УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Отправлено: 14.08.12 20:15. Заголовок: О християнской антропологии
Касаясь християнского взгляда на строение человека, общепринятым, на мой взгляд, является позиция трехчастного строения человека - в отличие от животных человек имеет дух, душу и тело. Но у священномученника Иринея, епископа Лионскаго,в его книге "Против ересей" приведено следующее: "Если же не будет в душе Духа, таковой человек поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании, но подобия не получает через Духа и потому несовершен".
Простите, у меня нет произведений священномученика Иринея Лионскаго, цитирую фразу по другой книге.
Вопросы: 1) можно ли понимать позицию священномученика Иринея по антропологии: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?; 2) если смотреть с такой позиции, то в чем заключается образ Божий в человеке до действия Духа Святаго? Я всегда думал, что образ Божий в человеке - его трехчастное устройство (Единосущная Троица - единый человек с духом, душой и телом)?
Сообщение: 653
Упование: ДЦХ БИ
Зарегистрирован: 17.05.12
Откуда: Воронеж
Отправлено: 14.08.12 20:46. Заголовок: Может это подойдет: ..
Может это подойдет:
цитата:
"Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты.В самом деле, какая польза человеку иметь душу, облеченную в добрые дела, но мертвую?... И Корнилий получил свидетельства о своих милостынях и молитвах, но не знал Христа; и так как Око истины, великий Судья, видел, что эти дела хотя и хороши, но мертвы, потому что не соеденены с верой,то посылает ангела, присуждающего награду за дела, чтобы увенчать прекрасно подвизающегося верой. Корнилие, говорит он ему, молитвы твоя и милостыня твоя взыдоша на память перед Бога(Деян.10,4) Но если молитва услышана и милостыни приняты, то чего же не достает мне до праведности? Но посли, говорит, во Иоппию, и призови Симона, нарицаемого Петра, который, пришед, речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой(ст.5,6)Если таким образом, сам он и дом его спасается благодаря словам Петра, то, следовательно, он не имел еще спасения через дела, пока вера не присудила награды делам его."(И.Златоуст т.12, стр.548)
человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?
Отправлено: 15.08.12 13:26. Заголовок: Есть дух человека, п..
Есть дух человека, подобный Божьему, а есть Святой Дух подаваемый в святом Крещении и других таинствах. Дух человеческий от рождения у каждого, а чтобы осознать мир нужен Дух Божий, а не его подобие.
Отправлено: 15.08.12 18:39. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
"Если же не будет в душе Духа, таковой человек поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании, но подобия не получает через Духа и потому несовершен".
Человек всегда имеет образ и подобие Божие, потому что его так создал Бог. А тот кто написал это пытаеться сприть с основами:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27) Дух жизни всегда есть в человеке пока он жив. Когда умирает, мы говорим "испустил дух". Дух Святый же снисходит.
Но человека духовным делают его поступки, а не наличие или отсутствие духа. Дух всегда есть, и есть возможность поступать по духу. Например вы злитесь и можете либо потерпеть собеседника или излить на него злобу. Когда вы терпите то поступаете по Духу, а изливая злобу поступаете по плоти - страстям.
"Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал.5:25)
Отправлено: 16.08.12 06:53. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Ну, а как ты поймешь, какой это поступок - хороший или плохой, как ты оценишь его, где критерий оценки?
Кретерий оценки плод поступков:
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал.5:18-23)
Отправлено: 18.08.12 08:02. Заголовок: Все дело Дмитрий Вяч..
Все дело Дмитрий Вячеславович в том, с чем вы себя отождествляете. Одни отождествляют себя с телом, другие с душой (хотя до сих пор никто не дал ей определение), третьи - с душой и телом одновременно (совсем уж что то непонятное), четвёртые - с Духом, который тождественен Духу Святому. Выбор за вами,хотя и выбора то никакого нет.
Отправлено: 18.08.12 23:07. Заголовок: Бокл пишет: Все дел..
Бокл пишет:
цитата:
Все дело Дмитрий Вячеславович в том, с чем вы себя отождествляете. Одни отождествляют себя с телом, другие с душой (хотя до сих пор никто не дал ей определение), третьи - с душой и телом одновременно (совсем уж что то непонятное), четвёртые - с Духом, который тождественен Духу Святому. Выбор за вами,хотя и выбора то никакого нет.
Здесь христианский диалог а не конгресс Адвайта Веданты.
Отправлено: 19.08.12 11:59. Заголовок: Некоторые отцы говор..
Некоторые отцы говорят о душе и теле человеческих (и дух приравнивают к душе в таком случае), некоторые разделяют дух и душу человеческие. В данном отрывке это не разделяется, но говорится не о духе человека, а о Духе Святом, присутствующем в человеке благочестивом, то есть любящем Бога, по сказанному: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим"(Иоан.14:23). А кто не любит Бога, что проявляется через пренебрежение Его заповедями, тот остается "душевным", то есть плотским. Простите Христа ради.
Отправлено: 21.08.12 06:48. Заголовок: Бокл вопрос лежит в ..
Бокл вопрос лежит в несколько иной плоскости. Уточню. Что человек имеет от рождения в мiр: дух, душу и тело, или душу и тело, а дух появляется в человеке от рождения свыше (то есть от крещения)? Спаси Христос!
Можно ли понимать, что человек от рождения в мiр имеет душу и тело, это двухчастное строение присуще перстному человеку, а от рождения свыше (Духом Святым в крещении) у человека появляется дух и, таким образом, у человека появляется трехчастное строение?
Попутно появляются другие вопросы: что есть образ Божий и подобие Божие в человеке?
Отправлено: 21.08.12 07:35. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
А как думаешь, что есть образ Божий в человеке? Спаси Христос!
На этот вопрос можно ответить настолько насколько известен мне Бог. А известен ли Он мне ? Я бы вам предложил этот вопрос задать самому Богу. Он ответит. Ведь Он сам сказал: обратитесь ко Мне и Я вам сам откроюсь.
Отправлено: 21.08.12 08:10. Заголовок: Сергей Мизов катафат..
Сергей Мизов катафатический путь познания неправославен! Православным присуще апофатическое богомыслие. И идя апофатическим путем можно познать, что есть образ Божий и подобие Божие в человеке, этим путем шли святые отцы.
Кто может привести святоотеческие цитаты об образе и подобии Божием в человеке? Спаси Христос!
Отправлено: 21.08.12 08:15. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Сергей Мизов катафатический путь познания неправославен!
Это кто ж такое сказал ? На Апостолов снисходил Святой Дух и они разными языками говорили и познавали и многое другое ...
Маловерие это так говорит.
А вот апофотическое богомыслие мне не нравиться, потому что вот только недавно из Индуизма ушел, а там это самый прославляемый путь богопознания. Но как и катафотический так и апофатический путь, это пути маловерия, когда предполагаеться что Бог где то там, неизвестно где, что он не живой и не видит вас и что его можно щупать как слона в темноте изучая, а это путь слепых. Бог живой.
Я же вам предлагаю спросить у Господа самого, а не утверждать что либо или отрицать. Спросите, или вы не верите в Его существование ?
Сообщение: 661
Упование: ДЦХ БИ
Зарегистрирован: 17.05.12
Откуда: Воронеж
Отправлено: 21.08.12 11:16. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович:
цитата:
Можно ли понимать, что человек от рождения в мiр имеет душу и тело, это двухчастное строение присуще перстному человеку
Да, так и есть. Бог все дал нашей природе в двойном числе: два глаза, два уха....но душу Он дал нам одну, и если мы погубим ее, то с чем будем жить? (И.Златоуст. сл.8 О душе)
цитата:
можно ли понимать позицию священномученика Иринея по антропологии: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?
Сообщение: 932
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 15.10.11
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 21.08.12 16:58. Заголовок: я встречала такие об..
я встречала такие объяснения у свв.отцов: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании,то есть: Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании
но только христиане получают возможность сотворения по подобию Божьему,когда душа человека соединяется со Святым Духом ,т.е. почему Господь и говорит про истинное обожение в Святом Причастии,для тех,кто достойно принимает Святые Дары,ведет добронравную христианскую жизнь
вот цитата из Бесед свят.Василия Великого: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: “Сотворим” и “по подобию”, если бы нам не была дарована возможность стать “по подобию”, то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, “по образу” я обладаю бытием существа разумного, “по подобию” же я делаюсь, становясь христианином.
Сообщение: 933
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 15.10.11
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 21.08.12 17:04. Заголовок: а мне интересно друг..
а мне интересно другое-у животных душа живая,но они не имеют разума и ума? они не могут познать Бога по своему созданию,а вот людей,кто живет плотски и не хочет знать и почитать Бога,преп.Антоний Великий называл двуногими скотами,то есть такие люди имея образ Божий при создании, по сути как животные,плотские,живущие инстинктами и страстями тела
Отправлено: 21.08.12 19:15. Заголовок: Нина пишет: я встре..
Нина пишет:
цитата:
я встречала такие объяснения у свв.отцов: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании,
Отправлено: 21.08.12 19:15. Заголовок: Нина пишет: я встре..
Нина пишет:
цитата:
я встречала такие объяснения у свв.отцов: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании,
Отправлено: 22.08.12 12:44. Заголовок: Нина, спаси Христос ..
Нина, спаси Христос за душеполезную выдержку!
Нина пишет:
цитата:
человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании
Спаси Христос, очень хороший образ!
Дополнительный вопрос: может ли быть образ Божий в присущей природе человека внутренней свободы?
Особенно в связи с этим отрывком из творений святителя Василия Великого:
цитата:
Ведь, “по образу” я обладаю бытием существа разумного, “по подобию” же я делаюсь, становясь христианином.
И еще вопрос - разве возможно полное богоподобие до Второго Пришествия Христа в славе? Ведь тела наши тленны и должны отойти в землю, а после Суда Божия, Духом Святым должны быть созданы новые тела, не имеющие тления, для соединения с душами праведных? То есть, можно ли утверждать, что состояние богоподобия имеет своим образцом Воскресшего Христа?
Сообщение: 936
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 15.10.11
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 22.08.12 20:19. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Нина, спаси Христос за душеполезную выдержку!
во славу Божию! Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Дополнительный вопрос: может ли быть образ Божий в присущей природе человека внутренней свободы?
это скорее внутреннее качество,а не сам образ,но пояснений от святых отцов не читала по этому поводу
мои мысли по этому поводу таковы,что образ Божий,именно в трисоставности души,ума и разума,а душа,как безсмертная божественная частичка уже имеет внутренние состояния: силу ума,силу вожделения,силу раздражения,(по свт.Григорию Богослову)и внутреннюю свободу выбора добра или зла,что дано только человеку
простите Христа ради,очень хотелось бы найти по этому поводу пояснения святых отцов
Сообщение: 938
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 15.10.11
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 22.08.12 21:01. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
И еще вопрос - разве возможно полное богоподобие до Второго Пришествия Христа в славе? Ведь тела наши тленны и должны отойти в землю, а после Суда Божия, Духом Святым должны быть созданы новые тела, не имеющие тления, для соединения с душами праведных? То есть, можно ли утверждать, что состояние богоподобия имеет своим образцом Воскресшего Христа?
вопрос сложный,но вспомните,что и на земле жили великие ПРЕПОДОБНЫЕ святые отцы,которых называли небесные человеки и земные ангелы а мощи святых нетленные почему? верные христиане подобились во всем Христу,стяжали Святаго Духа,их и тела нетленные,а некоторые и с телом были забраны на небо,думаю,что подобие тут не то,чтоб в теле,а прежде всего в очищении души
Отправлено: 24.08.12 19:14. Заголовок: Нина пишет: а мощи ..
Нина пишет:
цитата:
а мощи святых нетленные почему?
Я думаю, благодатью Святаго Духа. Также и Вы пишите:
цитата:
верные христиане подобились во всем Христу,стяжали Святаго Духа,их и тела нетленные
Но в полной мере богоподобие, - то есть подобие воскресшему Христу во всем существе - возможно, на мой взгляд, после второго пришествия Христа во Славе и праведного Его Суда.
Нина пишет:
цитата:
некоторые и с телом были забраны на небо
Но для чего они вновь перед Вторым пришествием Христа придут? Для того, чтобы проповедовать до смерти от антихриста. То есть они тоже должны получить новые тела.
Нина пишет:
цитата:
думаю,что подобие тут не то,чтоб в теле,а прежде всего в очищении души
Думаю и в том, и в том. Человек существо целостное.
Отправлено: 24.08.12 19:17. Заголовок: Нина пишет: образ Б..
Нина пишет:
цитата:
образ Божий,именно в трисоставности души,ума и разума,а душа,как безсмертная божественная частичка уже имеет внутренние состояния: силу ума,силу вожделения,силу раздражения,(по свт.Григорию Богослову)и внутреннюю свободу выбора добра или зла,что дано только человеку
Сообщение: 947
Упование: Древлеправославие РПСЦ
Зарегистрирован: 15.10.11
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 01.09.12 12:12. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Попутно вопрос: что есть дух человека?
это и есть разум,который дан душе,Адаму Бог вдохнул его при сотворении,получился человек-разумная душа,а ум-это духовные очи души: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем"
а у людей неверующих, "ум заходит за разум",т.е.они безумны,поскольку не ищут Бога,душа умирает,человек уподобляется скотам безсмысленным и становится игрушкой вражией
Сообщение: 948
Упование: Древлеправославие РПСЦ
Зарегистрирован: 15.10.11
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 01.09.12 16:30. Заголовок: Прасковья пишет: Я ..
Прасковья пишет:
цитата:
Я бы немножко иначе выразилась. Дух это общее название составляющих человека.
нее...святые отцы именно дух,душу и ум различали,изначальная-душа,от нее рожденный разум(разумение,понимание) или дух,а исходящий из души-ум или духовные очи души
Отправлено: 02.09.12 08:00. Заголовок: Вот в сети интересно..
Вот в сети интересное нашла, жаль ссылку не сохранила, но кто ищет, тот всегда найдет, и яндекс ему в помощь
цитата:
Дух - высшая часть человеческой души Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. От такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетавания с нею духа. Все действия, или вернее движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой "психологией". 1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. 2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривать, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душею вовне. 3. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобрести знания и испытывать те или иные чувства. Дух из Бога, сочетавшись с душею животною, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк. Одно тянет его к Небу, другое - к земле. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т. е. страхом Божиим водится, и совести слушается, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров - страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, и дух этой безмерностью желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его. Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, и в самом их движении проявляется нечто, совсем животным несвойственное. О чем ни стать рассуждать, всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля. "Дух,- говорит свт. Феофан,- как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой, Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе. Дух в человеке проявляется в трех видах: 1. Страх Божий. 2. Совесть. 3. Жажда Бога. 1. Страх Божий - это, конечно, не страх в нашем обычном, человеческом понимании этого слова; это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. 2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это - совесть. Совесть указывает человеку, что право, что неправо, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать. Совесть есть наш внутренний судия - блюститель закона Божия. Святые отцы называют совесть "голосом Божиим" в душе человека. 3. Третье проявление духа в человеке свт. Феофан метко назвал "жаждою Бога". Ничем тварным и земным наш дух удовлетвориться не может, пока не обретет покоя в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится. По творениям Святителя Феофана Затворника (Вып. 8, пис. 1462, с. 211-213)
Нина, Прасковья, спаси Вас Христос за интересную информацию!
Прасковья пишет (из выдержек Феофана Вышенскаго):
цитата:
Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.
Святые отцы считали иначе. По-моему, у святителя Григория Паламы, в "Триадах в защиту священнобезмолствующих" указано, что мысли исходят из сердца, надо будет поискать цитату.
цитата:
По творениям Святителя Феофана Затворника (Вып. 8, пис. 1462, с. 211-213)
Как говорится в соседней теме - Феофан Вышенский нерелевантен! Или как?
Отправлено: 02.09.12 14:14. Заголовок: Дмитрий Вячеславович..
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Святые отцы считали иначе. По-моему, у святителя Григория Паламы, в "Триадах в защиту священнобезмолствующих" указано, что мысли исходят из сердца, надо будет поискать цитату.
поищите пожалуйста, мне тоже интересно стало. Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Как говорится в соседней теме - Феофан Вышенский нерелевантен! Или как?
В теме открытой Михаилом Юрьевичем Панкратовым (про археологические изыскания, в разделе "Беседы форумчан") было высказано мнение о нерелевантности куравника для археологии. Вобщем, по аналогии...
Святитель Фессалонитский Григорий Палама во 2 части Триады I в защиту священнобезмолствующих (О том, что стремясь в исихии внимать самому себе, не бесполезно держать ум внутри тела) пишет:
цитата:
Разве не помнишь, брат, слов апостола, что "наши тела - храм живущего в нас святого Духа", как и господь говорит, что "вселюсь и буду ходить в них и буду их Богом"? А то, что по природе способно делаться Божиим домом, разве погнушается вселить свой ум всякий, ум имеющий? И зачем Бог изначально вселил ум в это тело? Уж не сделал ли плохо и Он? Подобные вещи пристало говорить еретикам, которые называют тело злом и изваянием лукавого, а мы злом считаем только пребывание ума в телесных помыслах, в теле же - никак не злом, раз само тело не зло. Недаром каждый посвятивший жизнь Богу возглашает Богу вместе с Давыдом: "Возжаждала Тебе душа моя, сколь же больше плоть моя" и "Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом" - и вместе с Исайей: "Чрево мое возгласит как гусли, и внутренность моя - как стена медная, которую Ты обновил", и: "Страха ради Твоего, Господи, во чреве зачали Духа спасения Твоего", дерзая в коем, не падем, но падут говорящие от земли и ложно перетолковывающие небесные речения и образы жизни в земные. Если апостол и называет тело смертью - "кто", говорит он, "избавит меня от сего тела смерти?" - то он понимает тело как приземленное и телесное помышление, совершающееся только в телесных образах, почему, сравнивая с духовным и божественным, он и называет его по справедливости "телом", причем не просто "телом", но "смертью тела". Немного выше он еще яснее показывает, что осуждается не плоть, а привходящее от преступления греховное желание: "Я", говорит он, "продан греху", но ведь проданный не по естеству раб; и еще: "Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе". Видишь? Он называет злом не плоть, а живущее в ней. То, что не ум {дух}, а "сущий в наших членах и противоборствующий закону ума закон" живет в нашем теле, это вот зло. Поэтому мы, противостоя "закону греха", изгоняем его из тела, вселяем ум управителем в телесный дом и устанавливаем с его помощью должный закон для каждой способности души и для каждого телесного органа: чувствам велим, что и насколько им воспринимать, действие этого закона называется "воздержанием"; страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя "любовь"; рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел умного закона именуем "трезвением". Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем. Тогда он сможет сказать вместе с апостолом Павлом: "Бог, велевший из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, чтобы просветить нас познанием славы Божией в лице Исуса Христа". "Это сокровище", говорит апостол, "мы носим в скудельных сосудах". Если даже свет Отчий, в лице Исуса Христа мы носим, для познания славы Святого Духа, как в скудельных сосудах, в телах, то неужели поступим недостойно благородству ума, если свой собственный ум будем сдерживать внутри тела? Да кто такое скажет, не горя уже из духовных, но хотя бы обладающих пусть лишенным Божией благодати, однако все же человеческим умом? Если наша душа - это единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием, то пользуясь какими частями тела как орудиями действует та ее способность, которую мы называем умом? Конечно, никто никогда не представлял себе вместилищем мысли ни ногти, ни ресницы, ни губы, все считают ее помещенной внутри нас, но богословы разошлись в вопросе, каким из внутренних органов мысль пользуется прежде всего, потому что одни помещают ее, как в некоем акрополе, в мозгу, а другие отводят ей вместилищем глубочайшее средоточие сердца, очищенное от душевного духа. Если сами мы определенно знаем, что наша способность мысли расположена и не внутри нас как в некоем сосуде, поскольку она бестелесна, и не вне нас, поскольку она сопряжена с нами, а находится в сердце как своем орудии, то мы узнали это не от людей, а от самого Творца людей, который после слов "Не входящее в уста, а выходящее чрез них оскверняет человека" говорит: "Из сердца исходят помыслы". Вот почему у Макария Великого сказано: "Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь и все помыслы души - в сердце": так что сердце - сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения. Стараясь в строгом трезвении соблюдать и направлять эту свою способность, что же мы должны делать как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов? Недаром достоименный Макарий сразу за только что приведенными словами прибавляет: "Итак, здесь надо смотреть, начертаны ли благодатью законы Духа". Где "здесь"? В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце. Видишь, что тем, кто решил внимать себе в исихии, обязательно нужно возвращать и заключать ум в тело, и особенно в то внутреннейшее тело тела, которое мы называем сердцем? (до зде св. Григорий Палама; красным - мое выделение слов святителя)
В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце.
а выше написано амартол Димитрий пишет:
цитата:
богословы разошлись в вопросе, каким из внутренних органов мысль пользуется прежде всего, потому что одни помещают ее, как в некоем акрополе, в мозгу, а другие отводят ей вместилищем глубочайшее средоточие сердца, очищенное от душевного духа.
Сообщение: 112
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 26.03.12
Откуда: Я родился в стране вечнозеленых помидор
Отправлено: 04.09.12 20:01. Заголовок: Во славу Божию, Прас..
Во славу Божию, Прасковья!
Некоторые замечания к твоему последнему сообщению: 1) Ты пишешь:
цитата:
амартол Димитрий пишет:
Это не я пишу, это цитата из святителя Григория Паламы.
2) по второму фрагменту - святитель Григорий говорит, что есть разные мнения среди богословов по этому вопросу, но затем высказывается определенно в отношении исхождения помыслов из сердца, приведя при этом, в подтверждение своих слов, слова Господа и святого Макария Великого.
2) по второму фрагменту - святитель Григорий говорит, что есть разные мнения среди богословов по этому вопросу, но затем высказывается определенно в отношении исхождения помыслов из сердца, приведя при этом, в подтверждение своих слов, слова Господа и святого Макария Великого.
а если бы высказывался другой богослов, возможно в доказательства он привел бы не менее весомые аргументы
Отправлено: 16.09.12 19:56. Заголовок: Уточнение по Николаю..
Уточнение по Николаю Кавасиле - в нашей Церкви он не прославлен. Однако Феофилакт Болгарский также не прославлен в лике святых, но его толкованиями пользуются православные. То же можно сказать и о Николае Кавасиле. О краткой биографии Николая Кавасилы, его трудами можно ознакомиться здесь
Konstantino пишет: (см. выше: в связи с сообщением от того самого о.В.Коровина, который, в действительности, подлежит быть под сомнением -- сомнение сколько законное, столько же обязательное для чад РПСЦ, коль скоро её Администрации дела нет до фикции в лице их саратовского настоятеля: "Его ли считать за священника, когда: 1), 2), 3) (о чём уже сообщал я на этом форуме несколько раз). При этом, им получена в окормление община РПСЦ без всякого чиноприема и без единого запроса: кто, где, и в каких обстоятельствах рукополагали его в одной из ветвей РДЦ?")
цитата:
Я вот диву даюсь в каких темах участвуют попы и дьякона. Вам че нечем заняться? Идите в злободневные темы или вера ваша только бы сан не потерять?
Отнюдь! -- весьма о насущном поставлен вопрос данной темы.
Разобрались бы в нём, и Вы более чем, в случае страха Божья, не решились бы последовать за Корнилием-в-Митрополитах в, объективно, Раздор корнилиан. Но! -- и оправдываете ныне ереси его и свое у Вас соучастие в его отпадении, хотя беззаконным, причем, регулярно литургически-подтверждаемым соучастием как раз-то и отпали прочь от приобщения Духу Святому, отступив самочинно от даров Его, подаваемых от Бога через православных иерархов в Таинствах Церкви. Отпадение же, опять же, в результате отпадения от Тела Церкви истинной.
Итак, если ищите истинного покаяния пред Богом, то не отказывайтесь по книгам Святым от Святых не ложных отцов найти себе ответы: ведь принимая и соблюдая таковые, Вы всяко бы не отговаривались... Дмитрий Вячеславович, спрашивая:
цитата:
человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго.
Ответ имеете также на примере Евхаристии, где, у тричастного человека, дух воссоединяется с Духом Христовым, поскольку человек участием в Человечестве Христа Исуса пребывает, пребывая в Его Славе, в общении с Богом: со Отцом и Сыном и Духом Святым.
Дмитрий Вячеславович пишет:
цитата:
Уточнение по Николаю Кавасиле - в нашей Церкви он не прославлен.
Если подходить к делу и вопросу с позиций пролатинской схоластики и их же пресловутого "юрисдизма", возможного не без такого "пупа земли" как "тот еще" еретичествующий папа Римский в рамках его Папизма.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 59
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет