УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Отправлено: 30.04.09 04:20. Заголовок: Богослужебный круг для мирян
Я знаю, что в древности все от мирян до епископов молилсь полный круг богослужений. О сем свидетельствуют сирийские, египетские и римские канонические памятники. В своих сборниках, беспоповцы, не имея на руках те древние труды, ссылались на каноны, которые заповедовали исполнение б.к. клиру, или более поздние святоотеческие труды, заповедовавшие сие инокам. Понятно, что благочестивый народ, распологающий свободным временем, должен лестовкой или псалтырью молиться несколько раз в день. Но вот откуда у поповцев появились утренние и вечерние молитвы? Когда они составлялись (начало молитвенному правилу + "книга глаголемая устав домашней молитвы" + молитвы на разный случай) и почему? Обязаны ли мы читать весь богослужебный круг или по обстоятельствам времени читать лишь вышеупомянутые молитвы?
Сообщение: 5537
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Сообщение: 5539
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Сообщение: 5542
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 30.04.09 07:39. Заголовок: имярек пишет: А есл..
имярек пишет:
цитата:
А если нет такого доверия к попу,которому исповедуешься,т.е. как к руководителю в молитвенной практике?
Когда же ты проснешься, перекрести лицо свое трижды, с молитвою Исусовой, и так вставай. И сделай, что обычно, и водой умойся.
Стань в доме перед образом Исуса Христа, и, представ, говори прежде всего: "Благослови, Отче." Потом поклонись всегда трижды до земли и при каждом поклоне говори: 1. "Боже, милостив...", 2. "Создавый мя...", 3. "Без числа согреших..." Потом говори, стоя перед образом: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Источниче жизни, слава Тебе. Тебе слава подобает во веки, аминь." Затем "За молитв святых отец наших...", "Царю небесный...", Трисвятое трижды, с обычными поклонами, а кто хочет, тому не возбраняются и земные, в зависимости от дня. После "Отче наш..." - "Господи, помилуй" 12 раз; [затем] "Слава..., и ныне..." [и] "Приидите, поклонимся..."; если знаешь, [то] читай "От сна востав..." [а если нет, то] пропусти это по своему незнанию, потом выучишь и читать будешь. После "Приидите, поклонимся..." 50-й псалом, и "Верую во единаго Бога..." И потом 100 молитв Исусовых [и] 12 поклонов с молитвою Исусовой. Потом "Достойно есть...", как [я] тебя раньше учил. [Потом] "Слава..., и ныне...", "Господи, помилуй" дважды, "Господи, благослови", "За молитв пречистыя Твоея Матере и всех святых...". И потом с молитвою поклонись за государя царя и за господина своего, и за госпожу свою, а потом за кого хочешь. Учись: вот тебе утреннее правило, на каждый день, встав от сна.
Когда, приблизясь ко сну, хочешь спать, протяни руку свою и прочитай то же правило, которое читал утром, встав с постели. В это время духовные люди много молятся: одни павечерницу читают с многими канонами, другие Псалтырь с поклонами и с молитвами, иные - прочие молитвы. Нам же с тобой и того достаточно. Бога ради [хотя бы] это сохрани. Больше же [чем я сказал тебе] научишься, [а] потом и сам больше этого уразумеешь.
Где-то читал (ссылку не дам,ибо не помню где,врать не буду), что мирянам можно молиться утренние и вечерние молитвы (либо павечерницу и полуночницу,-что равнозначно, а в воскресение-полный богослужебный круг (либо Исусовыми молитвами,либо поклонами, либо кафизмами по Псалтыри, либо дважды в день чином 12 псалмов с тропарями).
Сообщение: 16
Упование: Апостольская Церковь древле Грекороссийского исповедывания, соловецко - старопоморскаго потомства
Зарегистрирован: 26.03.09
Откуда: Москва
Отправлено: 30.04.09 10:08. Заголовок: У матушек и батюшек ..
У матушек и батюшек спрашивать не стоит, потому что многие из них, вообще дома не молятся. Мой один знакомый женился на поповне,думал всё благочестиво, однако кроме начала она ничего не молится, говорит так и дома было принято. Духовный отец только может назначить епитимию, по силе каждому, остальные же христианские обязанности на нашей совести. Сейчас в старообрядчестве прямо-таки никониянское отношение к попам: поп это всё, это бог и царь, а раньше попа за дело не считали. Уважаемые люди в старообрядчестве всегда были книжники и начётчики, вот сейчас их нет потому и конец приходит исконному старообрядчеству.
Сообщение: 5546
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 30.04.09 14:04. Заголовок: Jora пишет: Ну вот ..
Jora пишет:
цитата:
Ну вот и устав
Там все достаточно гибко:
цитата:
прочитай то же правило, которое читал утром, встав с постели. В это время духовные люди много молятся: одни павечерницу читают с многими канонами, другие Псалтырь с поклонами и с молитвами, иные - прочие молитвы. Нам же с тобой и того достаточно. Бога ради [хотя бы] это сохрани. Больше же [чем я сказал тебе] научишься, [а] потом и сам больше этого уразумеешь.
Отправлено: 30.04.09 16:56. Заголовок: Если уж строго по Ев..
Если уж строго по Евангелию и апостолам, то см. ниже. Плюс индивидуальная эпитимия. Остальное все можно проследить исторически и даже как-то объяснить, но каждый раз это будет допущение, с которым можно и не соглашаться при наличии первоисточника.
Евангелие. «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, остановившись, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так:…» [Мф.6,5-9].
Дидахи. Глава 8 2. И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3. Трижды в день молитесь так.
Сообщение: 5553
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Сообщение: 19
Упование: Апостольская Церковь древле Грекороссийского исповедывания, соловецко - старопоморскаго потомства
Зарегистрирован: 26.03.09
Откуда: Москва
Отправлено: 30.04.09 18:56. Заголовок: САП пишет: Устав то..
САП пишет:
цитата:
Устав только для соборной службы и для иноческого правила, а для простеца нет Устава,
Устав для всех один, разница в том, что есть соборная и домашняя молитвы. Например, если предписано Уставом не молиться за упокой, то и дома мы не молимся, а если Пасха, то и дома молитвы соответствующие. Просто в храме молятся службы уставно, т.е. по триодям, минеям, октаям, а дома те же службы, по возможности, только по псалтыре или лестовки. А если б не было единого для всех устава, тогда, допустим, в храме молятся по постному, а простец дома может молиться по праздничному?
Отправлено: 30.04.09 19:26. Заголовок: имярек пишет: А есл..
имярек пишет:
цитата:
А если нет такого доверия к попу,которому исповедуешься,т.е. как к руководителю в молитвенной практике?
Если нет доверия к попу, то следует найти такого священника, которому доверяете и который будет для Вас действительно духовным отцом, а не просто требоисполнителем. И не бойтесь при переходе к новому духовному отцу шантажа и угроз от предыдущего священника. НЕТ у него такого права - запрещать Вам переход к другому иерею. Хотя, некоторые попы и пользуются такими угрозами, дабы удержать у себя прихожан, но это уже отдельная тема...
Отправлено: 30.04.09 21:55. Заголовок: САП пишет: Владимир..
САП пишет:
цитата:
Владимиръ пишет:
цитата: Если уж строго по Евангелию и апостолам, то
"Непрестанно молитесь" (1 Сол. 5, 17).
Так и какие же будут Ваши комментарии к этому видимому расхождению в словах апостолов? Цитата-то ап. Павла хорошо известна, как, впрочем, известны и фрагменты из Евангелия от Матфея и из Дидахи.
Отправлено: 30.04.09 21:55. Заголовок: Я примерно как Аноха..
Я примерно как Аноха решил делать. В среду и пяток молиться за все службы (конечно вечерню и утреню псалтырью), а в остальные дни утром полунощницу, а вечером или павечерницу или вечернии молитвы + канон Богородицы (поскольку они считаются за павечерницу и мол. правило). В Воскресение еще часы добавляю к полунощнице и павечернице.
Правда еще стоит уточнить, что это не МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО. Это лишь личный устав. Молитвенное правило это то, что идет сверх того. То есть или поклоны или Исусовы молитвы или каноны + епитимья (если есть). Это правило как раз должен иереей давать... глядя на возможности отдельного человека. У меня духовника пока нету и я молюсь лишь один канон - Богородице или Исусу. У каждого правило индивидуальное. Раньше личный устав был у всех христиан одинаковый - полный богослужебный круг, что писано в т.н. канонах Ипполита. Мне кажется просто получилось, что этот устав для мирян сузился к пол. и пов., а молитвенное правило увеличилось. У страннического согласия, как мне я читал, вообще отошли от уставных служб, заменяя огромным правилом по лестовке.
Владимиръ, "Непрестанно молитесь" в комментариях подвижников означает Исусову молитву. Подвижники так же объясняют те слова Eвангелия. "Многословие" там употребляется как синоним красноречию и пустословию. Короче говоря ... молитесь часто, но не многословно. Господь сам молился часами. Этим он дал нам пример, но в тоже время и дал пример не лицемерной молитвы - Отче наш. Ведь там не сказано не молитесь ДОЛГО, а не молитесь ЛИЦЕМЕРНО (напоказ) и "не говорите лишнего". Посему самой великой молитвой считается молитва Исусова, состоящая всего из нескольких слов, но имеющая великую силу при частом ее повторении, т.к. она держит в памяти Господа, тем самым очищая наш разум. A благодать Господа может осве(я)тить и все наще существо. Именно этой благодати сподоблялись святые.
Сообщение: 5565
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 30.04.09 22:04. Заголовок: - Правила! Как не п..
цитата:
- Правила! Как не понимать!.. Это понимать завсегда можем!..- невпопад догадался Алексей.- У мирских правила не полагаются... Это у старцев только да у стариц... У монахов, чтобы понятнее вам доложить, да у монахинь. Так и зовется у них "келейное правило". Нашему брату его, пожалуй, и не снесть... Великим постом земных поклонов сот по восьми на день этого правила закатывают, а на Марьино стоянье - так без малого целу тысячу. У нас ведь по старой-то вере келейницы - ой-ой! как здоровы на молитву-то. И на сот пять поклонов отломает по лестовке и глазом даже не поморщится.
Сообщение: 5566
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
"Непрестанно молитесь" в комментариях подвижников означает Исусову молитву. Подвижники так же объясняют те слова Eвангелия. "Многословие" там употребляется как синоним красноречию и пустословию. Короче говоря ... молитесь часто, но не многословно. Господь сам молился часами. Этим он дал нам пример, но в тоже время и дал пример не лицемерной молитвы - Отче наш. Ведь там не сказано не молитесь ДОЛГО, а не молитесь ЛИЦЕМЕРНО (напоказ) и "не говорите лишнего". Посему самой великой молитвой считается молитва Исусова, состоящая всего из нескольких слов, но имеющая великую силу при частом ее повторении, т.к. она держит в памяти Господа, тем самым очищая наш разум. A благодать Господа может осве(я)тить и все наще существо. Именно этой благодати сподоблялись святые.
Отправлено: 01.05.09 01:44. Заголовок: савин пишет: У мат..
савин пишет:
цитата:
У матушек и батюшек спрашивать нестоит потому что многие из них, вообще дома не молятся. Мой один знакомый женился на поповне,думал всё благочестиво, однако кроме начала она ничего немолится, говорит так и дома было принято. Духовный отец только может назначить епитимию, по силе каждому, остальные же христианские обязанности на нашей совести. Сейчас в старообрядчестве прямо таки никониянское отношение к попам: поп это всё, это бог и царь, а раньше попа за дело не считали. Уважаемые люди в старообрядчестве всегда были книжники и начётчики, вот сейчас их нет потому и конец приходит исконному старообрядчеству.
Не стоит транслировать свои убеждения таким примитивным способом.
Отправлено: 02.05.09 21:42. Заголовок: Христос Воскресе! И ..
Христос Воскресе! И я свои пять копеек вставлю. «Цветник» священноинока Дорофея в 55 главе так сказано. О размере правила. Мы со многими отцами и достославными людьми беседовали, какое подобает каждому исполнять правило в келье своей? А вот как святые отцы установили. Иному – пять кафизм, триста поклонов и пятьсот молитв Исусовых. Иному – семь кафизм, четыреста поклонов и шестьсот молитв Исусовых. Иному же – половину Псалтири, поклонов пятьсот и восемьсот молитв Исусовых. А иному – всю Псалтирь, поклонов шестьсот и тысячу молитв Исусовых. Иному же – всю Псалтирь, тысячу поклонов и две тысячи молитв Исусовых. А иному – бдение в течение всей ночи и непрерывное подвижничество. И установили это отцы наши, рассудив: каждому по силам, по желанию и по совету духовников. Ибо многие не знают меры трудам и правилу своему, и как начинать правило в келье своей. И, словно во тьме, блуждают в неведении своем. Иногда безмерно много начинают исполнять. А иногда – крайне мало. Многие начинают с большого и снова оказываются делающими мало, не зная меры правилу своему. Но воистину похвально – завершить то, что начал. Простите, Христа ради.
Отправлено: 03.05.09 18:18. Заголовок: В "малом уставчи..
В "малом уставчике" ясно сказано, как должно молиться тем, кто по какой-то причине не молился в соборном храме. В старопоморских книгах на эту тему приводится не мало серьезных аргументов о том, что всякий христианин должен отмаливать весь богослужебный круг. (Зри Красный устав, книгу о христианском житии). Но это конечно с рассмотрением. С САПом не согласен, что это определяет духовник. В компетенции духовника только епитимья и келейное правило. Остальное Устав Церкви, кий духовник изменить не может. Посему, если есть возможность (а она чаще всего есть, если предпочесть молитву прочим менее нужным занятиям, как-то сидение на форуме и вообще у компа ) то необходимо молиться вечерню, павечерню (можно совмещать службы), полунощницу, утреню и часы. У кого есть книги ( а они сейчас, слава Богу есть в продаже) молиться по книгам (сие зело назидательно, ибо в октаи и минеях все богословие), прочим псалтырью и лестовкой. По своему опыту скажу, это совсем не много времени занимает. Если человек молится регулярно, то вырабатывается навык и привычка, мысль держится в молитве и молитва совершается неспешно, но и не затягивается. Например, полунощница занимает 25-30 минут (воскресная 20-25), павечерница поменьше минут на пять, лестовкой еще меньше времени. Утреня от часа до 2,5 в зависимости какая служба, вечерня 25-45 минут. Т.е. в среднем на весь круг уходит 2-3 часа, иногда чуть более. Вот сегодня воскресная служба (без вечерни и павечерницы) заняла у нас с некоторым пением 3,5 часа. Повседневная раза в полтора короче. Так что если задаться целью и установить себе постоянный распорядок, то можно вполне 1-2 часа уделять молитве. А если жить на селе и заниматься своим хозяйством, то можно вообще молиться постоянно за весь круг по книгам. Главная причина немоления - лень и нерадение - это я про себя, - а когда есть ревность и желание, время найдется.
Иному – пять кафизм, триста поклонов и пятьсот молитв Исусовых. Иному – семь кафизм, четыреста поклонов и шестьсот молитв Исусовых. Иному же – половину Псалтыри, поклонов пятьсот и восемьсот молитв Исусовых. А иному – всю Псалтырь, поклонов шестьсот и тысячу молитв Исусовых. Иному же – всю Псалтырь, тысячу поклонов и две тысячи молитв Исусовых
Не подскажете, здесь говорится о метаниях или великих поклонах?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 79
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет