Автор | Сообщение |
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 28.08.11 13:37. Заголовок: Скуфьи и камилавки
Здравствуйте. Разъясните пожалуйста: 1. Различались ли до раскола на Руси скуфьи и камилавки? 2. Кто до раскола носил скуфьи/камилавки - диаконы, попы, архиереи, иноки? Каков был порядок ношения скуфий/камилавок в повседневной жизни и на богослужении? 3. Как сегодня в староверии выглядят скуфьи и камилавки? 4. Кто и когда их носит в современном староверии? 5. Было ли до раскола понятие наградных скуфий/камилавок? Награждают ли ими в староверии сегодня? 6. Различались ли до раскола скуфьи и камилавки цветом? Что означает современное различие цветов скуфий/камилавок (например, чёрные и синии в РПСЦ)?
|
|
|
Ответов - 161
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 14978
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 18:32. Заголовок: Igor пишет: На фото..
Igor пишет: цитата: | На фото на монахе короткая мантия,она носится повседневно? |
| Да. Igor пишет: цитата: | А длинная одевается на богослужение? |
| Да, она называется соборная, наши иноки называют ее соборной, надевают на большие праздники. Igor пишет: цитата: | Еще вопрос по параману:он похож на никонианский на этом фото? |
| Похож, но я видел чуть другой, во первых крест без Распятья, во вторых, шнурки проходят только через верхнюю душку, ну и на самом парамане крест изображен.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14979
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 18:36. Заголовок: Агния пишет: А вот ..
Агния пишет: цитата: | А вот современный инок, по-моему все точь в точь как на иконах. |
| На нем не схима (как на иконах перподобных), а священническая патрахиль, однорядку и камилавку под клобуком не носит, гуменце (плешь) не выстрегает.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 18
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 07.09.11 20:34. Заголовок: САП пишет: Шнурки п..
САП пишет: цитата: | Шнурки парамана Пересекаются вот так... |
| САП, Вы считаете, что на иконе видны шнурки парамана? Статья в ПЭ про Аналав всё таки не верна? САП пишет: цитата: | Параман носят под однорядкой. |
| А на иконах шнурки парамана поверх однорядки. Почему? Так "правильно", дораскольно? Что это за элемент: какое Ваше мнение? Современные иноки носят его?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14989
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 21:13. Заголовок: Варсонофий пишет: С..
Варсонофий пишет: цитата: | САП, Вы считаете, что на иконе видны шнурки парамана? |
| По логике вещей параман (аналав) в древности носили поверх рубахи (власяницы), параман стягивал широкую рубаху, чтоб было удобно работать, выглядел он вот так (из Киево-Печерского монастыря): Вот на коптской "иконе": Позже, видимо параман имел только символическое значение, и потому стал носиться не на виду. Варсонофий пишет: цитата: | Почему? Так "правильно", дораскольно? |
| На миниатюрах етого нет, значит в обиходе так не носили. Варсонофий пишет: Схима, носят его схимники. Он составляет одно целое с ионческим клобуком.
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 07.09.11 21:17. Заголовок: САП пишет: Похож, н..
САП пишет: цитата: | Похож, но я видел чуть другой, во первых крест без Распятья |
|
Как на этом фото? САП пишет: цитата: | шнурки проходят только через верхнюю душку. |
|
Шнурки с плеч и из подмышек в верхнюю душку,а завязывается тогда как?У душки или где кому удобно?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14990
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 21:28. Заголовок: Igor пишет: Шнурки ..
Igor пишет: цитата: | Шнурки с плеч и из подмышек в верхнюю душку,а завязывается тогда как? |
| Это когда САП пишет: цитата: | На практике (какой видел я), параман зачастую имеет только два шнурка которые проходя со спины через плечи прикрепляются к ушку тельного креста. |
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6074
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 07.09.11 21:48. Заголовок: Параман носят не тол..
Параман носят не только схимники, но и простые иноки.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14994
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 21:50. Заголовок: Агния пишет: А он в..
Агния пишет: цитата: | А он вообще то схимник или просто инок? |
| Он не схимник, а на иконах с такой полосой спереди, а на плечах висит как капюшон снятый клобук - изображают схимников. Агния пишет: цитата: | почему Св.Николу и Пр.-гоСергия изображают с непокрытой головой ,ведь они иноки,и никогда не должны обнажать головы. |
| Иноки молитвенно предстоят Богу.
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 07.09.11 22:23. Заголовок: Друзья! Схима на ико..
Друзья! Схима на иконах всегда, подчеркиваю, изображалась до никона, синим цветом. И плетцы изображалися, опять же, только у схимников. кто не верит - обратитесь в реставрационный центр Грабаря, вам авторитетные специалисты по древнерусской иконе скажут тоже самое
|
|
|
|
| |
Сообщение: 19
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 07.09.11 23:10. Заголовок: САП пишет: На миниа..
САП пишет: цитата: | На миниатюрах етого (парамана поверх однорядки) нет, значит в обиходе так не носили. |
| САП пишет: цитата: | Он (прп. Сергий) не схимник, а на иконах с такой полосой спереди, а на плечах висит как капюшон снятый клобук - изображают схимников. |
| Отсюда вывод - изображения на иконах условны, изображают святых согласно канону. Сергий в жизни уже не носил параман поверх однорядки (как видно из миниатюр Жития) и не был великосхимником (как видно из текста Жития), но на иконах его изображение подводят под общие правила - должен быть в схиме и параман по древним правилам. Так?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 2
Зарегистрирован: 07.09.11
|
|
Отправлено: 07.09.11 23:13. Заголовок: Агния пишет: А в жи..
Агния пишет: цитата: | А в жизни они(облачение) отличались от современных никониянских? |
| Естественно. Современные треугольные капюшоны скорее взяты от доминиканцев, чем от старой схимы, которая представляла собой соединение кукуля с патрахелью, что собоственно и видно на иконах. У никониан капюшон венчает кресчатое ее деление: широкая полоса с крестами спереди, две боковые типа воскрилия, и на спину еще одна спускается. Символика дораскольной схимы более сдерженна - там крест, три шара, три полосы. Это что-то означает,а не просто так. У никониан все кричаще - вызывающе к поклонению.
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14995
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 23:19. Заголовок: Варсонофий пишет: д..
Варсонофий пишет: цитата: | должен быть в схиме и параман по древним правилам. Так? |
| Может при смерти постригли в великую схиму. Агния пишет: цитата: | А в жизни они(облачение) отличались от современных никониянских? |
| Были цветными, а не черно белыми.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 20
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 07.09.11 23:43. Заголовок: Судя по иконам, прак..
Судя по иконам, практически все наши преподобные были великосхимниками. САП пишет: цитата: | Может при смерти постригли в великую схиму. |
| Скорее всего именно такая традиция и была.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14997
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 23:47. Заголовок: Федор фон Бок пишет:..
Федор фон Бок пишет: цитата: | Современные треугольные капюшоны скорее взяты от доминиканцев, чем от старой схимы, которая представляла собой соединение кукуля с патрахелью, что собоственно и видно на иконах. |
| Белокриницкий схимник (меня просили не публиковать ето фото, потому я вырезал фигуру и закрасил лицо, чтоб было видно одно облачение):
|
|
|
|
| |
Сообщение: 14998
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 07.09.11 23:50. Заголовок: Да, еще забыл, по По..
Да, еще забыл, по Потребнику (и авве Дорофею), во время пострига одевают сандали, и хоронят в них (наши шьют льняные).
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 08.09.11 06:42. Заголовок: a)Кожаный параман из..
a)Кожаный параман из захоронения в Московском Кремле. Середина — вторая половина XV в. б) деталь парамана в) пояс из погребения в Спасо-Преображенском соборе Московского Кремля. Конец XIV в. Кожа; тиснение.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 97
Упование: Дiаконово
Зарегистрирован: 17.12.10
Откуда: Русь
|
|
Отправлено: 08.09.11 09:35. Заголовок: Встречал упоминания ..
Встречал упоминания о старообрядческой схимнической одежде, как о длинном платье с возглавием (капюшоном), которое надевалось под рясу. (Например в Поморском календаре за 2002 год:"... куколь- длинное платье с длинными рукавами и с капюшоном, без разрезов и застёжек..." [стр.79]) Подобное же описание было в "Миссионерском обозрении",(к сожалению, не помню года), и ещё указывалось, что платье покрывали нашивки. В том же Поморском календаре -2002 даётся следующее описание парамана: "...квадратный чёрный плат, примерно 5 см, с оторочкой и т. н. "андреевским крестом" из красного шнура. Носился на спине, на том же гайтане, что и нательный крест..." [стр. 77] Подобные параманы, без перевязи, носят и часовенные иноки. В иллюстрациях к "Сказаниям Ветковской Церкви" есть изображение инока во гробе, лицо которого покрывает плат с "андреевским крестом". Ещё в Календаре упоминаются: "камилавка-небольшая чёрная шапочка"; сударь - венчик; апостольник (в статье описывается женский поморский монастырь на Южном Урале). К сожалению, никаких пояснений, как всё это выглядит, не дано, а по фотографиям понять не возможно - у всех инокинь на головах видны только платки.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 21
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 08.09.11 09:46. Заголовок: Давеча в фильме "..
Давеча в фильме "Раскол" промелькнул персонаж в фелони и чёрном клобуке/каптыре - смотрелся непривычно. А вообще, служащий литургию священноинок выглядел до Раскола также как белый поп, или были отличия?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15007
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 08.09.11 10:02. Заголовок: Варсонофий пишет: ..
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15008
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 08.09.11 10:04. Заголовок: Димитрiй пишет: В т..
Димитрiй пишет: цитата: | В том же Поморском календаре -2002 даётся следующее описание парамана: "...квадратный чёрный плат, примерно 5 см, с оторочкой и т. н. "андреевским крестом" из красного шнура. Носился на спине, на том же гайтане, что и нательный крест..." [стр. 77] |
| Да, я такой же видел у нашей инокини, сделан из бархата, с пурпурным, андреевским крестом. Димитрiй пишет: цитата: | Ещё в Календаре упоминаются: "камилавка-небольшая чёрная шапочка"; сударь - венчик; апостольник (в статье описывается женский поморский монастырь на Южном Урале). К сожалению, никаких пояснений, как всё это выглядит, не дано, а по фотографиям понять не возможно - у всех инокинь на головах видны только платки. |
| Инокини камилавку никогда не открывают, она состоит из четырех треугольных кусков черной ткани и оторочена овчинкой по краю.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 99
Упование: Дiаконово
Зарегистрирован: 17.12.10
Откуда: Русь
|
|
Отправлено: 08.09.11 23:52. Заголовок: а что из себя предст..
а что из себя представляет "сударь"?
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 100
Упование: Дiаконово
Зарегистрирован: 17.12.10
Откуда: Русь
|
|
Отправлено: 08.09.11 23:56. Заголовок: Варсонофий пишет: п..
Варсонофий пишет: цитата: | персонаж в фелони и чёрном клобуке/каптыре |
| При служении клобук всегда снимался,служили только в камилавке. Вообще в этом фильме много "ляпов" бытовых - попы белые должны быть в скуфьях-наплешниках, а не простоволосыми, об этом Павел Алепский писал. Крестятся там почему-то прямо в шапках, а двоеперстие подносят к лицу с каким-то испугом. Очень забавно выглядит литьё XIX - XX вв и некоторые живописные "иконы" XVIII - XIX вв.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 27
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 15:41. Заголовок: САП пишет: Параман ..
САП пишет: цитата: | Параман носят под однорядкой. |
| Это пример чего - новообрядчества? возрождения самой глубокой древности?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 6139
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
|
|
Отправлено: 13.09.11 15:47. Заголовок: У меня ремень такой ..
У меня ремень такой же был на службе
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15112
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 13.09.11 16:15. Заголовок: Варсонофий пишет: Э..
Варсонофий пишет: цитата: | Это пример чего - новообрядчества? возрождения самой глубокой древности? |
| Ето пример архиерейской службы (поставления), момент облачения: http://www.nne.ru/gallery.php?pr=928
|
|
|
|
| |
Сообщение: 28
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 18:24. Заголовок: Уважаемый САП, я име..
Уважаемый САП, я имею массу информации о церковных облачениях из никонианских источников, а на форуме именно и хочу узнать старообрядческую трактовку тех или иных понятий. На приведённом Вами фото - момент облачения патриарха РПЦ МП в т. н. великий параман, который является отличительной особенностью патриаршего облачения - так гласят никонианские источники. На приведённом мною фото - постриг о. Сергия в священноиноки Силы, РДЦ. Исходя из имеющейся сейчас у меня информации, эти события имеют некоторую разницу в отношении использования парамана: как я уже сказал, в одном случае это ОСОБЕННОСТЬ патриаршего облачения, в другом ОБЫЧНЫЙ ИНОЧЕСКИЙ параман. Вы же, САП уравняли оба эти события. Если возможно, укажите в чём моё заблуждение, где я совершаю сбой в своих рассуждениях. Кроме того опять повторяю Ваши слова: САП пишет: цитата: | Параман носят под однорядкой |
| но, на фото пострига в священноиноки РДЦ ясно виден параман поверх однорядки. Это новообрядчество или возврат к ещё более древней византийской традиции (минуя русское соредневековье, где как мы выяснили чуть выше в этой теме, параман не носили поверх однорядки, так как на миниатюрах это не отражено)?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 22
Зарегистрирован: 08.09.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 18:37. Заголовок: Варсонофий пишет: ..
Варсонофий пишет: цитата: | Это новообрядчество или возврат к ещё более древней византийской традиции (минуя русское соредневековье, где как мы выяснили чуть выше в этой теме, параман не носили поверх однорядки, так как на миниатюрах это не отражено)? |
| Скорее всего новообрядчество. Даже судя по тому как крепится параман - с четырех концов. Гдето встречалась информация что в древности он на двух концах крепился. Византийской традиции сейчас нет, также как нет русской традиции. Есть только археология и иконопись.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15116
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 13.09.11 19:00. Заголовок: Варсонофий пишет: Н..
Варсонофий пишет: цитата: | На приведённом мною фото - постриг о. Сергия в священноиноки Силы, РДЦ. |
| Попутал с другой фото (архирейского поставления в РДЦ), простите. А сам чин пострига начинается так:
|
|
|
|
| |
Сообщение: 29
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 19:17. Заголовок: САП, Спаси Христос. ..
САП, Спаси Христос. В Потребнике указано: 1. стоит "откровен в срачице" 2. стригут крестообразно 3. "потом облачит его во одежду" 4. "потом полагает ему параманд" 5. перепоясывает 6. надевает мантию Я так понимаю - одежда и есть однорядка, а параман сверху. Так почему Вы говорите, что параман под однорядку? Опять у меня недопонимание где-то?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 30
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 19:30. Заголовок: При постриге одевали..
При постриге одевали поверх однорядки (согласно чинопоследованию), затем постоянно носили под однорядкой (исходя из отсутствия на миниатюрах). САП, Вы наверное это имели ввиду?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15120
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 13.09.11 19:31. Заголовок: Варсонофий пишет: Я..
Варсонофий пишет: цитата: | Я так понимаю - одежда и есть однорядка, а параман сверху. Так почему Вы говорите, что параман под однорядку? Опять у меня недопонимание где-то? |
| У современных иноков, под однорядкой, да и на миниатюрах 16в. перевези от парамана не видно.
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15121
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 13.09.11 19:32. Заголовок: Варсонофий пишет: П..
Варсонофий пишет: цитата: | При постриге одевали поверх однорядки (согласно чинопоследованию), затем постоянно носили под однорядкой (исходя из отсутствия на миниатюрах). САП, Вы наверное это имели ввиду? |
| Вы прям ясновидящий, написали раньше меня, пока я набирал!
|
|
|
|
| |
Сообщение: 31
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 19:36. Заголовок: Долго думаю, быстро ..
Долго думаю, быстро руки набирают
|
|
|
|
| |
Сообщение: 23
Зарегистрирован: 08.09.11
|
|
Отправлено: 13.09.11 22:20. Заголовок: Друзья! Посзволю себ..
Друзья! Позволю себе вмешаться в ваш конструктивный диалог несколькими уточнениями. в потребнике же ясно сказано, что постриг начинался с предстояния послушника перед братией в "ризе кратцей" сиречь свитке. В Кирилловом монастыре есть "свиточная башня" там стирали и чинили свитки. Это такая рубаха, типа как в армии недавно носили. Согласно уставам монастырей тех лет, свитки давались келарем две. Две однорядки, две мантии. Обувь до износу. Так вот: во время пострига параман одевался на свитку, а сверху шла однорядка (именно по этому мы не видим частей парамана на однорядках в иконописных изображениях.) Также свитка подпоясывалась (отсюда мы не всегда видим пояса на иконописных изображениях).Дальше шла мантия, кожаные сандалии или чоботы в зависимости от погоды, и т.д.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 32
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 14.09.11 12:23. Заголовок: Федор фон Бок пишет:..
Федор фон Бок пишет: цитата: | в потребнике же ясно сказано, что постриг начинался с предстояния послушника перед братией в "ризе кратцей" сиречь свитке... во время пострига параман одевался на свитку, а сверху шла однорядка... Дальше шла мантия, кожаные сандалии |
| В Потребнике ясно сказано другое: 1.Хотящий постричся слагает обычные одежды, стоит в кратцей ризице, неопоясан, необувен, и откровен, срачицею единою одеян 2.Стрижёт его священник крестообразно 3.Потом облачает его во одежду глаголя: «Брат наш имярек облачится в ризу веселия…» 4.Потом полагает ему параманд 5.Потом препоясует 6.Потом сандалии 7.Потом полагает нань мантию Таким образом: срачица (свитка) - одежда (однорядка) - параманд - пояс - сандалии - мантия. Ну никак не получается между парамандом и мантией однорядку надеть. Вроде и один Потребник читаем, а как у Вас по другому-то выходит?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 33
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 14.09.11 13:51. Заголовок: Согласно чинопоследо..
Согласно чинопоследованию пострига в великий ангельский образ (из Потребника) на постригаемого полагается параманд, а позже ещё и аналав (приписка на полях – «ПЛЕТЦЫ»). С парамандом мне всё ясно – выше только что выяснил. Теперь прошу объяснить, как выглядит упоминаемый аналав? Если есть возможность, дайте фото не отдельно аналава, но НАДЕТОГО НА ИНОКА.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15132
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 14.09.11 14:22. Заголовок: Варсонофий пишет: к..
Варсонофий пишет: цитата: | как выглядит упоминаемый аналав? Если есть возможность, дайте фото не отдельно аналава, но НАДЕТОГО НА ИНОКА. |
| В Потребнике объединяется надевание куколя и аналава:
|
|
|
|
| |
Сообщение: 34
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 14.09.11 14:27. Заголовок: САП, то есть с чего ..
САП, то есть с чего я и начинал: Сие аналав?
|
|
|
|
| |
Сообщение: 15133
Упование: истинно православные християне странствующие Бога ради
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
|
|
Отправлено: 14.09.11 14:39. Заголовок: Да. Он же - схима...
Да. Он же - схима.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 35
Зарегистрирован: 28.08.11
|
|
Отправлено: 14.09.11 15:35. Заголовок: САП пишет: В Потреб..
САП пишет: цитата: | В Потребнике объединяется надевание куколя и аналава |
| Куколь и аналав сшитые вместе были (в единую схиму)?
|
|
|
Ответов - 161
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|