УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 335
Упование: ДПЦ
Зарегистрирован: 10.09.11
Откуда: РФ, Ижевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.12 19:57. Заголовок: Нетовцы


Кто-нибудь о них может рассказать? Может на форуме есть таковые?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 102 , стр: 1 2 3 All [только новые]







Сообщение: 1332
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.21 22:12. Заголовок: Иван пишет: Предст..


Иван пишет:

 цитата:
Представителей других старообрядческих согласий — даниловцев (поморцев), филипповцев, федосеевцев, «аристовых» — он приравнивает к еретикам,


насчёт "аристовых" не скажу - не знаю.
а поморцы, феодосеевцы и филипповцы - имели молитвенное общение и признавали крещение друг друга бОльшую часть времени своего существования.
потом, в начале-середине 20 века, поморцы поглотили бОльшую часть общин феодосеевых.
филипповцы, вроде, частью ушли к беглопоповцам, частью вымерли, увы.
Насчёт спасовцев. Действительно, есть некоторая тенденция поглощения остающихся без наставников спасовских общин поморцами.

Мне отмщение;
Аз воздам
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1032
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.21 22:49. Заголовок: alexa пишет: Так кт..


alexa пишет:

 цитата:
Так кто научил вас, евреев, отвечать на очевидные вопросы вопросом на вопрос?

Да ты alexa ещё и врунишка. Ведь свой вопрос я тебе раньше задал:
мвм пишет:

 цитата:
alexa я же тебя спросил твоё определение слова "корень"

Я с этого вопроса с тобой в полемику вступил. А ты как раз начал вместо ответа мне встречные глупенькие вопросы задавать.
Я тебе на них отвечал по мере сил. А ты зачем то напеисал:
alexa пишет:

 цитата:
Так кто научил вас, евреев, отвечать на очевидные вопросы вопросом на вопрос?

Ты считаешь себя евреем чтолича?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1033
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.21 22:53. Заголовок: alexa пишет: насчёт..


alexa пишет:

 цитата:
насчёт "аристовых" не скажу - не знаю.

А не скажешь-ли
Иван пишет:

 цитата:

alexa

зачем ты
Иван пишет:

 цитата:
уперся в Выговский корень



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 60
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.21 23:27. Заголовок: alexa пишет: Действ..


alexa пишет:

 цитата:
Действительно, есть некоторая тенденция поглощения остающихся без наставников спасовских общин поморцами.

Наставники выбираются общиной из своих... А вот я, к примеру, живу по домашнему уставу и не хочу "поглощаться" никем.

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 61
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 20:51. Заголовок: мвм пишет: зачем ты..


мвм пишет:

 цитата:
зачем ты
Иван пишет:

 цитата:
уперся в Выговский корень


Я имел в виду спор о корне. Хотя и без того понятно что корень означает начало.
"КОРЕНЬ ПРАВОСЛАВИЯ" ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

11/24 июля - память равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во св. Крещении Елены …
Ее называли "начальницей веры" и "корнем Православия", поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси. Ряд исследователей предполагает, что жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась 1059 лет назад. Существует и устойчивое мнение, что крестилась равноапостольная княгиня в Киеве в 955 г., (поскольку сюжет этот подробно описан в "Повести временных лет" именно под 955 годом), а путешествие в Византию предприняла в 957 г., будучи христианкой. Документальные исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос.
Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения".

Автор "Степенной книги" пишет: "Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания".

Преподобный Нестор летописец повествует: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа".


Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1034
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 21:14. Заголовок: Иван пишет: Ее назы..


Иван пишет:

 цитата:
Ее называли

Кто называл?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1035
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 21:15. Заголовок: Иван пишет: Я имел ..


Иван пишет:

 цитата:
Я имел в виду спор о корне. Хотя и без того понятно что корень означает начало.

"Корень-начало" федосеевцев на Выгу?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 62
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 21:35. Заголовок: мвм пишет: Кто назы..


мвм пишет:

 цитата:
Кто называл?


Мне что ли список составлять...


мвм пишет:

 цитата:
"Корень-начало" федосеевцев на Выгу?


Если оттуда пошли то это и есть их корень.

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1333
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 21:47. Заголовок: Иван пишет: вот я, ..


Иван пишет:

 цитата:
вот я, к примеру, живу по домашнему уставу и не хочу "поглощаться" никем.


и правильно делаете.
не подскажете, "аристовы", упоминаемые наряду с прочими безпоповцами, это кто такие?
И, чтоб уяснить мне для себя, ответьте: нетовцы и спасовцы это один соглас или разные? Родственные, нет ли?

Мне отмщение;
Аз воздам
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1334
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 21:55. Заголовок: мвм пишет: напеисал..


мвм пишет:

 цитата:
напеисал


пеисатым провокаторам вроде тебя я что ль чего написал? извините, если приняли на свой еврейский счёт. вы к выговскому корню, естественно, не относитесь никак и понятия о сем иметь не можете.

Мне отмщение;
Аз воздам
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 63
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 22:09. Заголовок: alexa пишет: нетовц..


alexa пишет:

 цитата:
нетовцы и спасовцы это один соглас или разные?



Да, это так нас называют.

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 64
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 22:42. Заголовок: А вот картинка с кор..


А вот картинка с корнями, что отсекалось и что осталось:




Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1036
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 22:53. Заголовок: Иван пишет: Мне что..


Иван пишет:

 цитата:
Мне что ли список составлять...

Да хоть одного назовите.
Где вы такую писульку взяли? Откуда?
Иван пишет:

 цитата:
Если оттуда пошли то это и есть их корень.

А федосеевцы с Выга пошли?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1037
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.21 22:55. Заголовок: alexa пишет: вы к в..


alexa пишет:

 цитата:
вы к выговскому корню, естественно, не относитесь никак и понятия о сем иметь не можете.

А ты относишься к "выговскому корню"? и имеешь о нём понятие?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 65
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.21 09:14. Заголовок: мвм пишет: Да хоть ..


мвм пишет:

 цитата:
Да хоть одного назовите.


Иван

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1335
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.21 16:05. Заголовок: Иван пишет: что отс..


Иван пишет:

 цитата:
что отсекалось и что осталось


Так неправдивы сведения о том, что некоторые общины Спасова согласия по оскудению собственного наставничества уходят под окормление новопоморского наставничества?
Нет такого?
Я к тому, что проповедь новопоморцев, рассчитанная на внешних, и присоединившая 130-100 лет назад к новопоморцам очень много феодосеевских общин, в отношении спасовцев не удалась ли?

Мне отмщение;
Аз воздам
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 66
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.21 21:06. Заголовок: alexa пишет: Так не..


alexa пишет:

 цитата:
Так неправдивы сведения о том, что некоторые общины Спасова согласия по оскудению собственного наставничества уходят под окормление новопоморского наставничества?
Нет такого?



Спасово согласие это в основной массе сельские жители. Не думаю что в одном селе могли быть и поморцы и спасовцы, так что и перехода под чье-то окормление сомнительно. Поморская община более многочисленная по составу участников вот поэтому спасовцы (в настоящее время) и прибегают к молитвенному общению с поморцами...

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 67
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.21 22:11. Заголовок: О НАЧАЛЕ СТАРООБ..


О НАЧАЛЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА


Весьма трудно определить начало, скажем так, церковного перелома, иначе начало старообрядчества и начало господствующего исповедания. Должны сделать две оговорки.
Имеем в виду не хронологическую дату, не год и не месяц, а смысл или самую сущность изначального момента того, что мы сейчас только назвали церковным переломом. Говорим также не о происхождении старообрядчества, не о первом дне отделения старообрядчества от господствующего исповедания.

В ученых рассуждениях, на миссионерских беседах и даже в частном обиходе принято говорить о происхождении старообрядчества, его времени и причинах. При этом сама собою получает некоторое господство такая мысль: "Существовала церковь единая, неделимая, без всяких расколов и раздоров, вдруг, по тем или другим причинам, некоторая часть от этой церкви отделилась и образовала старообрядчество". Такое представление по меньшей мере односторонне, узко, не охватывает всего явления. Если позволительно говорить о времени и причинах происхождения старообрядчества, то еще большее право имеет вопрос: какое именно и когда произошло событие в самой церкви, событие, побудившее очень многих отделиться от нее, толкнувшее их, так сказать, на путь раскола? Этот вопрос яснее выражается так: когда образовалось господствующее исповедание и какие причины способствовали этому?

Вопрос о происхождении старообрядчества всегда ставится неправильно. В основу исследуемого явления кладется тот момент, когда старообрядцы сказали: да, мы отделяемся от церкви, точнее, от тех властей, которые стоят во главе ее. Этому моменту необходимо должен был предшествовать какой-нибудь другой момент, какое-нибудь другое событие в самой церкви, которое побудило доселе и всегда верующих и преданных церкви и иерархии людей сказать: явилась новая церковь, необходимо отделиться от нее.

В отличие от всех отделявшихся от церкви и раньше и после, старообрядцы сами в себе не имели никаких причин, ни поводов к отделению. Какой бы раскол, какую бы ересь мы ни взяли, всюду легко отыскать целый ряд предшествующих явлений, которые постепенно, изо дня в день, на протяжении целых лет, даже десятков и сотен лет, выращивали семена раздора, подготовляли деятелей и, наконец, завершались открытым мятежом. Пусть эти подготовительные явления происходили в самой церкви, пусть в них были повинны и сами церковные власти, - все же в них ярко выражается неправославное, противоцерковное направление человеческой мысли, и чем ближе ко времени открытия раздора, тем яснее и яснее. От древнего Ария до новейшего Толстого все еретики и раскольники имели своих предшественников. Таков естественный порядок возникновения и расцвета ересей и расколов.

Ничего подобного при самом тщательном исследовании нельзя отыскать в самом первом старообрядчестве. Даже ученые господствующей церкви при всем своем желании не могут поставить возникновение старообрядчества на такую определенную и ясную историческую почву. Признавая старообрядчество за раскол, т.е. за погрешительное отделение от непогрешительной и непорочной Церкви, эти ученые однако не могут указать предшественников этого раздора и явлений, способствовавших его возникновению, точнее - не могут указать зародышей раскола во времена предшествующие. Говорим именно о зародышах раскола, о первых семенах противления церкви.

Правда, этих указаний, по-видимому, весьма много, даже более чем достаточно. Но эти указания не достигают той цели, с какою делаются, и ни о каких семенах противления церкви не свидетельствуют.

Укажут ли на старопечатные книги, на обряды, обычаи и весь церковной быт, господствовашие в московской церкви до Никона патриарха... Но разве во всем этом есть какие-либо семена, способные породить церковный раскол? Разве все это не было вполне здоровыми явлениями действительной церковной жизни, высокой и цветущей? Восьмиконечный крест, двуперстное сложение, сугубая аллилуия и т.д. Все это было и действовало; все это не хранилось под спудом, как зародыши будущего раскола; все это обнаруживалось не случайно и временно, как первые проблески церковного противления, а было выражением самой церковной жизни, ее цветом господствующим, всем народом почитаемым и свято хранимым.

Укажут ли на Стоглавый собор, утвердивший двуперстие. Но разве в Стоглавом соборе можно найти какие-либо зародыши церковного раскола?

Во-первых, во всем своем объеме он явился расцветом русской церковной жизни на протяжении нескольких столетий, он содействовал подъему этой жизни, ее очищению от многих пороков и недостатков. Ни до него, ни после в истории русской церкви не было таких напряжений к обновлению церковному, не было другого такого момента, когда бы русская церковь сияла таким блеском, такою духовною мощью и красотою.

О Стоглавом соборе должно сказать то же самое, что о его председателе и руководителе митрополите Макарии4. А о нем знаменитый в наше время историк русской церкви Е.Е.Голубинский5 отозвался так: "Своим великим замыслом совершить, возможно, полное обновление русской церкви, так, чтобы последняя во всем объеме ее жизни была очищена от всех недостатков и пороков, Макарий занимает совершенно выдающееся положение между всеми высшими пастырями русской церкви, бывшими прежде него и после него, как исключительно знаменитый между всеми ими". Как бы ни отзывались о Стоглавом соборе, - собор ли 1666-1667 годов, или новейшие миссионеры, как бы ни считали его погрешительным, во всяком случае он сам по себе выше этих критиков, и от него никто не в силах отнять то, что он действительно является славою русской церкви, славою, далеко не поблекшею до наших дней. Позволительно даже сказать, что будущий собор господствующей церкви должен начать с того, на чем остановился Стоглавый собор и, минуя тем или другим образом собор 1666-1667 годов обязан ради блага церкви и народа явиться достойным преемником Стоглавого собора. Какие же семена раскола можно усмотреть в общих деяниях и постановлениях Стоглавого собора?

Во-вторых, Стоглавый собор утвердил двуперстие, разве он не основывался на всей предшествующей многовековой истории церкви? Разве не двуперстие было господствующим столетия до него на русской земле? Разве кто-либо из современных ученых сможет ограничить историческое бытие двуперстия определенным или неопределенным указанием, что глубочайшая христианская древность его не знала?

Стоглавый собор утвердил то, что уже века до него было господствующим, непререкаемым, святым, что казалось и на самом деле было цветом церковной жизни, без чего невозможно было самое прикосновение к церкви, что способствовало иногда удивительно высокому развитию духа человеческого. Не крест ли восьмиконечный охранил русскую церковь от католичества? Не двуперстным ли сложением осеняли себя в своих великих подвигах все святые земли русской?

Церковная жизнь, как и жизнь вообще, выражается мелкими, иногда едва уловимыми чертами, но эти незаметные черты, эти микроскопические штрихи слагаются в правильное, отчетливое, легко читаемое очертание, в один удивительно сложный и возвышенно жизненный организм - тело. Не только вероучение, как непреложная истина, но даже едва уловимая форма букв, которыми переписано изложение этого вероучения, свидетельствует о вере, о духовно-нравственном проникновении в веру. Не только богослужебная книга, но и обращение с нею или как с предметом святым, или как с обыкновенным служит показателем смысла и силы богослужения. Не только обряд, но и едва уловимое движение при его совершении является символом веры.

Со всех этих сторон, да и вообще во всех отношениях жизнь русской церкви еще задолго до Никона патриарха сложилась в величественное одухотворенное тело. В течение столетий являлись святые великие подвижники веры и народности и складывались уставы, предания, обряды, обычаи; росли и крепли мысль и чувство, свидетельствующие о сохранности Христовой веры в чистоте и неприкосновенности; воспитывалась единая народная верующая душа.

Можно ли в этой народной душе искать каких-либо зародышей раскола? Нет, и на это никто дерзнуть не осмелится, кто верует, что и до Никона патриарха на Руси была святая непорочная Христова Церковь, что народ был предан чистой вере, что он созидался в великий храм Духа Святого. Этой вере, этой Церкви старообрядцы никогда не были изменниками. Все то, на защиту чего они восстали, было освящено самою Церковью и засвидетельствовано великими святыми, одухотворено народною мыслью.

Возьмем ли епископа Павла или протопопа Аввакума или других, - никто из них не внес ни единой мысли, ни одного чувства, которые не были бы освящены всею жизнью русской церкви, которые не были бы в церкви господствующими и в народе жизненными. Все их доказательства, все убеждения сводились к одному: "вернитесь к тому, что было в церкви вчера, год назад, столетия, что ею освящено и признано, в чем выразилась и из чего сложилась ее собственная жизнь, во что до вчерашнего дня, до этих новшеств, веровал весь народ".

Таким образом, исчезает самая возможность вопроса о начале происхождения старообрядчества. Не при Никоне патриархе оно возникло и окрепло, а раньше его, так что изначальный момент старообрядчества должен быть отодвинут в глубь веков, он простирается в страшную историческую даль, доходит до самых цветущих времен восточной церкви и апостольского века. Раньше же Никона старообрядчество развивалось в удивительно пышный цвет, оно торжествовало на Стоглавом соборе, его исконным представителем является митрополит Макарий, его исповедовали и князья, и цари московские, и целые сонмы русских святых, оно именно было господствующим исповеданием на русской земле до Никона патриарха, воспитавшегося в нем же и имевшего силу изменить ему. При Никоне патриархе старообрядчество не началось, не зародилось, а было смещено, заменено чем-то иным, новым, старообрядчество же раскидано было по всей русской земле. То, что обыкновенно называют старообрядчеством, или расколом, в сущности есть не что иное как часть некогда великой и цветущей церкви, искони живой, растущей, одухотворенной.

Можно говорить не о причинах происхождения старообрядчества, а о причинах разделения древней старообрядческой церкви, о причинах сохранения ее духа в народе русском, о причинах необыкновенной живучести и силы этого духа, о причинах и свойствах церковного перелома, совершившегося при патриархе Никоне, и безжизненности, полной неудачности при всем видимом блеске этого перелома.

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 68
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.21 22:15. Заголовок: НАЧАЛО ПЕРЕЛОМА ..


НАЧАЛО ПЕРЕЛОМА


В жизнеописании патриарха Никона есть одно небольшое, но очень характерное и необычайно важное по своему смыслу сказание.
Патриарх рассматривал грамоту вселенских патриархов об утверждении в России патриаршества. В ней имеется символ веры на греческом языке. При помощи ли переводчика или собственными усилиями Никон нашел, что в этом символе, в 8-м члене, нет слова "истинного". По рассказу бытописателя, патриарх глубоко задумался над этим фактом и воскликнул:

- Даже священный символ веры испорчен у нас!

Тотчас же патриарху доложили, что такой же символ вышитыми буквами есть на древнейшем саккосе патриарха Фотия. Никон немедленно же пошел осмотреть этот саккос и здесь в символе веры не нашел слова "истинного". И он заплакал самыми горькими слезами и, вперемежку с горькими рыданиями, восклицал:

- Погибла вера! Погибла церковь! Испорчены Божественные догматы!

Насколько этот рассказ верен, разбираться не будем. Сомневаться в его общей, так сказать, схемной достоверности нет оснований. Рассказ имеет современное Никону происхождение и приписан определенному лицу, одному из его приближенных. Он колоритен, так что едва ли может быть плодом фантастического воображения. Защитниками Никона он подчеркивается особенным образом и ставится в прямую связь с последующими реформами. Замысел о реформах и то необыкновенное усердие Никона, с каким он приступил к этим реформам и проводил их, выводятся из этого случая с патриархом. В самом случае склонны увидать чудо, толкнувшее Никона на путь реформ.

В самом факте осмотра Никоном символа веры в патриаршей грамоте и на саккосе Фотия нет ничего невероятного или удивительного. Нельзя также предположить, что он первый натолкнулся на эти символы, что до него из русских никто не знал их. Было бы прямо неестественно, что за целые столетия нахождения в Москве фотиевского саккоса на него никто не обращал никакого внимания и никто не разбирал вышитого на нем символа веры, что власти ни разу не полюбопытствовали допытаться, простые ли узоры вышиты здесь или же священные решения. Еще более неестественно предполагать, что важнейшая патриаршая грамота, имеющая огромное практическое и юридическое значение, в Москве не была прочитана и переведена, а только положена, как вещь ненужная и с неизвестным содержанием и назначением. Такой невнимательности как к фотиевскому саккосу, так и к патриаршей грамоте не могло быть; к тому же разбор обоих этих документов не представлял собою серьезных технических затруднений по недостатку знающих греческий язык. Правда, такие лица в те времена не были в таком большом числе, как теперь, но они все же были и никогда не переводились: об этом свидетельствует постоянный рост переводной с греческого языка литературы и постоянные сношения русских с греками, сношения официальные и народные.

Никон увидал греческий символ просто и естественно, как видали его и читали другие русские раньше его. Греческая редакция Символа не производила на этих русских никакого особенного впечатления. Никому из них и в голову не могло прийти, что слово "истинного" в Символе излишне, что оно вносит новую, хотя бы и микроскопически малую, черточку в учение о Духе Святом, что вселенские соборы и все греки не мыслят о Нем, как о Господе истинном. Небезызвестно им было и то, что в греческом символе понятие о Духе Святом определяется одним словом, как о Господе и как об истинном, что это слово "хориос" на русский язык может быть переведено и через "Господь" и через "истинный", что такие переводы, с одним из этих выражений, и существовали. Оба эти перевода казались недостаточными, не выражающими вполне существеннейшую мысль самого греческого символа, что эта мысль точнейшим образом передается через употребление обоих понятий, соответствующих греческому "хориос".

На указанном сейчас основании русские молчаливо относились к некоторому разночтению символов русского и греческого; даже больше, в этом разночтении они - и справедливо - видели точнейшее сходство между ними, чего не могло бы быть при сохранении арифметического счета отдельных выражений в обоих символах: для них была важна не эта арифметика, а существеннейшая мысль самого учения. Собственно говоря, Никон никакого открытия не сделал, узнав, что в греческом символе нет слова "истиннаго": об этом давным-давно известно было до него. Но это знание, как уже было сказано, не производило никакого впечатления. В Никоне же оно произвело какую-то бурю, допустим даже, настоящую духовную тревогу за целость и неповрежденность русского православия.

В общих чертах эта психология Никона обща нам, русским, даже до сих пор. Обычно в нашей жизни, особенно среди ученого класса, следующее явление. Люди, мытарящиеся по книгам, или и без книжной мудрости вдумчивые, но не обогащенные серьезными знаниями, непривычные к документальным исследованиям, наталкиваются на какую-нибудь мысль, хотя и оригинальную, но не в разработанной форме. Сама-то эта мысль в других источниках зачастую развита до окончательного совершенства, но до этих людей она дошла в виде первичном, несовершенном. Чутье подсказывает им, что в этой мысли есть что-то особенное, важное, глубокое, незнание или даже прямое невежество скрывает от них дальнейшее развитие мысли, ее совершенные формы. И люди возлагают на себя работу хотя и интересную, но решительно не нужную, потому что она уже выполнена ранее их другими. Короче, идут открывать Америку, уже давным-давно открытую, стремятся к славе, справедливо принадлежащей другим и уже давно заслуженной ими, обуреваются гордостью за открытие, уже давно ставшее известным многим и многим.

Патриарх Никон возомнил себя именно сделавшим необыкновенно важное открытие. Душа его задышала гордостью и самомнением, воля сразу получила определенное направление во что бы то ни стало ввести в жизнь церкви сделанное им открытие, получить славу великого очистителя и возобновителя церкви. Незнание истории отечественной церкви позволяло ему поставить себя в среде величайших отцов церкви, насадителей православия на русской земле. Благодаря своему невежеству он не знал ни истории перевода символа веры на русский язык, ни того, что прежде его бывшие церковные мыслители, деятели и святители вложили глубочайшее понимание веры в дело этого перевода и самое это дело поставили в один из величайших фактов русской церковной мысли и жизни. По своему незнанию Никон, быть может, даже и не подозревал того, что русские еще задолго до него в совершенстве знали греческий символ веры и неоднократно трепетали в своей мысли и в своем святом желании перевести этот символ веры на родной язык с сохранением всех, даже мельчайших, изгибов богословской мысли, вложенной в символ подлинный, греческий, и в конце концов принять определенное чтение со словом "истиннаго".

Незнание отечественной церкви позволило патриарху Никону возомнить себя величайшим "открытелем" и сразу же толкнуло его на путь ломки и реформ. Ломка казалась ему делом легким, потому что он не знал, что малейшее звено, осужденное им на разрушение, является плодом великой и трепетной мысли, а не есть простая случайность. На путь реформ он вступал не только легко, но и со всею горячностью своего от самой природы необыкновенно горделивого духа: с одной стороны, по своему невежеству он позади себя, в глубине времен, не видел истории церкви и не подозревал величия духа, создавшего эту историю, с другой стороны, по своему самомнению, он возомнил себя подлинным основателем русской церкви, историческое бытие которой он отрицал, а восьмисотлетней жизни не знал.

Вот именно эта, сейчас отмеченная психология патриарха Никона и сказалась с необыкновенною ясностью в его приведенном выше восклицании: "Погибла вера. Погибла церковь. Испорчены Божественные догматы!"

В этом восклицании глубочайшим образом выразилось отношение патриарха Никона и всех последующих реформаторов к церкви предшествующей, дониконовской. Возьмем ли патриарха Никона, или собор 1666-1667 годов, или деятеля времен позднейших, - во всех и во всем мы неизбежно сталкиваемся с этим необыкновенно презрительным отношением к русской церкви в ее славнейшие времена, в лета ее мира и духовного роста. Не отрицается здесь государственное значение той церкви, связь и единство пастырей с пасомыми, преданность народа вере, его послушливость духовным вождям. Но при всем этом сама-то церковь, во всем ее духовном объеме, мыслится не то что погрешительною в каких-либо частностях, а прямо несовершенною сверху донизу, представляется какою-то темною полосою, без жизни, без истории, в собственном церковном смысле.

Возьмите патриарха Никона и последующих за ним, никто из них и ни в каких отношениях не хотел даже справиться о том, что было и действовало раньше Никона. Возьмите любое изложение церковной истории, из тех, которым обучаются в семинариях и академиях, - от времен Стоглавого собора до Никона, - вы встретите здесь нанизывание одной погрешности на другую, так что вся жизнь церкви представляется, по этим изложениям, одною сплошною неимоверно злокачественною язвою. Эти изложения, эти учебники как будто хотят на весь мир крикнуть: это было не действие Духа благодати, а духа тьмы и греха, церковь же воссияла только со времен Никона, вот с тех самых слов его: погибла вера!

Момент произнесения этих слов и есть действительный изначальный момент новой церковной истории. Не в словах и действиях протопопа Аввакума нужно искать начала церковного перелома, разделившего церковь на две половины - старую и новую. Даже не в книжных реформах патриарха Никона корень этого перелома, а в этих словах: "погибла вера, погибла церковь", в духе, их произнесшем.

Нужно вникнуть в глубину этого момента, когда сам предстоятель церкви, верховный руководитель ее видимою жизнью, встал, выпрямился во весь свой богатырский рост, облекся, так сказать, силою своей духовной иерархической мощи и произнес: "погибла вера, погибла церковь". Что же, спрашивается, осталось от него самого: разве он не сын этой, по его гордому мнению, погибшей церкви, разве не от нее он получил все свои священные достоинства, разве не эта церковь благословила его быть патриархом, и разве не она облекла его в этот священный сан?

В истории церкви нет другого подобного примера, когда бы верховный предстоятель церкви сказал об этой самой церкви: "погибла!" Нечто подобное было в истории Англии в то же самое время. Король Карл I бежал из столицы, оставив ее и народ на произвол судьбы; он захватил с собою государственную печать, без которой, по закону, не может быть действительным ни один государственный акт, и бросил эту печать в реку Темзу, и через это самое на долгое время устранил возможность правильного течения государственной жизни. После он был схвачен и предан суду верховного парламента. Он был осужден как государственный изменник, как восставший против верховной королевской власти, т.е. своей собственной, и за это был предан обезглавлению.

Читайте речи этих судей, - как во всем и во всех своих деталях они применимы и приложимы к патриарху Никону.

Да, верховный вождь церкви, сказавший об этой самой церкви: "Погибла!" - осудил самого себя именем своей верховной власти и именем церкви, которая поставила его своим вождем. Через это слово он сам отвернулся от церкви, изменил ей и положил основание церкви новой, иной, прежде не бывшей. Таков смысл психологического момента, толкнувшего Никона на путь реформ, и таков смысл его реформ.

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1336
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.21 22:16. Заголовок: Иван пишет: Поморс..


Иван пишет:

 цитата:
Поморская община более многочисленная по составу участников вот поэтому спасовцы (в настоящее время) и прибегают к молитвенному общению с поморцами...


А такой вопрос у меня.
Спасовцы, если судить на первый взгляд, признают священство, которое не оскудеет до Второго Пришествия.
Но поскольку по факту правильно крещеных попов на Руси уже 350 лет не обретается, Спасовцы, если судить по доступным нам сведениям, по факту пришли к безпоповству.
То есть приемлют Св. Дары, дораскольные, но "разбавленные". И признают необходимость недуховного причащения Св. Даров.
А что будет, когда запасные Св. Дары у Спасовцев закончатся?
Придут ли Спасовцы к духовному причащению Св. Таин?

Мне отмщение;
Аз воздам
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 69
Зарегистрирован: 08.12.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.21 22:50. Заголовок: alexa пишет: А что ..


alexa пишет:

 цитата:
А что будет, когда запасные Св. Дары у Спасовцев закончатся?



Вино и Хлеб не закончатся!

Не архиереов, но новин опасаемся, и не церквей рукотворных, но нововнесенных в ня новых преданий и уставов бегаем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1340
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.21 01:32. Заголовок: Иван пишет: Вино и ..


Иван пишет:

 цитата:
Вино и Хлеб не закончатся!


Ну дай-то Бог!

Мне отмщение;
Аз воздам
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 102 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 122
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет