УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение
Постоянный участник




Сообщение: 41
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.07 10:37. Заголовок: Въезд патриарха на осляти


Была ли эта традиция древней, есть другие свидетельства этого обычая. Есть ли сейчас, что то подобное?
Павел Алепский пишет (думаю, что обычаи тогда еще по большому счету были древние в основном, позже упразднившиеся):
Как свидетельствует архидиакон Павел, одним из самых больших вообще торжеств на Руси того времени было празднование Входа Господня в Иерусалим52, сопровождавшееся большим крестным ходом и известным «шествием на осляти».
Накануне этого дня крестьяне возами привозили в Москву ветви вербы, священники покупали их для своих храмов, верующие также разбирали их, готовясь к торжеству.
С вечера служили великую вечерню, в полночь — утреню с освящением верб, которые патриарх раздавал народу. При этом все прикрепляли к веточкам свечи и зажигали их. По третьей песни канона свечи гасили и слушали синаксарь, также и по седьмой и по девятой песнях; вновь зажигали свечи после чтения синаксаря. Все уносили веточки вербы домой и сохраняли их до следующего года, как особенное благословение.
Рано утром в Вербное воскресенье под звон многих колоколов все собирались в Успенский собор в Кремле. Очень торжественно совершалось шествие в собор патриарха. К тому времени от Успенского собора через Спасские ворота до Покровского собора сооружались деревянные мостки для шествия патриарха, близ мостков расчищалась грязь от талого весеннего снега. А на Соборной площади Кремля целое дерево ветвистой вербы украшалось нитями изюма, леденцами, яблоками, развешанными на ветках. Древо это ставили на особую повозку...
Патриарх, облачась на середине храма, начинал службу, архидиакон говорил великую ектению. Патриарх входил в алтарь, кадил престол, крест и малое Евангелие. Крест он отдавал на блюдо анагносту. Евангелие брал сам, и начинался крестный ход из западных дверей храма. Впереди несли хоругви и иконы, за ними следовали священники и настоятели монастырей, «которым несть числа». Колокола гремели так, что дрожала, казалось, земля. Перед духовенством везли «древо», вокруг которого на повозке стояли самые маленькие анагносты, певшие стихиры праздника. За древом шла особо обученная лошадь, украшенная дорогими покрывалами, вместо седла на ней было нечто вроде кресла. В него садился патриарх, ноги опустив на одну сторону и прислонясь к его спинке. В правой руке он держал крест, в левой — Евангелие. Лошадь вел под уздцы обычно сам царь, за это он потом получал от патриарха денежную плату, как вознаграждение от Церкви за непосредственное участие в праздничном действе. Но в этот раз, в 1655 году, царь был в походе, и лошадь патриарха вел «царский наместник». Патриарх осенял крестом народ на обе стороны. С двух сторон мостков на всем протяжении пути стояли стрельцы. А стрелецкие дети (100 человек), мальчики 10—15 лет, руководимые сотником, снимая с себя бархатные дорогие кафтаны, которые им были выданы из царской казны для этого дня, постилали их под ноги патриаршей лошади. Когда лошадь проходила по ним, дети быстро подхватывали их и, забегая вперед, вновь постилали по всему пути шествия. Эти разноцветные кафтанчики потом отдавались им в награду за труды. Для детей участие в шествии в Вербное воскресенье было событием, памятным на всю жизнь, так как каждый год, по строгой очередности, на этот праздник отбирались сыновья других московских стрельцов.
Патриарх Никон предлагал патриарху Макарию ехать на лошади, но тот отказался, потому что хотел видеть происходящее стороны. Под немолчный звон колоколов крестный ход из Спасских ворот приблизился к Покровскому собору (собору Василия Блаженного), по словам архидиакона Павла, «единственному в мире зданию по красоте постройки и архитектуре и разноцветной окраске его куполов»53.
Здесь патриарх Никон сходил с лошади, входил в храм— в придел Входа Господня в Иерусалим, там читал, Евангелие, осеняя крестом на все четыре стороны, прикладывался вместе с патриархом Макарием к иконе Входа Господня в Иерусалим, делая отпуст молебна, и, выйдя, вновь садился на лошадь. Повозка с «древом» и все шествие двигалось обратно в Кремль, к Успенскому собору. Там совершались затем часы и литургия. После поучения и отпуста патриарх Никон приказал отсечь две большие ветви от «древа» со всем, что висело на них, и послать их царской семье. Потом весь народ стремился получить веточку от этого «древа», которая хранилась в домах как святыня, по вере людей принося исцеления от многих болезней. В великую среду, после чтения часов, патриарх Никон просил всех прощения, что делали и все остальные, и вечером служилось великое повечерие.


Старообрядец поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 13
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.07 14:47. Заголовок: Re:


Severo пишет:

 цитата:
Была ли эта традиция древней, есть другие свидетельства этого обычая. Есть ли сейчас, что то подобное?



На эту тему в Челябинске в прошлом, если не ошибаюсь, году защитила кандидатскую диссертацию Стенникова П.А. Традиция эта не древняя, но, если не ошибаюсь, в 16 веке она на Руси присутствовала. Знаю, что была идея и попытка возродить её в РДЦ, но успехом она вроде не увенчалась. Вл. Антоний Баскаков (покойный, из юрисдикции Аполлинария Дубинина) рассказывал об этом году в 2002 на Церковно-общественном канале, в программе о. Иоанна Свиридова как об анекдоте, как вл. Александр вез ослов в Москву откуда-то из Румынии, но они по дороге то ли утонули, то ли еще что с ними приключилось, но не доехали они, в общем. (Аналогичное интервью его было, а может и есть и на сайте Писаревского-Безгодова).

Единоверец юрисдикции РПЦ. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.07 18:58. Заголовок: Re:


Maxentius Valerius пишет:

 цитата:
Знаю, что была идея и попытка возродить её в РДЦ, но успехом она вроде не увенчалась.


Сказки Баскакова. Когда пресловутые ослы умерли Патр. Александр не был даже и Архиепископом. Их привезли для работы в монастыре, а климат не подошел. Баскаков покойный (не тем будет помячнут) был большой клоун.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 106
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.07 21:14. Заголовок: Re:


о. Андрей, вы бы зарегистрировались))

Старообрядец поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.07 18:47. Заголовок: Re:


Уже

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет