УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 1078
Упование: Православная Старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
Отправлено: 18.01.10 06:56. Заголовок: Обедница
Хорошо бы было, если б владеющие уставом подробно разъяснили как служить обедницу, какие книги для этого нужны и как в них находить то, что нужно (напр. блаженны).
Отправлено: 18.01.10 10:19. Заголовок: Есть очень хорошая к..
Есть очень хорошая книжечка, выпущенная Новозыбковским издательством, называется она "Воскресная служба". Очень удобная в транспортировке и не менее удобная в пользовании. Блаженны недельные берутся из Октая или Шестоднева. Если служатся только недельные службы, Шестоднева достаточно. В праздники Устав указывает, из каких песен канона берутся тропари, чаще всего это - 3-я и 6-я песни. Вы были в Питере, надо было приобрести Поморский календарь, я им пользуюсь несколько лет, считаю самым лучшим. Для обедницы Вам еще нужны Апостол и Евангелие.
Сообщение: 6893
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 18.01.10 11:00. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Есть очень хорошая книжечка, выпущенная Новозыбковским издательством, называется она "Воскресная служба". Очень удобная в транспортировке и не менее удобная в пользовании.
Правда она напечатана русскими, а не славянскими буквами...
А так нужен: Часослов, Шестоднев, Апостол, Евангелие и поморский календарик
Сообщение: 1087
Упование: Православная Старообрядческая Церковь
Зарегистрирован: 04.11.08
Откуда: Канада
Отправлено: 18.01.10 22:27. Заголовок: Посоветуйте, где мож..
Посоветуйте, где можно заказать или купить хороший шестоднев. Апостол и Евангелие имеются (Острожские), только там прокимнов нету =( А минея не понадобится?
Отправлено: 18.01.10 23:34. Заголовок: В Общей минеи и неко..
В Общей минеи и некоторых Часовниках содержится текст «стандартной» воскресной службы. Ну, и текст «стандартной» будничной службы. В этом смысле Общая минее полезнее Шестоднева.
Отправлено: 19.01.10 00:28. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..
Виталий Вараюнь пишет:
цитата:
А минея не понадобится?
Всё зависит от Ваших запросов. Я собрал все необходимые книги, в том числе и 12 миней. САП пишет:
цитата:
Для обедницы? Нет.
Как же нет? А когда на Блаженнах из канона святому? (Даже на воскресной службе, не говорю уже о днях памяти святых или больших праздниках). Всё зависит, дорогой Виталий от того, что конкретно нужно Вам. Если нужно всё, то и книги нужны все, если Вы готовы ограничится малым, то и книг подадобится немного. Дмитрий верно сказал насчет Часовника. По Общей минее ничего сказать не могу, у меня её нет (да и нужды в ней тоже нет). Если у Вас есть какие вопросы, давайте разбираться, вплоть до того, чтобы построчно.
Всмысле конкретно нужно? Я бы хотел каждое воскресение служить обедницу. Особенно когда праздники молиться по лестовке после часов как-то не очень празднично... а тут и так тоскливо.
Сообщение: 7001
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 23.01.10 09:14. Заголовок: 6.1 ЧАСОВ ПО ЧАСОСЛО..
6.1 ЧАСОВ ПО ЧАСОСЛОВУ
Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик: «Аминь. Царю небесный...». По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Псалмы 3-го часа, по них Слава, И ныне. Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже, 3-жды (с поклонами). Господи помилуй, 3-жды.
ТРОПАРИ
Если два тропаря, читается 1-й, Слава — 2-й. Если один, читается Слава - тропарь. Наряду написанные постные пропускаются. Тропари заранее закладываются в Часослове: — воскресные, в числе, триодные. При чтении по Часовнику отсутствующие тропари чтутся по Минее, при отсутствии — общие. На праздничной службе Слава — тропарь празднику. На воскресной — тропарь воскресный, Слава — второй службы. Если к воскресной приложено две службы с тропарями то на всех часах чтется тропарь воскресный, а Слава: на 1-м и 6-м часах — одной службы, на 3-м и 9-м — другой: «пременяя». И ныне — богородичен часов Богородице Ты еси лоза. Господь Бог благословен. Святыи Боже... и прочее. По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик -Аминь, и чтет:
КОНДАК
Читается всегда один кондак, писанные наряду пропускаются. В праздничные дни на всех часах кондак празднику. На воскресной службе — указанный Уставом. Когда кондак «пременяя», то на 1-м и 6-м часах читается один, на 3-м и 9-м — другой. В случае отсутствия Часослова подбираются из других книг, как и тропари. Следует иметь в виду, что малым святым — «четверичным» — с воскресной службой кондак не читается, если он и есть. Господи помилуй, 40. Иже на вяко время (закладывается для чтения на следующих часах). Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Честнейшую херувим (поклон). Именем Господним. Наставник — За молитв. Чтец — Аминь. Владыко Боже Отче, Перелистывается три листа почасия (а по Часовнику — подряд), Приидите поклонимся и час 6-й. Последовательность, тропари, кондак также. Во время чтения Отче наш перелистывается ряд на молитву — Боже и Господи, в конце почасия 6-го часа (а по Часовнику — подряд). Иже на всяко время — на закладке в 3-м часе. По За молитв — Аминь. Боже и Господи силам. Владыко Господи Исусе Христе Боже наш — в Часослове в конце почасия 9-го часа, также на нее переносится ряд во время чтения Отче наш.
6.2 ОБЕДНИЦА, НАЧАЛО ЧАСОСЛОВУ
В Часослове глава называется «Псалмы на литургии и прочее часов». Псаломщик читает псалмы — Благослови душе моя Господа. Слава — Хвали душе моя Господа. Второй лик (или на сходе, где принято) запевает — И ныне. Единородный Сыне (роспевы в Обиходе).
6.3 БЛАЖЕННА
Чтец читает Во царствии Си до определенного стиха, поется ирмос (блаженна), а затем к каждому из оставшихся стихов чтется тропарь или несколько тропарей. На воскресной службе — по октаю (и минее). Чтец читает до стиха Блажени милостивии. Далее по Октаю в конце воскресной службы гласу, стихи там также помещены. Первый тропарь — «блажеину» поем по знаменному октаю. (Это — «на 8») Когда добавляется из Минеи песнь канона, чтется по стих Блажени кротцыи. Поется «блажснна». Блажени алчущий и жаждущий — два тропаря по Октаю вместе. Блажени милостивии — один и далее по одному, и указанную песнь канона из Минеи без ирмоса на 4 стиха. (Это «на 10 — в Октае на 6 и Минее песнь... на 4») Когда добавляется две песни из Минеи, чтется «на 12, в Октае на 4, в Минее песнь... на 4 и песнь... на 4». Чтется по стих Блажени нищий духом. Поется «блаженна». Блажени плачущий — три тропаря в Октае. Блаженн кротцыи — два. Блажени алчущий » один (троичен). От Блажени милостивии песнь по Минее без ирмоса на 4 стиха, от Блажени есте другая песнь по Минее на 4 стиха. На праздничной службе — по минее. Особых тропарей, как в Октае, не бывает, чтутся песни канонов. Чтец читает по стих Блажени милостивии и начинаем на 8: поем ирмос 3-й песни празднику (1-го канона). На следующие три стиха вычитываются тропари этой песни (святым — без богородична). От стиха Блажени есте — тропари 6-й песни (2-го канона, если два), без ирмоса, на 4 стиха. На 6 бывает от стиха Блажени миротворцы.
6.4 АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИЕ
Чтение производится по Апостолу и Евангелию. При их отсутствии по Октаю — в конце книги и Общей Минее, также в конце ее.
6.4.1 СОСТАВ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ
Основной текст разделен на зачала для чтения, в Апостоле — 335, в Евангелии по каждому евангелисту свой счет. В конце имеется указатель «рядовых» — воскресных и ежедневных чтений от Пасхи на весь год и праздничных по святцам (но не полный). В указателе также помещены для литургий антифоны, прокимны, аллилуйя. Найдя в книге нужный номер зачала, необходимо удостовериться, что выбрано нужное чтение. На полях листа вверу и внизу даны вводные слова, с которых начинается чтение и далее продолжается от звездочки по тексту. встречаются промежуточные зачала без номера, они указываются по номеру предыдущего «отполу», например, апостол 280, отполу. Есть несколько зачал с повторяющимися номерами, тогда в Уставе уточняется: «послание» или «второе зачало». Конец чтения часто не совпадает с началом следующего зачала и отмечается прямо в тексте особо. Помета конца должна соответствовать указанию на полях в начале, например, «Четверток 4 недели. Се же и преподобным». В тексте конец: «Конец четвертку и преподобным». При чтении зачал, особенно в Евангелии, встречаются пропуски-переходы, называемые «преступками». Они помечены в тексте также с указанием, к какому чтению относится преступка. Обычно продолжение чтения указано через лист-два, а большие переходы уточнены.
6.4.2 ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ
Осуществляется особыми погласицами. Конец чтения выделяется специальным подъемом голоса. Обычно на часах читается по два зачала апостола и евангелия. Начинается со вводного слова, конец выделяется и 2-е зачало также от вводного слова, конец выделяется. Заглавие послания (именование евангелиста) делается только к 1-му зачалу. Заглавия апостольских посланий: «От деянии святых апостол чтение», «От соборнаго послания... чтение», «К... послание святаго апостола Павла (чтение)». Евангелисты именуются: «От ... святаго Евангелия чтение». Когда указано одно зачало, оно чтется «надвое» — на прописной букве или смысловом переходе делается подъем голоса, как в конце, дале спуск и продолжение чтения. Когда указано три зачала, второе чтется «под зачало», то есть конец 1-го не выделяется, 2-е читается с начала зачала без вводного слога, конец его проводится, затем 3-е с вводного слова.
6.4.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НА ЧАСАХ
В некоторых общинах после блаженн поется Святыи Боже, 5 раз, как по Великом Славословии на утрене, который в праздники иногда заменяется на Елицы во Христа крестистеся. Апостол глаголется с прокимном, после него Аллилуйя, 3 или 5 раз. По Поморскому же Уставу апостол глаголется без прокимна. По прочтении блаженн чтец с Апостолом в руках выходит на средину, благословляется, возглашает заглавие и чтет апостол. По прочтении прощается. Далее наставник благословляется, именует евангелиста. Второй лик поет — Слава Тебе Господи, обеденным роспевом, с поклоном. Наставник чтет евангелие. По прочтении ведущий лик — Слава Тебе Господи, поклон. Наставник прощается.
6.5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Затем псаломщик (или поем) — Помяни нас Господи, с поклонами, Лик небесный и далее поряду. На Верую стоим преклонив голову, осенив себя кресным знамением. Ослаби, остави. Отче наш. Наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет:
6.6 КОНДАКИ ПО ОСЛАБИ - ПО ЧАСОСЛОВУ
Чтутся кондаки храмовым праздникам — господскому, богородичному, святым. При наличии нескольких храмовых господских и богородичных кондаки им чередуются. При отсутствии кондака храму Богородицы чтется кондак Заступнице християном (наряду в Часослове). Если храмовые кондаки не выписаны отдельно, их следует держать заложенными в святцах Часослова.
НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ
Согласно Уставу, обычно так: кондак воскресный гласу, кондаки храмовым святым (все), по обычая чтем также кондаки святым текущего числа, которым не творилась служба (по Часослову в числе), Слава — празднуемому святому, И ныне — храму Богородицы.
НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
Кондак празднику един. Святым: кондак храму Христову, Слава — святому. И ныне — храму Богородицы. При отсутствии храмов — Святому, Слава, И ныне — Заступнице християном.
6.7 КОНЕЦ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Но прочтении кондаков псаломщик Господи помилуй, 12, Всесвятая Троице. (Далее по Часовнику — Да исполнятся и Благодарим Тя — пропускаются) Буди имя Господне, 3-жды, с поклонами, Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Благословлю Господа на всоко время. Лики на сходе — Достойно есть (или задостойник по Уставу). Поклон земной. Ведущий лик — с поклонами — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови. Наставник речет отпуст. Головщик — Аминь. Лик — Господи помилуй, 3-жды.
(Устав соборной службы (поморский). Руководство-самоучитель. Пособие старообрядческим служителям для проведения церковных служб. Санкт-Петербург. 1992)
Сообщение: 318
Упование: Христова
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
Отправлено: 23.01.10 20:09. Заголовок: Виталий Вараюнь пише..
Виталий Вараюнь пишет:
цитата:
Йех дорого... мало у мя денег. А если из минеи нужны только тропари, то я просто от руки выпишу из тех, что лежат на сайте лавры.
Хороший вариант, если тебе только тропари нужны, - Псалтырь с возследованием. Там есть месяцеслов с тропарями и кондаками, и содержится воскресная служба,(правда в отличие от Шестоднева на один глас) также многое другое, правило ко Святому Причастию и т.п. Правда в наше время не переиздавали, придется старый покупать. Единоверческий можно совсем недорого найти. А вообще, тратить деньги на Шестоднев не рекомендую, не сильно выиграешь... Лучше уж купи Октай в двух частях, тем более, что новый есть.
Отправлено: 28.01.10 22:58. Заголовок: Jora пишет: А вообщ..
Jora пишет:
цитата:
А вообще-то, Петрович и сам забыл, м.б., он же на Самстаре выкладывал службы 12-м праздникам, если не ошибаюсь...
Не забыл он, только об этом приличнее посторонним сказать, а не самому перед собой трубить. Да, все 12 праздников там есть. И Часослов, и кое-что "по мелочи", то есть разрозненно. А у Виталия я спросил, что конкретно ему нужно, ибо от ответа зависит и помощь, которую возможно оказать, навязываться же не стоит.
Отправлено: 28.01.10 23:00. Заголовок: Михаил Родин пишет: ..
Михаил Родин пишет:
цитата:
скажи, а как ты борешься с отлетанием корешков от месячных Миней новозыбковской печати? Тут же отрываются.
Лучше, брате, не спрашивай. Горе горькое! У Декабря отлетело, обратился я за советом к специалисту - Феодосию Борисовичу - так он такого наговорил, что мне самому не справиться, только испорчу. Ноябрь на подходе, остальные покрепче будут.
В Канаду вывезти сложно, надо оформлять через Министерство культуры, если книга издана после 1908 года, если не ошибаюсь. Более ранние - не стоит и помышлять. Игорь_Яров пишет:
цитата:
А вообще, тратить деньги на Шестоднев не рекомендую, не сильно выиграешь... Лучше уж купи Октай в двух частях, тем более, что новый есть.
Октай, к сожалению, вышел не самый лучший, опечаток - море. Я им пользуюсь только тогда, если нет текста в Шестодневе. Собственно, для воскресных служб Октай не нужен.
Сообщение: 382
Упование: Христова
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
Отправлено: 29.01.10 17:38. Заголовок: Сергей Петрович пише..
Сергей Петрович пишет:
цитата:
Октай, к сожалению, вышел не самый лучший, опечаток - море.
Это да. Причем непонятно как издатели их произвели, это ведь факсимиль вроде? Старый у меня имеющийся, почему-то их не содержит... Сергей Петрович пишет:
цитата:
Собственно, для воскресных служб Октай не нужен.
Енто да. А вдруг он будет читать каждый день павечерницу с каноном? Тогда Шестоднев не поможет.
Причем непонятно как издатели их произвели, это ведь факсимиль вроде? Старый у меня имеющийся, почему-то их не содержит...
Как же? Еще как содержит! У Вас, поди, не то издание. Для сравнения можно взглянуть на снимки оригинала, сделанные мной чуть раньше выхода этого Октая: http://photofile.ru/users/31s_pk/albums/genres/1/ (там несколько альбомов) Игорь_Яров пишет:
цитата:
А вдруг он будет читать каждый день павечерницу с каноном? Тогда Шестоднев не поможет.
Здесь Вы правы. Сам в наибольшей степени теми канонами и пользуюсь.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 56
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет