ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 377
Зарегистрирован: 12.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.08 15:01. Заголовок: Откровения старца Серафима


Цитата (по мне, так обхохочешься) из жития прп. Серафима Саровского:

«Однажды пришли к нему четыре старообрядца спросить о двуперстном сложении. Только что они переступили за порог келии, не успели ещё сказать своих помыслов, как старец подошёл к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трёхперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: „Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие её — учители Церкви, архипастыри — суть преемники Апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и вёсел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывёт за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю“.

В другое время пришёл к нему один старообрядец и спросил: „Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?“

— Оставь свои бредни,- отвечал о. Серафим.- Жизнь наша есть море, св. Православная Церковь наша — корабль, а Кормчий — Сам Спаситель. Если с Таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чём утверждаешь свою надежду — спастись без Кормчего?

Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келии о. Серафима и о сём доложили ему. Не смотря на множество народа, толпившегося в сенях, о. Серафим просил принести её к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Её внесли в жилище старца и положили на пол. О. Серафим запер дверь и спросил её:

— Откуда ты, матушка?

— Из Владимирской губернии.

— Давно ли ты больна?

— Три года с половиною.

— Какая же причина твоей болезни?

— Я была прежде, батюшка, Православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере, и всё была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того, вечером, пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я, в испуге, упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли на двор и нашли — я лежала. Они меня внесли в комнату. С тех пор я хвораю.

— Понимаю… отвечал старец. А веруешь ли ты опять в св. Православную Церковь?

— Верую теперь опять, батюшка,- отвечала больная. Тогда о. Серафим сложил по-православному персты, положил на себе крест и сказал:

— Перекрестись вот так, во имя Святой Троицы.

— Батюшка, рада бы,- отвечала больная,- да руками не владею.

О. Серафим взял из лампады у Божией Матери Умиления елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг её стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же получила совершенное здоровье.

Народ, стоявший в сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что о. Серафим исцелил больную.

Когда это событие кончилось, то пришла к о. Серафиму одна из Дивеевских сестёр. О. Серафим сказал ей:

— Это, матушка, не Серафим убогий исцелил её, а Царица Небесная.

Потом спросил её:

— Нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?

— Таких нет, батюшка,- отвечала сестра,- а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все.

— Попроси их от моего имени,- сказал о. Серафим,-чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы.

— Я им, батюшка, говорила о сём много раз, да не слушают.

— Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит; он первый согласится. А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?

— К прискорбию, у нас в роду все так молились.

— Хоть и добродетельные были люди,- заметил о. Серафим, пораздумавши,- а будут связаны: св. Православная Церковь не принимает этого креста… А знаешь ли ты их могилы?

Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены.

— Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности.

Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса о. Серафима: ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны св. Христовой веры.»
Комментарии посетителей:
Андрей Щеглов [Москва] [14.01.2008 в 20:40]
Спаси Господи Вас за столь замечательный пример!
"Старец" Серафим действительно очень сомнительная фигура с христианской точки зрения, да впрочем и не только с христианской, с исторической тоже. Та фигура "Серафима"(Кстати, именем высших ангельских чинов, на Руси было не принято называть людей), так вот фигура эдакого добренького "старца" со всеми его харизматическими атрибутами, которую мы наблюдаем сейчас достаточно виртуальна и очень характеризует никонианскую идеологию. Сейчас Мошнина преподают в виде этакого добренького никонианского волшебника. Реальная фигура "старца" Мошнина была намного приземленей и страшней. Известен факт, что когда Серафим узнал о казни декабристов, то плясал в своей келье. Не даром одним из главных противников "канонизации" этого "старца" был великий блюститель никонианства Константин Петрович Победоносцев, обер-прокурор Синода, тот самый, который по мысли А. Блока распростер "совиные крыла" над Россией. Заметьте читатель, что противником "канонизации" выступал самый главный хранитель российской "имперскости" и "никонианства", человек безусловно талантливый, искренний и одаренный (достаточно почитать его сочинения). Но помимо этих своих чисто человеческих качеств К.П. Победоносцев был человеком безусловно осведомленным о происходящем в "безднах" никонианской "церкви". До сих пор внятного понимания понимания личности Мошнина нет. Как говориться нет прямых улик. Есть смутные слухи о хлыстовстве "старца", его тайном эзотеризме и т.д. с одной стороны, с другой восторженное восприятие личности различными никониянами, основанные на его произведениях, вернее пересказаний его жизни различными сомнительными "жития"писателями, вроде Мотовилова.(Об этой личности недавно очень интересно написал никонианский автор Дунаев).
Я не историк XIX века и не могу судить где здесь правда, а где ложь в жизни Серафима. Для меня как христианина достаточно почитать его произведения, чтобы все стало ясным. А с этой точки зрения, приведенный отрывок очень характерен. Никониаки до последнего времени уперто талдычат, что двуперстие и щепоть равнозначны как церковные обряды, что никонианская церковь боролась не с обрядами, а с "раскольниками", которые якобы выступили против их эллинской "церкви". На постулате "равнозначности и равночестности" обрядов построен карточный домик всего никонианского отношения к Христианству. Но так ли это на самом деле? А в реальности все иначе. Никонианами проклято было именно Христианское благочестие, а не "раскольники". "Раскольниками" никониане почитали христиан не принявших их соблазнительные эллинские новины. И рассуждения данного "старца" здесь очень показательны. Он ведь однозначно говорит, что "православная церковь" не принимает именно двуперстие, что двуперстное знамение есть "а сложение двуперстное противно святым уставам" и есть "бредни". Мошнин здесь далеко не оригинален,"что вижу, то пою", он просто повторял известные ему никонианские постулаты. А с никонианскими посылами борьбы с христианским благочестием можно ознакомиться прочитав "Деяния Соборов" 1666-1667 годов (они опубликованы на нашем сайте). Но "Деяния" стоят в "начале славных дел", потом были бесконечные перепевы о "истинности" никонианства и "неистинности" Христианства, продолжающиеся в скрытой форме и по сей день. Лукавое утверждение о "равночестности" обрядов это уже никонианская выдумка начала XX века, "соборов" 1917 года и последующих за ними "снятия клятв". На эту тему хорошо написал никонианский автор А. Кравецкий, в сочинении, где он приводит подлинные документы "никонианских соборов".
Важно, что "Свидетельства" об истине щепоти приводит "старец" Серафим. Данный персонаж - это никонианское "ВСЕ". Опыт показывает, что с никонианами можно говорить обо всем, но нельзя затрагивать Серафима. Тут уж начинается настоящее кликушество, смиренные и благостные никонианские барышни превращаются в разневанных фурий, а кроткие труженники волшебного цеха вдруг, во мгновение, превращаются из рыхлых и неуклюжих жрецов, прямо в терминаторов и рапторов, как только разговор заходит о Серафиме или о попе Иоанне из Кронштадта, основателе хлыстовской секты. Потому свидетельства подлинных никонианских фетишей важны для христиан. Потому что даже среди староверов раздаются дурацкие разговоры, о "криптостароверии" Серафима и иже с ним.
И не вдомек никонианам, что документы о деятельности их "старцев" увидят свет, хотя ответ на эти публикации известен. Будет как о Г. Распутине, чего только не предъявляй никонианам и показания Охранного Отделения, показания филеров и т.д., то есть подлинные документы о веселой жизни еще одного никонианского "старца", ответ будет один: "старца оболгали масоны и жыды, а вы если поддерживаете эти разговоры сами жыд и масон" ну и далее идет разговор, что "староверы революцию поддерживали, а в доме Рябушинского нашли тайную масонскую комнату, украшенную жидовскими символами" ну и все в таком духе. Со "старцем" Серафимом будет такая же история.
http://mod-site.net/gb/u/staropomor-1.html

Не новины какия затеяхом, не догматы своесмысленные внесохом, не за своевольное предание утвержаемся, но готовая древлеправославныя церкве предания содержим, по готовым священным книгам службу Богу приносим, еже есть в готовей древлеправославней церкви пребываем, по божественному Златоусту: церковь есть не стены и покров, но вера и житие, не стены церковныя, но законы церковныя (маргарит, слово10) Из Поморских ответов Спаси Христос: 0 
Профиль
Ответов - 124 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Сообщение: 2821
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 09:30. Заголовок: Вот, что доподлинно ..


Вот, что доподлинно известно о Серафиме Саровском (+1833г.) :




 цитата:
Тамбовской епархии Темниковской Саровской пустыни отцу иеромонаху Серафиму.
По благополучном, с помощью Вышняго, окончании войны с французами, благоугодно было Его Императорскому Величеству, Всемилостивейшему Государю нашему, между многими милостями, дарованными всем вообще верным Его подданным, отличить Российское духовенство особенным знаком Высочайшаго Своего благоволения и признательности, которыя изъяснены в Манифесте от 30 августа 1814 года следующими словами:
«Священнейшее духовенство Наше, призывавшее пред Олтарем Всевышняго теплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоговения к вере и любви к отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховнаго Пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего Крест с подписью 1812 года.
Ныне сии Кресты доставлены из Святейшаго Правительствующаго Синода для Духовенства Тамбовской епархии, и исполняя предписание Онаго, препровождаю при сем один таковый Крест к вам для ношения на персях на Владимирской ленте, как о том изъяснено в Высочайшем Его Императорскаго Величества Манифесте 30-го августа 1814 года, и особом Высочайшем повелении, прописанном в Указе из Святейшаго Синода февраля от 14 числа 1818 года.
Иона, епископ Тамбовский и Шацкий.
Марта 14 дня 1818 года
http://www.tserkov.info/numbers/history/?ID=1061






 цитата:
В архиве Нижегородской области хранится письмо мещанки г. Арзамаса Веры Поповой, адресованное диакону села Шилокши Александру Григорьеву: «Еще для здоровья вашего посылаю от Святаго Старца благословение Батюшки Отца Серафима святых крупиц прочитывая 3 Отче наш, 3 Богородице Дево радуйся и однаво Верую, и будет польза, для того вам оные посылаю думаю, что у вас оных уже нет». Письмо написано в 1824 году.
http://www.tserkov.info/numbers/history/?ID=1061



 цитата:
«Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (36 духовных наставлений о. Серафима) 1839г. издания.
http://serafimov.narod.ru/bibl/prsf/prsf13_.html



 цитата:
Житие («Сказание о жизни и подвигах») отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841 г. Через три года после выхода в свет официально одобренного жизнеописания отца Серафима, составленного иеромонахом Сергием, в 1844 г. в санкт-петербургском журнале «Маяк» было опубликовано «Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима…, извлеченное из записок ученика его». Текст «Сказания», художественно несовершенный, без литературной обработки, насыщенный рассказами о видениях и чудесах...
http://www.alt-tv.ru/GitieSerafima/jitie-lives.html



РПСЦ
(излагаю сугубо свою точку зрения)
Спаси Христос: 0 
Профиль



Сообщение: 77
Зарегистрирован: 02.08.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 19:03. Заголовок: Косолапый пишет: Жи..


Косолапый пишет:

 цитата:
Житиями святых, Прологом, Патериками - что касается жития святых. И, конечно же, трудами святых Отцов.



Я имел ввиду, когда Вы изучали личность Серафима.

Косолапый пишет:

 цитата:
да о чем вы?



Я немного о другом, хотя и не отрицаю Вашей позиции. Я достоверно не знаю - ну, не знал я лично его. Однако я уверен в тех исследовательских работах, о которых упоминал и которые, как ни парадоксально, тяжело найти не то, что в книжных магазинах, но и в интернете.

На одно я уже дал ссылку. Вообще, при рассмотрении различных исследований, возникает довольно интересный облик старца, отличающийся от рпцешных, мотовиловских и пр. представлений о нем, который соответствовал именно святоотеческому облику.

То, что он был и был святым - факт, хотя последнее не собираюсь Вам доказывать - просто отсылаю Вас к исследовательским трудам, где предоставлен соврешенно доброкачественный анализ на основе фактических материалов. Судите сами, но для начала хотя разберитесь с этим вопросом, пржде чем так предвзято относиться.

Косолапый пишет:

 цитата:
Не забудьте только представить доказательства: фотографию души, рентгеновский снимок, вес, химический (или какой-нибудь лазерно-флюидо-эгрегорно-метафизический) состав и пр.



Существование души доказывается отнюдь не этим. Так же Вы и у человека ничего там таким образом не найдете.

Косолапый пишет:

 цитата:
буду вам про инопланетян и живое солнце рассказывать, чтобы вас разубедить поклоняться Серафиму



Во-первых, про инопланетян я ничего не говорил и не буду, потому что я в них не верю и не встречался с ними, а рассказы о них для меня объясняются очень просто и довольно научно (по этому вопросами я советовался с компетентыми людьми), но я не буду говорить как, потому что начнется снова не пойми что. Скажу только, что это природное явление, не связанное с внеземным, как уверяют в том уфологи.

Во-вторых, отрицание живого солнца выглядит для меня удивительным после стольких исследований. Более того, учитывая тот факт, что все оживотворено Богом, то Ваш отказ Солнцу в жизни выглядит довольно-таки странным.

Ведь сознание,разум, язык и т.п. у Солнца, как и у животных (надеюсь в том, что они живые, Вы не сомневаетесь) не человеческие. А на каком же тогда языке и как, например, общался Сергий Радонежский с животными? Думаете, что он их считал "тварями бездушными"? А Солнце, которое его греет и напомниает о Боге Едином, оттадающим себя, как Солнце Земле, мертвым и слепым куском материи?

Уверен, что он благодарил Солнце за то, что оно дает ему тепло, а зверей - за их общение. Ибо с кого, если не с Природы брать пример живущему в лесу (сам жил какое-то время - на своем опыте это знаю)? Природа трудолюбива (отсюда - упорная молитва); гармонична (отсюда - уравновешанный духовный и душевный миры) и т.д.

Создания Божьи можно уподобить, грубо говоря, "инструментам", если проводить аналогию: люди - "молотки", животные - "отвертки" и пр. То есть у каждого своя функция на Земле, каждый служит тем или иным образом Богу. И нельзя сказать, что Солнце не живое, что у животных нет души, а человек - "пуп Земли". Такая идеалогия породила экологическую катастрофу. Тем более, последние данные науки в купе с предыдущими доказывает всю несостоятельность подобных рассуждений.

Но мы так и не рассмотрели, как же Библия оценивает животных? Неужели все так там однозначно? А вот откуда я взял следующий текст - не скажу (не важно, ибо важнее, что написано, а не кто написал):

Соломон является общепризнанным авторитетом и мудрейшим из библейских мудрецов; и он высказывает ряд истин в Екклезиасте (гл. III):

«Чтобы они [сыны человеческие] видели, что они сами по себе — животные» (стих 18) ... «участь сынов человеческих и участь животных — участь одна ... и нет у человека преимущества перед скотом» (стих 19) ... «Все идет в одно место: все произошло из праха, и все возвратится в прах (стих 20). «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (стих 21).

Библия, в целом, изобилует милосердием к людям и добротой и любовью к животным. Оригинальный еврейский текст главы XXIV книги Левит переполнен этим. Вместо стихов 17 и 18, так переведенных в Библии: «Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину» в оригинальном тексте говорится: «жизнь за жизнь», или, скорее, «душу за душу», нефеш такхат нефеш.3 И если суровость закона не доходила до такой меры, как убийство (как в Спарте, человеческая «душа» за «душу» скота), — все же, хотя он и заменял убитую душу душой живущего существа, на виновного налагалось тяжелое добавочное наказание.

Но это еще не все. В Исходе покой праздного дня распространялся на скот и других животных:

«День седьмой — суббота ... не делай в оный никакого дела ни ты, ни ... скот твой»; (XX, 10); и праздный год «...в седьмой [год] оставляй ее [землю] лежать в покое ... чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (XXIII, 10, 12),

— эта заповедь, если она что-либо означает, показывает, что даже животные не были исключены древними евреями из участия в поклонении их божеству, и что это участие во многих случаях происходило наравне с самим человеком. Многие вопросы происходят из непонимания, что «душа», нефеш, совершенно отлична от «духа», руах. И все же ясно утверждается, что «Бог вдохнул в ноздри (человека) дыхание жизни и человек стал живой душой», нефеш, не в большей и не в меньшей степени, чем животное, ибо душа животного также называется нефеш.

В-третьих, я не поклоняюсь никому, особенно Серафиму. Да, я его уважаю и почитаю, как святого, наравне с другими святыми, кто именно святостью своей жизни по Евангелию доказали свою святость, мерой своего богоподобного смирения. Мне он помогает, как и другие святые - в этом лишь заключается моя вера в святых (а уж подтверждением служит их жизнь и труды (творения), которые способствуют познанию Бога - и заметьте, не рациональным путем).

Спаси Христос: 0 
Профиль



Сообщение: 1065
Упование: Православная.
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Poland, Poland
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.09 00:51. Заголовок: Преподобный старообрядец Серафим Саровский


Преподобный старообрядец Серафим Саровский

http://verardc.ru/pdf/serafimsarovski.pdf


Християнин Православного Истинного Староверия незагрязненного ересями /Християнин древлеправославного поповского исповедания ( ПАЦП ) http://starodruki.bloog.pl Спаси Христос: 0 
Профиль



Сообщение: 259
Зарегистрирован: 18.04.09
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.09 10:02. Заголовок: СБОРНОЕ Валерий МЕ..


СБОРНОЕ

Валерий МЕЛЬНИКОВ
17.10.2002, 00:05
По старому обряду

Но не все несогласные с новыми обрядами вступали в противоборство с государством и господствующей Церковью. С самого начала церковных реформ среди населения, особенно среди купеческого сословия, зародилось движение так называемых крипто-старообрядцев, формально принадлежавших к господствующей Церкви, но тайно следовавших старой вере. В 1799 году группа московских купцов обратилась к московскому митрополиту Платону с просьбой иметь священников из новообрядческой Церкви при условии совершения ими служб по старым книгам. В 1800 году официально появилось единоверие - промежуточное звено между старообрядческой и новообрядческой Церквами.
Многие современные единоверцы, как, впрочем, и некоторые старообрядцы, очень чтут преподобного Серафима Саровского, считая его первым тайным единоверцем. Современный историк Борис Кутузов, исследуя материалы тайного православного собора 1928 года (названного Кочующим из-за того, что в целях конспирации делегатам приходилось постоянно менять места встреч), утверждает, что на соборе рассматривались так называемые бумаги Мотовилова, из которых следовало, что общепринятый образ преподобного Серафима Саровского был его биографами сильно искажен. На самом деле, утверждает Кутузов, его родители - купцы Мошнины - были крипто-старообрядцами и любовь к старой вере передали своему сыну Прохору - будущему Серафиму Саровскому.
Если это действительно так, то становится понятным, почему преподобный носил дониконианские клобук, мантию и лестовку (разновидность вервицы - древнейшего вида четок, до сих пор являющейся обязательным атрибутом старообрядчества). Склонность к старообрядчеству старца Серафима Саровского, по словам историка Б. Кутузова, и являлась основной причиной нежелания Синода его канонизировать, несмотря на всероссийское почитание. Трудно сказать, насколько соответствует истине версия Б. Кутузова, тем более, что существование самого Кочующего собора многими историками ставится под сомнение, но единоверцы преподобного Серафима чтут


Преоподобный Серафим Саровский о церковных реформах

Преп. Серафим Саровский: «Что приняла и облобызала Святая Церковь – все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие–нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть (столп и утверждение Истины) и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т.е. что она пребудет неизменно до конца – до второго пришествия. Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви, есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Духа Святого, которая не простится во век. Хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом и делом, день и нощь служащих Ему. А таковые есть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедающие благочестие, Ею преданное».

Из «Пояснения к посланию еп. Диомида»


Пророчества Пелагеи Рязанской
О воскресении преподобного Серафима Саровского.

Пелагия слепенькая говорила, что мощи преподобного отца Серафима находятся в Москве у одной благочестивой старушки. Ангел Господень, когда будет нужно, велит ей обратиться к первоиерарху и сказать, что у нее находятся мощи преподобного Серафима. Эти святые мощи понесут на плечах через Каширу по Волгоградской дороге через Михайлов в Тамбов, а оттуда в Саров. В Сарове отец Серафим воскреснет из мертвых!
В то время, когда его мощи будут нести, народу будет тьма, и великое множество болящих исцелится! Про воскресение его в Сарове будет объявлено по радио и телевидению, и народу будет - несть числа!
В это время со всего мира прибудут в Саров много иностранцев: и священство, и просто любопытных. Все уверятся в воскресении преподобного Серафима: да, истинно, это тот старец, который посвятил себя Богу на этой земле, в этой местности! Такое вот будет всемирное диво!
Из Сарова Серафим пойдет в Дивеевскую обитель пешком. Его будут сопровождать последний Государь с царским священством и море народное... По дороге в Дивеево преподобный Серафим сотворит много чудес, да и в Дивееве тоже!
Он будет обличать духовенство в предательстве и измене, будет проповедовать на весь мир покаяние, - говорила угодница Божия Пелагия, - Серафим Саровский объяснит всю историю, все расскажет и будет обличать пастырей как младенцев, покажет им, как правильно креститься, и многое другое!.. Даже евреи уверуют в батюшку Серафима, а через это - в Господа Иисуса Христа! Представьте картину сияющего всему миру солнца!



Письмо обер-прокурору Св.Синода от Муравьева, октябрь 1866

"Серафим (Саровский) слагал свой клобук, что может повториться"

"Православное обозрение" (1880-1881), перепечатано журналом "Странник" (1881, дек., стр. 684-694)


Воспоминания епископа Арсения, правившего Тамбовской епархией с 24 апреля 1832 по 5 апреля 1841 года.

"Преосвященный Арсений, желая проверить это, приехал в Саров и спрашивал игумена Нифонта. Игумен Нифонт предложил Преосвященному послать за батюшкой Серафимом, чтобы преподобный сам пришел к Преосвященному. Отец Серафим был уже очень слаб...Гонец застал его лежащим в гробу. Отец Серафим сказал: Скажите Преосвященному: не могу идти, лежу в гробе, язвами уязвлен" Игумен Нифонт послал за ним второй раз, ответ батюшки Серафима был такой: "Скажите Преосвященному: что не Лазарь ко Христу пришел, а Христос к Лазарю"... Арсений воскликнул: "Ах Нифонт, Нифонт! Согрешил я с тобой против великого старца!" и сам отправился к батюшке Серафиму.


Информация к размышлению:

архив о Серафиме Саровском занимает 60 тетрадей, по сей день было хоть и в переделанном виде опубликовано всего 39 тетрадей. С 40 по 60 тетрадь никто никогда не публиковал. Как сам пишет господин Чичагов, последний в 19 веке, кто работал с этим архивом, остальная часть архива для публикации не пройдет церковной цензуры.


Денис Коротких.
Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни.

К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и другие источники позволяют нам судить о том, каким было молитвенное правило самого известного насельника Саровской пустыни, прп. Серафима Саровского. Оно основывалось на древнерусском монашеском правиле и содержало многие особенности, характерные для дореформенных богослужебных книг. Так известно, что преподобный молился по лестовке [1]. (1), с которой его и доныне изображают на иконах. Все эти факты говорят о тесной связи богослужебного уклада Саровской пустыни с древними традициями русского монашества. Несмотря на изменения, происшедшие в чинах и обрядах Русской Православной Церкви в середине XVII века, в обители продолжал царить дух древнерусского подвижничества [2].
Немалую роль в этом сыграло сохранение в пустыни традиционного русского церковного пения. Именно укорененность древних традиций способствовала тому, что в Сарове на монастырских клиросах по-прежнему практиковался знаменный роспев в то время, как по всей России все большую популярность завоевывали партесные хоры, исполнявшие произведения в духе западной музыкальной культуры. Доказательством этого являются свидетельства посетителей монастыря в XIX веке, которые писали, что "пение в Сарове было совершенно особое, "столповое". Ноты не признавались, пользовались крюками. Головщик начинал, к нему присоединялись остальные. Последнее время головщиком состоял иеромонах Иоасаф. Пели громко, прямо кричали. Напевы держались древние, протяжные, напоминали голос ветра, гулявшего по обширному Саровскому лесу" [3]. Описание певческой традиции в этом отрывке очень напоминает практику старообрядцев - головщик точно так же предначинает пение, а остальные певчие "настраиваются" по первой строке песнопения. Приведем высказывание другого паломника:
"Литургия в летнем соборе поразила меня необычайной величественностью монастырской службы, особым напевом молитвенных песнопений, никогда еще мной неслыханным. Повеяло на меня от них такою седою древностью, что невольно вспомнилась и далекая Византия, давно закончившая свои исторические счеты, и ее монахи, впервые внесшие свет Христова учения в родимую землю. Я не принадлежу к знатокам древлеправославного церковного пения, но мне показалось, что такой напев должны были слышать и Владимир Святой и первые подвижники Киево-Печерской Лавры. Поначалу, пока прислушиваешься, слух, привыкший к итальянизированному пению в городских церквах, даже как будто оскорбляется непривычной суровой монотонностью гармонии, странностью ритма. Но это только сначала, а затем так проникаешься этим истинно монашеским, бесстрастным пением, что слова молитвы и напев соединяются в стройное гармоническое целое, не рассеивая, а напротив, сосредоточивая молитвенное внимание на самом духе слов молитвы" [4]
По-видимому, определенное влияние на певческую традицию монастыря оказал о. Ефрем [5], который был переведен сюда в 1727 году из Гороховского Знаменского монастыря. По отзывам современников о. Ефрем был выдающимся подвижником. "Этот великий монах был особенно замечателен своею строгою жизнию, терпением, твердостию в искушениях и незыблемою надеждою на промысл Божий" [6]. "Незлобивый этот старец с самого поступления своего в обитель соблюдал крайнее нестяжание и смиренномудрие во всем; он проникал все духовныя нужды братии своим опытным взором и строго наблюдал, чтобы чтение и пение в церкви отправлялось благочинно и благоговейно; без его присутствия никакая церковная служба не начиналась".
По свидетельствам, собранным священномучеником Серафимом (Чичаговым), составителем Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, Св. Тихон Задонский "питал к старцу Ефрему такую искреннюю любовь и такое глубокое уважение, что имел с ним духовную переписку" [7].
К сказанному нужно добавить, что о. Еферем, так же, как и его учитель о. Иоанн "подвергся горькой участи по ложно возведенной на него вине, он был взят в тайную канцелярию... лишен своего сана и сослан в 1738 году в Орскую крепость на заточение" [8]
. О. Ефрем был освобожден из крепости только в 1755 году. По некоторым сведениям осуждение и заключение под стражу этих двух старцев было связано с их привязанностью к старым богослужебным порядкам, поддерживавшимся в монастыре, почему им и было вменено в вину "старообрядчество".
О. Иоанн, бывший в то время строителем Саровской обители, высоко ценил достоинства о. Ефрема и "употреблял его на разныя посылки по общим нуждам, особенно по церковной службе, так как он имел природный дар искусно петь, читать и служил живым правилом и уставом для братствующих. Его собственною рукою были написаны полууставом нотные ирмологии, обиходы и праздничныя стихиры, разные канонники, псалтырь с канонами и келейное правило, которое хранится в обители" [9]..
Из сохранившихся до наших дней рукописей XVIII века, принадлежавших Саровской пустыни, многие могли быть написаны именно о. Ефремом. Эти рукописи представляют традицию крюкового знаменного пения, с пореформенной редакцией текста, или с редакцией т.н. "переходного периода". Несколько рукописей написаны одним почерком.
Таким образом, данные памятники полностью подтверждают цитировавшиеся свидетельства современников о том, что в Саровской обители в ХIХ веке пели по крюкам. Это еще раз подтверждает, что обитель в отношении певческой культуры следовала древнерусским традициям.

(Опубликовано в журнале "Музыкальная Академия" №3, 2003)


См. также

Великая дивеевская тайна о мощах преп. Серафима Саровского
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=988

Сожженные рукописи Преп. Серафима
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/novosti/n016.html


Спаси Христос: 0 
Профиль
Ответов - 124 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 94
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет