ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 100
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.08 21:00. Заголовок: Где заканчивается развитие и начинается новизна?


"Протестант: внешняя форма таинства менялась так же, как весь культ, в котором легко найти самые разнообразные влияния, до языческих мистерий включительно. Как же можно верить в таинства как в какое-то незыблемое Божественное установление.
Православный: Человек не только дух, но и вещество. Какова внутренняя связь и внутреннее соотношение души и тела человека с тем, что составляет его телесность, - нам не известно. Но мы знаем, что благодать Божия должна проникнуть всего человека: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (1 Кор. 6, 15). И еще: ...тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 19-20). Таинства и дают всему человеку Божественную Благодать. Духом Свя-тым через таинства наполняется не только душа человека, как нечто отдельное, или тело его, как нечто отдельное, а весь человек в целом. Здесь так же необходимо и так же таинственно значение вещества, как и в личности человека. И здесь мы не знаем, какова связь и каково взаимоотношение внешнего вещественного начала в та-инстве с его душой - духовной сущностью, но знаем, что эта связь есть и что она нерасторжима. Мы не знаем, почему для одного таинства нужно вещество воды, для другого масло, для третьего вино и хлеб, мы не знаем, почему нужно произнесение опреде-ленных слов и совершение определенных действий, но мы верою непреложно постигаем, что это не есть нечто ненужное и внеш-нее, а как бы телесность таинства, которая необходима, чтобы преподаваемая благодать наполняла Духом Святым всего чело-века: и его душу, и его тело, и ту непостижимую связь между ними, которая заключена в единой человеческой личности. В таинствах мы видим величайшее проявление Божественной любви, которая снисходит к нам, несмотря на все наше растление - и духовное, и телесное,- и принимает нас в свое лоно в полноте нашего человеческого бытия. Эта любовь, снисхождение и милосердие дают нам благо-датную силу в вещественных, осязаемых, внешних формах, кото-рые объемлют всего человека, а не только его дух. Таинства - это благодать Божия, которая, подобно душе человека, облечена в таинственную телесность. В эту телесность облек Господь свою силу, снисходя к падшему и искупленному человеку, дабы весь он стал, по слову Иустина-мученика, "Сыном Всевышнего".
Протестант: Но почему же тогда эта "телесность" таинств не дана Богом как нечто определенное и неизменное? Откуда люди сами узнали, что именно такие-то действия надо совершать так-то и слова надо произносить именно эти, а не другие? Ведь, в конце концов, все это человеческие измерения!
Православный: Ты спрашиваешь, откуда люди взяли, как надо совершать таинства, какие надо совершать действия и произносить слова? Это сказала Церковь. В слове Божием даны основные начала всех Богооткровенных истин. Но дальнейшее их развитие, являясь по источнику своему столь же Божественным, раскрывает эти истины в их полноте. Как выросшее, цветущее и дающее плод растение все содержится в зерне, но зерно и выросшее растение - не одно и то же, так и догматы Церкви, все учение о Благодати, весь внутренний порядок церковной жизни содержатся в слове Божием, но Символ веры, учение о таинствах и святые каноны - не то же самое, что зерно их в слове Божием, хотя все они содержатся в этом зерне. Все, что имеет Церковь, создано силою Духа Святаго уже в процессе земной ее жизни... Отсюда понятна и разная форма таинств в разные века. Церковь живет - и потому изменяется. Но это не есть изменение тех или иных человеческих измышлений - это живое изменение зерна, положенного в землю и постепенно выросшего в совершенное растение.

Вопрос: можно ли принять данную апологию обрядов и таинств; и если да, то где та грань, за которой уже нужно говорить не о "развитии зерна", а о зловредных привнесениях, новинах. И более конкретно - никонианские изменения, это "рост зерна" или привнесение нового?

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 33 [только новые]





Сообщение: 223
Зарегистрирован: 18.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.08 21:41. Заголовок: Dmitriy пишет: это ..


Dmitriy пишет:

 цитата:
это "рост зерна" или привнесение нового?


Ни то и не другое. Это духовная деформация как формы таинств, так и прибегающих к этим таинствам. Это необратимый процесс-духовная энтропия. Впрочем возможны элементы ремиссии. Про духовное наполнение никониянских таинств судить не берусь.

Филипповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 02:03. Заголовок: С точки зрения ..


С точки зрения старообрядцев - безусловно, привнесение нового.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 101
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 07:12. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
С точки зрения старообрядцев - безусловно, привнесение нового


А с точки зрения никониян - развитие. Где критерий, по которому можно определить это?

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 46
Зарегистрирован: 07.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 08:55. Заголовок: Dmitriy пишет: Все,..


Dmitriy пишет:

 цитата:
Все, что имеет Церковь, создано силою Духа Святаго уже в процессе земной ее жизни... Отсюда понятна и разная форма таинств в разные века. Церковь живет - и потому изменяется. Но это не есть изменение тех или иных человеческих измышлений - это живое изменение зерна, положенного в землю и постепенно выросшего в совершенное растение.


А вот и наглядный пример плода, являющего "живое изменение зерна". Чего-то такого же не захотелось?

Недопустимо считать человека греховным только потому, что у него ирокез

Они обещают замахнуться на преподавание "Основ православной культуры" и служить миссионерские всенощные бдения и литургии под открытым небом на берегу Селигера. В прошлом году они защищали "Бронзового солдата", а в этом решили устроить альтернативное "диомидовцам" стояние в поддержку церковного единства у стен Архиерейского Собора. С момента создания православного корпуса движения "Наши" прошло чуть больше года, и главный православный комиссар Борис Якеменко в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Артуру Приймаку подводит некоторые итоги (фрагмент).

Что представляла собой миссионерская литургия, которую в лагере "Наших" служили отец Всеволод и отец Андрей?

- Эту литургию служили на большой сцене, на которой обычно выступают различные команды. Накануне два иеромонаха исповедовали огромное количество желающих, более 400 человек. Очень важно, что большинство из этих людей исповедовалось впервые. На следующий день исповедь продолжилась, после чего была отслужена литургия с участием монахов Нило-Столобенской пустыни и хора православного корпуса "Наших". В силу того, что богослужение совершалось на открытой сцене, все могли видеть, что там происходит. Не было традиционного иконостаса. Отец Андрей Кураев объяснял, что будет читаться в Евангелии, Апостоле, что такое евхаристический канон от начала и до конца.

После литургии люди подходили к отцу Всеволоду и признавались, что, хотя они ходят в церковь довольно давно, впервые им все было так доступно и понятно. Сам отец Всеволод в книге "Лоскутки" говорит, что одним из самых сильных впечатлений для него была миссионерская литургия в лагере "Наших" на Селигере, а это очень дорогого стоит. Надеемся, что в этом году у нас пройдет еще и миссионерская всенощная.

Там же, в лагере, отец Всеволод крестил и венчал в часовне. Мы записали все богослужения, и диски с ними раздавали некоторым архиереям на прошедшем Архиерейском Соборе в качестве определенного пособия. Это серьезный опыт, который следует изучать.

http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=interview&div=186&domain=1


"... не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте." [Еф.5,10] Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 952
Зарегистрирован: 18.10.07

Замечания: Безработные России, Вам и так водка по талонам мясо по справке из синагоги
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 09:29. Заголовок: Dmitriy пишет: Вопр..


Dmitriy пишет:

 цитата:
Вопрос: можно ли принять данную апологию обрядов и таинств; и если да, то где та грань, за которой уже нужно говорить не о "развитии зерна", а о зловредных привнесениях, новинах. И более конкретно - никонианские изменения, это "рост зерна" или привнесение нового?



Всему свое время. Время роста, время цветения, время чахлости, время сбора плодов. Не цветут цветы зимою. Сейчас, зима, стужа лютая.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 181
Зарегистрирован: 26.11.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 10:21. Заголовок: Dmitriy пишет: Вопр..


Dmitriy пишет:

 цитата:
Вопрос: можно ли принять данную апологию обрядов и таинств; и если да, то где та грань, за которой уже нужно говорить не о "развитии зерна", а о зловредных привнесениях, новинах. И более конкретно - никонианские изменения, это "рост зерна" или привнесение нового?


Критериев много и упорядочить их сложно. Тут нужна отдельная аналитическая работа. Приведу для примера 2 критерия:
1) естественность, невынужденность развития в противоположность новине которая часто вырастает не из церкви, а является следом чужеродного вмешательства.
По этому критерию никоновы реформы суть именно новины а не развитие.
2) неизменность сути, "зерна" обряда - напр. в крещении сохранение символизации "спогребения со Христом". (Критерий же того, что следует отнести к сути обряда - Св. Писание + соборные постановления)
По этому критерию никоновы реформы также суть именно новины а не развитие.
Мне кажется, приведенных соображений достаточно для ответа на Ваш вопрос.



пытаюсь быть единоверцем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 13.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 11:26. Заголовок: esli mozhno izmenjat..


esli mozhno izmenjatj formu ne iskazhaja sutj, to pochemu ap. pavel nastaival chtoby zhena byla pokryta. vadj mozhno najti million form vyrazitj ee podchinenie muzhu?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 183
Зарегистрирован: 26.11.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 13:08. Заголовок: ГУРИЙ пишет: esli m..


ГУРИЙ пишет:

 цитата:
esli mozhno izmenjatj formu ne iskazhaja sutj, to pochemu ap. pavel nastaival chtoby zhena byla pokryta. vadj mozhno najti million form vyrazitj ee podchinenie muzhu?


в этом конкретном случае форму изменять было нельзя.

пытаюсь быть единоверцем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 83
Зарегистрирован: 20.12.07
Откуда: РФ, Ха
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 16:06. Заголовок: Dmitriy пишет: нико..


Dmitriy пишет:

 цитата:
никонианские изменения, это "рост зерна" или привнесение нового?



Если у растения оборвать цветы и ветки, то получится красивый букет . Из веток получится веник. Еще можно из коры сплести лапти. Сейчас веточки умеют искусно составлять, от живого куста не отличить, экибана называется. Еще гербарий можно сделать. Много чего нового можно.
А у того растения дальнейший рост возможен. Возможны плоды из уцелевших цветов, со временем появляются новые побеги.

РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 13.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 16:49. Заголовок: Григорий пишет: в э..


Григорий пишет:

 цитата:
в этом конкретном случае форму изменять было нельзя


a pochemu zhe? estj stoljko variantov...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 13.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 16:54. Заголовок: a menja lichno nikon..


a menja lichno nikony ubedjat, kogda nachnut krestitjsja kulakom (v znak edinstva bozhestva...), kogda budut prichaschatjsja kulichami i molokom i t.d.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 102
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 18:42. Заголовок: Иоанн. Ох уж эти мис..


Иоанн. Ох уж эти миссионеры... Но я думаю, что по ним судить нельзя. Это "экстремалы", это "исключения из правил", а не правила.

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 103
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 18:45. Заголовок: Евгений Иванов пишет..


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
Сейчас, зима, стужа лютая.


Наверное, это не единственное мнение по поводу того, какая "погода" сейчас на "дворе".

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 104
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 18:56. Заголовок: Григорий пишет: Кри..


Григорий пишет:

 цитата:
Критериев много и упорядочить их сложно. Тут нужна отдельная аналитическая работа. Приведу для примера 2 критерия:
1) естественность, невынужденность развития в противоположность новине которая часто вырастает не из церкви, а является следом чужеродного вмешательства.
По этому критерию никоновы реформы суть именно новины а не развитие.
2) неизменность сути, "зерна" обряда - напр. в крещении сохранение символизации "спогребения со Христом". (Критерий же того, что следует отнести к сути обряда - Св. Писание + соборные постановления)
По этому критерию никоновы реформы также суть именно новины а не развитие.
Мне кажется, приведенных соображений достаточно для ответа на Ваш вопрос.


Я скажу, что первый приведенный Вами критерий меня не совсем "удовлетворяет". Я против него "ничего не имею", но он мне кажется слишком "отвлеченным". Что значит "естественность, невынужденность развития". Положим, у нас изменения действительно носили характер привнесения извне, навязывания чужеродного. Однако в Греции и в других странах все прошло "без сучка, без задоринки". Не было никаких расколов, бунтов и волнений. Греки почти и не заметили, как двуперстие сменилось троеперстием. То есть это изменение выглядело вполне "естественно".
Ко второму критерию "подкопаться" сложнее, но опять же, что считать "сутью и зерном обряда". Никониане утверждают, что они сохранили суть в таинстве крещения - воду и слова "во имя Отца и Сына и св. Духа". А уж погружать или кропить, это не "суть". Они так же сохранили и крестное знамение, а то, что изменили перстосложение, так это, по их словам, тоже не "суть".

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 105
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 19:03. Заголовок: ГУРИЙ пишет: esli m..


ГУРИЙ пишет:

 цитата:
esli mozhno izmenjatj formu ne iskazhaja sutj, to pochemu ap. pavel nastaival chtoby zhena byla pokryta. vadj mozhno najti million form vyrazitj ee podchinenie muzhu?


Речь идет не о изменении формы при сохранении сути. Речь идет об "естественном развитии" все ТОЙ ЖЕ "формы", и о выработке критерия - где заканчивается допустимое развитие, и начинается недопустимое изменение.
Что касается вашего примера, то как вам такая "интерпретация": да, жена должна быть покрыта, но разве ап. Павел писал, ЧЕМ КОНЕКРЕТНО должна быть покрыта жена? Можно покрыться платком, можно косынкой, можно легким полупрозрачным шарфом. Вы посмотрите, чем "покрываются" "жена" в никонианской церкви. Так вот, попробуйте доказать, что здесь не сохранена "суть" (покрытие").

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 106
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 19:05. Заголовок: Клава пишет: Если у..


Клава пишет:

 цитата:
Если у растения оборвать цветы и ветки, то получится красивый букет . Из веток получится веник. Еще можно из коры сплести лапти. Сейчас веточки умеют искусно составлять, от живого куста не отличить, экибана называется. Еще гербарий можно сделать. Много чего нового можно.
А у того растения дальнейший рост возможен. Возможны плоды из уцелевших цветов, со временем появляются новые побеги.


Красиво, но слишком уж "философично". Честно говоря. не уловил, какую мысль вы "иллюстрируете" этими аналогиями.

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 107
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 19:08. Заголовок: ГУРИЙ пишет: a menj..


ГУРИЙ пишет:

 цитата:
a menja lichno nikony ubedjat, kogda nachnut krestitjsja kulakom (v znak edinstva bozhestva...), kogda budut prichaschatjsja kulichami i molokom i t.d.


Вы в "яблочко" попадаете. Меня тоже. Но ведь - "блуждающее богословие". Говорят одно, а сами борются со своими экуменистами и прочими обновленцами с помощью староверческой аргументации...

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 13.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 23:05. Заголовок: Dmitriy пишет: Что ..


Dmitriy пишет:

 цитата:
Что касается вашего примера, то как вам такая "интерпретация": да, жена должна быть покрыта, но разве ап. Павел писал, ЧЕМ КОНЕКРЕТНО должна быть покрыта жена? Можно покрыться платком, можно косынкой, можно легким полупрозрачным шарфом.


nelepo sie utverzhatj.pavel ne mog pisatj protiv togo chego tam ne bylo. tochnee: kto-to nachal pojavljatjsja bez pokryvala (ja razumeju zhen) v korinfah, vot i pavel vystupil protiv etoj merzosti. esli by drugaja pokrylasja by chulkom, to ja uveren chto apostol ne pomedlil by izlozhitj svoe negodovanie.

no u nyneshnih nonconformistov estj predki. nekotorye iz nih zhili v korinfe. no pavel apostol ne pozvoljal im dazhe otkryvatj usta:

А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. (Первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла, Глава 11, 16)

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 13.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 23:14. Заголовок: Dmitriy пишет: Вы п..


Dmitriy пишет:

 цитата:
Вы посмотрите, чем "покрываются" "жена" в никонианской церкви


eto menja ne kasaetsja.
boljno smotretj KAK nashi pokryvajutsja. smotrishj, polovina golovy obnazhona. darom na spine platok visit do pjat.
esli by i presvjataja deva vodilasj by takim zhe duhom, to my teperj vladeli by dragocennejshej informaciej: kakogo cveta byli volosy u bogorodicy...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.08 05:31. Заголовок: Немало ценного п..


Немало ценного по данному вопросу написал ещё в начале ХХ века наш известный апологет - начётчик (впоследствии священник) Д.С. Варакин в книге "Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона". Насколько знаю, она выложена где - то в Сети, стОит найти и ознакомиться.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 84
Зарегистрирован: 20.12.07
Откуда: РФ, Ха
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.08 14:24. Заголовок: Никакой особой мысли..


Никакой особой мысли не имею. Это навеено вопросом :

 цитата:
это "рост зерна" или привнесение нового?


Хотелось бы надеется , что основные христианские Церкви - это живые растки.
Также склоняюсь к мнению Харольда-

 цитата:
Это необратимый процесс-духовная энтропия.




РПСЦ Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 110
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.08 18:48. Заголовок: ГУРИЙ пишет: nelepo..


ГУРИЙ пишет:

 цитата:
nelepo sie utverzhatj.pavel ne mog pisatj protiv togo chego tam ne bylo. tochnee: kto-to nachal pojavljatjsja bez pokryvala (ja razumeju zhen) v korinfah, vot i pavel vystupil protiv etoj merzosti. esli by drugaja pokrylasja by chulkom, to ja uveren chto apostol ne pomedlil by izlozhitj svoe negodovanie.


Вы то может и уверены, а доказательств от Писания у вас нет. А ваши или мои уверенности не аргумент.

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 111
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.08 18:50. Заголовок: О. Александр. Попроб..


О. Александр. Попробуем.

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 301
Зарегистрирован: 18.02.08
Откуда: Бессарабия
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.07.08 00:34. Заголовок: вот труд отца Дмитри..

РПСЦ с молитвами и большой надеждой на всестарообрядческий собор! Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 114
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 08:02. Заголовок: Спаси Христос..


Спаси Христос

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 122
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 19:47. Заголовок: Возвращаясь к теме....


Возвращаясь к теме...
На вопрос протестанта, "как же можно верить в таинства как в какое-то незыблемое Божественное установление", если "внешняя форма таинства менялась так же, как весь культ, в котором легко найти самые разнообразные влияния, до языческих мистерий включительно", православный отвечал, что "это не есть изменение тех или иных человеческих измышлений - это живое изменение зерна, положенного в землю и постепенно выросшего в совершенное растение... Как выросшее, цветущее и дающее плод растение все содержится в зерне, но зерно и выросшее растение - не одно и то же, так и догматы Церкви, все учение о Благодати, весь внутренний порядок церковной жизни содержатся в слове Божием, но Символ веры, учение о таинствах и святые каноны - не то же самое, что зерно их в слове Божием, хотя все они содержатся в этом зерне".

Я спросил, "можно ли принять данную апологию обрядов и таинств; и если да, то где та грань, за которой уже нужно говорить не о "развитии зерна", а о зловредных привнесениях, новинах. И более конкретно - никонианские изменения, это "рост зерна" или привнесение нового?". Ни одного возражения, насколько я понял, против этой "концепции развития зерна" высказано не было (а на вопрос, где грань между развитием и "новиной" однозначного ответа не было дано).

Но вот нашел интересный текст. В нем, вообще то, говорится не об обрядах, а о догматах, но тем не менее...
"Православная Церковь отвергает идею догматического развития в том смысле, как ее понимает римо-католическое богословие новейшего времени, начиная с кардинала Ньюмана, которое пытается оправдать новые римские догматы, не содержащиеся в Св. Писании или у древних отцов (как, например, Filioque, непогрешимость папы, непорочное зачатие и т.д.), утверждением, что само содержание веры и Откровения увеличивается в своем объеме в процессе церковной истории так, что то, что было в начале только в зачаточном виде, так сказать, в виде неясных намеков в Писании и Предании, не осознанных еще самою Церковью, в дальнейшем раскрывается, выявляется и формулируется в церковном сознании. Православная Церковь отрицает идею такого развития или эволюции самого содержания веры и Откровения но признает, что истины веры, неизменные по своему содержанию и объему, ибо "вера однажды была передана святым" (Иуд. 3), постепенно формулировались в Церкви и уточнялись в понятиях и терминах. Это – неоспоримый исторический факт, признаваемый даже самыми консервативными православными богословами, как митрополит Макарий (Булгаков)".

Вот и получается, что никакого критерия искать не нужно. Действительно, как тут найти верный критерий. Темы, открытые Григорием (О новодогматствованиях" и о "непорочном зачатии) показывают, что спорить можно до хрипоты, а утверждения католиков, что они всего лишь "развивают", а не вносят "новое" не опровергнешь.

Но дело в том, что "концепция развития зерна" не православна, она имеет латинские "корни", защищать (и защитить!) ею изначальную богоустановленность таинств и обрядов нельзя.
В этом и кроется ответ на вопрос о "грани". Грань найти невозможно, и не нужно ее искать, ибо сама "исходная посылка" неверна. Нет никакого "изменения зерна", нет никакого "осознания", "раскрытия" и "развития". Есть лишь уточнение понятий и терминов, а данные нам истины неизменны по объему и содержанию.

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 204
Зарегистрирован: 26.11.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 20:03. Заголовок: Dmitriy пишет: Григ..


Dmitriy пишет:

 цитата:
Григорием (О новодогматствованиях" и о "непорочном зачатии) показывают, что спорить можно до хрипоты, а утверждения католиков, что они всего лишь "развивают", а не вносят "новое" не опровергнешь.


Ну не знаю, мне показалось, что с латинами-то как раз все более или менее ясно. Dmitriy пишет:

 цитата:
Есть лишь уточнение понятий и терминов, а данные нам истины неизменны по объему и содержанию.


Хе-хе, в современной логике это "лишь уточнение понятий и терминов" уже столько раз приводило к "революциям с контрреволюциями", что мне кажется, плохая это гарантия богословского консерватизма.

пытаюсь быть единоверцем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 123
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 20:44. Заголовок: Григорий пишет: Хе-..


Григорий пишет:

 цитата:
Хе-хе, в современной логике это "лишь уточнение понятий и терминов" уже столько раз приводило к "революциям с контрреволюциями", что мне кажется, плохая это гарантия богословского консерватизма


По мне так утверждение, что "истины веры неизменны по своему содержанию и объему" все же более надежная гарантия богословского консерватизма (и не только богословского), чем "развитие живого зерна", "раскрытие, выявление в церковном сознании" того содержания, что существовало "только в зачаточном виде, так сказать, в виде неясных намеков в Писании и Предании, не осознанных еще самою Церковью". Вот это, действительно, не просто не гарантия консерватизма, а прямая дорога к всевозможным нововведениям.

И "кстати о птичках". Вы знаете, у меня создается впечатление, что у Вас логика всегда "впереди паровоза", как-то Вы все хотите в логику "загнать", "ологизировать"...

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 205
Зарегистрирован: 26.11.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.08 19:01. Заголовок: Dmitriy пишет: По м..


Dmitriy пишет:

 цитата:
По мне так утверждение, что "истины веры неизменны по своему содержанию и объему" все же более надежная гарантия богословского консерватизма (и не только богословского), чем "развитие живого зерна", "раскрытие, выявление в церковном сознании" того содержания, что существовало "только в зачаточном виде, так сказать, в виде неясных намеков в Писании и Предании, не осознанных еще самою Церковью". Вот это, действительно, не просто не гарантия консерватизма, а прямая дорога к всевозможным нововведениям.


Как я уже сказал, ни то ни другое не есть гарантия, ни более ни менее надежная. Сравнения тут вообще бессмыленны: мелкое сито не назовешь лучшей емкостью для воды чем крупное. Впрочем, это мое впечатление, с точки зрения моего опыта. Ваше право сколько угодно с этим не соглашаться.

пытаюсь быть единоверцем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 206
Зарегистрирован: 26.11.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.08 19:08. Заголовок: Dmitriy пишет: И &#..


Dmitriy пишет:

 цитата:
И "кстати о птичках". Вы знаете, у меня создается впечатление, что у Вас логика всегда "впереди паровоза", как-то Вы все хотите в логику "загнать", "ологизировать"...


Вообще все мысли которые имеют хоть какой то смысл соответствуют законам логики. Поэтому мысль невозможно "загнать" в логику - она итак всегда уже в ее рамках, если это вообще мысль, а не интеллектуальное ковыряние в носу. Естественно, авторы этих мыслей не обязаны знать об этом, также как г-н Журдэн не знал, что он говорит прозой. Мое отличие от некоторых других людей не в том что я более логичен, а в том что я считаю долгом интеллектуальной вежливости раскрывать логическую машинерию моих мыслей по ходу их изложения. Вот и все.

пытаюсь быть единоверцем Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 206
Зарегистрирован: 04.04.08
Откуда: Палестина, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.08 20:20. Заголовок: Григорий пишет: Воо..


Григорий пишет:

 цитата:
Вообще все мысли которые имеют хоть какой то смысл соответствуют законам логики.



християнин из Тонкино Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 124
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.08 20:47. Заголовок: Григорий пишет: Как..


Григорий пишет:

 цитата:
Как я уже сказал, ни то ни другое не есть гарантия, ни более ни менее надежная. Сравнения тут вообще бессмыленны: мелкое сито не назовешь лучшей емкостью для воды чем крупное.


Дело не в гарантии, а в практике. Именно "концепиция развития" привела никониан к тому, что они имеют. Именно утверждение неизменности объема и содержания догматов позволило сохранить староверам то, что они имеют. Вот это плод. А рассуждать логически на эту тему можно сколько угодно, но это все будет "сослагательным наклонением".

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 125
Зарегистрирован: 15.06.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.08 20:52. Заголовок: Григорий пишет: Воо..


Григорий пишет:

 цитата:
Вообще все мысли которые имеют хоть какой то смысл соответствуют законам логики. Поэтому мысль невозможно "загнать" в логику - она итак всегда уже в ее рамках, если это вообще мысль, а не интеллектуальное ковыряние в носу


Наверное, в том то и дело, что НЕ ВСЕ есть мысль. Есть живая реальность, она живет по своим законам, и плевать ей, как вы об ней мыслите и как ее себе представляете. И нужно иметь трезвость, чтобы не загонять реальность в свои мыслительные схемы. Вот об этом я и говорю.

Христианин Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 41
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет