ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 333
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.10 21:58. Заголовок: Вопрос о произношении «ятя».


Вопрос о т.н. «книжном» или «церковном» произношении звука, передовавшегося буквой «ять», в трудах отечественных учёных-языковедов конца XIX – нач. XXI вв.

Насколько мне известно, первым исследователем, заинтересовавшимся вопросом старомосковского «книжного» произношения был, Е. Ф. Будде. В 1898 г. в «Журнале Министерства Народного Просвещения» он опубликовал свои «Несколько заметок из истории русского языка»(1), в которых, в частности, обратил внимание на высказывания Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова касающиеся орфоэпии, такой, какой она была в XVIII в. Из анализа этих сообщений Будде сделал вывод, что по орфоэпической норме того времени звуки /е/ и /ѣ/ должны были явственно различаться в произношении. По его мнению, различие это касалось не самих гласных звуков, а предшевствовавших им согласных: перед буквой "е" они произносились твёрдо, а перед "ѣ" – смягчались. Причём сам Будде объяснял такое произношение влиянием малороссийского духовенства, т.е. считал это явление украинизмом.

Надо отметить, что тогда, в конце XIX – начале XX в. вопрос о характере звука, традиционно обозначаемого буквой «ять», интересовал многих ученых. Его, к примеру, касался и «патриарх» отечественного исторического языкознания А. А. Шахматов, одним из первых предположивший, что «ять» произносился как восходящий дифтонг [ie]. Однако, Алексей Александрович рассматривал этот вопрос несколько иначе, в общеславянском контексте. Тема «книжного» произношения его не слишком интересовала, хотя он и уделил внимание связанным с нею вопросам в целом ряде своих трудов(2).

Скрытый текст


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 198 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Сообщение: 188
Зарегистрирован: 27.12.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.11 09:17. Заголовок: Cocpucm пишет: Я ли..


Cocpucm пишет:

 цитата:
Я лишь утверждаю, что все шипящие в русском изводе ц-с языка и перед "естью", и перед "ятью" произносятся абсолютно одинаково


А кто оспаривал, что шипящие произносятся перед "естью" или "ятью" иначе?

САП Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1096
Упование: благорасположен к РДЦ
Зарегистрирован: 23.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.11 09:49. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
А кто оспаривал, что шипящие произносятся перед "естью" или "ятью" иначе?


Вы!
Administrator2 пишет:

 цитата:
В выговской и феодосеевой традиции после шипящих "есть" читается как "э".


Данное утверждение равнозначно тому, что шипящие произносятся иначе

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 192
Зарегистрирован: 27.12.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.11 09:55. Заголовок: Cocpucm пишет: Данн..


Cocpucm пишет:

 цитата:
Данное утверждение равнозначно тому, что шипящие произносятся иначе


Может для вас и равнозначно, а для меня нет.

САП Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4534
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.11 12:45. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Может для вас и равнозначно, а для меня нет.

А ты толкования к своим утверждениям пиши.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 339
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 13:40. Заголовок: Вечная тема! :sm12: ..


Вечная тема!

Administrator2 пишет:

 цитата:
В выговской и феодосеевой традиции после шипящих "есть" читается как "э".


В выговской и федосеевской традиции после шипящих "есть" как раз читается как "е":

 цитата:
Буква "е"есть произносится мягко как "е" только в начале слова, после шипящих и после гласных... После согласных произносятся твердо как звук "э".

("Пособие по изучению церковнаго пения и чтения", составитель Е. Григорьев.)
http://samstar-biblio.ucoz.ru/KnigiRaznye/Grigoriev_ch-bel.pdf


Вопрос тут только в том, как читается "е".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 843
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 17:46. Заголовок: Jora пишет: Нэбо О..


Jora пишет:

 цитата:
Нэбо


О тож!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4977
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 18:32. Заголовок: Прибалтийские старов..


Прибалтийские староверы - потомки псковичей и новгородцев, а там - особый диалект. Некоторые исследователи полагают, что московское подавление самостоятельности Новгорода и Пскова уничтожило не только политическую, но и языковую независимость этих мест от Москвы. В результате, остались лишь отголоски. Так что Прибалтика - не указ великорусским говорам и диалектам. А, потом, там в произношении огромная доля искусственности, потому что давно выяснено, что есть и ять отличаются открытостью и закрытостью, а смягчение предыдущей согласной происходит в любом случае. Даже у хохлов и то "л" - мягкая, хоть в западных районах произносится средне между лъ и ль, а уж "явлЭние" ни у одного представителя славянства не услышишь. Пусть уродуют язык, коли нравится.
Вот, смотрю, опять Илья Николаевич появился. Да тут хоть миллионы листов испиши - толку не будет, этим людям не наука важна, у них "ляригия" такая экающая, а супротив "ляригии" не попрешь.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 340
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 18:40. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
Вот, смотрю, опять Илья Николаевич появился. Да тут хоть миллионы листов испиши - толку не будет, этим людям не наука важна, у них "ляригия" такая экающая, а супротив "ляригии" не попрешь.


Да мне просто Николу жаль стало. Ещё начнёт читать "Тшестнейшую Хэрувим".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 845
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 18:41. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
Прибалтийские староверы - потомки псковичей и новгородцев, а там - особый диалект.


А филипповы и странствующие християне (Ярославская и Нижегородская губерня, Вятка, Коми, Урал, Каргопольский край, Поморье, Западная Сибирь...)

К примеру Тонкино (феодосеевский центр) основан в 1710г. (по гр.л.и.) и все молились там всегда на "Э".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 341
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 18:51. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
А небо преимущественно зеленого цвета



В смысле? У Вас приняты какие-то иные правила чтения?

Кстати, замечу между делом, что нет такого слова "чѣпь". Есть слово "чепь" и слово "цѣпь". В старославянском, а следовательно и в церковнославянском "ять" после шипящих (/ж/, /ш/, а также /жд/, /щ/ и /ч/) не употреблялся - он превращался в "азъ". Соответственно не может быть и сочетаний жѣ, шѣ, щѣ, чѣ.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 848
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 19:18. Заголовок: И. Н. Поляков пишет:..


И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
У Вас приняты какие-то иные правила чтения?


Ну, да.

И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Кстати, замечу между делом, что нет такого слова "чѣпь".


Да за ним благой слонъ идет, а весь в камкѣ наряженъ, да обивает люди, да чѣпь у него желѣзна велика во рте, да обивает кони и люди, кто бы на салтана не наступил блиско.
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 342
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 19:49. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Ну, да.


Какие же? Мне было бы интересно узнать.

Administrator2 пишет:

 цитата:
Да за ним благой слонъ идет, а весь в камкѣ наряженъ, да обивает люди, да чѣпь у него желѣзна велика во рте, да обивает кони и люди, кто бы на салтана не наступил блиско.


Это называется орфографической ошибкой. Которая, кстати, говорит о том, что уже в XV столетии разница между "ятем" и "естем" постепенно исчезала. Хотя, возможно, речь идет о т.н. диалектном "чокании" - смешении звуков [ц] и [ч].

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4981
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:00. Заголовок: Моя доцка поломала к..


Моя доцка поломала каблуцок.
И. Н. Поляков, рад Вас видеть в любимой теме.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4982
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:02. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
А филипповы

Это я у Димитрия поинтересуюсь, у меня настоящий филипповец в присных. Вот!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 343
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:29. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
И. Н. Поляков, рад Вас видеть в любимой теме.


Взаимно!

Вспомнил, что в Вашем "Живом Журнале" была хорошая коллекция сканов церковнославянских текстов со смешением "ятей" и "естей".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 853
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:33. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
Это я у Димитрия поинтересуюсь


Поинтересуйся

И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Какие же? Мне было бы интересно узнать.


Читайте тему от начала, либо разверните поморский учебник наонного пения, или хоть поморский букварь!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 344
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:46. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Читайте тему от начала, либо разверните поморский учебник наонного пения, или хоть поморский букварь!


Сергей Александрович, зачем же сразу хамить? Уверяю Вас, тему я прочитал очень внимательно, и не только эту. Если Вы не заметили, то я цитировал Вам как раз именно что ПОМОРСКИЙ учебник наонного пения, выпущенный Рижской Гребенщиковской общиной ДПЦ. И именно в нём и написано, что:

 цитата:
Буквы е,є произносятся мягко как "е" только в начале слова, после шипящих и после гласных... После согласных произносятся твердо как звук "э".


Но Вы ведь с этим утверждением не согласились? Написали, что у Вас иные правила чтения. Или я Вас неверно понял?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4987
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:50. Заголовок: И. Н. Поляков пишет:..


И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Взаимно!

Спаси Христос!
И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Вспомнил, что в Вашем "Живом Журнале" была хорошая коллекция сканов церковнославянских текстов со смешением "ятей" и "естей".

А это у меня периодически свербит. Хорошо еще, что по большей части во время молитвы что-то замечаю, так не отвлекаюсь, а потом забываю.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4988
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 20:53. Заголовок: Сергей Александрович..


Сергей Александрович, Сергей Александрович... Эх...
А ведь Илья Николаевич был здесь первым человеком, объяснившим всё грамотно с научной точки зрения.
Я вот - всего лишь практик, прочитал - забыл, ну, что-то где-то в учебниках читал, и тоже... забыл.


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 856
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 21:00. Заголовок: И. Н. Поляков пишет:..


И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Или я Вас неверно понял?


Да, второй раз такое уже морожу, думаю одно пишу другое, "есть" читается как "е" в начале слова и после шипящих согласных, "ять" всегда как "е", простите Христа ради, напутал всех...



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 345
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 21:21. Заголовок: Ну вот и хорошо, что..


Ну вот и хорошо, что всё разъяснилось.

Тогда давайте, чтобы уже окончательно прояснить вопрос, проведём эксперимент. Я дам вам тексты и их "транскрипцию", а Вы прочитаете и скажете, так ли Вы их произносите. Хорошо?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 346
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 21:23. Заголовок: Вот тексты в нормати..


Вот тексты в нормативной "старой" орфографии:

Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ, да святится имя Твое, да пріидетъ царствіе Твое, да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлѣбъ нашъ насущныи даждь намъ днесь, и остави намъ долги наша, яко же и мы оставляемъ должникомъ нашимъ, и не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго.

Вѣрую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ. И во единаго Господа Ісуса Христа, Сына Божія, Единороднаго, иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ; Свѣта отъ Свѣта, Бога истинна отъ Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Насъ ради человѣкъ, и нашего ради спасенія сшедшаго съ небесъ и воплотившагося отъ Духа Свята и Маріи Дѣвы вочеловѣчьшася. Распятаго за ны при понтійстѣмъ Пилатѣ, страдавша и погребена. И воскресшаго въ третіи день по писаніихъ. И возшедшаго на небеса, и сѣдяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ, Его же царствію нѣсть конца. И въ Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, иже отъ Отца исходящаго, иже со Отцемъ и Сыномъ спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповѣдую едино Крещеніе во оставленіе грѣховъ. Чаю воскресенія мертвымъ. И жизни будущаго вѣка. Аминь.

Помилуй мя Боже, по велицѣй милости Твоей. И по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое. Наипаче омый мя отъ беззаконія моего, и отъ грѣха моего очисти мя. Яко беззаконіе мое азъ знаю и грѣхъ мой предо мною есть выну. Тебѣ единому согрѣшихъ и лукавое предъ Тобою сотворихъ. Яко да оправдишися въ словесѣхъ Своихъ и побѣдиши внегда судити. Се бо въ беззаконіихъ зачатъ есмь и во грѣсѣхъ роди мя мати моя. Се бо истину возлюбилъ еси; безвѣстная и тайная премудрости Твоея явилъ ми еси. Окропиши мя иссопомъ и очищуся. Омыеши мя и паче снѣга убѣлюся. Слуху моему даси радость и веселіе: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое отъ грѣхъ моихъ и вся беззаконія моя очисти. Сердце чисто созижди во мнѣ Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей. Не отверзи мене отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими отъ мене. Воздаждь ми радость спасенія Твоего и духомъ владычнымъ утверди мя. Научу беззаконныя путемъ Твоимъ и нечестивiи къ Тебѣ обратятся. Избави мя отъ кровiй Боже, Боже спасенія моего; возрадуется языкъ мой правдѣ Твоей. Господи, устнѣ мои отверзеши, и уста моя возвѣстятъ хвалу Твою. Яко аще бы восхотѣлъ жертвы, далъ быхъ убо; всесожженія не благоволиши. Жертва Богу – духъ сокрушенъ: сердце сокрушено и смирено Богъ не уничижитъ. Ублажи Господи, благоволеніемъ Твоимъ Сіона; и да созиждутся стѣны Іеросалимскія. Тогда благоволиши жертву правдѣ, возношеніе и всесожегаемая. Тогда возложатъ на oлтарь Твой тельца.

Живыи въ помощи Вышняго, въ кровѣ Бога небеснаго водворится. Речетъ Господеви: Заступникъ мой еси, и прибѣжище мое, Богъ мой, и уповаю Нань. Яко Той избавитъ тя отъ сѣти ловчи, и отъ словесе мятежна. Плещьма Своима осѣнитъ тя и подъ крилѣ Его надѣешися. Оружіе обыдетъ тя истина Его, не убоишися отъ страха нощнаго, отъ стрѣлы летящія во дни. Отъ вещи во тмѣ преходящія, отъ сряща и бѣса полуденнаго. Падетъ отъ страны твоея тысяща и тма одесную тебе, къ тебѣ же не приближится. Обаче очима своима смотриши, и воздаяніе грѣшникомъ узриши. Яко Ты Господи упованіе мое, Вышняго положилъ еси прибѣжище твое. Не пріидетъ къ тебѣ зло, и рана не приближится тѣлеси твоему. Яко ангеломъ Своимъ заповѣсть о тебѣ, сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ. На рукахъ возмутъ тя, да не когда преткнеши о камень ноги твоея. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змія. Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя мое. Воззоветъ ко Мнѣ, и услышу и, с нимъ есмь в скорби, изму и, и прославлю его. Долготу днiй исполню и, и явлю ему спасенiе Мое.

Да воскреснетъ Богъ, и разыдутся врази Его, и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящiи Его, яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ, яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнутъ бѣси отъ лица любящихъ Бога, и знаменующихся крестнымъ знаменіемъ, и да возвеселимся рекуще: радуися, Кресте Господень, прогоняя бѣсы силою на Тебѣ пропятаго Господа нашего Ісуса Христа, во адъ сшедшаго, и поправшаго силу дiаволю, и даровавшаго намъ Крестъ Свой Честныи на прогнанiе всякаго супостата. О! Пречестныи и Животворящіи Кресте Господень, помогай ми с Пресвятою Госпожею Богородицею, и со всѣми святыми небесными силами, всегда и ныне и присно и во вѣки вѣкомъ, аминь.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 347
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 21:26. Заголовок: Вот их "транскри..


Вот их "транскрипция" (это, конечно, не транскрипция в собственном смысле слова, но так Вам будет удобнее читать)
ї - это йотированная [и], т.е. йи
h - фрикативная [г]
' - гортанная смычка (значит, звуки произносятся отдельно)

Чтение приводится по упомянутой книге «Пособие по изучению церковнаго пения и чтения» Е. Григорьева.

(отче наш, їже еси на нэбэсех, да святится имя твое, да при’идэт царствие твое, да будэт воля твоя, яко на нэбэси и на зэмли, хлеб наш насущныї даждь нам днэсь, и остави нам долhи наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и нэ ввэди нас во искушение, но избави нас от лукаваhо).

(верую во единаhо боhа отца всэдэржитэля, творца нэбу и зэмли, видимым же всем и нэвидимым. и во единаhо hоспода исуса христа, сына божия, единороднаhо, їже от отца рождэннаhо прэждэ всех век; света от света, боhа истинна от боhа истинна, рождэна, а нэ сотворэна, единосущна отцу, їм же вся быша. нас ради человек, и нашеhо ради спасэния сшедшаhо с нэбэс и воплотившаhося от духа свята и мариї девы вочеловечшася. распятаhо за ны при понтийстем пилате, страдавша и поhрэбэна. и воскрэсшаhо в трэтиї дэнь по писаниїх. и возшедшаhо на нэбэса, и седяща одэсную отца. и паки hрядущаhо со славою судити живым и мэртвым, еhо же царствию несть конца. и в духа святаhо, hоспода истиннаhо и животворящаhо, їже от отца исходящаhо, їже со отцем и сыном спокланяема и сславима, hлаhолавшаhо пророки. и во едину святую, соборную и апостольскую церковь. исповедую едино крэщение во оставлэние hрехов. чаю воскрэсэния мэртвым. и жизни будущаhо века. аминь).

(помилуй мя боже, по вэлицей милости твоей. и по множеству щедрот твоїх очисти бэззаконие мое. наїпаче омый мя от бэззакония моеhо, и от hреха моеhо очисти мя. яко бэззаконие мое аз знаю и hрех мой прэдо мною есть выну. тэбе единому соhреших и лукавое прэд тобою сотворих. яко да оправдишися в словэсех своїх и победиши внэhда судити. сэ бо в бэззакониїх зачат есмь и во hресех роди мя мати моя. сэ бо истину возлюбил еси; бэзвестная и тайная прэмудрости твоея явил ми еси. окропиши мя иссопом и очищуся. омыеши мя и паче снеhа убелюся. слуху моему даси радость и вэсэлие: возрадуются кости смирэнныя. отврати лице твое от hрех моїх и вся бэззакония моя очисти. сэрдце чисто созижди во мне боже, и дух прав обнови во утробе моей. нэ отвэрзи мэнэ от лица твоеhо, и духа твоеhо святаhо нэ отїми от мэнэ. воздаждь ми радость спасэния твоеhо и духом владычным утвэрди мя. научу бэззаконныя путэм твоїм и нэчестивиї к тэбе обратятся. избави мя от кровий боже, боже спасэния моеhо; возрадуется язык мой правде твоей. hосподи, устне мої отвэрзэши, и уста моя возвестят хвалу твою. яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всэсожжения нэ блаhоволиши. жертва боhу – дух сокрушен: сэрдце сокрушено и смирэно боh нэ уничижит. ублажи hосподи, блаhоволэнием твоїм сиона; и да созиждутся стены иеросалимския. тоhда блаhоволиши жертву правде, возношение и всэсожеhаемая. тоhда возложат на oлтарь твой тэльца).

(живыї в помощи вышняhо, в крове боhа нэбэснаhо водворится. рэчет hосподэви: заступник мой еси, и прибежище мое, боh мой, и уповаю нань. яко той избавит тя от сети ловчи, и от словэсэ мятэжна. плэщма своїма осенит тя и под криле еhо надеешися. оружие обыдэт тя истина еhо, нэ убоїшися от страха нощнаhо, от стрелы лэтящия во дни. от вэщи во тме прэходящия, от сряща и беса полудэннаhо. падэт от страны твоея тысяща и тма одэсную тэбэ, к тэбе же нэ приближится. обаче очима своїма смотриши, и воздаяние hрешником узриши. яко ты hосподи упование мое, вышняhо положил еси прибежище твое. нэ при’идэт к тэбе зло, и рана нэ приближится телэси твоему. яко анhэлом своїм заповесть о тэбе, сохранити тя во всех путэх твоїх. на руках возмут тя, да нэ коhда прэткнэши о камэнь ноhи твоея. на аспида и василиска наступиши, и попэрэши льва и змия. яко на мя упова, и избавлю ї, покрыю ї, яко позна имя мое. воззовэт ко мне, и услышу ї, с ним есмь в скорби, изму ї, и прославлю еhо. долhоту дний исполню ї, и явлю ему спасэние мое).

(да воскрэснэт боh, и разыдутся врази еhо, и да бежат от лица еhо нэнавидящии еhо, яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица оhня, тако да поhибнут беси от лица любящих боhа, и знамэнующихся крэстным знамэнием, и да возвэсэлимся рэкуще: радуйся, крэстэ hосподэнь, проhоняя бесы силою на тэбе пропятаhо hоспода нашеhо исуса христа, во ад сшедшаhо, и поправшаhо силу диаволю, и даровавшаhо нам крэст свой честныї на проhнание всякаhо супостата. оо! прэчестныї и животворящиї крэстэ hосподэнь, помоhай ми с прэсвятою hоспожею боhородицею, и со всеми святыми нэбэсными силами, всэhда и нынэ и присно и во веки веком, аминь).

Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 858
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 21:43. Заголовок: И. Н. Поляков пишет:..


И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Тогда давайте, чтобы уже окончательно прояснить вопрос, проведём эксперимент. Я дам вам тексты и их "транскрипцию", а Вы прочитаете и скажете, так ли Вы их произносите. Хорошо?


Да, все так.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4991
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:21. Заголовок: Книга - книгой, а во..


Книга - книгой, а вот в записи услышишь ГоспАди памилуй. Причем, в первом слове на "а" ударение, а не на "о". Я понял так, что "эканье" сакрализовали, при этом полностью пренебрегается оканье. Некторые тоже тщательно выговаривают "тся" (попробуй только нечто похожее на тца" произнеси!), но при этом опять-таки пренебрегают оканьем. Оканье, замечу попутно, естественно, а эканье - искусственно.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 348
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:22. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Да, все так.


Т.е. "иже", "живыи" Вы произносите именно как "йиже", "живыйи"?

И ещё один вопрос: как беспоповцы произносят букву "шта"? Как современную русскую "щ", т.е. как простой долгий мягкий шипящий [ш':], или же как сочетание щч [штш']?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4992
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:24. Заголовок: Конечно, я не отрица..


Конечно, я не отрицаю, что иная традиция существовала, существует и, думаю, будет существовать, но, только в пределах тех конфессий. Выводить же всякие бредни о заимствовании и, более того, навязывать всем остальным свою диалектную местечковость - неразумно.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 866
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:32. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
а вот в записи услышишь ГоспАди памилуй. Причем, в первом слове на "а" ударение, а не на "о". Я понял так, что "эканье" сакрализовали, при этом полностью пренебрегается оканье.


От невежества, в старости токмо к християнству пристают, а юность вся в миру, с яканьем.

И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Т.е. "иже", "живыи" Вы произносите именно как "йиже", "живыйи"?

И ещё один вопрос: как беспоповцы произносят букву "шта"? Как современную русскую "щ", т.е. как простой долгий мягкий шипящий [ш':], или же как сочетание щч [штш']?


Я не головщик, меня этому не учили, на слух токмо воспринимаю, "иже", "живыи" - так и произносятся, "щ" - как "щ".


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4998
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:34. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
на слух

Да, да, на слух, на слух. Эхх...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 349
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:34. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
Конечно, я не отрицаю, что иная традиция существовала, существует и, думаю, будет существовать, но, только в пределах тех конфессий. Выводить же всякие бредни о заимствовании и, более того, навязывать всем остальным свою диалектную местечковость - неразумно.


Я вот всё более утверждаюсь во мнении, что "выгорецкий" тип чтения даже не диалектный, а авторский. Т.е. его создателем был какой-то конкретный человек, живший не ранее рубежа XVII/XVIII вв.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 868
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:39. Заголовок: И. Н. Поляков пишет:..


И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Я вот всё более утверждаюсь во мнении, что "выгорецкий" тип чтения даже не диалектный, а авторский. Т.е. его создателем был какой-то конкретный человек, живший не ранее рубежа XVII/XVIII вв.


Но феодосеевы читают так же, поют несколько отлично "еекают"

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 350
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:40. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Я не головщик, меня этому не учили, на слух токмо воспринимаю, "иже", "живыи" - так и произносятся, "щ" - как "щ".


Понятно. А раньше было иначе.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5002
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:42. Заголовок: Я тоже там замечаю м..


Я тоже там замечаю много искусственности, но расписать, систематизировать не могу, я - человек творческий, накатило - сделал.
Самое-то интересное было замечено, что в быту от этого ничего не сохранилось, а ведь какие-то следы должны были сохраниться. Мне знаком хорошо диалект одного из районов Брянской области, похуже - Орловской. А вот северные и северо-западные далеки. Кроме того, Вы еще тогда упоминали форму "молодЭй" вместо "молодой".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5003
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:43. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Но феодосеевы

Федосеевцы - Новгородчина.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5004
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:44. Заголовок: А вот среди часовенн..


А вот среди часовенных нигде чтЭния не найдешь.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 871
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:50. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
А вот среди часовенных нигде чтЭния не найдешь.


Знамо - поповщина.

А вот среди гуслицких неокружников еще в начале 20-в многие экали, потому как из безпоповщины совратились...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 351
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:50. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Но феодосеевы читают так же, поют несколько отлично "еекают"


Что и не удивительно, учитывая имевшие место контакты федосеевцев с поморцами.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 872
Зарегистрирован: 27.12.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:52. Заголовок: И. Н. Поляков пишет:..


И. Н. Поляков пишет:

 цитата:
Что и не удивительно, учитывая имевшие место контакты федосеевцев с поморцами.


Феодосии Васильичь с соловецкими отцами никогда в единомыслие не был. сколько отцы поморстии его увещали, что бы ему сии вышеписанныя продерзости не творить, но он не покорился. но в Даниловой обители, со отцы соловецкими, сотворил велии раздор, и потом вышол из обители, и глаголя, Феодосии своим единомысленным, братие мы сотворим по евангелию. сняли обувь, и онучками потрясли, и глаголя не буди нам с вами общения не в сей век ни в будущии, тако с тем раздором [с]кончался в Новегороде в засаде.
http://starajavera.narod.ru/voprosotvet2.html

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 352
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 22:59. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
Кроме того, Вы еще тогда упоминали форму "молодЭй" вместо "молодой".


Да, как раз в олонецких говорах, там где и Выг. К тому же ведь у нас есть надежные свидетельства "книжного" произношения на конец XVII - начало XVIII вв. - "Детей преднаказание" братьев Лихудов и "Технология" Ф. Поликарпова.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 353
Зарегистрирован: 22.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 23:08. Заголовок: Administrator2 пишет..


Administrator2 пишет:

 цитата:
Феодосии Васильичь с соловецкими отцами никогда в единомыслие не был. сколько отцы поморстии его увещали, что бы ему сии вышеписанныя продерзости не творить, но он не покорился. но в Даниловой обители, со отцы соловецкими, сотворил велии раздор, и потом вышол из обители, и глаголя, Феодосии своим единомысленным, братие мы сотворим по евангелию. сняли обувь, и онучками потрясли, и глаголя не буди нам с вами общения не в сей век ни в будущии, тако с тем раздором [с]кончался в Новегороде в засаде.




 цитата:
Известно, что впервые Феодосий посетил Выговскую пустынь в 1703 г., а в 1706 г. диспут с поморскими старцами (в отсутствие А. Денисова) привел к разрыву, и Феодосий символично "отряс прах" со своих ног. Но уже в 1708 г. оба великих мужа — Андрей и Феодосий - вместе служили в одной из новгородских молелен, тем самым указуя и будущим поколениям староверов, что общее в их учении и вере сильнее того, что может разделять эти согласия.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=57482&topic=538


Но дело тут даже не в личных пристрастиях Феодосия, а в том, откуда он вербовал своих сторонников. Известно, что к нему переходили многие радикально настроенные насельники Выга.

И главное, Сергей Александрович, заключается в том, что Вы не можете объяснить целый ряд лингвистических явлений, связанных с этим Вашим "эканием".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 198 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 50
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет