ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 9270
Упование: по Спасовой милости
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.10 01:33. Заголовок: ЧИСЛО 1666 В РУССКОЙ КНИЖНОСТИ СЕРЕДИНЫ — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII в.


[more]Т.А. Опарина, Новосибирск.

ЧИСЛО 1666 В РУССКОЙ КНИЖНОСТИ СЕРЕДИНЫ — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII в.

Вычисления о дате конца света или последнего отпадения к миру антихриста в 1666 г. необыкновенно широко распространены в старообрядческой литературе и не утеряли в ней актуальности и по настоящее время. Попытаемся проследить источники старообрядческих теорий.

Сакральная дата получалась путем сложения двух чисел, названных Апокалипсисом: 1000 (Откр. 20;3,7) и 666 (Откр.13;8). При всей кажущейся простоте вычисления и возможности самостоятельного, параллельного появления, дата конца света в 1666 г. получила распространения далеко не во всех христианских традициях. Наибольшее значение она приобретала в английской реформационной, отчасти греческой, а так же украинской и русской православной литературах. Между тем, в России счет лет велся от создания мира, и употребительной была дата конца света "восьмого века". Концепция, строящаяся на летоисчислении от Рождества Христова, наиболее вероятно, была заимствованной.

Апокалипсические числа привлекали авторов на протяжении всей христианской истории и имели в различных традициях специфическую интерпретацию. Число 666 расшифровывались христианскими писателями как имя антихриста. При построении даты 1666 число "зверя" трактовалось как дата "последних времен", что не совсем обычно.

Число 1000 (Откр. 20;3,7) имело еще более сложную экзегезу. В пророчествах Апокалипсиса говорилось о "связании" сатаны на тысячу лет. В библейском тексте описывались события второго пришествия Христа, когда после окончательного сражения при Армагедоне победивший Христос замкнет сатану на 1000 лет и установит земное царство праведников (первое воскресение). Вторым воскресением в Апокалипсисе мыслилось воскрешение во плоти грешников, предстающих на Страшный суд. При отнесении тысячной даты к будущему, второму пришествию она служила основани-ем хилиастических (милленирастических) учений об установлении тысячелетнего царства Божия на земле между первым и вторым воскресением мертвых.

В обстановке приближающегося конца света (наступления 6 тысячи лет от сотворения мира) блаженный Августин выступил с резкой критикой хилиастических учений. Осуждение хилиазма он добился созданием учения о двух градах-царствах.

Один из основателей католической теологии осуществил демифологизацию Апокалипсиса, введя исторический подход. Блаженный Августин связал рассказ Апокалипсиса о 1000 лет с земной жизнью Христа, его первым пришествием. События Апокалипсиса, повествующие о тысячелетнем царстве, в его трактовке принадлежат прошлому, а не будущему. Тем самым, он снял хилиастическое понимание этого числа, что было закреплено христианским кано-ном. На представлении о "связании" сатаны в период первого пришествия Христа основан догмат о сошествии в ад, подтвержденный иконографической формулой.

В противовес прежним трактовкам блаженный Августин вы-двинул спиритуалистическое понимание слов Апокалипсиса. Тысячелетнее царство Христа на земле в интерпретации Августина наступило и уже началось сияние славы Христа в Церкви. В его толковании Христос связал сатану в момент первого пришествия, в результате чего на земле появилась христианская Церковь (Град Божий). Церковь является проекцией небесного в тленом мире и будет существовать 1000 лет, что необходимо было понимать как аналог вечности.

В византийской традиции сходным образом тысячелетнее цар-ство как христианскую Церковь трактовал Василий Великий. При этом в трудах большинства греческих авторов тысячелетнее царство отождествлялось с Византийской империей. Константинополь понимался как царство Божие на земле, неразрушимое до конца света6. Таким образом, в католической традиции число 1000 интерпретировалась как церковь; в византийской (при совпадении границ церкви и царства) — как государство.

Следствием спиритуалистического подхода был категориче-ский отказ от определения даты конца света. Но, в действительности, этот канонический постулат не снял эсхатологических вычис-лений. Несмотря на трактовку апокалипсической даты спиритуалистически, приближение 1000 года при счете лет от Рождества Христова, спровоцировало эсхатологические страхи на Западе. 1000 год стал одной из дат конца света, повсеместно ожидаемого в Западной Европе. Пророчество нашло отражение, например, в скандинавских сагах и во французской книжности. Эсхатологические настроения послужили одной из идеологических причин крестовых походов, когда мусульмане воспринимались предтечами антихриста, от которых необходимо было освободить гроб Госпо-день. Торжество христиан в Святом граде означало бы установление 1000-летнего царствия на земле, нового Иерусалима.

На христианском Востоке этот период так же характеризовался возрождением эсхатологических страхов, но при обращении к иной дате — 6500 от сотворения мира. Не исключено, что импульс развитию эсхатологических настроений в восточно-христианском мире давали и западные учения. Крещение Руси, таким образом, происходило на эсхатологической волне, что отразилось в русских памятниках начального периода9.

Новый толчок развитию пророчеств, связанных с апокалипсическими числами 1000 и 666, дал протестантизм. Ортодоксальные протестанты, обратившись к "1000", трактовали число в рамках августиновской традиции. Для лютеран и кальвинистов 1000-летнее царство уже наступило и прошло. Но в версии Мартина Лютера сатана был освобожден из темницы. По его мнению, сатана вновь начал действовать после заключения между 1000 и 1300 годом. Кроме того, Мартин Лютер связывал освобождение сатаны из 1000-летнего плена и раскол церкви. Близкая интерпретация свойствен-на пуританину англичанину Байлу и автору комментариев к Женев-ской Библии (1603). Они полагали, что появление сатаны произошло в понтификат Сильвестра II (999-1003). Радикальные протестанты (анабаптисты, антитринитарии, "люди пятой монархии") возродили средневековый хилиазм.

Ряд авторов осуществил соединение чисел 1000 и 666. Число 1666 присутствует в сочинениях француза Ричарда Русата (Richard Roussat) и иезуита Collegium Romanum в Риме, голландца по происхождению Корнелия Лапиды (Cornelius a Lapide; Cornells Cornelissen van den Steen).

Особая роль в развитии концепций о числе 1666 принадлежит Англии. С момента появления пуританизма (1550-е годы) и до реставрации (1660 г.) Англия становится главным центром развития эсхатологических тем. Реформа Генриха VIII, преследование и бегство пуритан, тексты которых печатались в Голландии, дали толчок развитию хилиастических учений.

Одним из первых английских текстов, указавший на роковую дату, был памфлет 1610 г., толкующий предсказания ветхозаветной III книги Ездры. Совмещая пророчества о мировых царствах кодекса Ездры и чисел Апокалипси

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 9271
Упование: по Спасовой милости
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.10 01:33. Заголовок: Первым подхватил пос..


Скрытый текст


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.11 21:36. Заголовок: Взято с уазанного са..


Взято с уазанного сайта и переведено в нормальный формат (на starajavera сохранено из мсворда, не работают сноски, исправлены опечатки, если таковые были):
http://txt.trans-komplekt.ru/index.php?p=text:oparina-1666

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет