ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 10.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.08 16:58. Заголовок: Троперстие на Руси задолго до раскола? (продолжение)


Вычитал я это у Герберштейна, цесарского посла, в его воспоминаниях о путешествии в Московию. Он много пишет о религии "московитов", приводит даже выдержки из писаний отцов Русской церкви. И, среди прочего, говорит и о том, как на Москве крестились: "сложив воедино первые три перста". Это ж явно триперстие. Какие будут мнения по данному вопросу?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]





Сообщение: 298
Упование: Православное християнство (РПсЦ)
Зарегистрирован: 08.04.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 06:01. Заголовок: Смотрю текст Ульриха..


Смотрю текст Ульриха фон Рихенталя. Когда говорится "трижды осенял" и "три креста" то три употребляется в форме "dry". а когда говорится о "трех перстах" то уже в совершенно другой форме - drin. Как то нелогично получается что в одном и том же тексте, в одном и том же абзаце числительное три употребляется в совершенно различных формах, скорее даже в формах из разных диалектов. Так что везде "три" употреблено в форме DRY а только когда касается тех самых перстов, только в этом одном случае стоит форма DRIN... Странно не правда ли?

Вобщем для выводов по каждому из текстов хорошо бы сделать следующее:
1) провести анализ всего текста с указанием в каких формах употребляются в тексте числительные, применительно к данному случаю нужно выявить все случаи употребления числительного ТРИ и указать место, контекст, и словоформу;
2) на основе анализа словоформ определить диалект, указать в каких формах в этом диалекте употреблялось числительное ТРИ;
3) Продемонстрировать примерами словоформ из идеологически нейтральных текстов того же времени той же группы диалектов. Ну там какую нибудь сказку про трех поросят найти и показать, что вот мол смотрите! DRIN поросенка! А не как не DRY, DRIE и уж тем более не ZWEI поросенка

И если 2-й и 3-й пункт это задача уже для профессионального лингвиста владеющего старогерманским, то первый пункт это не такая уж и сложная задача... Константино, займетесь?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 712
Зарегистрирован: 29.10.09
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 08:47. Заголовок: rasergiy, а Вы думае..


rasergiy, а Вы думаете стоит? Не вижу смысла ввязываться в эту беседу, но давайте попробуем подытожить?

- Константино НЕ пытается доказать, что троеперстие более древняя и всеобдержная форма крещения на Руси

- Древность и правильность двуперстия не подвергается сомнениям

- Тем не менее, сам факт включения вопроса о перстосложении в повестку Стоглава говорит о том, что случаи крещения щепотью были на Руси, а особенно в столице и некоторых областях, не редкостью и носили не единичный характер. (Ну в самом деле, Вы можете себе представить, что сейчас собирается собор РПСЦ и обсуждает вопрос перстосложения? Даже если на Рогожском с десяток захожан крестится щепотью? Даже в условиях, что не где-то за границей, а в соседнем храме все поголовно щепотники? - Я не могу. Зачем, если и так все знают, что креститься нужно двуперстно?)

- Всё препирательство возникло от желания некоторых участников доказать, что никонианский раскол - это рубеж до которого было благочестие, благолепие и невреждение веры, а после него всё пропало. ПРичём благочестие цвело не смотря на то, что реформа была начата задолго до Никона и Аввакума (Киприановская реформа, - ЗАВЕРШЕНИЕМ, а не началом которой стала реформа Никона) не смотря на "смутное время" и всю мерзость с ним связанную, не глядя на полуязыческое верование подавляющей части населения, о чём свидетельствует и челобитная Неронова, и Житие Аввакума и т.п. источники.

Ну и что? Для того, чтобы согласиться со всеми этими пунктами нужно исследование немецких диалектов? Костя по моему мнению вообще зря полез в эти препирательства.

Ну хотят люди в комиксе жить - так вольному воля.

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere.
Никогда не отчаивайся. Стыдно лежать если можно подняться.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 299
Упование: Православное християнство (РПсЦ)
Зарегистрирован: 08.04.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 09:57. Заголовок: Сергiй Аветянъ полно..


Сергiй Аветянъ полностью согласен.

Лично я не думаю что стоит изучать немецкие диалекты ради такого маловажного вопроса. Вдобавок и вот по какой причине - если конечно переводы верны, то чтобы не давать повод для губительных соблазнов. Я вот и сейчас вижу никонианских агрессивных миссионеров, аля Даниил Сысоев, которые до сих пор утверждают что двуперстие придумали старообрядцы в 17 веке (приплетают какието фантзии о ереси Капитона), а до того мол все с первых веков крестились триперстно. И вот такой миссионер вычитывает об этих немецких историках, находит гипотетический матерый лингвистический разбор Константина с анализом числительных в германских диалектах неопровержимо доказывающих, что в 15 веке германские историки писали о триперсти на Руси. Потом этим научным танком миссионерит всех встречных о том что задолго до раскола на Руси оказывается всеобдержно было именно триперстие. Несчастные отштампованные им никониане уже и не полезут дальше, им же все батюшка научно объяснил. Куда им еще лезть, зачем о Стоглаве думать, зачем думать о Петре Дамаскине и кормчих с чином отречения от ереси яковит... Они уже туда дальше не полезут, чтобы понять всю сложность ситуации и разобраться в ней, ведь ни о чем таком добрый бытюшка им конечно-же не скажет...

Я бы не стал давать подобному врагу в руки такую гранату. Он же и себя покалечит и многих иных поубивает... Да и время по сути будет потрачено зря, ибо ничего не изменит в наших представлениях о сути происходившего с 15 по 17 век. Ну было распространение пагубного изменения апостольского предания, разве это новость? Но оно предано анафеме в 11 веке, закреплено в кормчих не позднее 13 века, как чин отречения от ереси яковит, у нас навсегда проклято на Стоглаве. Все.

С другой стороны, если кто хочет изучить такой специфический вопрос - дело его. А если вдруг выяснится, что эти переводы обычная новообрядческая подтасовка, так что в тексте числительное три в иных случаях употребляется в всегда в других формах... Тогда я всеми руками за анализ текста, тогда он будет в пользу. Кажется (но не факт) у Рихенталя именно такой случай :)

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 714
Зарегистрирован: 29.10.09
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 10:47. Заголовок: rasergiy, не вполне ..


rasergiy, не вполне согласен вот с этим:
 цитата:
если конечно переводы верны, то чтобы не давать повод для губительных соблазнов.


Мы ж не хранители антиквариата, который нельзя трогать руками, дабы в прах не рассыпался. Думаю Вы читали, но не грех такие слова Никифора Зенина и ещё раз повторить:
 цитата:
Христово учение есть небесное учение. Оно – учение Божественное и потому абсолютно совершенно. Оно не боится никакой критики. Насколько бы критика ни была остра, ядовита и резка, но она разобьется о святую простоту евангельской истины.

Попытка законсервироваться и отсидеться бывает оправдана на определённом историческом этапе и в ограниченный по времени срок. Вечно в состоянии подъеденного консерва пребывать нельзя (особенно если банка уже вскрыта). Протухание и помойка - неизбежны. Такой пищей можно будет только отравиться, что мы и видим на многочисленных современных примерах.

Все по разному понимают староверие. Для одних - это путь следования за Христом и апостолами, для других - бабкина шуба и дедовы штаны (цитирую одного попа, который при этом добавлял: "Но это моя бабка и мой дед").

Личный выбор определяется тем, чем является Вера для человека: практической необходимостью и средством выживания в Жизнь Вечную, либо антиквариатом на стене, о котором можно потрындеть с собутыльниками, дабы отвлечься от реалий своей настоящей веры в благополучие и мирское благоденствие. (Кстати, классический случай протестантизма, в котором мирское благополучие считается косвенным свидетельством богоугодности. Да что протестанты... не они ж такое выдумали - позаимствовали у "шалом старшего брата"...)

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere.
Никогда не отчаивайся. Стыдно лежать если можно подняться.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 300
Упование: Православное християнство (РПсЦ)
Зарегистрирован: 08.04.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 11:24. Заголовок: Я ж про себя писал, ..


Я ж про себя писал, то есть лично для меня соотношение пользы, вреда и затраченных усилий однозначно свидетельствуют что я бы за такое не взялся, есть и более полезные занятия, но если брать эти документы, как свидетельства, то анализ необходим, иначе перевод отражает личные предпочтения переводчика в том почему нужно перевести именно ТРИ а не ЭТИ. Ибо в данном случае это не очевидно.
Только тогда эти переводы не дотягивают до уровня свидетельства, а лишь уровня писаний какого-нибудь никонианского миссионера... Пока что...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 715
Зарегистрирован: 29.10.09
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 12:08. Заголовок: rasergiy пишет: до ..


rasergiy пишет:

 цитата:
до уровня свидетельства

Зачем искать свидетельства в заметках XVI века? Почитайте Апостольские Постановления. Там все молитвы говорят о благодарении и служении Отцу через Сына, как и анафора Дидахе:
 цитата:
Ибо Ты избавил от нечестия многобожников, и от ереси христоубийц Ты избавил, от лести невежества Ты освободил; Христа Ты послал к людям как человека, Господа Бога Единородного; Утешителя Ты вселил в нас, ангелов Ты приставил, диавола Ты посрамил, небывшее Ты сотворил, сотворенное охраняешь, жизнь отмеряешь, пищу подаешь, покаяние Ты обетовал. Обо всём Тебе слава и почитание Исусом Христом ныне и присно и во веки. Аминь. (гл.7, 38)


 цитата:
Ибо Им Тебе и слава во веки. Аминь. (гл.7, 25)


 цитата:
Бытие нам Христом подавший и благо Им даровавший, Сам и жизни вечной сподобь нас Им, (гл.8, 38)


 цитата:
Благословен Ты, Боже, питающий меня от юности моей, дающий пишу всякой плоти: исполни радости и веселия сердца наши, да всегда всякий достаток имея, будем преизобиловать для всякого дела благого, во Христе Исусе, Господе нашем, в Котором Тебе слава, честь и власть во веки. Аминь. (гл.7, 49)

Дидахе:
 цитата:
Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Исуса Христа во веки.

Ну и в чём Вы боитесь искуситься? Как может Ваша вера пострадать от того факта, что кто-то где-то, когда-то крестился тремя перстами.

Понимаю, для тех, кто сказку про благочестие 17-го века по ушам развешивает - это повод поупираться. Но для христиан-то чего об этом спорить? Для нас двуперстие единственно правильное невербальное выражение того, что Христос для нас путь, дверь, истина и жизнь.

Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere.
Никогда не отчаивайся. Стыдно лежать если можно подняться.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 56
Зарегистрирован: 08.04.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 12:25. Заголовок: rasergiy пишет: Воб..


rasergiy пишет:

 цитата:
Вобщем для выводов по каждому из текстов хорошо бы сделать следующее:



Уважаемый rasergiy, откройте пожалуйста том 2, стр 180-181 и там посмотрите все употребляемые формы слова "три" (drei), они аж на двух страницах.

Привожу еще раз:

Николай Ленстрем и Вильгельм Кернер, Русско-немецкий и немецко-русский словарь, часть I, 1871

Николай Ленстрем и Вильгельм Кернер, Русско-немецкий и немецко-русский словарь, часть II, 1871


Сергiй Аветянъ пишет:

 цитата:
- Всё препирательство возникло от желания некоторых участников доказать, что никонианский раскол - это рубеж до которого было благочестие, благолепие и невреждение веры, а после него всё пропало. Причём благочестие цвело не смотря на то, что реформа была начата задолго до Никона и Аввакума (Киприановская реформа, - ЗАВЕРШЕНИЕМ, а не началом которой стала реформа Никона) не смотря на "смутное время" и всю мерзость с ним связанную, не глядя на полуязыческое верование подавляющей части населения, о чём свидетельствует и челобитная Неронова, и Житие Аввакума и т.п. источники.



Абсолютно точно сказано!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 716
Зарегистрирован: 29.10.09
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.12 14:14. Заголовок: Глаголъ пишет: откро..


Глаголъ пишет:
 цитата:
откройте пожалуйста том 2, стр 180-181 и там посмотрите все употребляемые формы слова "три" (drei)



Скрытый текст


Nil desperandum. Igna est jacere, dum possis surgere.
Никогда не отчаивайся. Стыдно лежать если можно подняться.
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 63
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет