ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 315
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: скрипторий с древними манускриптами
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 12:21. Заголовок: О поповских скуфьях


археодокс пишет:

 цитата:
Смирнов Борис Васильевич "Священник-старообрядец из Красноярска"(1904г.)



В архаичной дораскольной скуфье, а не как у у нынешней никоно-поповщины.

ревнитель веры и традиций: Официально состою в РПЦ МП; стремлюсь к идеалам Дораскольной Святой Церкви, симпатизирую антиклирикальным упованиям в старообрядчестве Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 185 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


Постоянный участник




Сообщение: 1659
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.08 14:18. Заголовок: Васса пишет: Сейчас..


Васса пишет:

 цитата:
Сейчас при поставлении клириков в старообрядчестве постригают, но вот скуфью что-то никто не носит.

Потому что гуменце никто не выстригает сейчас...((

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 106
Зарегистрирован: 18.02.08
Откуда: Бессарабия
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 12:08. Заголовок: http://i025.radikal...






обратите внимание на скуфью вл. Зосимы, круглая более ближе к древней!!!

РПСЦ с молитвами и большой надеждой на воссоединение с ДЦХ БИ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 107
Зарегистрирован: 18.02.08
Откуда: Бессарабия
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 12:09. Заголовок: да и мантия без шлей..


да и мантия без шлейфа

РПСЦ с молитвами и большой надеждой на воссоединение с ДЦХ БИ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 41
Зарегистрирован: 22.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 13:08. Заголовок: А чтой-то еп.Зосима ..


А чтой-то еп.Зосима в мтрополичью мантию вырядился голубого цвета?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 619
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: скрипторий с древними манускриптами
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 14:02. Заголовок: А покрой кукуля у ин..


А покрой кукуля у инока - вообще гаси свет

ревнитель веры и традиций: Официально состою в РПЦ МП; стремлюсь к идеалам Дораскольной Святой Церкви, симпатизирую антиклирикальным упованиям в старообрядчестве Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 109
Зарегистрирован: 18.02.08
Откуда: Бессарабия
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 14:47. Заголовок: Хорхе, позвольте поп..


Хорхе, позвольте поправочку: этн не инок, а епископ Антипа зугдитский и всея колхидския низменности.

РПСЦ с молитвами и большой надеждой на воссоединение с ДЦХ БИ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 1670
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 19:02. Заголовок: У браильских действи..


У браильских действительно клобуки уродливые((( А помню, что цвет мантий не принадлежит как в РПЦ какой то определенной ступени иерархии

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 1709
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 11:07. Заголовок: Духовенство и монаше..


Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцо, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое - скуфия.Обычай духовенства брить волосы сохранялся в России вплоть до середины XVII в., но скуфия до сих пор осталась в качестве головного убора духовных лиц всех званий и степеней. Покрой скуфии при этом изменился. Она приобрела вид фигурной мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голову глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой скуфии образуют над головой знамение креста. В древности священники и диаконы постоянно носили скуфию, даже в домашней обстановке, снимая ее только за богослужением и перед сном. С упразднением обычая брить волосы на голове порядок ношения скуфии изменился. Епископам и монахам дозволялось носить скуфии в келейной обстановке. Священникам и диаконам разрешалось надевать черную скуфию только при богослужениях на открытом воздухе, в холодную погоду. Даже монастырские послушники, иподиаконы и чтецы могли носить черные скуфии вне храма, но при входе в церковь должны были снимать их, что соблюдается и поныне.Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2028
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 11:22. Заголовок: Severo пишет: Духов..


Severo пишет:

 цитата:
Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцо, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое - скуфия.Обычай духовенства брить волосы сохранялся в России вплоть до середины XVII в.



 цитата:
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье — плешегрейкой (Даль 2000, 3: 333), или наплешником (Даль 2000, 4: 235), которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний[4] А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника[5]. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» (Неселовский 1906: 58–59). Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе: «…протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос» (Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2).

По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось <…> никак не менее, как до начала XVIII в.» (Голубинский 1997, 1: 580). По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» (Руднев 1870: 116–117). Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.

С изменением отношения к гуменцу меняется и символика скуфьи. С 1797 года бархатная фиолетовая скуфья становится наградным знаком. Черная скуфья теряет свой «высокий» смысл и приравнивается к шляпе, необходимой при совершении треб на открытом воздухе; как не составляющую богослужебного облачения, скуфью даже не разрешено полагать на престол (Булгаков 1913: 782, сноска 4).

Что касается моды на длинные волосы, то пришла она, вероятно, из Греции и произошло это «не без влияния монашества» (Теодорович 1927: 13). Судя по всему, распространение новых веяний происходило постепенно и стихийно, без специальных на то распоряжений. И прежде чем полностью вытеснить прежний обычай оброснения, власоращение пережило долгий период сосуществования с устоявшейся практикой выстригать маковку. Как было сказано выше, традиционно выстрижение гуменца предполагало и периодическое подстрижение волос «в кружок», однако со временем на Руси практика подстригать волосы была оставлена. По мнению Е. Голубинского, произошло это «не во времена Киевские или домонгольские, а во времена уже Московские» (Голубинский 1997, 1: 580). Во всяком случае XVII век предоставляет уже множество примеров сосуществования обеих тенденций: не стричь волосы, но выстригать гуменцо. Наиболее яркие из них — воспоминания иностранцев. В частности, Олеарий сообщал о священниках следующее: «Волосы вверху на голове у него (священника. — В.М.) остригаются, и надевается шапочка, именуемая «скуфьей» <…>, вокруг которой остальные волосы длинно свисают на плечи, как у женщины» (Олеарий 1906: 330). Похожие сведения дают и воспоминания архидиакона Павла Алеппского, в 1656 году путешествовавшего в Москву вместе со своим отцом, антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» ([Павел Алеппский] 1898: 97). Между тем к концу XVIII века описания иностранцев уже умалчивают о наличии у священников гуменца, зато подчеркивают особую длину волос. Так, Джон Перри писал, что «только у одних священников или попов для различения от прочих людей было обыкновение отпускать на голове длинные волосы, спускавшиеся на спину» (Перри 1891: 126).

К середине XIX века традиция выстригать маковку была совершенно оставлена. О священниках, которые «во всю жизнь поддерживали гуменце», помнили лишь «старожилы» (Сказания 1847: 118), со смертью которых, вероятно, уходят в прошлое и воспоминания о «терновом венце». Уже в 70-х годах, спустя двадцать лет, священник В. Руднев написал: «Что такое попово гуменце, ныне знают не многие» (Руднев 1870: 112).

http://www.polit.ru/research/2007/07/10/makarova.html



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 1712
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 11:35. Заголовок: По моей ссылке напис..


По моей ссылке написано, что вид с гранями скуфья приобрела с середины 17 века, а фиолетовый цвет с Павла 1, как награда белым попам.

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2029
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 11:44. Заголовок: Severo пишет: По мо..


Severo пишет:

 цитата:
По моей ссылке написано, что вид с гранями скуфья приобрела с середины 17 века, а фиолетовый цвет с Павла 1, как награда белым попам.


Ага я видел.
Мне понравилось ето:

 цитата:
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье — плешегрейкой (Даль 2000, 3: 333), или наплешником (Даль 2000, 4: 235), которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.





Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 1719
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 23:26. Заголовок: http://img84.imagesh..


[реклама вместо картинки]

На снимке -
экспозиция, существовавшая в советские времена на хорах Софийского
собора в Великом Новгороде. На первом плане - скуфья (или камилавка,
а можно назвать и митрой, т.к. она украшена шитьём) св. Никиты, еп.
Новгородского, находившаяся на его мощах и относящаяся как минимум ко
2-й пол. 16 в. Источник сей фотографии: Софийский собор в
Новгороде. Проспект. Ленинград, 1982, с.29.

Прислано о. Александром с комментарием.

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.08 00:02. Заголовок: Спаси Христос, чт..


Спаси Христос, что поместили картинку! А то некоторые "знатоки" утверждали здесь, что, мол, не сохранилось "ни одной" дониконовской скуфьи. Чуть позже постараюсь прислать Вам ещё и фото камилавки преп. Кирила Белоезерского, которая доселе находится в музее, что в его обители.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 659
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: скрипторий с древними манускриптами
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.08 22:10. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
А то некоторые "знатоки" утверждали здесь, что, мол, не сохранилось "ни одной" дониконовской скуфьи



Да, а что вы собственно, так оживились? Хотите сказать, что ваша скуфья похожа на эту, а вы, соответственно, соблюдаете традицию? Ничего общего.

ревнитель веры и традиций: Официально состою в РПЦ МП; стремлюсь к идеалам Дораскольной Святой Церкви, симпатизирую антиклирикальным упованиям в старообрядчестве Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2149
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.08 22:55. Заголовок: http://img0.liveinte..






Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 148
Зарегистрирован: 18.02.08
Откуда: Бессарабия
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 00:08. Заголовок: САП откуда данные ри..


САП откуда данные рисунки, можно только второй оправдать наверноей

РПСЦ с молитвами и большой надеждой на воссоединение с ДЦХ БИ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2155
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 00:13. Заголовок: Андрей изограф пишет..


Андрей изограф пишет:

 цитата:
откуда данные рисунки, можно только второй оправдать наверноей


Ето никониянский художник запечатлел современных ему иноков середины 19в....
Один историк подкинул...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 150
Зарегистрирован: 18.02.08
Откуда: Бессарабия
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 00:18. Заголовок: САП Ето никониянский..


САП
 цитата:
Ето никониянский художник запечатлел современных ему иноков середины 19в....


Спаси Христос! А на счёт 1-й и 3-й, не мог ли он (художник никонианский), внести свои мудрования?, думаю мог, спаси Христос за вторую, весьма интересно

РПСЦ с молитвами и большой надеждой на воссоединение с ДЦХ БИ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2157
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 00:28. Заголовок: Андрей изограф пишет..


Андрей изограф пишет:

 цитата:
А на счёт 1-й и 3-й, не мог ли он (художник никонианский), внести свои мудрования?, думаю мог


Канешна мог!

Но все равно тому художнику нужно в ноги поклониться потому как врядли, что-то можно изыскать той эпохи нашего...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 1806
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 18:37. Заголовок: А не могут ли это ед..


А не могут ли это единоверческими иноками быть? Они и "доступнее" были для изследователей. У архимадрита крест с короной имперской, носили ли такие скитники? Сомневаюсь.....и уж тем более сомневаюсь, что оный носил бы архимадрит в Белой Кринице.

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 671
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: скрипторий с древними манускриптами
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 19:36. Заголовок: Severo пишет: Сомне..


Severo пишет:

 цитата:
Сомневаюсь.....и уж тем более сомневаюсь, что оный носил бы архимадрит в Белой Кринице.



Вы обратили внимание на даты - 1832, 1842? А Белая Криница была в 1846г. Скорее всего, данный коллаборационисткий тип одежды иноков, был общим с единоверческим того времени, а после возникновения конфессии митрополита Амвросия, был взят на вооружение в ней.

ревнитель веры и традиций: Официально состою в РПЦ МП; стремлюсь к идеалам Дораскольной Святой Церкви, симпатизирую антиклирикальным упованиям в старообрядчестве Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 1807
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 19:46. Заголовок: Хорхе пишет: Скорее..


Хорхе пишет:

 цитата:
Скорее всего, данный коллаборационисткий тип одежды иноков, был общим с единоверческим того времени, а после возникновения конфессии митрополита Амвросия, был взят на вооружение в ней.

Рясы с широкими рукавами никогда у староверов в ходу не были, только у единоверцев (судя по фотографиям).

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 23:32. Заголовок: Вы здесь выше ..


Вы здесь выше утверждали, что скуфья, сшитая из четырёх клиньев ткани, суть "латинская беретта". А камилавка св. Никиты Новгородского утверждает обратное.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 676
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: скрипторий с древними манускриптами
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.08 14:15. Заголовок: Severo пишет: Рясы ..


Severo пишет:

 цитата:
Рясы с широкими рукавами никогда у староверов в ходу не были, только у единоверцев (судя по фотографиям).





А это что?

ревнитель веры и традиций: Официально состою в РПЦ МП; стремлюсь к идеалам Дораскольной Святой Церкви, симпатизирую антиклирикальным упованиям в старообрядчестве Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.14 23:24. Заголовок: в Румынии священство..


в Румынии священство белокриницкой иерархии 19 20 веке носили рясы никониянского покроя с большими рукавами и это факт

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 185 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 79
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет