ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 386
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 05.01.09
Откуда: Россия, Королёв
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 12:33. Заголовок: Кормчая и каноническое право


Наталия пишет:

 цитата:
Я со студенческой скамьи ТГПшников не очень то жалую

- а я вот, как раз сей предмет очень люблю.

Тему же размышлений предлагаю следующую - в основе канонического права лежит право кодифицированное, - да чего уж там - прямо скажем - Римское Право (достаточно бегло сравнить Кормчую и таблицы), но с течением времени в решении правовых вопросов всё больше стало применяться прицедентное право. Загвоздка в том что прецедентом ранее вынесенное судебное решение может стать только по утверждению верховного суда.

В случае с каноническим правом - где решения Вселенских Соборов существуют ныне и присно и во веки веком - прецедентное право - единственно возможная форма развития, но требуется строгое приведение в норму существующего положения вещей, т.к. бессистемное применение, то кодекса, то случая (даже не являющегося в правовом смысле прецедентом) ведёт к запутанности и произволу. Более того, учитвывая, что право - это всегда система норм - нужна внятная система приоритетов и механизмов применения норм.

Ну это я так... лирическое отступление

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]





Сообщение: 42
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 16:39. Заголовок: Сергий Аветян пишет:..


Сергий Аветян пишет:

 цитата:
достаточно бегло сравнить Кормчую и таблицы),


Набираю в поисковике кормчая, вот что выдаёт:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ко́рмчие книги (от ц.-сл. кормчий, старослав. кръмьчии — рулевой, греч. Номоканон) — сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран.

Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права.

В 1274 году на церковном соборе во Владимире[1] митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский.

В XIII веке появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 года и др. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков.

В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии т. н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 году — т. н. Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги — 1816год".

Сергий, в староверии какая версия кормчей книги , начнём с малого...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 402
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 05.01.09
Откуда: Россия, Королёв
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 17:17. Заголовок: Наталия пишет: в ст..


Наталия пишет:

 цитата:
в староверии какая версия кормчей книги



У меня такая:







т.е. печатанная с Кормчей напечатанной при патриархе Иосифе.

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 43
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 17:54. Заголовок: то есть, та версия, ..


то есть, та версия, что утверждена с 1653 года? А остальные неверные?
Сергий, может нам в отдельную тему уйти, а то тут фотографии священников ждут, а мы сейчас в правовые дебри уйдём, вопрос на самом деле сложный.
И вот ещё что официально (de jure) в России прецедентной системы нет. Решения судов - не источник права!. На практике (de facto) судьи считаются с решениями вышестоящих судов по аналогичным делам. В этом смысле прецедент в росийском праве фактически есть.
При том полноценных (т. е. создающих новые нормы права) прецедентных судебных решений в российской правовой системе нет и пока что появиться не может, следовательно и прецедентов такого рода ни официально, ни фактически нет. Все судебные решения, которые можно с определенными оговорками рассматривать как прецеденты - это решения, являющиеся применением законодательства, и квазипрецедентный характер они имеют именно как авторитетные образцы толкования и применения закона. В основном используется ас.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 52
Зарегистрирован: 04.02.09
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 18:14. Заголовок: Наталия пишет: И во..


Наталия пишет:

 цитата:
И вот ещё что официально (de jure) в России прецедентной системы нет. Решения судов - не источник права!. На практике (de facto) судьи считаются с решениями вышестоящих судов по аналогичным делам. В этом смысле прецедент в росийском праве фактически есть.



Наталия,Вы как юрист хотите узнать правомочность принятых решений.

Сказочник Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 403
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 05.01.09
Откуда: Россия, Королёв
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 18:22. Заголовок: Наталия пишет: то е..


Наталия пишет:

 цитата:
то есть, та версия, что утверждена с 1653 года? А остальные неверные?



ну почему же? для простоты предложил бы пользоваться номоканоном, но придётся читать по гречески

Наталия пишет:

 цитата:
И вот ещё что официально (de jure) в России прецедентной системы нет. Решения судов - не источник права!. На практике (de facto) судьи считаются с решениями вышестоящих судов по аналогичным делам. В этом смысле прецедент в росийском праве фактически есть.
При том полноценных (т. е. создающих новые нормы права) прецедентных судебных решений в российской правовой системе нет и пока что появиться не может, следовательно и прецедентов такого рода ни официально, ни фактически нет. Все судебные решения, которые можно с определенными оговорками рассматривать как прецеденты - это решения, являющиеся применением законодательства, и квазипрецедентный характер они имеют именно как авторитетные образцы толкования и применения закона.





Я догадываюсь, только я говорю не о светском континентальном праве, а о церковном. Как пример:


 цитата:
Первое апостольское правило - 1. Епископа да поставляют два или три епископа.

Зонара. Ныне хиротониею называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку. А в древности и самое избрание называлось хиротониею. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиерев, народ сходился, и одни желали одного, другие другого. Итак, дабы голос большаго числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним и по ним считали избирающих каждаго. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избирание хиротониею. Ибо лаодикийский собор в пятом правиле говорит: хиротонии не должны быть в присутствии слушающих: а хиротониями собор назвал избрания; так как на посвящение архиерея более обычно сходится многим, а при избрании, по причине предъявления каких либо обвинений против избираемых мужей, запрещено некоторым присутствовать и слушать сии (обвинения). - Посвящать епископа сие правило дозволяет и двум епископам; а избирать епископа четвертое правило перваго собора определяет всем епископам той епархии, или по крайней мере трем, когда и прочие письменно изъявят согласие на сие.

Аристен. Два или три епископа рукополагают епископа.
А избирать епископа непременно должны три, а не менее того, если затруднительно всем епархиальным епископам собраться для этого. Ищи еще правило 4-е никейскаго собора, 13-е карфагенскаго и 19-е антиохийскаго.

Вальсамон. Это апостольское правило говорит о хиротонии, совершаемой архиереем в церкви, как и великий Павел говорит: руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом (1 Тим. 5, 22), а не об избрании, чрез простертие рук бывшем тогда, когда избрания архиереев совершались городским народом, как говорили некоторые, последовав неписанным сказаниям. Ибо хотя лаодикийский собор в пятом правиле говорит, что хиротонии не должны быть в присутствии слушающих, и хотя из этого некоторые заключали, что и правило это говорит об избрании; но, мне кажется, не хорошо они говорят, потому что и в церкви совершаемая хиротония совершается чрез таинственные молитвы, хотя и бывает пред глазами многих. И сверх того, когда четвертое правило святаго никейского перваго собора определяет, что избрание епископа совершается всеми епископами епархии, или по крайней мере тремя, при изъявлении согласия и прочими чрез писания; то я недоумеваю, как некоторые говорили, что сие правило, говорящее о рукоположении епископа двумя, или тремя епископами, заключает в себе мысль об избрании архиерея.

Славянская кормчая. Два или три епископи поставляют епископа.
Три убо епископи без всякого извета должни суть поставляти епископа, и да не будет извержен, аще несть мощно всем сущим во области епископом совокупится во едино. И о сем ищи правила четвертаго, иже в Никеи перваго собора.



однако,

Алексей Муравьёв пишет:

 цитата:
если мы обратимся к истории Церкви, то увидим, что в случае нужды по икономии совершались единоличные хиротонии епископов. Среди них самые известные хиротонии – свт. Иоанна Златоуста и Афанасия Великого, которые были признаны Церковью как действительные. Такие же хиротонии совершались и во дни гонений на Церковь (Григорий Чудотворец единолично поставил в епископы Александра в Каманах, Евсевий тайно (отметим это), в одежде воина, рукополагал единолично, святой священномученик Автоном поставил единолично во епископа Корнилия, в Персиде во время гонения на христиан епископ Илиодор поставил вместо себя во епископа Дидана пресвитера, Садерий, епископ палебикский рукоположен только одним епископом Филоном цирензийским и признан Афанасием Великим, сам Афанасий Великий рукополагал во время гонений от ариан единолично, более близкое к нам время – 19 век - единоличные хиротонии епископа Гавриила Зарнского ).
[...]
Правило св. Юстиниана Великого: «Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию быти на епископство» (Кормчая Книга патр. Иосифа. Гл. 42 Юстиниана царя. Правило 29, л. 302 на об.). То же самое говорится и в древнейших Апостольских Постановлениях. Необходимо сделать упор на то, что эти правила допускают возможность единоличной хиротонии, когда другие епископы «не обрящутся» (вследствие гонений и трудности связи с епископами), не говоря уже о том случае, если они – еретики, т.е. епископов нет вовсе.




 цитата:
Определение Архиерейского Суда РПСЦ, состоявшегося 16, 17 октября 2008 года в Москве

В связи с тем, что хиротония во епископы Внифантия Смольникова была совершена вопреки правилам Святой Церкви - поставление было единоличным (1 пр. св. Апостол), без Соборного определения, письменного согласия других епископов и воли митрополита (4 пр. I Всел. Собора, 13 пр. Карфагенского и 19 пр. Антиохийского), - считать хиротонию недействительной.



Неправда ли пёстро получается? И так можно и так при желании - а в результате "Закон что дышло, как повернул так и вышло" и такого в практике церковного права - более чем. Уже и не разберёшь.

Единственный путь решения (с моей скромной точки зрения) - констатация правоприемства Церкви Христовой и соборное утверждение тех или иных прецедентов в церковно-судебной практике. В противном же случае хаос и произвол, что при лукавом подходе к хорошему не приведёт.

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 45
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 22:46. Заголовок: Prohojiy пишет: Нат..


Prohojiy пишет:

 цитата:
Наталия,Вы как юрист хотите узнать правомочность принятых решений.


Как юрист это к светскому праву, церковное как верующий человек.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 46
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 23:13. Заголовок: В конце XV — начале..




 цитата:
В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру.


Сергий, меня вот смутило немного что значит разночтений? по разному переводили или по разному трактовали содержание?
Кем и как они были пересмотрены? Значит переделано содержание? Не могло случиться какой-нибудь подмене?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 47
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 23:20. Заголовок: Сергий Аветян пишет:..


Сергий Аветян пишет:

 цитата:
констатация правоприемства Церкви Христовой и соборное утверждение тех или иных прецедентов в церковно-судебной практике. В противном же случае хаос и произвол, что при лукавом подходе к хорошему не приведёт.


А сам процесс константации не приведёт к новому хаосу? Кто будет производить константацию?
А если одни константируют, а другие не признают? Утвердят прецендент, а кому то само судебное решение покажется неверным? будет ли это нормой для всех толков?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 411
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 05.01.09
Откуда: Россия, Королёв
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 23:25. Заголовок: Наталия пишет: Кем ..


Наталия пишет:

 цитата:
Кем и как они были пересмотрены? Значит переделано содержание? Не могло случиться какой-нибудь подмене?



Это долгий разговор, лучше при случае. Но по сути, Кормчая - это номоканон с добавлениями, которые могли разниться по времени и месту составления. Я специально привел последнюю страницу, чтобы Вы увидели это.
А вообще, прежде чем развивать эту тему нужно сесть с правовыми таблицами и уложениями и кормчей и сравнить.
Можно провести очень интересные параллели, как принятый вначале для христиан юсис, перерос во вторую брачную форму, принятую для жрецов, а именно через церколвное благословение, т.к. каждый христианин соблюдший себя в без скверны - потенциальный священник. Некоторые статьи видоизменены, но всё равно очень занятно проследить ихъ происхождение.

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 412
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 05.01.09
Откуда: Россия, Королёв
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 23:34. Заголовок: Наталия пишет: А са..


Наталия пишет:

 цитата:
А сам процесс константации не приведёт к новому хаосу? Кто будет производить константацию?
А если одни константируют, а другие не признают? Утвердят прецендент, а кому то само судебное решение покажется неверным? будет ли это нормой для всех толков?



Запросто. Да никто и не примет на себя подобной ответственности, но это не значит, что миряне должны бездействовать. Ни начётники ни апологеты и отцы церкви не сидели сложа руки и (в частности апологеты) дискутировали с языческими философами с их понятийным арсеналом, доказывая правоту учения о Христе.

Ни о каком единстве между староверами речи нет и быть не может. Если Вы ещё не поняли - пропасть, между поповцами и беспоповцами признающими духовного антихриста и учащего о потреблении благочестивого священства на земле - едва ли не больше, чем пропасть между староверами и никонианами.

Так что любая работа в этом направлении - это скорее научное исследование, которое никогда никто не решится применить, но на мой взгляд- оно нужно.

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 52
Зарегистрирован: 29.01.09
Откуда: Родная, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 17:36. Заголовок: Сергий Аветян пишет:..


Сергий Аветян пишет:

 цитата:

Ни о каком единстве между староверами речи нет и быть не может. Если Вы ещё не поняли - пропасть, между поповцами и беспоповцами признающими духовного антихриста и учащего о потреблении благочестивого священства на земле - едва ли не больше, чем пропасть между староверами и никонианами.


Ещё не поняла(((. Печально познавать такое.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4255
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 19:46. Заголовок: Наталия пишет: Печа..


Наталия пишет:

 цитата:
Печально познавать такое.


Ну, да ежели безпоповцы соловецкого корня верят, что у нас антихристово священство и крещены мы антихристовым крещением, то о чем тут говорить?

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 144
Зарегистрирован: 26.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.09 09:59. Заголовок: Сергий Аветян пишет:..


Сергий Аветян пишет:

 цитата:
т.е. печатанная с Кормчей напечатанной при патриархе Иосифе.


Позвольте вопрос, это печать какого года? Видел такую на молотке, очень дорого.
Лет 5 назад в Питере Кормчую (Иосифскую) издавали, но сейчас врядли её найдёшь.
И ещё, в этой редакции есть главы об иконописании?
С уважением.
а , вот увидел, 1914 г.?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4271
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.09 10:07. Заголовок: Печатная Кормчая Рук..


Печатная Кормчая
Рукописные Кормчии лежат тут: http://www.stsl.ru/ , но этот сайт сейчас (надеюсь временно) не работает.

(излагаю сугубо свою точку зрения)

Русская Православная старообрядческая Церковь.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет