ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 631
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 09:31. Заголовок: Историки о Причастии


Первохристиане, как мы помним, причащались ежедневно, без всякого поста, в алтаре прямо на престоле и у себя дома, перед едой. Это было для них так естественно! Ведь они были в буквальном смысле евхаристическими существами, постоянно и неразрывно соединенными со Христом.
И в начале IV века мы ещё застаём эту практику почти ежедневного причащения.
Но уже к концу IV века практика меняется настолько, что на Востоке начинают причащаться только 1—2 раза в год: на Пасху и на Богоявление. Иоанн Златоуст с горечью восклицает: «Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим мы перед алтарем Господа! Никто не приобщается !» (III беседа на Послание ап. Павла к Эфесянам).
А на Западе частое, почти ежедневное причащение продолжалось и в IV и в V веке. Блаженный Августин прямо пишет о своих единоверцах: «Они причащаются Тела и Крови Христовой ежедневно.» (См. прот. Горский «Древне-христианская практика причащения Св. Тайн.», Серг.Посад, 1914, с. 9—11).
В чём же причина такого разительного контраста?
Исследователи видят главную причину в сакрализации храмового пространства в императорской (Восточной) Церкви. Мы уже упоминали о том, что с середины IV века причастникам доступ к алтарному престолу был запрещен. Об этом свидетельствует 19-е правило Лаодикийского Собора: «Одним только священникам дозволено входить в алтарь и там приобщаться». Исключение делалось только для императоров, которые, конечно, сопровождали епископов и даже, кажется, сослужили. По крайней мере 69-е правило Трулльского Собора указывает:
«Никому из всех принадлежащих к разряду мiрян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу.» Впоследствии это стали истолковывать так, что император имеет архиерейское достоинство. И сейчас так толкуют наши монархисты, опираясь, например, на воззвание отцов Халкидонского Собора: «Ты священник и император! Ты воздвиг Церковь, учитель веры!» или на послание восточных епископов к имп. Аркадию: «Ты поставлен Богом над нами епископами, над Тобой не стоит никто... и поэтому Ты имеешь право делать то, что Ты хочешь.»
Но такая трактовка не верна исторически, именно потому, что это тексты IV—V веков, а священническое и царское достоинство впервые соединил только имп. Лев III Исавр († 741 г.), концепция же 8-го Таинства появилась ещё позже.
Тем не менее, став императорской, Восточная Церковь просто обязана была отгородить алтарь от «простого народа» сначала (в IV веке) решетками и перилами, а затем и каменными оградами. Закончился этот процесс отделения алтаря от верующих формированием иконостаса.
В Риме же дальше решёток дело не пошло. Отношение к императору там было куда более сдержанным. Никогда не забывалось, что он всего лишь мiрянин. Амвросий Медиоланский мог позволить себе не допустить к причастию самого Феодосия Великого. А в Галльской Церкви верующие причащались на самом престоле ещё в конце VI века! Это следует из рассказа еп. Григория Турского о том, как еп. Котэн Овернский не допустил к причастию некоего Евлалия: «Когда же наступило время причащаться и Евлалий подошел к престолу, епископ сказал ему...» и т. д. («История франков», кн. X).
Каким же образом принимали причастие в IV—V веках ? Что пишут по этому поводу Отцы Церкви?
свт. Кирилл Иеросалимский: «Приступая к причастию, подходи не с простертыми дланями рук, но левую руку сделав престолом правой и, согнувши ладонь, прими Тело Христово.»
свт. Иоанн Златоуст: «Пусть каждый соблюдает в чистоте руку свою, уста и язык, которые послужили преддверием при вшествии Христа» (27-я беседа на 1 Кор.)
свт. Амвросий Медиоланский, не пуская имп. Феодосия в храм, вопрошал его с твердостью: «Как прострешь руки, с которых капает еще кровь неправедно убиенных ? Как будешь принимать сими руками Пресвятое Тело Господа?»
(Источник: Горский «Древнехристианская практика причащения Св. Тайн», с. 33—34).
Таким образом, в V веке ещё получали Тело Христово в руки. Но уже в VI веке эта практика на Востоке начинает отмирать и мiрян причащают с ложечки «яко младенцев». На Западе древняя практика продержалась дольше: последнее упоминание о ней находим в т. н. «Статутах св. Бонифация» († 754). С VIII века на Западе стали вкладывать в уста мiрян евхаристический хлеб, напоённый вином. А на рубеже XI—XII веков начали причащать их под одним видом (т. е. только Телом).
Во время причащения происходило обычно пение псалмов. Например, «Апостольские постановления» предписывают пение 33-го псалма (очевидно потому, что в нём есть слова: «вкусите и видите, яко благ Господь»). Этот псалом употреблялся в Литургии ап. Иакова и доныне употребляется в Армянской Литургии.
В Александрийской Церкви на Литургии ап. Марка пели 41-й псалом: «Как лань стремится на источники вод...»
А при Иоанне Златоусте пели псалом 144-й. Интересно, что 15-й стих этого псалма («Очи всех на Тя, Господи, уповают...») стал сейчас нашей предобеденной молитвой.
Другие реликты, сохранившиеся от IV века:
Мытьё рук перед входом в храм у старообрядцев (т. к. некогда на каждой Литургии получали в руки Св. Тело). Дозволение мiрянам входить в алтарь 1 раз в жизни — сразу после Крещения (т.к. некогда крещение было поставлением в «мiрянское священство» члена народа Божия).

Quis cantat, bis orat Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]





Сообщение: 4731
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 09:41. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Первохристиане, как мы помним, причащались ежедневно, без всякого поста, в алтаре прямо на престоле и у себя дома, перед едой.


Я не помню такого:

 цитата:
В так называемый день солнца (воскресение) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевает подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал (пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос. Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть - как мы научены - плоть и кровь того воплотившегося Исуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Исус взял хлеб и благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним ), приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также возсылает молитвы и благодарения, сколько Он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение.


Иустин Мученик "Апология".

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 175
Упование: Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, Покровской старообрядческой общины.
Зарегистрирован: 02.03.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 12:30. Заголовок: Виталий Вараюнь добр..


Виталий Вараюнь доброго здравия! Это ты Шмемана цитируешь?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4734
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 13:11. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Мытьё рук перед входом в храм у старообрядцев (т. к. некогда на каждой Литургии получали в руки Св. Тело).


Он напутал, речь идет о просфире.

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 777
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Poland, Poland
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 20:56. Заголовок: Konstantinъ пишет: ..


Konstantinъ пишет:

 цитата:
Виталий Вараюнь доброго здравия! Это ты Шмемана цитируешь?



значит "шеманизм"?

Християнин Православного Истинного Староверия незагрязненного ересями /Християнин древлеправославного поповского исповедания ( ПАЦП ) http://starodruki.bloog.pl Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 633
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 21:34. Заголовок: Никого не цитирую. П..


Никого не цитирую. Привел научный труд. Кроме мч. Иустина есть множество других свидетельств, некоторые из которых и приведены в сем отрывке. Конечно ясно, что практики были разными.

 цитата:
Он напутал


может быть и напутал, но я читал, что раньше (в некоторых местах и по ныне) мытье рук должно было происходить перед каждой молитвой, а уж темболее перед входом в храм. Златоуст еще говорит о чистоте рук перед принятием причастия... хоть при нем и ввели лжицу. Тот самый пассаж приводят при "апологии" подручника.

Quis cantat, bis orat Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4744
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 21:53. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
раньше (в некоторых местах и по ныне) мытье рук должно было происходить перед каждой молитвой


Это понятно, но не причащаться же в руку...

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 636
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 21:58. Заголовок: Ну дык в этом же пас..


Ну дык в этом же пассаже и написано, что это вышло из практики очень давно.

Quis cantat, bis orat Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4747
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 06:18. Заголовок: Ой, это я невнимател..


Ой, это я невнимательно прочел.

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 213
Упование: Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, Покровской старообрядческой общины.
Зарегистрирован: 02.03.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 16:38. Заголовок: Дык вывод мож сделат..


Дык вывод мож сделать какой нить?
Я почему про Шмемана спросил: потому как его читал и много об этом вопросе думал. Но так и ни фига не надумал: ну вроде того, что тогда - так, а сейчас - вот так.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 642
Упование: С надеждой быть принятым в РПСЦ
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 18:33. Заголовок: Ну практика исповедо..


Ну практика исповедоваться/причащаться лишь постами не хороша. Уже это все обсуждалось... я просто хотел добавить к аргументам за БОЛЕЕ частую исповедь/причастие. Конечно в наши дни так часто причащаться просто нельзя, потому что образ жизни христиан радикально изменился.

"не во многом соглашаюсь со многими, и не люблю идти одним с ними путем" Григорий Богослов Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4792
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 20:46. Заголовок: Konstantinъ пишет: ..


Konstantinъ пишет:

 цитата:
много об этом вопросе думал.


Виталий Вараюнь пишет:

 цитата:
Ну практика исповедоваться/причащаться лишь постами не хороша. Уже это все обсуждалось... я просто хотел добавить к аргументам за БОЛЕЕ частую исповедь/причастие.


Братия, а я явственно наблюдая картину удаления простецов от святыни, чтоб ее не осквернить, что верно подметил Виталий Вараюнь:

 цитата:
Конечно в наши дни так часто причащаться просто нельзя, потому что образ жизни христиан радикально изменился.



(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 217
Упование: Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, Покровской старообрядческой общины.
Зарегистрирован: 02.03.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 22:34. Заголовок: удаления простецов о..



 цитата:
удаления простецов от святыни



Об этом тоже думал. Ведь у никонов - пожалуйста в любое воскресенье в любом приходе, знает тебя батюшка, не знает... Ну, у нас в Пушкине под Питером, мож где и не так!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4804
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 22:42. Заголовок: Konstantinъ пишет: ..


Konstantinъ пишет:

 цитата:
Ведь у никонов - пожалуйста в любое воскресенье в любом приходе, знает тебя батюшка, не знает...


Об том и речь, апостасия, спасать более у никонов нечего, разве, что апостольская хиротония, да древние иконы и храмы...

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 224
Упование: Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, Покровской старообрядческой общины.
Зарегистрирован: 02.03.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.09 00:01. Заголовок: САП пишет: древние и..


САП пишет:
 цитата:
древние иконы и храмы...



С последними трындец!!! Надо отнимать.

"То, что снаружи крест, то изнутри - окно". (И. Ж.) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.09 16:08. Заголовок: ­Ну гдеж потерялися м..


Ну гдеж потерялися мой вопрос и ваш ответ о причастии?­

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 56
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет