УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 10526
Упование: безпоповец
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 11.11.10 10:20. Заголовок: Понятие «скверна» («погань») в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве.
Крылов Георгий.
Нередко средневековые правила, связанные со скверной, современные исследователи объясняют требованиями физической гигиены. Однако физическая и духовная гигиена воспринималась древнерусским христианином неразрывно и нераздельно, как явления, взаимообуславливающие друг друга. Современному человеку трудно понять эту древнюю онтологическую связность и органичность. Какими были быт и обиход средневековых христиан? И как религиозность человека связана с бытовой стороной жизни? Сложные злободневные вопросы затронуты в статье протоиерея Георгия Крылова, которая знакомит с христианским укладом жизни в Средневековой Руси.
Доклад преимущественно этнографического содержания и имеет целью, во-первых, ознакомить аудиторию с практикой в основном старообрядцев–липован в рассматриваемой сфере, и, во-вторых, основываясь на этих наблюдениях, осмыслить ряд этнографических, литургических, культурологических, фольклорных и иных фактов, связанных единой темой, сделать попытку «смоделировать» или «реконструировать» один из компонентов средневекового мировоззрения и культуры, опираясь на живую старообрядческую традицию и общеизвестные письменные источники.
Статья основана во многом на рассказах старообрядческого протоиерея Полиекта Ефимова и его сына протоиерея Георгия Ефимова[1] – автор не счёл нужным облекать их рассказы в соответствующую научно-этнографическую форму, а предпочёл (ориентируясь на общий характер статьи) свободный пересказ изложенного. В качестве информаторов автор использовал также некоторых представителей московских старообрядческих общин, а также пользовался консультациями и материалами ещё нескольких специалистов, работающих в данной области: Н. Г. Денисова, Д. Григорьева, М. Макаровской, иерея Сергия Мацнева и других.
Всякий «практикующий» христианин (новообрядец или старообрядец – последний в большей степени), научаясь христианскому быту и обиходу, неизбежно сталкивается с осколками некогда цельной системы мировосприятия, в основе которой лежал некий духовный критерий. Речь идёт о том, что в основе отношения к событиям окружающего мира и предметам лежало их действие на душу и тело человека. Внешние факторы могли освятить, осквернить либо быть нейтральными. Причём тело и душа не воспринимались изолированно – осквернявшее душу оскверняло и тело (и наоборот). В основе отношения к телесному и материальному лежало именно духовное воздействие, хотя материальное и духовное воспринималось комплексно. Духовная скверна переживалась физиологически, физеологическая – духовно. Каждый свой шаг средневековый христианин переживал и осмысливал, руководствуясь этими ощущениями и критериями. Это отношение во многом определило литургическую культуру, быт и обиход русского средневековья.
Итак, скверну можно определить как некий мировоззренческий средневековый комплекс. Он включает в себя морально-этический, физиологический, духовно-аскетический, канонико-догматический компоненты. Этот комплекс изначально формировался в процессе воспитания и определял, наряду с другими комплексами, ритуальное и бытовое поведение христианина в средневековье. Наша задача – реконструировать этот комплекс с помощью исторических источников и живой традиции, сохранившейся в старообрядческих общинах.
Понятие скверны пересекается с понятием греха, область синонимичности их велика, и тем не менее это не одно и то же. Скверной называется то, что традиционно вызывало и вызывает некое духовно-физическое чувство своеобразной брезгливости, как бы некое отторжение, формируемое соответствующим воспитанием (ориентированное на православно воспринимаемую нравственность) и в основе своей изначально заложенное Богом[2]. Грех – понятие догматическое и нравственное, но умозрительное, напрямую связанное с православной сотериологией. Грех оскверняет, но не всякий; не всякая скверна греховна (природная, естественная скверна – напр. женская нечистота – следствие первородного греха, но не греха личного); но общая «педагогическая» функция скверны – формирование чувства общей греховности и чувства конкретного греха в человеке. Понятие скверны способно стать неким «мостиком» между умозрением и живым чувством.
Нередко средневековые правила относительно скверны современные исследователи объясняют физической гигиеной. Но физическая и духовная гигиена воспринималась древнерусским христианином «неразрывно и нераздельно», компоненты взаимно обусловили друг друга. Современному человеку трудно, да во многом и вообще невозможно понять это, потому что сейчас принципиально иная «конструкция бытия», и древняя онтологическая связность и органичность нам недоступна на «практическом» уровне, впрочем, вполне подвластна структурному анализу.
«Вопрошание» Кирика – канонический памятник XII в. – дает представление об этом отчасти уже исчезнувшем этическом миросозерцании (далее – цитаты и описание по книге проф. С. Смирнова[3]). В его основе лежит идея чистоты… Сущность нравственных обязанностей христианина Кирик видит главным образом в его отношении к христианской святыне… Изначально картина вселенной предполагает наличие оппозиции: христианская святыня / нечистота в человеке и окружающем мире. Поэтому задача христианина – сохранить от скверны христианскую святыню, т.е. помочь человеку избежать греха (нечистота – источник человеческого греха), и получить очищение и прощение за грех. Следовательно, чувство священного, сакрального (благоговение), и ощущение скверного, нечистого (отвращение) становятся одной из основ религиозного сознания древнерусского человека. Это отношение «пропитывало» не только ритуальную, но и бытовую сферу бытия: для Кирика нет действий безразличных в нравственном отношении, даже в житейском обиходе. Вся жизнь воспринималась в качестве непрерывного обряда. Таким образом, стремление к очищению от скверны, к чистоте – один из основных мотивов духовной деятельности христианина в средневековье. Структурные основы этого мировоззрения сохранены в некоторых старообрядческих этносах[4].
Идею для написания этой статьи мне подал священник Георгий Ефимов, когда рассказал об отношении к скверне в кругах староверов-липован, живших и живущих в Румынии. Они сохранили и культивируют средневековые нормы жизни в этом плане. Отец Георгий рассказывал, что перед браком обычно спрашивают, «признает ли невеста погань»[5], т.е. сохранила ли она традиционное мировосприятие (следует отметить, что липованская молодежь сейчас конечно осовременилась во многих отношениях[6], но сохранять некоторые краеугольные мировоззренческие основы считается обязательным). Если невеста «погани не признает», что зависит во многом от семейного воспитания, то она считается плохой невестой, какой бы хорошей хозяйкой она не была.
Осквернение предполагает невозможность прикосновения ко святыне и необходимость очищения. Первым очищающим фактором является время – для очищения после осквернения должен пройти определенный период времени. «Физиологическим» очищающим фактором является, как правило, ритуальное омовение (полное либо частичное, в зависимости от вида скверны)[7]. Для очищения «внутреннего человека» существует ряд молитв и последований от скверны. Если осквернение связано с личным грехом – налагается епитимия, иногда длительное отлучение от святыни. Перед причащением причастникам обязательно читается молитва от скверны.
Кроме особых случаев осквернения существует скверна «регулярная» – неизбежная, бытовая. Поэтому день отмечен рядом «очищающих» обрядов и чинов, некоторые из них, впрочем, сохранены и в светском обыденном обиходе как атавизмы ритуального поведения, которые, впрочем, уже не воспринимаются никем с ритуальной стороны (это – отдельная тема). Роль регулярного телесного чистилища на Руси играла баня – русские традиционно при возможности мылись каждую неделю или чуть реже. Однако омовение в бане, кроме гигиенического, традиционно имело и ритуальный смысл: человек омывался как телесно, так и духовно. Вообще связь телесной и духовной нечистоты можно считать особенностью средневекового мировоззрения. Скверна не просто понималась, она ощущалась. Поэтому физически нечистый человек не мог претендовать на духовную чистоту[8].
В связи с этим баня традиционно на Руси считалась нечистым местом[9] (как, например, и уборная), поскольку она была местом очищения от скверны – скверна оставалась в бане. Ни один из банных предметов не вносился в дом – все считалось скверным[10] (по этой причине в средневековье немыслимо было расположить баню или туалет в доме). Баня воспринималась как бы как место неприсутствия Божия[11]. После посещения бани в средневековье на Руси положено было брать у священника молитву от скверны[12]. У липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. В предбаннике всегда ставится сосуд (обычно кувшин) с чистой студеной водой. Помывшись, необходимо перед выходом из бани облиться этой водой с чтением молитвы[13]. Также традиционно признаком благочестия считается перемена одежды: банная, нечистая, одежда снимается перед входом в дом, и одевается другая, чистая. В случае несоблюдения этих правил человек заходит в дом «поганым» (омовение, кстати, считалось необходимым и после купания в реке или в море). Подобные традиции сохранились кое-где и у беспоповцев-федосеевцев[14]. Большая часть староверов-поповцев о них ничего не знает.
Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству).
Еженедельное мытье в бане производилось не только для телесного очищения, но и имело значение очищения душевного и духовного[16]. Вместе с телесной нечистой смывалась и духовная (напомню, что духовная нечистота переживалась как бы физически, сродни телесной[17]). В бане мылись перед причащением[18], перед праздниками, чтобы в чистоте встретить святыню. А вот в праздничные и особо постные дни мыться запрещалось (в особенности после причастия), это считалось кощунством[19]. В древнерусском каноническом кодексе имелось на этот счет каноническое правило[20].
Мы уже упоминали о том, что в средневековье «на скверну» испытывалось практически все, поэтому даже простое перечисление всего того, что считалось оскверняющим, невозможно. Поэтому мы попытаемся упомянуть лишь основные факторы скверны, сохранившиеся в современном староверии. Вкратце определим виды скверны и отношение к ним в русском средневековье, в различных старообрядческих согласиях и у современных новообрядцев.
Скверна половая (мужская и женская)
В современном (новообрядческом) понимании осквернение вызывает лишь «половая» скверна: женские менструации, мужские поллюции[21] и роды – после каждого из этих типов скверны существуют специальные обрядовые и молитвенные очищающие последования. Еще считается, что осквернить может нечистый, обычно блудный сон и блудное телоощущение во сне (осквернение в этой ситуации возможно не только для мужчин, но и для женщин, в отличие от поллюции). Можно смело констатировать тот факт, что средневековое мировоззрение в этом отношении утеряно.
При женской нечистоте согласно средневековой традиции женщина после конца нечистоты неделю не прикасается к святыне. При нечистоте женщина не просто не прикасается ко святыне – она не входит в храм. После завершения менструации женщина остается нечистой еще неделю – правила эти в современном старообрядчестве четко соблюдаются. Омовение в этом случаях в средневековье и в современном старообрядчестве имеет ритуальное значение и, ес
[1] Священнослужители старообрядцев-липован, беглопоповцев, которые в 60-х годах XX в. переселились из Румынии в Россию. Отец Полиект – настоятель Покровского храма в хуторе Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарской области. Отец Георгий – настоятель Петропавловского храма в г. Приморско-Ахтарске. Совсем недавно, несколько лет назад, липоване этих мест оказались в составе отделившихся от Новозыбковской патриархии в отдельное согласие, во главе которого стал епископ Евмений (ныне архиепископ), находящийся в Румынии. Но история этого отделения – дело отдельной статьи.
Следует сказать несколько слов о том, каким образом липоване из Румынии и других мест оказались в Новопокровском. Население хутора составляют старообрядцы-беглопоповцы, переселенцы из Турции, Румынии, Болгарии и, в совсем недавнее время, из Грузии – многие из-за границы были привлечены на свою историческую Родину наличием беглопоповского храма и священника (что в XX столетии было редкостью). Всего было четыре волны переселенцев. Первый поток состоял из 1000 семей казаков-старообрядцев, переехавших в Россию из Турции в начале прошлого века. Это были казаки-некрасовцы, за два столетия до этого бежавшие в Турцию, на озеро Майнос и в другие места от преследований царского правительства (эти первые переселенцы были в основном старообрядцами белокриницкого согласия, с Майноса, сейчас они составили отдельный соседний хутор Новонекрасовский; были и беглопоповцы, жившие в Турции в основном в Мухаметдие). Их привлекла уединённость этого места, возможность обрабатывать землю и ловить рыбу в лиманах. Вторая волна переселенцев прибыла в Новопокровский незадолго до Великой Отечественной войны. Третья волна была в 1968 г. из Румынии и Болгарии, по приглашению советского правительства (Румынские власти отказывались признавать беглопоповцев как представителей отдельного согласия, не регистрировали их общины – в Румынии существовало противостояние между белокриницкими старообрядцами и беглопоповцами). Последними были переселенцы из беглопоповских общин Грузии в 1990-х гг. (грузинские общины также состояли из староверов-переселенцев из Турции и Румынии), в связи с отделением Грузии от России (как правило, они поселялись не на хуторе, а в г. Приморско-Ахтарске). Это лишь общая схема, она не охватывает фактов переселения отдельных семей и родственников к единоверцам.
Начало беглопоповской (новозыбковской) иерархии было положено в 1923 г. переходом архиепископа Николы Позднева (существует мнение, что этот переход был осуществлён с негласного благословения патриарха Тихона). В 1628 г. к старообрядцам-беглопоповцам перешёл ещё один иерарх господствующей Церкви – епископ Стефан Расторгуев. Этот второй переход знаменует начало архиерейских хиротоний, т.е. собственно начало иерархии. В Румынии из-за противодействия властей (с подачи белокриницких староверов) до 1990-х гг. не было беглопоповского епископа, а священники приезжали очень редко и вынуждены были скрываться.
Старообрядцы-липоване, как и некрасовцы, по причине долговременного уединённого, обособленного существования, сохранили многие компоненты средневековой русской культуры, традиции и представляют собой уникальный этнос, особенно активно изучаемый сейчас. Наряду с беспоповцами, они могут дать нам обширный материал для суждений о средневековой культуре в исследуемой области (российские старообрядцы белокриницкого согласия и беглопоповцы сохранили много меньше). Культура липован-дунаков (под дунаками мы понимаем старообрядцев белокриницкого и беглопоповского согласий, живших в Румынии, за Дунаем) имеет много своеобразных архаичных черт, нехарактерных для старообрядцев иных мест и несохранённых ими. О некоторых из них мы скажем ниже. Для нас принципиальны не столько внешние традиции, сколько связанное с этими традициями мировоззрение и мироощущение.
Сообщение: 10528
Упование: безпоповец
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 11.11.10 10:23. Заголовок: Вслед за: иконописью..
Вслед за: иконописью, крюковым пением, старым богослужебным чином, новообрядцы стали открывать для себя и средневековое понимание нечистоты! Однако тенеденция!
Отправлено: 11.11.10 11:10. Заголовок: Крылов Георгий пишет: Так вот,..
Крылов Георгий пишет:
цитата:
Так вот, возвращение к религиозности – это возвращение к старому быту и обиходу, потому что они во многом определяют мировоззрение, формируют религиозные качества души.
Все с точностью до наоборот. Именно поэтому современные "ревнители др.бл." больше похожи на клоунов, чем на христиан. Быт это срез не только религиозных представлений (духовного бытия, мировоззрения). Быт - это совокупность многих составляющих бытия человека - экономических, научных, технических, финансовых, культурных и многого чего еще. Нельзя реконструировать быт 17 века хотя бы уже потому, что мы живем в эпоху инете, мобильной связи, авто и электротехники. И пытаться нахлабучить свое сознание (именно СОЗНАНИЕ) в рубаху, лапти, средневековые представления о поганом, и прочее - это приводит только к паранойе или, в лучшем случае, к маниакальной увлеченности фолклором, вместо реальной духовной жизни, суть которой в исполнении Евангельских заповедей, и отнюдь не правилах измовения кальсонов после ночных поллюций.
Отправлено: 11.11.10 11:12. Заголовок: САП пишет: Нормальн..
САП пишет:
цитата:
Нормальные трусы не носют
Извини, но трусы не носят только извращенцы и дураки... Ты попробуй походить без трусов (исподних штанишек, если так тебе больше нравится), об ощущениях сообщишь приватно, что бы местных дам не шокировать.
экономических, научных, технических, финансовых, культурных
Пожалуй прежде всего. Sergey Sergeevich пишет:
цитата:
Нельзя реконструировать быт 17 века хотя бы уже потому, что мы живем в эпоху инете, мобильной связи, авто и электротехники. И пытаться нахлабучить свое сознание (именно СОЗНАНИЕ) в рубаху, лапти, средневековые представления о поганом, и прочее - это приводит только к паранойе или, в лучшем случае, к маниакальной увлеченности фолклором, вместо реальной духовной жизни, суть которой в исполнении
Есть такие знакомые, результат, Александрыч, ты знаешь.
Отправлено: 11.11.10 11:33. Заголовок: САП пишет: фантаз..
САП пишет:
цитата:
фантазер!
Почему фантазер. Я знавал одного видного деятеля в беспоповских кругах, который на полном серьезе учил меня, что иноки не должны носить штанов ( а я тогда был неофитом и хотел пострищися), он так же учил, что женщины не должны носить никаких исподних штанишек НИКОГДА (сам он правда носил трусы, штаны и прочее ( а то ведь можно отморозить промежность то, вот только почему-то он считал, что женщинам морозить нечего ). Ну так вот, я был молод и наивен, романтичен и восторжен, и потому с упоением внимал таких аскетическим речам (О, как хотелось подражать древним подвижникам, которые ходили без трусов!), - так вот, я заказал своей матери несколько пар длинных повиток, гольфов выше колен и так далее, а также провел несколько опытов по пребыванию в разных жизненных ситуация ... без трусов... В результате опытов (подробности опускаю по понятным причинам) мною было установлено с научной неопровержимостью, что пребывание без трусов создает множество непреодолимых проблем для нормального функционирования духовной и телесной жизнедеятельности человеческого организма, почему с тех пор считаю проповедь о не ношении трусов безтрусной ересью, внедренной в православие подлыми агентами папской курии иезуитами, с целью подрыва истинного благочестия восточных христиан.
Я знавал одного видного деятеля в беспоповских кругах, который на полном серьезе учил меня, что иноки не должны носить штанов ( а я тогда был неофитом и хотел пострищися), он так же учил, что женщины не должны носить никаких исподних штанишек НИКОГДА
Идея безбрачия доведенная до логического конца - отмораживания!
Sergey Sergeevich пишет:
цитата:
заказал своей матери несколько пар длинных повиток, гольфов выше колен и так далее, а также провел несколько опытов по пребыванию в разных жизненных ситуация ... без трусов... В результате опытов
Скверна, стыд - понятия интуитивно понятные. Они есть у всех людей и всех народов. Правда, "то, что в Лондоне - позор, в Руганде - честь". Но у современного (невоцерковленного) человека есть свои понятия о скверне, как духовной, так и физической. Крыс не едим. Стучать - зазорно. В средневековье были свои представления о стыде и скверне. Сталкиваяс с их миром, мы ощущаем разницу в мировосприятии.
А далее, всё от человека зависит. Один посмеется над "темным прошлым", другой примет его устои и возведет их в культ, кто-то просто будет изучать сходства, различия, покуда сам в эпохах не заблудится.
Отправлено: 11.11.10 11:52. Заголовок: САП пишет: Кажись, ..
САП пишет:
цитата:
Кажись, иноки порты-то носили...
Есть иное мнение... иноки ходили без порток... САП пишет:
цитата:
гольфы
Ну, т.е. как бы длинные носки, это же не штаны... ну т.е. чулки можно, до этого самого, а это самое одевать ни, ни! Вот это и есть ересь против истинного благочестия, потому, как чем больше одежд, тем меньше возможности оказаться обнаженным, а обнажать некоторые члены зело опасно... вот и выдумали еретики безтрусную ересь, что б губить души христианские блудным грехом...
Это идет от античных представлений. В первых веках, варвары штаны носили, а ромеи защищали свой мир от культурной экспансии. САП даже как-то решение Вселенского Собора цитировал. Поэтому, попам и инокам носить штаны до сих пор зазорно. Это не хипповость, а принятие тех норм, обычаев.
Отправлено: 11.11.10 12:00. Заголовок: Евгений Иванов пишет..
Евгений Иванов пишет:
цитата:
будет изучать
Вот, я часто подумываю, что нынче все надо изучать, вот все бросить и изучать. Мне кажется такие изучатели обычно либо сектаторами становятся либо умом трогаются. Средние века м.б. тем и отличались от нашего времени, что тогда люди проще были. Проще жили, проще умирали, без особого изучения причин и последствий жизни и умирания. Ада боялись, Бога любили, а прочее начальство укажет. Поэтому то цари всем и крутили в определенных пределах конечно. А нынче каждый сам себе режиссер, т.е. и царь и бог и т.д. все чего-то изучают, изучают, а жизнь проходит, - она так коротка... Когда же жить остается, если все изучением заниматься... Кто же должен, делать то чем пользуются и кормятся изучатели.. А то ведь не будь бумаги, печати, копмутеров, наконей хлеба и масла, как бы жили изучатели?! Вопрос.
Сообщение: 1254
Зарегистрирован: 29.01.10
Откуда: Русь, Москва
Отправлено: 11.11.10 12:13. Заголовок: САП пишет: новообря..
САП пишет:
цитата:
новообрядцы стали открывать для себя
Вдогонку. Общался с одной мадамой, закончившей какой-то московский богословский "вуз" (аббревиатуру не запоминал, но официальный никониянский). Плюс она из сильноверующей рпц-шной семьи.
Так вот понятие, что и когда можно и нельзя, например, в супружеской жизни для православных, у неё и прочих выпускников отсутствует напрочь. "Да нам ни о чём таком во время учёбы и не говорили".
Я очень удивился, почему.
Смешно ещё, что и на исповеди ни один никониянский поп о таких грехах не вопрошал молодую мадаму.
Отправлено: 11.11.10 12:16. Заголовок: В отношении мяс: я и..
В отношении мяс: я и несколько моих знакомых решили не есть покупные рыбу и мясо. Ловим и охотим сами, заготавливаем и - в морозилку. Покупными погаными мясами и рыбою - брезговаим.
Скверна у нас в 21-м веке иная.
Ну вот телек например. Это абсолютная скверна. Художественная литература, театр и кино - тоже скверна. При етом три последние для развивающегося организьма ИМХО могут быть необходимыми в рамках школьной и околошкольной программы. Ето как спорт - который полезен для развивающегося организма ,а для сформировавшегося - ето реальный вред. Полезна только физкультура. Соответсвенно, для сформировавшегося организма полезно чтение нехудожественной литературы, просмотр документальных передач (очень осторожно и в записи!) ну и т. д.
А нынче каждый сам себе режиссер, т.е. и царь и бог и т.д. все чего-то изучают, изучают, а жизнь проходит, - она так коротка...
цитата:
Раньше сверху ехал Бог, снизу прыгал мелкий бес А теперь мы все равны, все мы анонимы Через дырку в небесах въехал белый Мерседес Всем раздал по три рубля и проехал мимо
Сообщение: 1255
Зарегистрирован: 29.01.10
Откуда: Русь, Москва
Отправлено: 11.11.10 12:23. Заголовок: Константин Беляев пи..
Константин Беляев пишет:
цитата:
Скверна у нас в 21-м веке иная.
Да, ещё многие явления и события стали бы понятней в 21 веке, если их назвать так, как называли в прошедшие столетия. "Поганый" вместо "инокультурный" или "инакочувствующий". "Басурманин" - тоже хорошее старое слово.
Отправлено: 11.11.10 12:47. Заголовок: alexa пишет: Так во..
alexa пишет:
цитата:
Так вот понятие, что и когда можно и нельзя, например, в супружеской жизни для православных, у неё и прочих выпускников отсутствует напрочь.
Так не только в РПЦ МП но и у всяких сектантов протестанского толку такие понятия отсутствуют. Они ссылаются на Евангелие, дескать там такого не указанно.
Отправлено: 11.11.10 13:47. Заголовок: Евгений Иванов пишет..
Евгений Иванов пишет:
цитата:
книги харатейные.
Что бы книги сии появились нужно было быков стадо не одно вырастить зарезать и выделать шкуры, ну и писцам потрудиться, а те тоже кушать хотят пока пишут то, долго ведь писать то. Так что ничего в этом смысле не изменилось. Одни работают, другие - изучают. Есть конечно и те кто совмещает полезное с приятным, но в наше время сие никак не получается, нужно либо работать либо изучать - иначе в ад пойдешь...
Отправлено: 11.11.10 13:50. Заголовок: Константин Беляев пи..
Константин Беляев пишет:
цитата:
Скверна у нас в 21-м веке иная.
Вода из под крана - она сначала с говном смешана бывает, а потом ее хлорочкой помоют и нате пейте... Пить воду в городе, это все равно что в ночном горшке суп варить и потом кушать... Вот це погано, так погано...
Что еще за понятия? Вы что братки обчитались поновлений из чина исповеди? Так это дело токмо попам позволено, сиречь читать, а спрашивают об таких вещах всех подряд простите токмо .удаки безграмотные или извращенцы... поповское дело весьма деликатное, и в задницу заглядывать не во всяком случае удобно бывает, тем более в передницу, уж извините, мхе, мхе...
Вода из под крана - она сначала с говном смешана бывает, а потом ее хлорочкой помоют и нате пейте... Пить воду в городе, это все равно что в ночном горшке суп варить и потом кушать... Вот це погано, так погано...
Сообщение: 1877
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: почти иран, но без фиников
Отправлено: 11.11.10 14:09. Заголовок: Значит в городе как ..
Значит в городе как ни старайси все одно опорафинишси! Хоть и через водопровод! А ежели говно в воде еще и бусурманское али жидовское(где ж его нет) то ...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет