УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 84
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.08 23:34. Заголовок: Вопрос по тягчайшим грехам


Знаю, что на форуме сем обретаются люди, хорошо разбирающиеся в богословии. Посему выношу сюда сей вопрос.
Сейчас читаю Малый соборник. В Слове о явлении Ангела Господня в пустыни прп. Макарию Египтянину есть такой текст (вопрос Макария и ответ Ангела):

Хотя и всегда считал себя крайне невежественным в богословии, но полагал, что есть грехи и тяжелее, нежели злопамятство, гордость и тщеславие.
Прошу знающих людей разрешить мои сомнения.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]





Сообщение: 379
Зарегистрирован: 26.10.07
Откуда: Можайск-Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.08 23:49. Заголовок: Мне в детстве старуш..


Мне в детстве старушка едина говаривала: "Гордыня -- матка всем грехом". В том плане, что как из одной добродетели вырастают другие, так и из этих грехов появляются новые прегрешения. Помнишь, в прологе про инока, которог бес, искушая, вопрошал, какой грех тот выберет, чтоб ему, бесу, от него отстать? Убийство, блуд или пиянственное веселие? Инок выбрал последнее, в результате чего и убил и соблудил. Вроде так.

християнин древлеправославно-кафолического исповедания федосеевского согласия Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 39
Зарегистрирован: 20.06.08
Откуда: Россия, Новосибирск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.08 08:32. Заголовок: Конечно же это для л..


Конечно же это для людей верующих. А для неверующего самый страшный грех - его неверие, безбожие. Сие есть преступление против первой Заповеди и против всего Закона.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 74
Зарегистрирован: 15.11.07
Откуда: Марокко
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.08 13:12. Заголовок: Cocpucm пишет: но п..


Cocpucm пишет:

 цитата:
но полагал, что есть грехи и тяжелее, нежели злопамятство, гордость и тщеславие.



Почему тягчайшие,я так поняла,потому что имеющие их с трудом обращаются..Именно Денница пал из-за гордости.

Как пишет Св.Иоанн Златоуст о тщеславии:«Нет,истинно нет другой страсти,столь же сильной и везде господствующей,хотя в большей или в меньшей мере-но везде.»

«Грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда, и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: "пути злопомнящих в смерть" (Притч. 12,26). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно. »Бл.Феофилакт.

РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 257
Зарегистрирован: 04.04.08
Откуда: Палестина, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.08 21:40. Заголовок: Злопомнение горше бл..


Злопомнение горше блуда... Верно отец заметил...


крещеный, но зело недостойный именования християнина Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 27
Зарегистрирован: 27.07.08
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.08 00:55. Заголовок: В монашестве акцент ..


В монашестве акцент у древних Отцов был смещен еще и на борьбу с помыслами, рождающими грехи. Злопамятность и гордыня - это именно помыслы. Макарий был в-основном наставником монашествующих. Мирянам дай Бог и с грехами в делах своих управиться, не то, что с помыслами. Это, конечно, не значит, что с ними бороться не стоит.

Древлеправославная Поморская Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 76
Зарегистрирован: 15.11.07
Откуда: Марокко
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.08 11:19. Заголовок: Косолапый пишет: М..


Косолапый пишет:

 цитата:
Мирянам дай Бог и с грехами в делах своих управиться, не то, что с помыслами.



«Вина всякого скорбного случая (встречающегося с нами)-суть помыслы каждого из нас: мог бы я сказать, что и слова и дела, но так как они не происходят прежде мысли, потому я приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами (и ближними нашими) общение. »Марк Подвижник

«Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; тоже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.(Иак.1:15) - Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу.»Толкование Бл.Феофилакта.

Не управив мысли-мы не сможем управить и дело..

РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 117
Зарегистрирован: 20.12.07
Откуда: РФ, Ха
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.08 12:06. Заголовок: Злопамятность и горд..



 цитата:
Злопамятность и гордыня


Вот бы научиться различать границы, где злопамятность , а где обличение за правду.
Где гордыня , а где истиное следование за Господом.


РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 77
Зарегистрирован: 15.11.07
Откуда: Марокко
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.08 13:11. Заголовок: «Когда думаешь что л..


«Когда думаешь что либо сделать, и видишь смущение в помысле и оно после призывания имени Божия все еще будет оставаться, хотя бы на волос; то познай отсюда, что то дело, которое хочешь сделать, внушено тебе лукавым, и не делай оного; ибо ничто, делаемое с смущением, не угодно Богу. – Но когда кто сопротивляется смущению (когда бывает помысел сопротивляющийся смущению), тогда не должно сразу считать дело вредным, а рассмотреть его, хорошо ли оно или нет, – и если не хорошо, оставить его, если же хорошо, сделать, презирая смущение. »

«Всякий помысел и всякое дело, как сказано, надо рассматривать, хорошо ли оно, или нет, и хорошее делать, а нехорошее отвергать. Однако, чтобы доброе не было сопряжено с смущением, надобно рассматривать господствующий (при сем) помысел, с какой целью он что либо предприемлет, – и когда допросишь его по страху Божию, то Бог не попустит тебе впасть в заблуждение. – Но и во всяком случае не забывай призывать имя Божие.»

«Когда тебе представляется какое либо дело по Богу, а противоположный помысел сопротивляется ему; то из этого самого познается, что дело то действительно есть по Богу. – Но приложи молитву, – и смотри: если в то время, когда будешь молиться, сердце твое утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда будет ли оставаться противоположный помысел, докучающий тебе, или нет, знай, что дело то по Богу; ибо благому непременно бывает прискорбное сопротивление по зависти дьявольской, но оно (благое) молитвою берет над этим верх. Если же кажущееся добро будет внушено дьяволом, а притом будет и сопротивление от него же происходящее; тогда молитвою и самое мнимое добро умаляется, и вместе с ним мнимое сопротивление. В таком случае очевидно, что враг сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез это самое обольстить нас принять сей помысел за добро. »

Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн



РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 125
Зарегистрирован: 20.12.07
Откуда: РФ, Ха
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.08 16:03. Заголовок: Евтения, спаси Христ..


Евтения, спаси Христос , за труды по напутствию. Так и сделаю, три дня на молитву, а там как Господь вразумит.

РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 78
Зарегистрирован: 15.11.07
Откуда: Марокко
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.08 18:42. Заголовок: Во славу Божию.. Кл..


Во славу Божию..

Клава пишет:

 цитата:
три дня на молитву, а там как Господь вразумит.



Это хорошо..

«"Сколько раз надо помолиться, чтобы помысел получил извещение о деле?" – Когда не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, – так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

"Как должно молиться по три раза, – в разное ли время, или тотчас? Бывает, что нельзя отстрочивать". – Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы, и молясь трижды, произносил одни и теже слова (Мф. 26, 44). »

Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн


РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 85
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.08 12:10. Заголовок: Благодарю всех откли..


Благодарю всех откликнувшихся!
Хочу задать еще один вопрос на уточнение. Где-то читал, что разделяют собственно грехи (действия, слова либо помышления, противоречащие христианским нормам) и страсти (черты характера, являющиеся причиной грехов). Правильно ли я понимаю, что такая трактовка существует и что согласно нее злопамятство, гордость и тщеславие являются именно страстьми?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 34
Зарегистрирован: 27.07.08
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.08 23:36. Заголовок: Евгения пишет: Не у..


Евгения пишет:

 цитата:
Не управив мысли-мы не сможем управить и дело..


возможно, вы меня не совсем поняли. Я имел в виду, прежде всего, борьбу с одним помыслами. Например, если мы злопамятствуем, то первым шагом мы должны научиться не мстить словом и делом обидевшему нас человеку. Но, при этом, злопамятность может тлеть в нас, подобно углям (сравнение одного из преподобных, кого именно не помню). То же и с блудом, гордыней и . д. - помыслы об этом возникают и у опытных старцев, как Иван Синайский писал, но, при этом, делами они ничего подобного не совершали. Из этого можно сделать вывод, что борьба с помыслами - это более высокая и сложная стадия духовного совершенствования.
Cocpucm пишет:

 цитата:
Правильно ли я понимаю, что такая трактовка существует и что согласно нее злопамятство, гордость и тщеславие являются именно страстьми?


злопамятство, сколько помню, относили к следствию такой страсти, как гнев. Гордость и тщеславие - старасти. По Дамаскину и Лествичнику, страсти даны нам и на пользу, и имеют свое естественное назначение: гнев должно обращать на врагов Божьих, печалиться нужно о грехах, желать (это тоже - страсть) нужно истинну Божью и т. д. Но люди и страсти извратили по вражию навету - стали гневаться на ближних, печалиться о богатстве и суете, желать себе почестей и славы. Поэтому страсти тоже имеют свои положительные и отрицательные стороны. Евагрий учил, что за страсти ответственна "страстная" часть души, являющаяся неразумной и близко отстоящая от животной. То есть страсти даны человеку Богом, и в нашей воле, с Божьей помощью, направить их в нужное русло.

Древлеправославная Поморская Церковь Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 88
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.08 23:46. Заголовок: Косолапый, нажайший ..


Косолапый, нажайший поклон за пояснение!
Вызывает вопрос только эта фраза
Косолапый пишет:

 цитата:
злопамятство, сколько помню, относили к следствию такой страсти, как гнев.


Возможно, что называется, по себе о людях не судят , но точно знаю, что гнев у меня прорывается излишне часто, но при этом злопамятства (слава Богу) почти нет

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 79
Зарегистрирован: 15.11.07
Откуда: Марокко
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.08 23:52. Заголовок: Cocpucm пишет: и с..



Cocpucm пишет:

 цитата:
и страсти (черты характера, являющиеся причиной грехов). Правильно ли я понимаю, что такая трактовка существует и что согласно нее злопамятство, гордость и тщеславие являются именно страстьми?



Страстью они становятся от навыка и образуют уже корень греха..

«Зла нет в естестве, и нет никого, злого по естеству: ибо Бог не сотворил ничего злого. Но когда кто с похотением сердечным вносит в себя образ зла, тогда оно, не смотря на то, что не есть в естестве, начинает быть, в таком виде, как возжелал сего тот, кто так делает. Почему должно, со всем тщанием непрестанно памятуя о Боге, не внимать обычным позывам на зло; ибо добре, сущее в естестве, могущественнее зла, прибывающего в естество со вне чрез навык, – так как то есть, а этого нет, – разве только когда содевается.»
Бл.Диадох

«Греховная страсть - порок, вкоренившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством. От страстей гордости, тщеславия, чревообьедения и сребролюбия необходимо очищаться прежде всего. »Св.Иоанн Лествичник

«Ибо не тот, кто однажды разгневался, называется уже гневливым; и не тот, кто однажды впал в блуд, называется уже блудником; и не тот, кто однажды оказал милость (ближнему), называется милостивым; но как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом этот навык или мучит, или покоит ее.»Авва Дорофей.

«Две рюмки водки за трапезой могут быть вначале просто капризом, вкусовым желанием. При частом повторении то же самое становится привычкой; действием, введенным в роспись жизни, причем нарушение росписи уже вызывает недовольство и досаду. Наконец, далее эти две рюмки перерождают самые ткани организма, переделывают их так, что они нуждаются в "яде", как в питании.

Это уже страсть.

Таким образом, привычка, в сущности, случайный господин нашей воли, властный и сильный, но без действительных прав на властвование.И отсюда, хотя борьба с ней трудна, но трудна только для слабой уступчивой воли.За исключением привычек ничтожного значения в нравственном отношении (вроде привычки к тому или иному платью, привычки так или иначе распределять день и т.д.), привычка - будущая страсть.Отсюда, когда подается совет: бороться со страстью в начале ее развития, - это значит бороться или с помыслом, первым рождением желания, или с привычкой.»Епископ Михаил (Семенов)«Гигиена духа христианина»

«Между помыслами есть много различия во всем, и одни из них безгрешны, а другие нет! Так называемый прилог помысла, то есть мысль о добром или злом, не заслуживает ни награды, ни порицания. Потом сочетание, то есть беседа с помыслом, к соглашению с ним или отвержению его, заслуживает похвалу, если оно богоугодно, но малую, также и укоризну, если оно лукаво. После так называемая борьба, или побеждающая, или побеждаемая умом, – приносящая венец или мучение, когда исполнится на деле. Также и сосложение, то есть преклонение души к явившемуся, соединенное с услаждением, от чего происходит пленение, насильно и против воли увлекающее сердце к исполнению на деле. Когда же страстный помысел долго остается в сердце, то образуется так называемая страсть, которая, привычкою к себе, произвольно увлекает душу и свойственно передает ее исполнению на деле. Такая страсть несомненно подлежит во всех или соразмерному покаянию, или будущей муке, говорит Лествичник, то есть ради непокаяния, а не ради брани; ибо если бы было так, то без совершенного бесстрастия не могли бы многие получить прощения. Как тот же Лествичник говорит: хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем возможно. Итак, разумный (делатель) отвергает лукавый прилог – матерь зол, чтобы разом отсечь все происходящее от него злое, а благой прилог всегда должно быть готовым обращать в дело, чтобы тело и душа пришли в навык добродетели и освободились от страстей благодатью Христовою.»
Преп.Петр Дамаскин


РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 33
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет