ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 3012
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.08 14:37. Заголовок: О Софии - Премудрости Божьей.


Перенс из другой темы.

о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
А София Премудрость - образ ГОСПОДСКИЙ, а не Богородичный.


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
По книгам встречал, что есть два извода. Новгородский - где Софии предстоят Богородица и Креститель, и Киевский, где сама Богородица с Младенцем-Христом. вот второй извод старого письма и ищу. А то, что порой под Софией понимают Богородицу, так это века со 2-го и по наши дни.


Евгений Иванов пишет:

 цитата:
1) Кандак канона.
2) "Родная старина", там две статьи про Софию и в первой статье это излагается. Во второй строго Господень образ. Из "Родной старины" и сведения о втором списке Софии. Вернее о первом, известный нам - более поздний.
3) Был у меня скан рукописи староверского цветника. Найду, выложу.
4) Не читал, но некоторые источники ссылаются на Игнатия Богоносца.

ДРЕВНЕЕ ПОНИМАНИЕ ИДЕИ СОФИИ
Слово «премудрость» на греческом языке произносится «софия». Издревле понимание идеи Софии было двояко. Так, в одной из церковных молитв на праздник Святой Софии говорится: «Непостижимая и Всепетая Премудрость Божия, София Преименитая, девственных душа, сиречь Единородный Сын Слово Божие». Отождествление Софии со второй Ипостасью Святой Троицы было наиболее присуще христианской мысли древних времён. Соответственно такому пониманию, София, Премудрость Божия, изображалась в виде крылатого Ангела с огненным ликом, в царском венце, украшенном крестом, и в царских одеждах, восседающего на золотом престоле, который утверждён на семи столбах. «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч., 9, 1). Однако наряду с таким толкованием слова «софия» существовало и другое. Ещё святой Игнатий Богоносец, объясняя слова Притчей «Премудрость созда себе дом…», разумел под Премудростью или Софией — Пресвятую Богородицу. Такое понимание нашло отражение, в частности, в киевской традиции, где на иконах Святой Софии изображена Богоматерь под седмистолпной сенью, стоящей на амвоне с семью ступеньками. Примечательно, что дни празднования Софии совпадали с Богородичными праздниками. Например, в Киеве праздник Святой Софии отмечался в день Рождества Богородицы, а в Новгороде — в день Успения.
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2211&n=112

5) В письме о. Елисея 2003 , когда он обвинял о Леонида в ересях, стоит пункт, что о. Леонид почитал Богородицу Софией.





о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Почитайте ещё вот здесь, быть может, тогда окончательно разберётесь в этом вопросе: http:// samstar-biblio.ucoz.ru/publ/247-1-0-895



Вот, что нашел:





http://www.ustav.info/files/book/mcr1.pdf книга тяжелая! 50мегов!

РПСЦ
(излагаю сугубо свою точку зрения)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 [только новые]





Сообщение: 3013
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.08 15:02. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Почитайте ещё вот здесь, быть может, тогда окончательно разберётесь в этом вопросе: http:// samstar-biblio.ucoz.ru/publ/247-1-0-895



 цитата:
или даже раньше, появляется иное «Сказание об образе Софии, Премудрости Божией», вошедшее в ряд древнерусских иконописных подлинников и сборников слов и поучений. Оно стало гораздо более распространённым, чем творения преп. Зиновия. Иногда его помещали прямо на иконах Софии Премудрости новгородского извода, так сказать, для пояснения, а в XVII в. даже приписывали св. Максиму Греку. К сожалению, ясности эти сказание, прямо называемое исследователями «маловразумительным», отнюдь не способствовало. Напротив, именно в этом тексте, впервые на Руси, произошло противоречащее православной традиции смешение Софии Премудрости и Богородицы. «Церкви Божия, София, Пречистая Дева Богородица, сиречь девственных душа, неизглаголаннаго девства чистота», - говорится в начале сказания, а завершается оно так: «От Девы бо родися Христос. Прежде бо Рожества Дева, и в Рожестве Дева, и по Рожестве паки Девая». Историки достаточно давно обратили внимание на вероятное западные корни данного памятника письменности, ведь именно латинское богословие, как известно, отождествляет Премудрость и Деву Марию. В трудах исследователей называется и вероятный конкретный источник, - сочинения немецкого монаха-мистика XIV в. Сузо. Одна из его книг написана в форме диалога с некоей Премудростью, которая как бы двоится, это и Христос, и Богоматерь одновременно, она представляет собой аллегорию (символ) в первую очередь девства и чистоты. Так безусловно благая, необходимая для страны (но, скорее всего, всё же чрезмерная в данном конкретном случае) «объединительная ревность» власть имущих, невольно открыла путь на Русь, по меньшей мере, - запутанному, по большому же счёту - попросту католическому понятию о Премудрости Божией. Именно эта, мягко говоря, неоднозначная «софиология» стала богословским фундаментом составленной в 1-й половине XVII столетия (до 1646 г.) князем Симеоном Шаховским полиелеосной «Службы Софии Премудрости Божии, яже в Великом Нове граде».
http:// samstar-biblio.ucoz.ru/publ/247-1-0-895


А вот из приведенной выше грамоты патриарха Луки к Андрею Боголюбскому 1160г. видно, что сей взгляд исповедывал Православный патриарх Лука задолго до 14в.

РПСЦ
(излагаю сугубо свою точку зрения)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.08 21:48. Заголовок: Прочиталили ли В..


Прочиталили ли Вы предисловие этой "грамоты 1160 г."? Она была издана ПО ОЧЕНЬ ПОЗДНИМ СПИСКАМ, XVII ВЕКА И НИКОНОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ. Где, к сожалению, может быть и не относящееся к 12-му столетию. Например, московские вставки 15-го века. После присоединения Великого Новгорода к Москве ряд памятников письменности изрядно "правился" в "промосковском" политическом духе. Например, "Житие преп. Зосимы и Саватия Соловецких" (лишь в одном списке уцелел НЕДООТОРВАННЫЙ (!) "новгородский" лист, повествующий о разногласиях между иноками по отношению к Москве). Не исключено, что и здесь, увы, имеет место то же самое.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3022
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 07:24. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Прочиталили ли Вы предисловие этой "грамоты 1160 г."? Она была издана ПО ОЧЕНЬ ПОЗДНИМ СПИСКАМ, XVII ВЕКА И НИКОНОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ. Где, к сожалению, может быть и не относящееся к 12-му столетию. Например, московские вставки 15-го века. ... Не исключено, что и здесь, увы, имеет место то же самое.


А какой интерес править, тут наставление о благочестии?

РПСЦ
(излагаю сугубо свою точку зрения)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 22:13. Заголовок: Интерес в том, ..


Интерес в том, чтобы постфактум дать "благочестивое оправдание" политическому по сути "назначению" Софийскому собору в Новгороде Успения Богородицы в качестве престольного праздника.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3031
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 23:42. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Интерес в том, чтобы постфактум дать "благочестивое оправдание" политическому по сути "назначению" Софийскому собору в Новгороде Успения Богородицы в качестве престольного праздника.


И?
Какой криминал?

РПСЦ
(излагаю сугубо свою точку зрения)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.08 22:07. Заголовок: Криминал в том,..


Криминал в том, что "богородичность" Софии Премудрости - одно из лжеучений католиков. К сожалению, оно оказалось "удобным" для использования в упомянутой выше, увы, "в доску" нашей, отечественной политике.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3061
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.08 22:19. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Криминал в том, что "богородичность" Софии Премудрости - одно из лжеучений католиков. К сожалению, оно оказалось "удобным" для использования в упомянутой выше, увы, "в доску" нашей, отечественной политике.


А попонятнее, в чем конкретно выгодно?

РПСЦ
(излагаю сугубо свою точку зрения)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 22:29. Заголовок: Вы не читали ..


Вы не читали полностью мою статью, выдержку из которой выше приводите? Там же ясно сказано: нашим правителям XV века было необходимо, чтобы и в Москве, и в Новгороде престольный праздник главного храма праздновали В ОДИН ДЕНЬ, что, как они считали, способствовало бы духовному, а, главное, политическому единству только что "скреплённых" между собою земель. Однако как это устроить, если в Москве главный собор - Богородичный (Успенский в Кремле, как раз через год после покорения Новгорода освящённый (1479)), а в Нове граде - Господский? Вот и нашли, как: через заимствование инославного мудрования о Софии. Доминиканцы - то при дворе свт. Геннадия, видать, не только с переводами Писания помогали ...

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3073
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 23:15. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов
Вашу версию учел, но с такими громкими выводами повременю...

(излагаю сугубо свою точку зрения) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.08 22:32. Заголовок: ... И совершенно ..


... И совершенно напрасно "временИте". В некоторых рукописях дониконовского времени ясно видны отголоски богословски верного почитания св. Софии (иногда там даже писали "Софей", т.е. как бы в мужском роде). Вот, например, тропарь Софии, Премудрости Божией, гл. 4: "Святыи Софеи Премудрость Божия, обходящи всю вселенную в крузех морских, процветающи в кедрех, везде вся устраяющи, устрои сердца наша в разум истинныи. Тебе, БОГА НАШЕГО, рцем вси верою, велии ГОСПОДЬ наш, велия крепость ЕГО и разуму ЕГО несть числа" (РГАДА, Мазур. 642, л. 427; цит. по: София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М.: Белый город, 2006.С. 150).

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3089
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.08 09:11. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
совершенно напрасно "временИте".


Вот в чем вызывает противоречие образ Софии:

 цитата:
Четкое разделение между Премудростью Ипостасной и Премудростью — свойством, в соответствии с чем развивалась и христианская иконография, сформулировал Константинопольский патриарх Филофей Коккин, ученик святителя Григория Паламы, принимавший активное участие в делах Русской Церкви и переписывавшийся с преподобным Сергием Радонежским. В первом случае это «Единородный Сын Отца, Ипостасная живая Премудрость Его», во втором — «Премудрость есть Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы ». Так, отвечая на создавшиеся недоразумения по поводу личности Софии-Премудрости, ученый византийский патриарх допускает, что она может рассматриваться как «энергия» принадлежащая всей Святой Троице (в смысле учения Паламы), но что в особом и прямом смысле Премудрость есть воплощенный Логос-Христос.
http://www.sophia.orthodoxy.ru/magazine/20051/sophia.htm


Т.е. иногда смешивается Премудрость - Имя Сына, и Премудрость - энергия всей Троицы.

(излагаю сугубо свою точку зрения) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.08 20:16. Заголовок: Ничего здесь не &..


Ничего здесь не "смешивается", читайте внимательнее то, что сами приводите:) Премудрость - понятие богословски глубокое и широкое. Основное иже то, что относится оно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к Божеству. А Спаситель ли это, или вся св. Троица - это уже, как говорится, детали, сиречь акценты и интерпретации. Кстати, вот ещё пример живучести строго - православного взгляда на св. Софию, на сей раз современный старообрядческий, иконостас в одном из новых храмов РДЦ, где посреди деисуса - образ Премудрости: http://samstar.ucoz.ru/ news/2008-09-27-1072 Точно такой же деисус XIX в. есть в экспозиции московского музея "Коломенское" (видел с год назад, может, и теперь он на месте; деисус, конечно:)) И в иконостасе Рождественского собора на Рогожском в центре деисуса тоже была икона св. Софии (она и теперь цела, только в другом месте находится).

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3093
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.08 08:08. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Ничего здесь не "смешивается", читайте внимательнее то, что сами приводите:) Премудрость - понятие богословски глубокое и широкое. Основное иже то, что относится оно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к Божеству. А Спаситель ли это, или вся св. Троица - это уже, как говорится, детали, сиречь акценты и интерпретации.


Так если понимать Софию как свойство, тогда вполне оправдано в начале темы приведенный отрывок из грамоты патриарха Луки. Когда восхваляется Небесная Мудрость - целомудрие.
Там же не говорится о тождественности Софии и Богородицы, но восхваляется София как свойство. И следует точное описание иконы София, что глава Софии (свойства) - Христос-Премудрость:



о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Кстати, вот ещё пример живучести строго - православного взгляда на св. Софию, на сей раз современный старообрядческий, иконостас в одном из новых храмов РДЦ, где посреди деисуса - образ Премудрости: http://samstar.ucoz.ru/ news/2008-09-27-1072 Точно такой же деисус XIX в. есть в экспозиции московского музея "Коломенское" (видел с год назад, может, и теперь он на месте; деисус, конечно:)) И в иконостасе Рождественского собора на Рогожском в центре деисуса тоже была икона св. Софии (она и теперь цела, только в другом месте находится).



Но над Софией Христос, и у Софии нимб не кресчатый.

(излагаю сугубо свою точку зрения) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 20:59. Заголовок: София - никакое н..


София - никакое не "свойство", а одно из имён Божиих. Она как бы олицетворяет, с одной стороны - ВСЁ Божество, с другой - Премудрость (в смысле ТАЙНУ) воплощения Спасителя от Девы. Поэтому нимб Самой Софии - не крестчатый (он только у Сына Божия такой), а над Нею изображается Христос вочеловечившийся.

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 21:26. Заголовок: Не смейтесь, пожалу..


Не смейтесь, пожалуйста, вышел с другого, не своего, компьютера - и, пожалуйста - две последние буквы фамилии пропали!

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 3123
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 23:46. Заголовок: о.АлександрПанкратов..


о.АлександрПанкратов пишет:

 цитата:
Не смейтесь, пожалуйста, вышел с другого, не своего, компьютера - и, пожалуйста - две последние буквы фамилии пропали!


Да, я и поправить не могу, сообщения могу, а имя нет.
о. Александр Панкрат пишет:

 цитата:
София - никакое не "свойство", а одно из имён Божиих. Она как бы олицетворяет, с одной стороны - ВСЁ Божество, с другой - Премудрость (в смысле ТАЙНУ) воплощения Спасителя от Девы. Поэтому нимб Самой Софии - не крестчатый (он только у Сына Божия такой), а над Нею изображается Христос вочеловечившийся.


Вот оно как все не просто!

(излагаю сугубо свою точку зрения) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 94
Зарегистрирован: 29.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.08 06:15. Заголовок: А есть какой-нибудь ..


А есть какой-нибудь внятный текст с изложением учения по этому вопросу? А то все приводят вторичные источники - изображения, молитвы и т.д..

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 970
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 06.11.07
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.08 18:16. Заголовок: Думаю, это: 24 для с..


Думаю, это:
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
(1Кор.1:24)


«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3133
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.08 18:39. Заголовок: Jora пишет: Божию п..


Jora пишет:

 цитата:
Божию премудрость


Вот об етом и вопрос, одни персонализируют Премудрость со второй Ипостасью Троица, другие со свойством всей Троицы, а иные и так и иначе.

(излагаю сугубо свою точку зрения) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 04.10.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 21:08. Заголовок: А куда пропали..


А куда пропали прочие мои постинги от 02.10, в других темах?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 04.10.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 21:09. Заголовок: И как получилось..


И как получилось, что я зарегистрировался? Вроде бы этого не делал. Не на ту кнопку нажал?:)

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 04.10.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 21:41. Заголовок: В моей статье ..


В моей статье на "самстаре" http://www.samstar-biblio.ucoz.ru/publ/247-1-0-895 есть и ссылки на такие тексты, и наиболее знАчимые выдержки из них. См., напр., слово преп. Зиновия Отенскаго "Что есть Софей, Премудрость Божия" (XV в.).

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2659
Упование: РПсЦ
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 21:54. Заголовок: о.А. Панкратов пишет..


о.А. Панкратов пишет:

 цитата:
И как получилось, что я зарегистрировался? Вроде бы этого не делал. Не на ту кнопку нажал?:)

Видимо))

Древлеправославный поповец Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 977
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 06.11.07
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 23:21. Заголовок: о.А. Панкратов, у Ва..


о.А. Панкратов, у Вас и сегодня была "просьба" о регистрации. Вы галочку лишнюю поставили

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет