УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 156
Зарегистрирован: 08.08.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.20 21:03. Заголовок: Учение св.Дионисия Ареопагита об иерархии (продолжение)


В теме click here в споре с Георгием (РДЦ) я обязался обосновать обязательность трехчинной иерархии Церкви.
Как мне представляется, такая необходимость следует из учения св.Дионисия Ареопагита. Хорошо бы, конечно, полноценную обзорную статью написать на эту тему, но такую задачу я не потяну, излагаю вкратце основное. Заранее извиняюсь за упрощённость и «топорность», но в формате форума по-другому вряд ли возможно.
Да, еще конечно надо оговориться, что я удручён необходимостью опираться на русскоязычные тексты, но возможность использовать славянский пока что отсутствует. Надеюсь, общий смысл не искажён. Если кто-то читал славянский текст (или греческий оригинал) и знает о каких-то смысловых различиях – буду очень рад просветиться.

Итак, из учения св.Дионисия следует, что структура церковной иерархии отнюдь не случайна. Она отражает, а точнее, ПРОЖДОЛЖАЕТ иерархию небесную (ангельскую). И, если сказать упрощенно - эта иерархическая структура, волею Божией, является для нас «проводником» Божественного Света и соединяет нас с Ним. Эта мысль выражена в самом начале трактата «О Небесной Иерархии»:

 цитата:
Всякое излияние просвещения, благодатно одождяемое на нас от виновника своего – Бога Отца, как единотворная сила, паки возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим "всех" Отцем…Обратившись с молитвою к Исусу, истинному свету Отца…чрез которого мы получили доступ к Отцу, источнику света, приникнем, сколько возможно, к свету священнейшего слова Божия…Свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом…Сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству. Потому-то в первоначальном установлении обрядов светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа… Для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины, и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения – к простой, горней небесной Иерархии.



Цитата, разумеется – это выборочные фрагменты из текста (гл.1 трактата), я предлагаю всем ознакомиться с гл.1, да и со всем трактатом целиком. В нём св. Дионисий дает понятие об иерархии вообще, и об иерархии небесной или ангельской в частности. Иерархия вообще, по его словам, есть священное учреждение между разными чинами, имеющее целью возможное для них уподобление своему началу чрез очищение, просвещение и совершенствование себя и подчиненных себе. В иерархии Ангелов это начало есть сам Бог, Творец всяческих, которого они стремятся и сами познать, и многоразлично открывать другим, – от чего и называются вообще все Ангелами (вестниками). Св.Дионисий описывает структуру небесной иерархии. Она подразделяется на три тройственные степени: первая - Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая – Власти, Господства и Силы, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Первая степень, как достойнейшая, непосредственно приобщается Божеству и получает от Него и свет, и чистоту, и совершенство, в самом первом их проявлении. Следующие за тем чины очищаются, просвещаются и совершенствуются уже посредством божественных озарений, сообщаемых, им от первой степени, и сами в свою очередь разливают те же озарения на низшие чины, посредством вторичного проявления. Первая степень начальствует над второю, вторая – над третьею. А эта последняя ангельская степень, состоящая из Начал, Архангелов и Ангелов, начальствует над учреждениями человеческими, чтобы все в порядке восходило к Божеству.

Это положение - то, что церковная иерархия восходит к иерархии Небесной - отчетливо проявляется в книге Откровения Иоанна Богослова, где пастыри (иерархи) именуются Ангелами Церквей.
И переходя к описанию уже церковной («человеческой») иерархии (трактат "О Церковной Иерархии"), св.Дионисий вновь доносит до нас ту же мысль:

 цитата:
Как та, так и вся эта теперь воспеваемая нами иерархия имеет одну и ту же для всех действий священноначальнического служения силу – именно иерарха, так как его собственно лицу, и достоинству, и чину предоставляется воспринимать всю полноту совершенства в вещах божественных и обожение и подчиненным каждому по достоинству сообщать пребывающее в нем от Бога священное обожение; а подчиненные (пресвитеры, диаконы и другие чины церковные), сами следуя высшим, ведут вперед низших, которые тоже и сами идут вперед и других, насколько возможно, руководствуют, и каждый при такой богоучрежденной связи иерархической делается по мере сил причастником истинной и действительной красоты, и мудрости, и доброты.


И эта церковная иерархия, по св.Дионисию, имеет ту же ангелоподобную трехчинную структуру.

 цитата:
Тричастность состава всякого священноначалия мы, кажется, достаточно объяснили уже, когда воспевали другие иерархии, сказав, согласно нашим священным преданиям, что весь круг священноначалия слагается из божественнейших таинств богоозаренных умозрителей и таинников их, и (лиц), священносовершаемых ими (т. е. этими таинниками)…

…Она
(Церковная иерархия – Дм.Н.Б.) также имеет тричастный состав, заключая в себе святейшие священнодействия таинств, богообразных служителей святыни и людей, в приличной мере возводимых ими к святыне. Каждая из трех составных частей нашего священноначалия, подобно иерархии…той, которая божественнее нашей, делится по силам на три степени: первую, среднюю и последнюю, чем поддерживается священнолепная соразмерность и благоустроенная, взаимная, в определенном для каждой чине и крепкая связь между всеми.


Таким образом, мы видим совершенно четкую картину. Учение св.Дионисия об иерархиях – это не больше не меньше, как одна из сторон христианской онтологии. Трехчинность иерахии имеет не случайное, а онтологическое значение, и разрушение структуры, «выпадение звена» приведёт к разрушению всего здания. А если от целости этого здания зависит, как говорит св.Дионисий, доступность для нас богоуподобления, то такое событие (разрушение иерархической структуры) означает качественное изменение Церкви как таковой – Церковь теряет свои свойства, и вопрос встаёт о наличии в такой изменённой Церкви благодати. И, в таком случае, позиция каких-нибудь спасовцев-нетовцев, утверждающих будто бы «благодать теперь взята на Небо», представляется более последовательной, нежели позиция тех, кто допускает действие благодати при «усечённой» иерархии.
Именно поэтому я считаю, что трехчинная иерархия во Вселенской Церкви не может исчезнуть временно и потом «восстановиться».

Чем бредовость плоха? Пусть будет (с). Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 288 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]







Сообщение: 1433
Зарегистрирован: 25.09.19

Замечания: Без «чмо»
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.20 20:48. Заголовок: Какой-то робот... сл..


Какой-то робот... сладенький...
Сашенька, персик, попугайчики мои...ути муси-пуси

Христос воскрес! А все на карантине... Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2222
Упование: истинно православный християнин странствующий по грешной земле, Небесного Отечества взыскующий
Зарегистрирован: 05.11.18
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.20 21:04. Заголовок: мвм пишет: А остали..


мвм пишет:

 цитата:
А остались свидетельства от самого Андрея Васильевича, которые бы подтверждали, что он защитник учения "о законности бессвященнословного брака"


Описка «Андрея Борисовича»

В полемике феодосеевцев и поморцев http://staropomor.ru/Osnovy(3)/polemika.html ни кто не сомневался в «самобрачных» симпатиях Андрея Борисовича
Единственно феодосеевцы говорили, что его подпись стоит на Выговскому соборе 1792г., на что поморцы возражали, что он умер в 1791г.

PS оффтопим. Пишите в безпоповском разделе

https://iphs.livejournal.com/ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 171
Зарегистрирован: 13.11.17

Награды: Разгулялся
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.21 05:29. Заголовок: Игорь Кузьмин пишет:..


Христос Воскресе!
Игорь Кузьмин пишет:

 цитата:
Как это не имеет канонических основ?! Крестить Св. Духом разве не повеление Господа своей Церкви, всем верным заповеданное в Евангелии?

Христос повелел ученикам Своим крестить все народы: «шедше на-учите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Ев. от Матфея. Зач.116/Гл.28:18-19). Не всем вообще ученикам повелел, но лишь одиннадцати ближайшим апостолам, как сказано: «Единии же надесят ученицы, идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Исус, и видевше Его, поклонишася Ему, ови же усомнешася. И преступль Исус, рече ИМ глаголя», – и далее о крещении повелел им (Зачало то же). Как видим, не иным каким-либо повелел, но тем самым одиннадцати. А они к тому времени уже были облечены Господом в сан священнический. По свидетельству Большого Катехизиса, сие совершилось во время Тайной Вечери, когда Христос повелел апостолам совершать таинство приношения Честнаго Тела и Боготочной Крови Христовых: «Сего ради Господь на Тайней Вечери апостолы Своя священниками сотворил есть, и по воскресении Своем повеле им вся языки крестити». Зрите, братия, что Катехизис являет нам – повелел Господь крестить не простецам-апостолам, но апостолам-священникам….
Игорь Кузьмин пишет:

 цитата:
«Некрещенному полезнее, если не найдется православный для совершения крещения, креститься от монаха, или, за неимением и этого, от мирянина, произносящаго крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа, нежели отойти непросвещенным, - и он становится поистине крещеным. Ибо по нужди и закону пременение бывает (Евр. 7, 12), как было и объяснено в древности». [Феодор Студит, часть 2, посл. 24, к Игнатию сыну, стран. 82.]

Преподобный Федор Студит, когда был обвинен некими, что повелел совершить крещение простому монаху, то отрицая это, назвал саму идею этого невежеством и невнимательностью к божественным заповедям: «Мы, святейший, хотя в других отношениях ничтожны, но не так невежественны или невнимательны к божественным заповедям, чтобы повелеть ученику нашему, не имеющему священ-ства, дерзновенно совершать действия священства, как-то: крестить младенцев» (Послание 216. К Антонию, епископу Диррахийскому).
Игорь Кузьмин пишет:

 цитата:
«Ибо Господь наш Исус Христос, многим апостолам, священьства не имущим, повеле крестити» [Большой Потребник, Номоканон, лист 65]».

Всё так, но только вы не апостолы, и вам лично Христос крестить не повелевал. А повелел Христос через апостолов крестить тем, кому чрез возложение рук апостольских дар священства передан, то есть приемникам их: епископам и священникам. О сем и в Большом Катехизисе чтем: «Вопрос: Кто может сия тайны строити? Ответ: Никто же разве святителей хиротонисанных, им же дана есть власть от Господа Бога рукоположением наследников апостольских» (Лист 358).  и ещё = 

в книге Кормчей, в правиле 2-м всех апостол купно, сказано: «Восхищающие не дарованная им раздражают Бога, якоже сынове Кореови и Озия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно. Ни крестити кого… Дерзнувыи таковая не с нами борется но с великим Архиереом Христом. Аще бо Филипп скопца крестив, и Анания мене Павла: но не сама себе восхитиста святительскаго чина, но от Бога прияста власть, от несочтаннаго Архиерея» (Глава 4. Лист 30 и 30об.).

Поэтому нет оснований вам ссылаться на «апостолов священьства не имущих» — простеца Ананию и диакона Филиппа. Им Сам Бог повелел крестить, а вашим наставникам такого повеления Бог не давал, следовательно, они дерзают восхищать не дарованное им, чем не освящение вам несут, но с великим Архиереем Христом борются. А кто с Христом борется, тот богоборец…
Игорь Кузьмин пишет:

 цитата:
Крещение может подать истинное и безсвященнословный...Посему и простец в неприсутствиии епископа, ради нуждного времени и обстоятельств (опасность смертельной угрозы или т. п.), имеет право по акривии присоединить к Церкви через крещение... никто из учителей не учил, что они были неполноценно крещенными. Нет такого состояния «неполноценности» крещения в церковном праве.

О крещении, которое не священником совершено, нужно сказать еще и иное,не менее важное.Хоть и от Бога лично получил повеление апостол-диакон Филипп крестить людей, конкретно неких от самарян, однако крещение, совершенное им, было, тем не менее, несовершенным. Все, кого крестил Филипп, в крещении том не приняли Духа Святого. И сие было исправлено нарочито посланными к ним апостолами-архиереями Петром и Иоанном, которые пришли к тем самарянам и довершили их крещение положенными молитвами и возложением рук. Вот как об этом написано в Книге Деяний Апостольских: «Егда же вероваша Филиппу благовествующу яже о Царствии Божии, и о имени Исус Христове, крещахуся мужие и жены…Слышав же во Иеросалимех апостоли яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше, помолишася о них, яко да приимут Дух Святыи. Не у бо бе ни на единаго же сниде, точию крещени бяху во имя Господа Исуса. Тогда возложиша руце на ня и прияша Дух Свят» (Зач. 18/Гл. 8:12, 14-17).​​​​​​​
Правила и церковно-исторические примеры, говорящие о крещении, которое совершали миряне, имеют в виду таких мирян, которые сами были полностью крещеными. Ведь и апостол Филипп, св. Афанасий Великий, и монах, упомянутый в письме прп. Феодора Студита, все были или крещены священниками, или довершены священниками положенным чинопоследованием….А каким правилом или историческим примером вы, можете оправдать свое нынешнее положение? Когда в истории церковной и кто, сам будучи не полностью крещёным, дерзал крестить кого-либо другого? Где и когда в истории Церкви бывало такое, чтобы преемственно передавалось крещение от одного человека несовершенного Божественной благодатью к другому, а затем от того несовершенного к следующему?
Источник.
Поэтому повторюсь = С точки зрения акривии, законность крещения беспоповцев не отличается от законности обливательного крещения...Так что не могут беспоповцы из ереси никого ни принять,ни крестить.

"Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви".(св.Феодор Студит) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1038
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.21 20:51. Заголовок: Georgiy много букв н..


Georgiy много букв написал, а главное-то утаил.
намеренно?

Так ты каких попов имеешь в виду:
из КЦ (поясняю для вас Георгий - католическая церковь), РПЦ, РПСЦ, РДЦ, et cetera?

А так, просто балабольством занимаешься.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 172
Зарегистрирован: 13.11.17

Награды: Разгулялся
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.21 03:05. Заголовок: мвм пишет: Так ты к..


мвм пишет:

 цитата:
Так ты каких попов имеешь в виду:
из КЦ (поясняю для вас Георгий - католическая церковь), РПЦ, РПСЦ, РДЦ, et cetera?

А так, просто балабольством занимаешься.

Если для вас сии вопросы крещения являются просто "балабольством",на спасение души никак не являющие,то какая вам разница о каких попах идет речь?

"Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви".(св.Феодор Студит) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1039
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.21 12:09. Заголовок: Georgiy пишет: Если..


Georgiy пишет:

 цитата:
Если для вас сии вопросы крещения являются просто "балабольством",на спасение души никак не являющие,то какая вам разница о каких попах идет речь?

Вот вы и расскажите всем, Georgiy.
У вас
Georgiy пишет:

 цитата:
о каких попах идет речь?

которые вам "душу спасают"?

Без ответа на этот вопрос у вас только балабольство ничего не значащее, прикрывающееся якобы нарушениями правил крещения "безпоповцами".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2787
Зарегистрирован: 07.12.07
ссылка на сообщение  Отправлено: Вчера 12:16. Заголовок: Georgiy пишет: Поэт..


Georgiy пишет:

 цитата:
Поэтому повторюсь = С точки зрения акривии, законность крещения беспоповцев не отличается от законности обливательного крещения...Так что не могут беспоповцы из ереси никого ни принять,ни крестить.


Во-первых, Вы, если читали текст св. Феодора Студита из его послания 216, к Антонию, епископу Диррахийскому,
то солгали на святого, исказили его мысль, утверждая, что пременил свое повеление о возможности в нужных случаях, в неприсудствии священнословных, крестить неимеющими священства.
Ниже ссылка на источник:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/poslania/216

У Вас здесь пока сектантское разумение текста, выбираете, что себе угодно и не различаете обстоятельств при которых совершается тайнодействие (в отличие от святоцерковного разума святых).

Во-вторых, Церковь давно подтвердила Евангельское повеление Господа каноническими правилами, возможность в нужных обстоятельствах, в неприсудствии священнословных, крестить и неимущим священства. И пример такого правильного подтверждения постановление константинопольского синода с патр. Никифором жившим во время св. Феодора Студита. Которое и вошло в Номоканон, и все канонические сборники.

«Обаче не второкрещаются, иже от причетник, или от простца инока, или християнина некоего православнаго, и по нужде не сущу священнику, то крещени суть. но точию аще не рука еретическая бяше первее» [Номоканон, правило Никифора патриарха Константинопольскаго. и Арменополь в канонех кратких, сечение, 4-е. титла, 2. и сечение 5-е. глава, 1. и в книзе, 3-е. собор, 1].

"По обстоянию мних прост крестит, или диакон, или людин же, аще обрящется на месте, не сущу ту священнику" [книга визант. законов Севаста Арменопула, прав. 58. Никиф. патриар., сеч. 4, надпис. о людин.].

В Потребнике, 1646 г. изд. Киев, предисловие, лист 8:
«Подобает же и се ведати, яко да лучше есть простым людином совершится божественное крещение, нежели священником проклятым, или отлученным, или еретичествующим».

А то что Церковь и всегда имела такую возможность (до подтверждениями правилами) исходя из правильного понимания евангельских слов Господних мы имеем свидетельство от древних учителей:

«Право исполнения его [крещения] принадлежит прежде всего первосвященнику, то есть епископу. Совершать его могут также священники и диаконы, но не без дозволения епископа, дабы сохранить уважение к Церкви в ее начальнике и соблюсти мир чрез сию подчиненность. Впрочем, даже и мирянам в крайнем случае дозволено крестить. Таким образом, когда нет ни епископа, ни священника, ни диакона то никто не должен отрекаться от сообщения дара Господня» (Тертуллиан. О крещении.).

«Пpавославный. Не отрицаю, что есть такой обычай в церквах, по которому епископ приходит для призвания Духа Святаго чрез наложение рук к тем, которые крещены пресвитерами и диаконами вдали от больших городов. Но каково же делаешь ты, применяя церковные законы к ереси, и целомудрие девы своей миришь с публичными домами блудниц? Если епископ возлагает руку, то возлагает на тех, которые крещены в правильной вере, которые веровали во Отца и Сына и Святаго Духа в трех лицах, едином существе. Арианин же, который не верил ни во что другое, как только (прошу слушателей заткнуть уши, чтобы не оскверниться такими нечестивыми словами) во Отца, одного истиннаго Бога, в Исуса Христа Спасителя, творение, и в Духа Святаго, раба того и другаго, каким образом он получит от церкви Духа Святаго, когда он не получил еще оставления грехов? Дух Святый обитает только в чистом жилище, и не вселяется в тот храм, который не имеет предстоятеля, истинной веры. Если ты спросишь теперь, почему крещенный в церкви только чрез епископскую руку получает Духа Святаго, сообщаемаго, как мы утверждаем, в истинном крещении то знай, что этот обычай возник из того обстоятельства, что Дух Святый сошел на апостолов после вознесения Христова. И мы находим, что во многих местах делается тоже обыкновенно более для чести священства, чем по закону необходимости. Иначе, если бы Дух Святый нисходил только по молитве епископа, то следовало бы оплакивать тех, которые по деревням, укрепленьицам и в более отдаленных местах, будучи крещены пресвитерами и диаконами, умирают прежде, чем посетили их епископы. Благосостояние церкви зависит от сана верховнаго священника: если ему не будет дано некоторой чрезвычайной и превосходнейшей пред всеми власти, то в церквах появится столько же расколов, сколько священников. Отсюда вышло, что без помазания и повеления епископскаго, ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестить. Мы знаем, что это часто дозволяется даже мирянам, если только требует того необходимость. Ибо как получил кто, так может и дать. Нельзя думать, чтобы не имел Духа Святаго евнух, крещенный Филиппом диаконом, о котором Писание так говорит: и снидоста оба на воду; и крести его Филипп. Егда же изыдоша от воды, Дух Святый нападе на каженника (сошел на евнуха) (Деян. 8, 38. 39). Но, может быть, ты думаешь возразить мне, что — слышавше же, иже во Иepyсалиме апостоли, яко прият Самариа слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго, еще бо ни на единого их бе пришел (там же ст. 14-16). Но почему так случилось, узнай из последующего. Сам же он (Дух Святый) говорит: но точию крещены бяху во имя Господа Исуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (там же ст. 16, 17). Если ты скажешь на этот раз, что и ты поступаешь подобным же образом, потому что еретики не крестили в Духе Святом: то знай, что Филипп не отделялся от апостолов, что он имел туже церковь, проповедывал того же Господа Иcyca Христа, был действительно диаконом тех, которые потом возлагали руки. А ты, который говоришь, что у ариан не церковь, а синагоги, что у них не клирики Божии, а поклонники твари и идолов, — каким образом ты утверждаешь, что держишься того же правила, когда обстоятельства совершенно различны?» [бл. Иероним. Разговор против люцифериан, часть 4]

Также и при свт. Фотии в 9 в. на Константинопольском синоде (малом соборе) рассматривался вопрос о допустимости крещения простецами, потому как множество стран (местностей), где пребывали християне (под властью еретиков или язычников, преследовавших священство) не имело священства и тамо длительное время християне без священства совершали нужнейшие тайны. И Синод Константинопольский для таковых случаев подтвердил право на совершение в таковых условиях совершать нужнейшия тайнодействия и несвященнословным:

«Еще прежде, в IX веке, тот же самый вопрос предложен был калабрийским епископом Львом патриарху Фотию. Последний от лица всего своего синода отвечал: "если в свободной стране, где христиане наслаждаются миром и где много священников, кто-либо из мирян, презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостию, дерзнет совершить это дело (т.-е. крещение): таковые, после строгой епитимии за свой проступок, совершенно устраняются от получения священства ... Ибо кто презрел благодать до ея получения, тот не усомнится попрать и полученную. Тех же, которые крещены ими, мы никак не признаем приявшими благодать Духа, а потому и определяем, что они должны быть и крещены водою и помазаны миром. В этом случае мы следуем апостольским правилам, которыя строго претят тем, кто не крестит приявших крещение от нечестивых и кто, таким образом, не различает священников от лжесвященников. Но если святое крещение совершают (простые) христиане, живущие под варварским владычеством и не имеющие довольно священников, то совершонное по нужде заслуживает снисхождения, и требующие благодати не должны быть лишаемы ея вследствие тираннии неверных. Поэтому крестившие, хотя бы они и не имели рукоположения, не подлежат суду и наказанию. О крещенных же определяем, чтобы они были помазуемы миром, хотя бы уже и получили миропомазание от неосвященных. Но крещение, совершонное по нужде (мирянином), да не устраняется. Ибо хотя оно и несовершенно (по недействительности прежняго миропомазания), однако почтено призыванием Всесвятой Троицы, благочестивым намерением призывающих и верою воспринимающих. Посему определено: крещенных таким образом снова не погружать в воду, чтобы мы не казались требующими перекрещивания. Ибо и вера просящих крещения, и благочестивое намерение дающих, и безстрашие пред тиранниею неверных, и презрение опасностей, угрожающих за Христа, — все это запрещает нам признать крещение, совершонное при таких обстоятельствах, непричастным Св. Духа и не освятительным. Ибо церковь Божия издревле допускала очень многие случаи крещения, правильно совершаемаго, по нужде времени и места, мирянами" (Opera Photii, ed. Migne, t. II, p. 774, 775)» [Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. c.352-353].

Так что препятствующие (воспрещающиих) евангельскому разуму в нужных случаях быть присоединяемому к числу верных уподобляются губителям и врагам человеческого рода по разуму св. Феодора Студита.
«… И препятствующий этому есть некоторый губитель и общий враг человеческаго рода, так что его можно считать сотрудником человекоубийцы искони» [преп. Феодор Студит. т. 2. Письмо 33, к Феодору монаху].

И в-третьих, о действиях святых в нужных обстоятельствах, когда в какой-либо стране и местности по причине гонения священства или отсутствия християн, тайны совершали простецы: и самих себя крестили, и и других после сего крещения покрещевали и присоединяли к числу верных, дабы не уподобиться губителям и врагам рода человеческаго.

«Феофан во святых отец наш, бе убо от Антиохийскаго града, родися от неверну родителю. и пришед в совершенный возраст, сочтася с женою. той же умерши, сам ся убо крести, и затворися в хижине близ града. и прилежаше добродетели, уча вся приходящыя к неиу, еже вся Господни заповеди хранити, изряднее же целомудрствовати. уведав же о блуднице нарицаемей честная, яже многи погуби, излезе из хижы своея, и облечеся в ризы светлыя. и испроси у отца десять литр злата. яко хотяше пояти жену си. и шед к ней дав ей злато, и умоли ю отступити от блуда, и крести ю, и сотвори ей инй хлевину близ своея хижы. и введе ю ту, и устрои Духа Святаго обителище. и тако Божиею благодатию оба в един день преставистася, и восприяста нестареющееся приснусущее блаженьство». [Память преподобнаго отца нашего Феофана, иже во Антиохии, 10 июня. Пролог]

Благорасположен к християнам странствующим Христа ради. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2788
Зарегистрирован: 07.12.07
ссылка на сообщение  Отправлено: Вчера 12:20. Заголовок: Georgiy пишет: Хоть..


Georgiy пишет:

 цитата:
Хоть и от Бога лично получил повеление апостол-диакон Филипп крестить людей, конкретно неких от самарян, однако крещение, совершенное им, было, тем не менее, несовершенным. Все, кого крестил Филипп, в крещении том не приняли Духа Святого.



 цитата:
«Понеже должно есть о сем Филиппе апостоле с великим разсуждением разумети: чесо ради в Самарии на крещающихся от него Дух Святый не сниде? И коего дара Святаго Духа тогда самаритяне не сподобишася прияти? А той же Филипп егда каженика на пути крести, и Дух Святый на него сниде. И паки: апостол Анания такожде диякон бе: обаче, егда крести Павла апостола, Дух Святый облагодатьствова, якоже и в вышеписанном ответе изъявихом.

На сия убо доводствуем.
1-е: Яко сие разньствие не чего ради инаго учинися, но точию ради присутствия ближняго святых верховных апостолов: ибо Самария от Иеросалима не весма в далнем разстоянии находится. А яко каженника на пути крести в далном разстоянии, такоже и в Дамаске Анания бе не близко от начальнейших апостолов: убо за далностию и не присутьствием сих апостолов совершенно во всех дарех Дух Святый содействова. Подтверждает же сие наше мнение и святый Епифаний Кипрьский, тако глаголя: "Почто не бяху прияли сии Дух Святыи? или (глаголет того ради) яко Филипп предпочиташе апостолы". Согласует же сему и Аммоний, яже он не единех верховнейших апостолов полагает в действе, но и Филиппа присовокупляет, идеже рече: "Яко возложением рук святых апостол на веровавшая, возсия Духа Святаго благодать. не рече яко единема точию Петром и Иоанном, но общим именованием рек, совокупи и Филиппа". Ниже: "Егда же и той знамения сотвори на исцеления недуг и изгнания бесом, но яко не помолися еже быти им се. сице многащи помысли быти им, обаче на пользу, яко еще не приличным сущым ко приятию Святаго Духа". Апостол толков., зач. 18.

Доводствуем.
2-е: Яко аще и не прияша дара Духа Святаго самаритяне, но не грехом оставления, но дара знамения и чудеса творити, Его же верховнейшии силнейше во оном подаянии бяху. О чесом засвидетельствует святый Златоуст, глаголя тако: "Како убо рече, Духа не прияша тии? Дух прияша оставления, Духа же знамения не у бяху приемше". Беседы апостольския, на деяние зач. 18, лист 330. Согласно же зело сему и Епифаний Кипрьский глаголет: "Знамением же великим бываемом, како Духа Святаго не прияша? Дух убо прияша грехов оставления, Духа же знамении не у бяху приемше". Апостол толков., зач. 18.
И от сих свидетельств познавается, яко крестившиися от Филиппа прияша Дух оставление по согласию символа веры, исповедати повелевающаго едино крещение во оставление грехов. И аще от Филиппа крестившиися прияша оставление грехов, убо оное крещение в силе своей с символом есть согласное.
Аще же не прияша дар знамения творити, иже послежде той от верховнейших апостолов прияша: но сие не толико важно, якоже оставление грехов. Ибо Златоуст, и кроме знамений и чудес, в правой вере пребывающих за святых почитает. О чесом в Беседах апостольских на Павловы словеса сице толкует: "Святии же суть вси, елицы веру праву с житием имут. аще и знамении не творят, аще и бесов не изгоняют, святии суть". Беседы апостольския, лист 2491.

Доводствуем.
3: Но и святая церковь явственне засвидетельствует своими гимнами, яко святый апостол Филипп не без совершения Святаго Духа самарян крести, яже воспевающи, тако глаголет: "Яко седмих диакон причтен, яко исполнь премудрости, и божественныя благодати, служити блаженне Филиппе святым, купно с Стефаном потребам избрася еси. тем и убиваема сего видев, в Самарии востече, повелением божественным, Божие слово проповедая славне, и просвещая сущих во тме прежде. ихже соверши Духом Святым, дневи сыны премудре". Минея месяч., октября 11, служба апостолу Филиппу, единому от седми диакон, стих на Господи воззвах. Паки же сия возглашает о крещении Филипповом каженника, глаголющи: "Священныи кандакий видев тя, вразумляюща того, твоею рукою Филиппе крещается. и исполнь Духа Святаго явлься, проповедник божественныи бысть". Канон, песнь 4, стих 4.
Темже от тех вышепредложенных доводов святаго писания ясно показуется: яко святый Филипп крести самаритян не без содействия Святаго Духа: и яко не прияша не Дух оставления, но Дух знамений и чудес творити: и яко святии верховнии апостоли сие отменное дарование с сообщением Филиппа на верныя излияша. Убо мнение ваше зде, яко бы Филипп крести без совершения Святаго Духа, остается совсем не действительно и несогласно. Согласно же со святыми во всем наше православное исповедание и действие обрящется. Аще они по нужде крестиша не без содействия Святаго Духа, якоже и в вышшем ответе явствовахом: убо и мы, по нужде действующе с православною верою святым крещением приходящия от всякаго иноверия, соединственни онем в приятии Святаго Духа всяка явимся.» [Поморские ответы, вопросоответ 34]



Благорасположен к християнам странствующим Христа ради. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 288 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 147
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет