


Приведу ещё несколько цитат, чтобы разобраться, здесь пишут о крещении чела, то есть лба:

Тертуллиан: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе... приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением.

Свт. Амвросий Медиоланский: «Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не стыдился называть нас братьями.»

Августин Блаженный: «Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова».

свт. Кирилл еп. Иерусалимский пишет: «Да не стыдимся креста Христова, хотя бы кто и утаил, ты явно печатлей на челе.»

Свт. Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем...»


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Возьмем для примера известное изречение Иоанна Златоуста, помещенное в 54-й беседе на евангелиста Матфея, где говорится о знаменовании себя перстосложением. В академическом издании Творений Златоуста значится: «...не просто перстом», тогда как магистр богословия Дьяченко, придерживаясь точности оригинала, перевел: « перстами ». «Не просто перстами должно изображать крест», — говорит он в своей книге словами Златоуста.



А нет ли у Вас церковно-славянского перевода этой цитаты?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 358
Упование: Древлеправославный РПЦ МП
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 14:20. Заголовок: о. Андрей пишет: Че..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Чего они действительно не смогут привести, так это доказательств, что все эти перстосложения действительно употреблялись для крестного знамения, а не имели какое-либо иное символическое значение.


А обратное доказать можно?

о. Андрей пишет:

 цитата:
А вообще это спор бесплодный, если бы можно было однозначно доказать какую-то из точек зрения, то это уже было бы сделано.


Согласен.

Бог есть Любовь... Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 3340
Упование: Единая Святая и Апостольская
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 17:04. Заголовок: о. Андрей пишет: Дл..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Для чего? Для доказательства древности двуперстия? Но оппоненты Вам тут же приведут массу "доказательств", что Лука к этой иконе не имеет отношения...

К этой уже действительно не имеет...

Ксенос - странник и прохожий в сей жизни в жизнь вечную.
Старообрядец, приемлющий Христопреданное священство Белокриницкой иерархии.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 3341
Упование: Единая Святая и Апостольская
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 17:06. Заголовок: о. Андрей пишет: Он..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Они просто приведут в противовес еще целую массу древнейших росписей, где видится перстосложение иной формы, отличной от двуперстия. Чего они действительно не смогут привести, так это доказательств, что все эти перстосложения действительно употреблялись для крестного знамения, а не имели какое-либо иное символическое значение. А вообще это спор бесплодный, если бы можно было однозначно доказать какую-то из точек зрения, то это уже было бы сделано.

Согласен. Но как бы никоны не старались, они не найдут троеперстия ни на каких древних изображениях, какие угодно, как вы написали, но не троеперстие

Ксенос - странник и прохожий в сей жизни в жизнь вечную.
Старообрядец, приемлющий Христопреданное священство Белокриницкой иерархии.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4347
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 17:40. Заголовок: Дмитрий пишет: Терт..


Дмитрий пишет:

 цитата:
Тертуллиан: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе... приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением.

Свт. Амвросий Медиоланский: «Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не стыдился называть нас братьями.»

Августин Блаженный: «Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова».

свт. Кирилл еп. Иерусалимский пишет: «Да не стыдимся креста Христова, хотя бы кто и утаил, ты явно печатлей на челе.»

Свт. Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем...»


Ну дык так на Руси и говори ли перекрести свой лоб, или некрещеный лоб.
А чтож не привели из Тертуллиана когда он говорит об ознаменовании крестным знаменьем всего тела и постели?

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 144
Упование: РПЦ МП
Зарегистрирован: 28.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 20:54. Заголовок: САП пишет: А чтож н..


САП пишет:

 цитата:
А чтож не привели из Тертуллиана когда он говорит об ознаменовании крестным знаменьем всего тела и постели?



А где? Я это не нашел.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 375
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 22:06. Заголовок: Severo, имеет. Писан..


Severo, имеет. Писано апостолом Лукой... или вы думаете у икон, писаных в стиле 15ого века больше шансов?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4353
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 22:47. Заголовок: Дмитрий пишет: А гд..


Дмитрий пишет:

 цитата:
А где? Я это не нашел.


Так я вам приводил:

 цитата:
Можешь ли ты укрыться, когда крестишь постель или тело свое, или же когда плюешь на нечистые вещи?
(Послание к жене.)



(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 57
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 04.02.09
Откуда: МАЛОРУСИЯ, КРЫМ
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 23:01. Заголовок: а о доводах Денисова..


а о доводах Денисова в его "Ответах" никто и не вспомнил

ПЕРЫШКИН Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 380
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 23:06. Заголовок: Есть у греков еще та..


Есть у греков еще такая традиция крестить свой рот, но это как крестить еду или еще что. Так то они крестят все тело... крестили... вообще они перестали крестить все тело. Теперя Греки крестятся так: знаменуют свою грудь маленькими, кругообразными движениями раз 10 в согнутом виде, переодически касаясь рукой пола.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 3347
Упование: Единая Святая и Апостольская
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 23:15. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Severo, имеет. Писано апостолом Лукой

Ее переписали 500 раз уже и от Апостола Луки там ничего не осталось кроме извода.

Ксенос - странник и прохожий в сей жизни в жизнь вечную.
Старообрядец, приемлющий Христопреданное священство Белокриницкой иерархии.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 383
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 23:31. Заголовок: Ну и оригинала Тихви..


Ну и оригинала Тихвинской тоже нету. Но ведь христиане не все вруны, не все живятся возможностью намолевать лишнего. Неции наоборот пытаются в точности переписать оригинал.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 532
Зарегистрирован: 24.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.09 07:42. Заголовок: Dmitriy пишет: А об..


Dmitriy пишет:

 цитата:
А обратное доказать можно?


О двуперстии более всего существует исторических свидетельств.

Severo пишет:

 цитата:
как бы никоны не старались, они не найдут троеперстия ни на каких древних изображениях, какие угодно, как вы написали, но не троеперстие


Это так.

сирин пишет:

 цитата:
а о доводах Денисова в его "Ответах" никто и не вспомнил


Денисов беспоповец, а Александр Керженский поповец, поэтому ссылка на него для поповцев предпочтительней.

Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Теперя Греки крестятся так: знаменуют свою грудь маленькими, кругообразными движениями раз 10 в согнутом виде, переодически касаясь рукой пола.


Разные бывают греки и крестятся по-разному…


Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет