Тема о пасхалии, а также связанные с ней поступки и высказывания нецых некоторое время сотрясали сей форум до страстей чрезвычайных. И вот: "Разошлися аки пьяныя..." Ныне же, пока тема еще свежа и не совсем забыта, а страсти, кажись, поулеглися, можно привести стороннее мнение человека-в-теме относительно "Способа вычисления даты Пасхи", предложенного А.Ю.Рябцевым, а также замечания к его тексту. Полагаю, что предложенная точка зрения будет небезынтересна многим.
Текст представляет собой весьма грамотное разъяснение пасхалии, а реформированный цикл вполне укладывается в традиционное русло.
Однако с главной идеей автора согласиться трудно.
Весь пафос его «реформы» заключается в настоятельной необходимости избегать празднования Пасхи «совместно с иудеями» (во исполнение правил Апост. 5 и Антиох 1). Однако остается без ответа вопрос: ПОЧЕМУ каноны запрещают празднование Пасхи μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Вчитаемся в текст Апостольских постановлений:
Кн. V. Гл. 17. «Итак, следует нам, братья, искупленным Честною Кровию, совершать дни Пасхи со всяческим вниманием
после равноденственного солнцеворота, дабы не совершалась память о Страсти дважды в одном году, но один раз в год — по однажды умершему, чтобы более не выглядели мы празднующими с иудеями. Ибо нет у нас с ними ныне никакого общения: ведь они впали в заблуждение и относительно того решения, которое думают, что исполняют, поскольку заблуждаются во всех отношениях и отчуждены от истины. Вы же точно соблюдайте
равноденственный солнцеворот весенней поры, который происходит двадцать второго числа двенадцатого месяца, то есть дистра, соблюдая срок
до двадцать первого [дня] луны, чтобы четырнадцатый день луны не попал на другую неделю: дабы из-за ошибки, случившейся от неведения, мы не стали совершать Пасху дважды в году и не стали праздновать день Воскресения Господа нашего Исуса Христа в иной день, кроме только воскресного».
Кн. VIII. Гл. 47. 7. (7-е Правило свв. Апостол). «Если какой епископ, пресвитер или диакон будет совершать святой день Пасхи
прежде весеннего равноденствия с иудеями — да будет извержен».
Итак, главная причина запрета в том, что иудеи НЕВЕРНО вычисляют дату Пасхи, нередко отмечая ее до равноденствия — т.е. до начала природного года (каковым считается весеннее равноденствие, когда был сотворен мир и началось движение светил и ход времени), и выходит, что они празднуют Пасху дважды в одном году (в начале и в конце) и ни разу — в следующем. Именно поэтому христиане не должны обращать внимание на их праздник, ибо они ошибаются, а должны вычислять дату Пасхи самостоятельно — в полном соответствие с ЕВРЕЙСКОЙ ветхозаветной традицией. Т.о., иудеи отошли от собственного Закона, тогда как христиане его точно исполняют.
Закон Моисея требует, чтобы Пасха совершалась в полнолуние ПЕРВОГО месяца года. К этому христианская традиция добавляет только одно: празднование Воскресения Христова (на которое со временем перешло название Пасхи, строго говоря, относящееся к Страстной Пятнице — дню Крестной Жертвы Спасителя, закланного как Непорочный Агнец) следует совершать в воскресенье, а не в какой-либо иной день недели.
Всё остальное — надумано.
Никакого запрета на СЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ христианского и иудейского праздников в святоотеческой традиции не было и быть не могло. Святые Отцы и византийцы НИКАКОГО ВНИМАНИЯ не обращали на обычаи иудеев — в полном соответствии с духом канонов, осуждающих всякое с ними культовое общение.
Не гоже и нам нарушать эту заповедь и пытаться во чтобы то ни стало избежать «праздничного соприкосновения» с иудеями. Велика честь!
Отдельные замечания:
С. 1
Ошибка в индикте, действительно, вопиющая: 2011 г. = 4 инд. Полный цикл пасхалии — Великий Индиктион в 532 года — не включает в себя 15-летний цикл индиктов, поэтому их слепое копирование неправомерно.
С. 3
В подписи к таблице из «Ока Церковного» неточность:
«В подчёркнутой строке видно, что в таблице четвёртого Великого Индиктиона пятому индикту соответствует…, а в таблице пятого Великого Индиктиона» Речь идет не о четвертом и пятом, а о
четырнадцатом и
пятнадцатом Великих Индиктионах.
С. 4
«В древности в Византии и на Руси было иначе – год начинался 1-го марта».
Не совсем так. «Гражданский» (индиктовый) год всегда начинался с 1 сентября, а началом «природного» (естественного) года в Византии считался день сотворения светил, когда начался отсчет времени, т.е. весеннее равноденствие
21 марта. Март был первым месяцем года (как и сказано в минеях), но с 1 марта год начинался только в пасхальных таблицах (ради удобства).
С. 5
«А если еще добавить, что был «индикт 13», то такого одновременного сочетания чисел Солнца, Луны и «индикта» (20, 1 и 13) вообще никогда не было и не будет.» По правилу комбинаторики, такое сочетание повторится через 7980 лет, т.е. (теоретически) будет в 9940 г.
С. 8
Очень правильно сказано об основаниях, которые постепенно, от века к веку, увеличиваются.
Изначально
эпакты (мн.ч., от греческого «набегающие дни») обозначали возраст луны на 1 января = 1 марта. Например, в год творения, 1 г. от Адама, эпакты были приняты равными 0 (никакого «набегания» еще не произошло), затем увеличились на 11 и т.д. Но к XI в. стало очевидно расхождение между наблюдаемой фазой луны и эпактами (из-за погрешности лунного цикла в среднем на 1 день за 310 лет). Но менять из-за этого пасхалию никто не спешил. Просто для указания возраста луны был введен новый термин — «основание», который обозначал уточненные эпакты. В XI в. они превышали эпакты на 1, в XIV в. — уже на 3. В таком виде «основания» и закрепились в русской традиции. Хотя правильнее было бы, продолжив византийскую практику, увеличивать их и далее, к настоящему времени — до 5.
Однако термин
«епакта», описанный далее, к древним эпактам-основаниям отношения не имеет и является служебным параметром: еп.+25 (с отбрасыванием 30) = число дней от 1 марта до пасхального полнолуния (совпадение с числом марта на 20 день луны, скорее всего, чисто техническое).
С. 9
единственное отличие от нашей азбуки состоит в том, что в «ключах границ» вместо «я» используется «юс большой»
Это не совсем так: «юс большой» используется не вместо «я» (= «юс малый»), а между «ю» (23 апр.) и «я» (25 апр.); вместо «э» используется «ять» (22 апр.); между «х» (13 апр.) и «ц» (15 апр.) используется «от» (= «омега»).
С. 14
Основным правилом является запрет празднования вместе с иудеями, для чего предписано праздновать после них и обязательно в воскресный день. Это правило далеко не основное.
Главных правила три: 1) равноденствие > 2) полнолуние > 3) воскресенье.
Запрет праздновать μετὰ τῶν Ἰουδαίων (Апост. ; Антиох. 1) касается способа определения полнолуния (именно его нельзя отмечать «с иудеями»), т.к. иудеи (но не древние евреи!) в III–IV вв. вычисляли полнолуние нисана неправильно (без надлежащего учета равноденствия). Если же 14 нисана, вычисленное по христианской пасхалии, совпадет с 14 нисана иудейского календаря (а такое неоднократно случалось до VII в.) — никакого нарушения нет.
С. 15
Если бы имел значение только первый день Песаха, то его дата и стояла бы в таблицах. А ее там нет! Во всех известных мне пасхалиях главное — именно «первый день Песаха» (т.н. фаска, или пасха Жидом/Иудеом, или XIV lunae); в русских таблицах именно на него указывает «исправная буква».
С. 16
Около 1409-го года, когда начался предыдущий Великий Индиктион, пасхальные таблицы правились, поскольку даты мартовских полнолуний 15-го века соответствуют «основаниям» и «епактам» пасхальных таблиц. Последняя коррекция византийской пасхалии имела место около 1337 г. (пасхалия в «Синтагме» Матфея Властаря).
С. 17
И никто не задается простым вопросом: – А когда же иудеи празднуют на самом деле? Именно это и запрещено канонами, воспрещающими праздновать Пасху, глядя на то, как это делают иудеи (μετὰ τῶν Ἰουδαίων).
Пасхальные таблицы показывают не даты иудейского Песаха, вычисляемые по современному иудейскому календарю (известному с IX в.), а «правильные» даты еврейской Пасхи (XIV нисана), вычисленные по александрийской пасхалии.
С. 17
«Скачок луны» попал на 16-й год по одной простой причине: в византийской пасхалии счет лет от основания мира начинается в 5508 г. до н.э., в александрийской — с 5492 г. до н.э. (= 5500 до Р.Х. по александрийской хронологии). Поэтому 1-й год александрийского пасхального цикла = 17-му году византийского. А сама структура цикла — именно александрийская, и в ней «скачок» на своем месте — в конце 19-го года.
В лето 5827-е (319-й год) … реальное полнолуние было 23-го марта. «Реальное полнолуние» в этот год произошло 22 марта в 15:54 по Гринвичу (http://eclipse.gsfc.nasa.gov/phase/phases0301.html). Но это никого не интересовало. Главное — по пасхалии полнолуние было 21 марта, и никакого «нарушения» Отцы в данном случае не допускали.
Следует понять одно принципиальное положение. Александрийская пасхалия (воспроизводящая цикл Калиппа) никогда не претендовала на астрономическую точность: для этого существовал цикл Гиппарха (которым, кстати, и пользуются теперь иудеи). Пасхалия — это КАЛЕНДАРЬ, для которого главное достоинство — не соответствие циклам движения астрономических объектов (что мало кто в состоянии точно отследить), а УДОБСТВО пользования. И в этом отношении православной пасхалии нет равных.
Именно поэтому византийцы, прекрасно зная о неточности пасхалии (см., напр., соответствующую главу у знаменитого канониста Властаря), не меняли александрийскую систему.
Латиняне, приняв в XVI в. григорианский календарь, пожертвовали удобством ради «точности» — и в итоге католической пасхалии как системы циклов не существует в принципе: дату Пасхи надо вычислять по сложному алгоритму. Нечто похожее предлагается и в данной статье. Это — тупиковый путь.
С. 25
Если бы в 15-м веке не допустили столь грубую ошибку… Никакой «ошибки» в XV в. никто не допускал.
Византийский тип пасхалии (со смещенным скачком луны) возник в VII в.