ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 01:29. Заголовок: О старообрядческом Служебнике


Уважаемые старообрядцы, просветите, пожалуйста, кто в курсе - какой из дореформенных Служебников взят за основу того Служебника, которым пользуются современные староверы при совершении Литургии? В литературе указано, что старообрядцы пользуются книгами, изданными при первых российских патриархах, но какими именно? Первый печатный Служебник появился в 1602 году, при патриархе Иове, а всего до патриарха Никона было больше десяти изданий Служебников (последние - в 1651 и 1652 гг.), причем все они немного отличались друг от друга, поскольку работа по улучшению текстов проводилась постоянно. Поэтому вопрос - какой именно из дореформенных текстов был взят за образец, и почему именно он? И еще вопрос - единый ли Служебник у современных старообрядческих согласий - РПсЦ, РДЦ, беспоповцев, или их богослужебные книги чем-то отличаются между собой? Спаси Христос!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]





Сообщение: 493
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 10:42. Заголовок: Сергей А. пишет: ед..


Сергей А. пишет:

 цитата:
единый ли Служебник у современных старообрядческих согласий - РПсЦ, РДЦ, беспоповцев, или их богослужебные книги чем-то отличаются между собой?


У безпоповцев Служебник не используется.
Общая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в Часослове. На вечерне и утрене чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения — в Обиходе). Книги Апостол и Евангелие используются постоянно на часах, а евангелие в воскресенья и праздники также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай (Шестоднев), а на вечерне, утрене, часах и Минея, в пред — и после пасхальный период — Триоди (Постная, Цветная).

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3819
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 12:56. Заголовок: Сергей А. пишет: ка..


Сергей А. пишет:

 цитата:
какой из дореформенных Служебников взят за основу того Служебника


Могу только ответить как можно получить ответ на этот вопрос. В каждой староверской богослужебной книге есть сзади указание на исходник, с которого она печатана. В исходнике указан год, месяц , число, при каком патриархе печатана, при каком царе, в какой книгопечатне, в день поминовения какого святого. В общем подробное описание. Вы сами можете зайти в лавку на Рогожском (РПсЦ), спросить нужную Вам книгу и поисследовать исходник. То же самое касается и РДЦ в лавке на Павелецкой можно посмотреть , какие исходники они использовали при печатании своих книг. В противном случае, можете ждать , если кто из форумчан возьмёт на себя проделать для Вас такой труд.
Насчёт расхождений , известных мне, это только шрифт. Шрифт книг из лавок в РДЦ и шрифт книгопечатни при Преображенском Богаделенном Доме, с которых печатает современная типография в Верещагино ,существенно отличаются на глаз. Может и у других различаются, тут я не такой специалист.
Попадаются некоторые незначительные расхождения в текстах в книгах единоверческой печати. Всё-таки тесное общение с никонианами даром не проходит. Но можно подправить карандашиком чуть-чуть и использовать для моленья, просто надо знать что расхождения есть. Желательно такие книги сверять с традиционно староверскими.
Сергей А. пишет:

 цитата:
работа по улучшению текстов проводилась постоянно.


Улучшению текстов? И что же там "улучшали" ( с Вашего позволения возьму в кавычки слово улучшали до Ваших разъяснений) в текстах при Иове ,Филарете и Иосифе?

П.С.Книги ,печатанные при Иове, слишком древние, ни разу в руках таких не держала, ничего не могу про них сказать. Печатанные при Филарете изредка попадаются,но основная масса книг в обиходе- печатаны во времена Иосифа .
Не знаю, если я хоть чуть чуть помогла Вам,Сергий, с ответом. Может , наоборот, по неразумию своему только запутала.



Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 8413
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Россия-матушка
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 15:46. Заголовок: Не буду утверждать у..


Не буду утверждать уверенно, но вроде бы в основном используются редакции Иосифовской печати

Ксенос - странник и прохожий из сей жизни в жизнь вечную.

Бог милостив
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 494
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 16:06. Заголовок: Severo пишет: вроде..


Severo пишет:

 цитата:
вроде бы в основном используются редакции Иосифовской печати


Да, у меня: Часослов, Минея, Шестоднев - иосифовской печати.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 21:43. Заголовок: САП пишет: У безпоп..


САП пишет:

 цитата:
У безпоповцев Служебник не используется.
Общая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в Часослове.



Благодарю Вас за такую интересную информацию. Теперь буду знать. Но что же тогда получается, у беспоповцев Литургия не служится? Простите мое невежество в данном вопросе.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 21:45. Заголовок: Severo пишет: в осн..


Severo пишет:

 цитата:
в основном используются редакции Иосифовской печати


Спасибо большое. Значит, наверное, это те Служебники начала 1650-х.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 22:02. Заголовок: Агния пишет: Могу т..


Агния пишет:

 цитата:
Могу только ответить как можно получить ответ на этот вопрос.


Агния, большое спасибо за ценные сведения и дельный совет. Так и сделаю. Просто я полагал, что был выбран какой-то один текст за образец. Но если Служебники печатаются с разных дореформенных изданий - это несколько меняет дело.

Агния пишет:

 цитата:
Улучшению текстов? И что же там "улучшали"


Ну, в принципе, эти правки были, видимо, не принципиальны, если там и были изменения от издания к изданию, то не большие. Старообрядческих материалов по этому поводу, к сожалению, в интернете не нашел, но в работах по церковной истории такая информация есть. Вот, к примеру, в "Православной энциклопедии" в статье об истории русского богослужения говорится:
"При Патриархе Иоасафе I (1634-1640) в основном перепечатывались книги, изданные Патриархом Филаретом, но с некоторыми изменениями".
Или вот:
"До Патриаршества Никона в Москве вышло ок. полутора десятков изданий Служебников и Потребников. Изложенные в них чины литургии и таинств, принадлежа к общепринятой тогда в России редакции кон. XVI в., тем не менее отличаются от издания к изданию. Чинопоследования таинств редактировались для печатных изданий рассматриваемого периода дважды: при Патриархе Филарете (в результате справы периода междупатриаршества) и при Патриархе Иосифе. При последнем претерпел некоторые изменения и чин литургии".
Но, понятно, что это вовсе не те изменения, которые произошли потом, в 1650-е гг. Но поскольку такая информация присутствует, я и пытался разобраться, какие именно тексты берутся современными староверами за основу. Интересуюсь историей развития русского богослужебного чина и, в частности, историей древлеправославного богослужения.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 496
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 22:27. Заголовок: Сергей А. пишет: Но..


Сергей А. пишет:

 цитата:
Но что же тогда получается, у беспоповцев Литургия не служится?


Ну, да, законного же священства не обретается.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3820
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 22:38. Заголовок: Сергей А. пишет: Но..


Сергей А. пишет:

 цитата:
Но если Служебники печатаются с разных дореформенных изданий - это несколько меняет дело.


Я этого не утверждала совсем. Возможно, и даже скорее всего, с одного. Так как в старину не было разделений на РПсЦ и РДЦ и безпоповцев. В основном используются старинные книги Иосифовской печати, то есть одни и те же для всех конфессий. Что же касается нашего времени и современного книгопечатания, то простейший способ иметь достоверную информацию - пойти в лавку и посмотреть своими глазами .) Я уже замечала ошибки в таких современных изданиях, как "Молитвослов для детей" . Тут уж кто во что горазд печатает, к сожалению.


Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 497
Упование: ипхс
Зарегистрирован: 02.02.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.16 22:59. Заголовок: Агния пишет: Я уже ..


Агния пишет:

 цитата:
Я уже замечала ошибки


Из всем известных, Псалтырь печатаная Арсением Уральским.

Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.16 00:46. Заголовок: Агния пишет: Возмож..


Агния пишет:

 цитата:
Возможно, и даже скорее всего, с одного.


Обязательно выясню, потому что это точка, где древнерусская богослужебная традиция продолжила существование в лице старообрядческой.

САП пишет:

 цитата:
Ну, да, законного же священства не обретается.


Понятно.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3821
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.16 01:10. Заголовок: САП , помните разли..


САП , помните различия ,например, в 50-Псалме : дал бых убо и дал бым убо . Ну вот, я думаю ,примерно о таких незначительных различиях и идёт речь у Сергия в его истории о различиях в дораскольных текстах.-

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 10
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.16 20:52. Заголовок: А еще такой вопрос: ..


А еще такой вопрос: читал, что в старообрядческой практике во время совершения в алтаре проскомидии, в храме чтец читает полунощницу, 3-й, 6-й и 9-й часы. Это действительно так в настоящее время? То есть когда иерей возгласом "Благословен Бог наш.." дает сигнал на начало проскомидии и, одновременно, на чтение в храме часов, у вас действительно это все полностью читается - и полунощница и трое часов?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3831
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.16 21:41. Заголовок: Сергей А. , все Ча..


Сергей А. , все Часы читаются без исключения.
А вот насчёт последования литургии и вообще богослужения, есть очень хорошая видео-лекция. Лучше , чем в этом видео, Вам никто не ответит, потому что в службе много ньюансов.

Тут, кстати , помянут и служебник , по какому именно молятся староверы и почему. Начало ,11 минут вступления, можете пропустить, а далее лучше послушать всё не пропуская. Там каждый момент имеет значение и разъяснение. Я лично очень благодарна за эту лекцию. Сама многое впервые открыла для себя.

Господи Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 05.08.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.16 02:12. Заголовок: Агния, огромнейшая В..


Агния, огромнейшая Вам благодарность. Посмотрел, действительно хорошая лекция. Теперь понятно, почему у староверов перед Литургией служат полунощницу и трое часов. Это потому интересно, что народ-то в храме проскомидии не слышит, она в алтаре в полголоса, а слышит он, что в это время в храме читают. Вот и хотелось понять, почему читают именно это. Что ж, логика ясна.

Спаси Христос: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет