ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 3417
Зарегистрирован: 18.10.07

Замечания: Безработные России, Вам и так водка по талонам мясо по справке из синагоги
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 14:23. Заголовок: Исихазм Сергия Радонежского


Очень часто об этом пишут, а в чем он заключался, кроме умной молитвы? Откуда такая информация? читал ли Сергий труды Паламы. Сам Сергий в Константинополь не ездил и был современником Паламы.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 18 [только новые]


Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1851
Упование: кафолическое
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 16:35. Заголовок: Но в свете этих виде..


Но в свете этих видений вполне позволительно указать на родственность духовной жизни преп. Сергия современному ему мистическому движению на православном Востоке. Это известное движение исихастов; практиков "умного делания" или умной молитвы, идущее от св. Гри-юрия Синаита с середины XIV столетня. Новую мистическую школу Синаит принес с Крита на Афон, и отсюда она широко распространилась по греческому и юго-славянскому миру. Св. Григорий Палама, Тырновский патриарх Евфимий, ряд патриархов Константинопольских были ее приверженцами. Богословски эта мистическая практика связывалась с учением о Фаворском свете[2] и божественных энергиях.

С середины, особенно с конца XIV в., начинается - или возобновляется - сильное греческое и славянское влияние на северную Русь. При жизни преп. Сергия в одном из ростовских монастырей, мы видели, изучались греческие рукописи, митр. Алексий переводил им исправленное евангелие с греческого подлинника. Сам преп. Сергий принимал у себя в обители греческого епископа и получал грамоты от Константинопольского патриарха. Одним из учеников преп. Сергия был тезоименитый ему Сергий Нуромский, по преданию, пришелец с Афонской горы, и есть основания отождествлять ученика преп. Сергия Радонежского Афанасия, Серпуховского игумена, с тем Афанасием Русином, который списал на Афоне, в 1431 г. "под крылием св. Григория Паламы", сборник житий для Троицы Сергия. Библиотека Троицкой лавры хранит древнейшие славянские списки Григория Синаита XIV и XV веков. В XV же веке там были списаны и сочинения Симеона Нового Богослова. Все это еще не устанавливает прямых влияний Греции на религиозность преп. Сергия. Но пути духовных влияний таинственны и не исчерпываются прямым учительством и подражанием. Поразительны не раз встречающиеся в истории соответствия, - единовременно и, повидимому, независимо возникающие в разных частях земного шара духовные и культурные течения, созвучные друг другу.В свете мистической традиции, которая утверждается среди учеников преп. Сергия, его собственный мистический опыт, озаряемый для нас лишь видениями (можно сопоставлять светоносные видения Сергия с Фаворским светом исихастов) приобретают для нас большую определенность.
http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/08.html

МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
"Когда же произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества". Свт. Григорий Богослов,Слово 39
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1852
Упование: кафолическое
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 16:39. Заголовок: Известно чудесное ви..


Известно чудесное видение преп. Сергия, когда темнота ночи вдруг озарилась ярким светом, и преподобный, выйдя в сени, увидел бесконечную стаю пролетающих птиц, и был ему голос: «Сергий, Господь внял молитве твоей, как видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих по тебе, и не оскудеют последующие стопам твоим». В конце жизни преп. Сергию было дано лицезреть явление Богоматери. Это было в 1388 г., за 4 года до его кончины. В его житии также находим пример явления того Божественного света, который Григорий Палама именует «Божественными энергиями», «лучами Божества», и о которых св. Макарий Египетский говорит, что «Ангелы и служебные духи приобщаются свету этого огня». Мы хотим сказать о том видении, когда Исаакий-молчальник, пораженный ужасом, увидел, что преподобному сослужит дивной красоты блистающий юноша, и нисходит огонь на Святую Чашу, разливаясь по всему престолу и окружающий со всех сторон священнодействующего Сергия.

Такие явления характерны для подвижников восточной аскезы, прошедших сначала путь внешних подвигов (праксис) и, как плода таковых, достигших созерцания (Феория). И, как говорит Палама: «Отделяясь от материального, в котором он (подвижник) сначала проходит известный ему путь… он идет к истине неизреченною силою Духа, духовным неизреченным восприятием он слышит неизреченные глаголы и видит несозерцаемое и уже здесь, на земле, есть и становится чудо». О подобных тайнах и глубинах внутренней подвижнической жизни, надо полагать, и приходили совещаться к Сергию его святые собеседники. Но духовные постижения не являются уделом большинства, а доступны лишь немногим избранным. Таким был и юный монах Кирилл, будущий основатель Белозерского монастыря. И потому Сергий, приходя в Симоново, спешит к нему на хлебную, где было его послушание, и наставляет его часами, оставляя в стороне других… И, как мы увидим ниже, Сергиевы заветы через Кирилла перешли к последующему подвижничеству, всего северо-востока России, — «Северной Фиваиды». Среди личных учеников преп. Сергия были два особенно ярких примера созерцательного подвижничества: это Сильвестр и Павел Обнорские, речь о них будет ниже. В монастыре Павла Обнорского, остался письменный памятник, как доказательство, подтверждающее только что нами сказанное. «Осталось, — говорит Смолич, — из его Павлова монастыря замечательное учительное писание о руководстве молодых монахов, которое дает понятие о монастырском быте. Хотя это писание в основе посвящено внешней аскезе, тем не менее находим мы в нем основные черты внутренней аскезы: встречаются понятия, как «духовная молитва», «собранность духа», «молчание». Все эти термины служат признаком школы восточной аскезы.
http://www.pravmir.ru/velikij-pechalnik-zemli-russkoj-prepodobnyj-sergij-radonezhskij-1314-1392/

МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
"Когда же произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества". Свт. Григорий Богослов,Слово 39
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1853
Упование: кафолическое
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 16:52. Заголовок: Евгений Иванов пишет..


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
Очень часто об этом пишут, а в чем он заключался, кроме умной молитвы?



Для того что бы быть исихастом не обязательно читать труды Паламы. Исихазм - это обычный путь обычного подвижника. Ничего специфичеки "исихастского" в трудах Паламы нет. Молитва вообще не бывает не умной. Т.е. если не умная, значит и не молитва, а чтение или пение и т.п. А молитва - это возведение ума к Богу, для чего и должно держать ум в словах молитвы, почему внимание - мать молитвы. Все предельно просто. Какие аскетические приемы при этом используются - вопрос вторичный и не принципиальный. Везде, где находились люди живущие свято во Христе пребывала и священная исихия - безмолвие духа, ума и бесстрастие. Такими были и наши русские святые.

МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
"Когда же произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества". Свт. Григорий Богослов,Слово 39
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3418
Зарегистрирован: 18.10.07

Замечания: Безработные России, Вам и так водка по талонам мясо по справке из синагоги
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 17:03. Заголовок: Sergey Sergeevich пи..


Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
Для того что бы быть исихастом не обязательно читать труды Паламы. Исихазм - это обычный путь обычного подвижника. Ничего специфичеки "исихастского" в трудах Паламы нет. Молитва вообще не бывает не умной. Т.е. если не умная, значит и не молитва, а чтение или пение и т.п. А молитва - это возведение ума к Богу, для чего и должно держать ум в словах молитвы, почему внимание - мать молитвы. Все предельно просто. Какие аскетические приемы при этом используются - вопрос вторичный и не принципиальный. Везде, где находились люди живущие свято во Христе пребывала и священная исихия - безмолвие духа, ума и бесстрастие. Такими были и наши русские святые.


В том -то и дело. Мне кажется, что "умная молитва" совсем-совсем древнее, никакой не 14 и даже не 4-ый век. Безусловно, было греческое влияние. Но чем тогда исихат отличается от обычного монаха? Ведь в житии Сергия говорится о чуде, а не орезультате практики преподобного.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1854
Упование: кафолическое
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 21:24. Заголовок: Евгений Иванов пишет..


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
чем тогда исихат отличается от обычного монаха


А ничем. Исихазм, на мой взгляд просто ситуационный термин, при чем именно греческий. У ихних монахов и название келии - исихастирион называется. Да, еще вот что. Считается, что Григория Синаита практика непрестанной молитвы Исусовой в Греции пришла в упадок, даже и на Афоне, и он был ее реставратором, ну и далее Григорий и прочие исихасты.

МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
"Когда же произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества". Свт. Григорий Богослов,Слово 39
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2326
Упование: Православная Белокриницкое согласие
Зарегистрирован: 27.12.09
Откуда: Киевская Русь, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 10:58. Заголовок: О умной делании мног..


О умной делании много изучал Брянчанинов, он же писал о том что Паисий Величковский был на Афоне и увидел упадок умному деланию. Хотя они никони но вроде изучали вопрос правильно

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 348
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 25.10.10
Откуда: Казахстан, Кокшетау

Замечания: Без «чмо»
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 11:13. Заголовок: Konstantino пишет: ..


Konstantino пишет:

 цитата:
Хотя они никони но вроде изучали вопрос правильно


Я тоже так считаю. Брянчанинов вообще умница! Жаль, только до понимания сущности раскола почему-то не дорос. И Паисий Нямецкий со знанием дела писал об Исусовой молитве. Но его книжку я со злости разорвала (там в конце была злобная и неумная глава о староверах).

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 47
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 09.02.11
Откуда: РФ Сибирь
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 11:19. Заголовок: Konstantino пишет: ..


Konstantino пишет:

 цитата:
О умной делании много изучал Брянчанинов, он же писал о том что Паисий Величковский был на Афоне и увидел упадок умному деланию. Хотя они никони но вроде изучали вопрос правильно



Очень интересный вопрос, как относиться к трудам никонианских подвижников, ведь в них ни всегда одна ложь?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 554
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 04.01.11
Откуда: Россия, Великий Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 11:50. Заголовок: Соотносить их с дре..


Соотносить их с древними святоотеческими трудами.

И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2327
Упование: Православная Белокриницкое согласие
Зарегистрирован: 27.12.09
Откуда: Киевская Русь, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 15:25. Заголовок: Феодосия пишет: Я т..


Феодосия пишет:

 цитата:
Я тоже так считаю. Брянчанинов вообще умница!


В 90-х годах никонское священство запрещало читать простолюдинам Брянчанинова по причине возникновения множество вопросов. Основной вопрос был о младостарчестве и иноческом подвиге. После того как я прочитал Брянчанинова то понял что он не больше "Предисловия" в книге Православие.

Феодосия пишет:

 цитата:
Жаль, только до понимания сущности раскола почему-то не дорос. И Паисий Нямецкий со знанием дела писал об Исусовой молитве. Но его книжку я со злости разорвала (там в конце была злобная и неумная глава о староверах).


Почему? Есть у него и о староверах и после прочитания его слов тоже можно разорвать его труды как вы сделали с Паисием Нямецким. Но при чтении вот что я заметил, Брянчанинов очень детально писал основную часть своих трудов а про староверчество написанно тяп ляп лишь бы отвязались. Не свойственно было ему такое.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 361
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 25.10.10
Откуда: Казахстан, Кокшетау

Замечания: Без «чмо»
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 15:41. Заголовок: Konstantino пишет: ..


Konstantino пишет:

 цитата:
он не больше "Предисловия" в книге Православие.


Увы, сей книги мне и до сих пор держать в руках не приходилось. До моих задворков вообще мало что доходит. А Брянчанинова брала в личной библиотеке своего первого никонианского "батюшки". А тому пофиг было, с чего начала свое "православное образование" неофитка. И, как ни странно (хотя у Бога ничего не странно, но промыслительно), именно еп.Игнатий стал первой ступенькой на моем пути...к староверию. За что мое воздыхание о нем перед Спасителем.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3279
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 15:56. Заголовок: Феодосия пишет: Увы..


Феодосия пишет:

 цитата:
Увы, сей книги мне и до сих пор держать в руках не приходилось.


Konstantino пишет:

 цитата:
он не больше "Предисловия" в книге Православие.


Людмила, это фигура речи.

Анархист-индивидуалист Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 363
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 25.10.10
Откуда: Казахстан, Кокшетау

Замечания: Без «чмо»
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 16:04. Заголовок: Господи помилуй, туп..


Господи помилуй, туплю к ночи! У нас уже 19.00 и за окном темно.
Но! Предисловие (Брянчанинов) в книге ПРАВОСЛАВИЕ - это уже очень много!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 5818
Упование: Едина Святая и Апостольская Церковь
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 17:17. Заголовок: Феодосия пишет: Но!..


Феодосия пишет:

 цитата:
Но! Предисловие (Брянчанинов) в книге ПРАВОСЛАВИЕ - это уже очень много!

Мрак

Ксенос - странник и прохожий из сей жизни в жизнь вечную.

И все таки я считаю, что Карфаген должен быть разрушен...

Карательный гарнизон СС форума...не милостивый...млеко, яйки не предлагать
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1862
Упование: кафолическое
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 21:35. Заголовок: Феодосия пишет: Жал..


Феодосия пишет:

 цитата:
Жаль, только до понимания сущности раскола почему-то не дорос.


Некогда ему было, он молился непрестанно...
А,К. пишет:

 цитата:
ведь в них ни всегда одна ложь?


Конкретно Брянчанинов - компилятор святоотеческих мыслей и цитат, переводчик, при чем сам практикующий, ярый латинофоб, сторонник аскезы, древних обычаев, знаменного пения, древней иконы и т.п. У него, уверен, не найдете никаких ересей, да и писал он в основном на аскетические темы.
Вон, Оригена же Церковь не отвергла, и Евагрия с его аскетическими наставлениями и т.д. Кстати, недавно читал статью, где показывается, что исихасты-богословы весьма активно прибегали к писаниям Фомы Аквината.

МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
"Когда же произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества". Свт. Григорий Богослов,Слово 39
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 12561
Упование: ИПХс
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 21:42. Заголовок: Sergey Sergeevich пи..


Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
Оригена же Церковь не отвергла, и Евагрия с его аскетическими наставлениями и т.д.


Да, ну?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2330
Упование: Православная Белокриницкое согласие
Зарегистрирован: 27.12.09
Откуда: Киевская Русь, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 22:05. Заголовок: Sergey Sergeevich пи..


Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
Конкретно Брянчанинов - компилятор святоотеческих мыслей и цитат, переводчик, при чем сам практикующий, ярый латинофоб, сторонник аскезы, древних обычаев, знаменного пения, древней иконы и т.п. У него, уверен, не найдете никаких ересей, да и писал он в основном на аскетические темы.


за что его ненавидел Филарет Дроздов и творил на него гонения

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.12 22:45. Заголовок: Святитель Игнатий (Б..


Святитель Игнатий (Брянчанинов) жил в один из самых антистарообрядческих эпох Русской Православной Церкви, в синодальный период, следовательно такое отношение к староверию. Но он всегда был за внедрение знаменного распева, древнерусского благочестия и чистого православия, очищенного от господствующей в то время в богословской академической сфере латинской схоластики (в виде "школьного богословия"), протестантского либерализма, модернизма и всеобщего обмирщения! Очень много будет пользы от прочтения семитомника его "Полное собрание сочинений", один его том "Отечник" - просто безценен! Он систематизировал аскетический опыт древних и средневековых Святых Отцев и подвижников, и переложил его на наш современный скудный уровень!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет