ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.09 14:56. Заголовок: Возникновение и современное состояние чина освящения икон


Первые упоминания некого подобия чина освящения священных изображений встречается уже в Ветхом Завете, так после постройки Скинии и Храма Соломона Благодать Божия вещественным образом виде облака сошла на Скинию и Храм, (Исх.40:34) (2Пар.7:1) и освятилось все находящиеся в храме, в том числе и изображения Херувимов на Ковчеге Завета и на Стенах Храма и Скинии
В Первых веках Христианской эры изображения Христа, Богородицы и т. д. не освящались, что и послужило одним из аргументов для Иконоборческого Собора «Нет также и священной молитвы, освящающей их (иконы), чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми, но постоянно остаются они вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им живописец» (из определения Иконоборческого Собора 754 года), но при восстановлении почитания Святых Икон 7м Вселенским Собором, вопрос об освящении икон не стоит, ибо подразумевается, что образ уже освящается изображением Первообраза. Но все же, Церковь должна была засвидетельствовать, что это Икона – а не картина и другое какое либо изображение, поэтому после написания иконы, иконописец приносил её Архиерею, позднее игумену или приходскому священнику, и Архиерей после тщательного изучения надписывал её, то есть как бы удостоверял «Это действительно икона и на ней действительно изображен такой то святой».
После разделения Церквей в 11 веке пути иконописания Востока и Запада, а следовательно все что с этим связано разошлись. На Востоке долгое время существовала вышеописанная правика, а вот на Западе все было намного сложнее. Сразу после 7-го вселенского собора в 790-794 годах были составлены т.н. Каролинговые книги, где говорилось, что «икона не может быть приравнена к Священному Писанию и Преданию, а только должна использоваться для украшения храмов, а также носить нравоучительный характер». Это и определило дальнейшее направление иконописания на Западе, вскоре уже икону и просто изображение на религиозную тему на Западе было трудно отличить. «Верующие, по всей видимости, озабоченные отсутствием очевидной святости изображения, стали приходить к священнослужителям с просьбой сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым». (Протоиерей Николай Озолин: "Освящение не-иконы не сделает из неё икону").
Поэтому священники начали кропить икону святой водой и читать особую молитву в которой священник просит «освятить её, дабы взирая на нее, мы укреплялись в Евангельском учении». Далее эта молитва разделилась в 14 веке на три специальных молитвы для освящения иконы Спасителя, (Помолимся. Господи, Боже наш, Тебя никто никогда не видел, лишь Сын Твой, Иисус Христос, явил нам Тебя. Просим Тебя, благослови эту икону (это изображение), дабы, непрестанно взирая на лик Спасителя, мы стремились более совершенно воплощать евангельское учение, доколе не узрим Христа лицом к лицу там, где Он с Тобою и со Святым Духом живет и царствует во веки.), Богородицы (Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, мы прославляем Тебя, ибо Ты явил великое Пресвятой Богородице Деве Марии, избрав Ее Матерью возлюбленного Сына Твоего и Спасителя нашего. Она, благословенная между женами, уверовала, что исполнятся слова, реченные Ей от Господа. Благослови эту икону (это изображение), чтобы она (оно) напоминало нам, что Благодатная Мария, Матерь Спасителя, окружает нас материнской опекой и поддерживает на пути к вечному отечеству. Помоги нам, подобно Ей, верно соблюдать слово Твое и праведной жизнью рождать Христа в душах наших ближних. Молим Тебя через Христа, Господа нашего). и святых. (Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, мы прославляем Тебя во святых Твоих. Их правденая жизнь – пример для нас, а ходатайство – наша опора. Благослови эту икону (изображение) святого N (святой N) и сделай, чтобы мы, прося о его (ее) ходатайстве, усерднее стремились к святости и соделались верными свидетелями Твоей истины и любви. Через Христа, Господа нашего.), далее следовало кропление Св. Водой. Эти молитвы вместе с добавленным к ним началом дошли и до наших дней.
На Востоке иконы не освящали, точное время появления чина освящения икон не известно, но общепризнано позднее его происхождение. Впервые зафиксирован он в Требнике свт Петра Могилы (1646 год), скорее всего эти чины были написаны самим свт Петром, большим поклонником западной литургики. Греция в это время такого не знала. Эти несколько чинов (такие же как и в католичестве, в русской традиции к ним прибавили ещё чин освящения иконы Пресвятой Троицы и нескольких икон одновремеенно) дошли без всяких изменений до наших дней
Освящение совершается в храме. Перед Царскими Вратами на аналоях полагаются иконы, и священник в фелони их освящает.
Как сказано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы, «освящение Креста и икон совершается «молитвою, кроплением святой водою, поклонением и целованием. При благословении и освящении икон Спасителя возносится молитва Господу, воспретившему некогда творить Себе образы и подобия для избавления избранного Израиля от прелести идолослужения и для неот¬ступного пребывания в познании и служении истинному Богу и повелев¬шему устроить в скинии и храме Соломонове подобия и образы херувимов и чтить их поклонением, каждением и молением, а впоследствии пославшему Единородного Сына Своего, Который, приняв вид раба и бу¬дучи в подобии человеческом, подобие пречистого Своего образа неруко¬творно изобразил и послал Авгарю, царю Едесскому, — благословить и освятить иконы Господа и подать им целебную силу и исполнить их благословения и крепости Нерукотворенного образа.
При благословении и освящении икон Богородицы читается молитва ко Господу, воплотившемуся от Приснодевы Марии и Своим рождеством из Нее соделавшему ее предстательницею, помощницею и молитвенницею всем верным, о благословении и освящении иконы Ее в честь и память Ее и подаянии ей силы и крепости чудотворного действия.
При благословении икон святых произносится молитва о благосло¬вении образов в честь и память святых, обращенная ко Господу, повелевшему в древности сотворить подобие херувимов и ныне образы и подобия святых приемлющему, чтобы верные, взирая на них, прославляли Бога, их прославившего, и стремились подражать житию и делам их, — Господу, создавшему человека по образу и подобию Своему, преслушанием же первозданного растленному, и вочеловечением Христа, принявшего вид раба, обновившему его (человека) и в первое достояние во святых Своих приведшему, чьи изображения мы благочестно чтим, святых, которые являются образом и подобием Божиим, а почи¬тая святых, чтим и Бога как Первообразного.
При ос¬вящении иконы Святой Троицы читается 66 псалом, иконы Спасителя — 88, иконы Богородицы — 44, иконы святых — 138. При освящении сосудов предписано читать псалом 22, кивота — 131, илитона — 110, священнических одежд — 132, индитии — 92, церковных сосудов — 25. После чтения псалмов произносится «Слава», и ныне», «Аллилуиа» (трижды).
Затем священник кропит святой водой каждый из освящаемых предметов, говоря при этом: «Освящается (название предмета) сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея освященныя во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого) и бывает отпуст.
В греческой традиции чин освящения иконы появился недавно, и не получил такого распространения, в современных греческих Евхологиях (смесь Требника и Служебника) есть молитва читаемая только Архиереем, причем кропление святой водой заменяется помазанием елеем углов иконы.
В современной православной традиции догматическое обоснование освящение икон может только одно – это своеобразная замена чина надписания иконы. Церковь удостоверяет что это действительно священный образ, и честь воздаваемая ему переходит к Первообразу (Определение 7-го вселенского собора). Но в принципе все эти чины созданы по нашей немощи, чтобы, верующие увидили видимое подтверждение святости иконы. Освящение иконы – это не таинство, это обряд признавания изображения иконой, никакая дополнительная благодать иконе не сообщается.
(Писали никониане)

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.09 15:07. Заголовок: А тут http://orthogr..


А тут http://orthograf.getbb.ru/viewtopic.php?f=27&t=12&start=0 размышления на данную тему никониан, при чем во всех дисскусиях главенствует неадекватный окатоличеный хохол Дмитрий. Если оппоненты представляют ему цитаты из творений Святых Отцев, он не долго думая объявляет эти творения подлогом (помните примеры из истории про "подлоги" Феодоритово слово и т.д.?). В свою очередь он подкрепляет свои доводы словами - "мне один уважаемый батюшка сказал".
В этой теме http://orthograf.getbb.ru/viewtopic.php?f=47&t=205 этот субъект признается, что молится на "икону" которая стоит у него на заставке мобильного, и даже прикладывается к ней(!!!).

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить





Сообщение: 1676
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 06.11.07
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.09 21:28. Заголовок: Варух цитирует: На ..


Варух цитирует:

 цитата:
На Востоке иконы не освящали, точное время появления чина освящения икон не известно, но общепризнано позднее его происхождение. Впервые зафиксирован он в Требнике свт Петра Могилы (1646 год), скорее всего эти чины были написаны самим свт Петром, большим поклонником западной литургики. Греция в это время такого не знала. Эти несколько чинов (такие же как и в католичестве

Этим всё сказано.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 47
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет