ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 439
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.09 18:07. Заголовок: Вопрос по допустимости студийского устава и уставов студийской традиции


Хотелось бы услышать от уважаемых форумчан, разбирающихся в вопросе, ответы на следующие вопросы:
1) Является ли сейчас Студийский устав руководством в
Богослужебной практике и не зазорно ли полностью следовать только ему (без смешения с Иеросалимским)?
2) Был ли Студийский устав Соборно отменен, либо просто заменен на Иеросалимский без отменения (т.е., и поныне имеется свобода выбора между уставами)?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]







Сообщение: 736
Упование: РПсЦ
Зарегистрирован: 13.04.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.09 22:34. Заголовок: Константин Cocpucm ..


Константин Cocpucm Спаси Христос за тему, я присоединяюсь к вопросу!

Всё по старому. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 222
Зарегистрирован: 18.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 07:57. Заголовок: Не от себя, но для в..


Не от себя, но для вас.

№1.

В истории литургической традиции Русской Православной Церкви X—XVII веков можно указать три литургические реформы:

I. Реформа преподобного Феодосия Печерского, проводившаяся с благословения церковных властей, результатом которой стал древнерусский перевод Типикона патриарха Алексия Студита и связанный с ним комплекс богослужебных книг.

II. Реформа митрополитов Московских Алексия и Киприана, в результате которой на Руси появился перевод Константинопольской редакции Иерусалимского Устава и соответствующего комплекса богослужебных книг.

III. Реформа Патриархов Никона и Иоакима, в результате которой была создана современная редакция Иерусалимского Устава и всего комплекса богослужебных книг.

Соответственно, история литургической традиции Русской Церкви разделяется на четыре основных периода: 1) начальный, 2) студийский, 3) иерусалимский первый и 4) иерусалимский второй...

№2

Отрывок из доклада Богословской конференции Русской Православной Церкви, проходившей в Москве в феврале 2000 года: Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности

Во второй половине XIV столетия на Руси начался длительный процесс замены Студийско-Алексиевского Устава на Иерусалимский Устав, распространившийся к тому времени в Византии, на Афоне и у южных славян. Впервые Иерусалимский Устав появляется в Русской Церкви благодаря трудам святителя Московского Алексия (1354—1378), при участии которого в конце 60-х годов XIV века была составлена первая русская редакция Иерусалимского Устава, предназначенная для монастыря Архангела Михаила (Чудов монастырь), основанного в Московском Кремле в 1365 году. В конце XIV столетия, при митрополите Киприане (1390—1406), на Руси появилась еще одна редакция Иерусалимского Устава вместе с полным комплексом богослужебных книг, которая использовалась в богослужебной практике до литургических преобразований второй половины XVII столетия. Эта редакция Иерусалимского Устава предназначалась прежде всего для вновь устрояемых общежительных монастырей, чем было обусловлено наличие в ней большой группы общежительных глав, заимствованных из Тактикона Никона Черногорца.

№ 3

II. Реформа митрополитов Московских Алексия и Киприана, в результате которой на Руси появился перевод Константинопольской редакции Иерусалимского Устава и соответствующего комплекса богослужебных книг.

А кто был между митрополитом Алексием (1354–1378) и митрополитом Киприаном (1389–1406)?
Давайте обратимся к авторитетным источникам и узнаем какие дела творились в 14 веке.

Св.Алексiй (въ 1378 году) скончался, и Митяй, къ изумленiю Духовенства, самовольно возложилъ на себя белый клобукъ; наделъ мантiю съ источниками и скрижалями; взялъ посохъ, печать, казну, ризницу Митрополита; въехалъ въ его домъ и началъ судить дела церковныя самовластно. Бояре, Откроки служили ему (ибо Митрополиты имели тогда своихъ особенныхъ светскихъ чи-
новниковъ), а Священники присылали въ его казну известные оброки и дани.

оригинал
Карамзин.История Государства Российского
Т.V. Гл. I. - В.К. Димитрий Iоановичъ стр.31


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 87
Упование: РПсЦ
Зарегистрирован: 18.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 15:33. Заголовок: Досточтимый Констан..


Досточтимый Константине!
Студийский Устав оказал влияние на богослужение, сохранившееся в старообрядческих согласиях. Но в"чистом виде" он более не является руков.одством

 цитата:
и не зазорно ли полностью следовать только ему


как бы сказать.... это не то, чтобы "зазорно" - это практически очень сложно и едва ли возможно. Ученые спорят о его применении. Живой традиции уже нет. Любая реконструкция будет хоть и отчасти, но реформаторством.


 цитата:
Был ли Студийский устав Соборно отменен


нет, соборного решения не было, но, как говорят ученые, эта отмена произошла вслед за Византией потихоньку. И по местам осталоись некоторые следы студийского устава.

Посмотрите книжку А. Пентковского "Устав Алексея Студита", там много материала.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 743
Упование: РПсЦ
Зарегистрирован: 13.04.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 15:58. Заголовок: А в чём основные оли..


А в чём основные оличия, если можно так выразиться. По каким признакам можно сказать сразу: это из Студийского а это из Иеросалимского?

Всё по старому. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 441
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 16:32. Заголовок: Алексие, спаси Госпо..


Алексие, спаси Господи за ответ!

Алексей Муравьев пишет:

 цитата:
это не то, чтобы "зазорно" - это практически очень сложно и едва ли возможно. Ученые спорят о его применении. Живой традиции уже нет. Любая реконструкция будет хоть и отчасти, но реформаторством.


Погоди!.. Насколько я понимаю, имеются русские средневековые рукописи, содержащие именно студийский устав.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 88
Упование: РПсЦ
Зарегистрирован: 18.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 17:23. Заголовок: Cocpucm пишет: име..


Cocpucm пишет:

 цитата:
имеются русские средневековые рукописи


Разумеется, имеются, но вопросов у литургистов все равно много. Там практически многое неясно

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 17:49. Заголовок: Уважаемый Сосрист! 1..


Уважаемый Сосрист!
1) Студийский Устав на данный момент не является руководством в Богослужебной практике. Следовать только ему - ПОЧЕТНО, ибо сей Устав на Руси ввел Святой Феодосий Печерский.
2) Сведений об отмене Студийского Устава лично мне не попадались. Студийский Устав был заменен на Новый Иерусалимский Устав без какого-либо Соборного рассмотрения в 14 веке.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 07.08.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 18:08. Заголовок: Алексей Муравьев, ко..


Алексей Муравьев, конечно вопросов много, так Богослужебная практика Студийского Устава не совпадает с Богослужебной практикой Нового Иерусалимскаго Устава.
Вопросы есть у тех, кто пытается за уши как либо притянуть Студийский Устав к Иерусалимскому.

Что основное входит в служебник XII-XIII века:
1) Служба Василия Великого;
2) Служба Иоанна Златоуста;
3) Служба поста;
4) молитвы над исповедующимся, молитвы над болящим и молитва на исход души.


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 443
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 22:52. Заголовок: Алексей Муравьев пиш..


Алексей Муравьев пишет:

 цитата:
Разумеется, имеются, но вопросов у литургистов все равно много. Там практически многое неясно


Не подскажешь, какие вопросы имеются и что конкретно неясно в этом уставе? Желательно, простым языком, а то в литургике, мягко выражаясь, несмь специалист

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 07.08.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.09 02:01. Заголовок: Да воскреснетъ Богъ ..


Да воскреснетъ Богъ и разидуться врази его и бежять от лица его ненавидящии его.
Яко ищазаеть дымъ да ищезнуть. яко таеть воскъ от лица огню.
Тако да погыбнуть грешници от лица Божия а праведьници възвеселяться.

стр. 257-258
Текст очень сильно похож на текст Псалтыри XIII века опубликованный архимандритом Амфилохием

На странице 374 прочитайте внимательно "О среде и о пятце".
Этот пункт полностью относится ко всем и священникам и мирянам. Или там же "О Великомъ посте".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 27
Зарегистрирован: 10.10.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.09 21:52. Заголовок: Cocpucm пишет: Не п..


Cocpucm пишет:

 цитата:
Не подскажешь, какие вопросы имеются и что конкретно неясно в этом уставе?



Любая традиция имеет много такого, что передается изустно, но не записано в книгах. Поэтому, когда она прерывается и заменяется другой, восстановление будет уже лишь творческой реконструкцией.

Публикация Студийско-Алексеевского устава в книге, подготовленной А. М. Пентковским, дает представление о составе служб. В принципе, можно служить именно этим составом. Но все равно вопросы останутся. Например: порядок чтения пророческих песен вне Великого поста. Порядок чтения канонов, ибо, насколько понимаю, в Студийском нет строгого нормирования - на 14 - как в Иеросалимском. В рукописях Студийского устава много аллилуйных служб, которых нет теперь. Вопрос: а в приходском варианте они тоже служились?

Я не знаю, есть ли практическая необходимость проводить большую исслед. работу, переучиваться, чтобы потом произвести то, что будет мало кому нужно. Содержание-то печатных Октаев и Триодей уже давно приспособлено именно к Иеросалимскому уставу.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет