УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение



Сообщение: 27
Упование: РПЦ МП (приемлю единовереие)
Зарегистрирован: 05.12.10
Откуда: Россия, Рязань
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.10 15:03. Заголовок: Непорочны. Практика иисполнения в РПСЦ и в РДЦ.


Хочу предложить нашим уважаемым форумчанам небольшой фрагмент из книги исследователя Церковного Устава, епископа ковровского Афанасия (Сахарова) (РПЦ МП) о Непорочнах (17 кафизма) и по возможности (у кого будет желание) рассказать о том, как исполняется в сегодня в РПСЦ и в РДЦ указание Ока Церковного по поводу 17-ой кафизмы на воскресных утреннях. Спаси Христос ответивших!
_____________________________________________
НЕПОРОЧНЫ

Непорочны — это 17-я кафизма псалтири, псалом 118. ... Устав церковный рассматривает непорочны — эту величественную библейскую песнь в честь закона, спасающего человека в жизни и по смерти, — как кафизму торжественную, праздничную, по преимуществу воскресную.

Ввиду важности содержания и обильного назидания для верующих, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления, а ввиду ее праздничного характера она выделяется из ряда всех остальных кафизм псалтири значительно более, чем тоже праздничная кафизма 1-я. Непорочны прежде всего назначаются для торжественного пения их на утренях большей части воскресных дней года. В качестве 2-й рядовой кафизмы непорочны употребляются исключительно только в субботы, ради чего нарушается рядовой порядок чтения кафизмы. Суббота же среди остальных дней седмицы по строю службы выделяется как своего рода праздник, как отдание предшествующего воскресного дня.

Из числа суточных служб непорочны входят в качестве основной неизменной части в состав полунощницы вседневной, службы, предназначенной для совершения в тот ранний час, в который Святая Церковь вспоминает Воскресение Христово и в который ожидает будущее всеобщее воскресение.

В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны стихословятся на утрени Великой Субботы, ибо эта утреня в значительной мере воскресная. По Типикону великой Константинопольской Церкви IX—X веков непорочны пелись на Пасхальной утрени. По старым нашим уставам непорочны назначались для стихословия на утрени вместо избранных псалмов по полиелее в некоторые особо выдающиеся и торжественные праздники: Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа, Трех великих вселенских святителей, 30 января, святителя Петра, митрополита Московского, 21 декабря. Непорочны в старину пелись во время торжественных крестных хождений.

Как кафизма торжественная, праздничная, непорочны почти всегда (кроме полунощницы) сопровождаются торжественным обрядом каждения, даже и на обычной субботней утрени, когда они стихословятся как обычная вторая рядовая кафизма без всяких особенностей в ее исполнении.

В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны вносятся и в заупокойные последования, при поминовении скончавшихся в надежде ВОСКРЕСЕНИЯ И ЖИЗНИ, и как бы в подтвержение этой надежды и в утешение скорбящим о разлуке, которая должна окончиться воскресением. И самое содержание псалма 118 не о смерти напоминает, а к жизни обращает мысль. Об ужасах смерти нет речи в нем. В нем, наоборот, многократные просьбы: живи мя, даруй мне жизнь, подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь чрез слово свое оживляет мя, и потому переходящие в твердую уверенность, что я — всякий верный закону — жив буду, жив буду для вечности, жива будет душа моя.

К тому, что часто и однообразно повторяется, люди скоро привыкают, и оно уже не производит на них того впечатления, как в первый раз или редко совершаемое. Поэтому церковный Устав, вводя так часто в состав богослужения непорочны и назначая при повседневном их употреблении обычное речитативное чтение, в других случаях весьма и весьма разнообразит способы их исполнения.



НЕПОРОЧНЫ НА ВОСКРЕСНОЙ УТРЕНИ

Непорочны... должны стихословиться на утрени большей части воскресных дней года. Здесь 17-я кафизма торжественно поется вся подряд, без разделения на славы и без всяких припевов, поется на 5-й глас, тот самый глас, на который поются тропарь Пасхи и пасхальные стихиры: Да воскреснет Бог. Завершаются непорочны исполняемыми на тот же глас тропарями по непорочных: Ангельский собор удивися.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 17 [только новые]







Сообщение: 2791
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.10 17:41. Заголовок: Кафизма 17-я читаетс..


Кафизма 17-я читается, а тропари по непорочнах поются.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 133
Упование: РПсЦ
Зарегистрирован: 18.10.07
Откуда: Неметчина
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.10 19:09. Заголовок: Такожде. Кафизма чит..


Такожде. Кафизма читается, тропари распеваются

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 50
Упование: древлеправославие
Зарегистрирован: 29.11.10
Откуда: от верблюда!)
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.10 21:58. Заголовок: Алексей Муравьев пиш..


Алексей Муравьев пишет:

 цитата:
Кафизма читается


Причём, обычно, с разделением на "славы".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 29
Упование: РПЦ МП (приемлю единовереие)
Зарегистрирован: 05.12.10
Откуда: Россия, Рязань
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.10 08:16. Заголовок: Сергей Петрович пише..


Сергей Петрович пишет:

 цитата:
Кафизма 17-я читается, а тропари по непорочнах поются.

Алексей Муравьев пишет:

 цитата:
Такожде. Кафизма читается, тропари распеваются

Спаси Христос, за ответы! Очень ценный для меня опыт.
А мы при восстановлении чина исполнения 118 псалма на воскресных утренях поступали таким образом: я канонарил стих : "1. Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни." Лик отвечал: "2. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его," Правда у нас тогда не было ни крюков, ни квадратных нот, ни обычного нотного стана. Наш головщик с грампластинки "Древние распевы" в исполнении мужского состава капеллы Юрлова взял знаменный роспев в унисон Пасхальных стихир(конца 16-го века-начала 17-го) и саму мелодию наложил на текст 118 псалма. Получилось здорово!


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 30
Упование: РПЦ МП (приемлю единовереие)
Зарегистрирован: 05.12.10
Откуда: Россия, Рязань
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.10 08:19. Заголовок: Александр_Емельянов ..


Александр_Емельянов пишет:

 цитата:
Причём, обычно, с разделением на "славы".

Спаси Христос!

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 51
Упование: древлеправославие
Зарегистрирован: 29.11.10
Откуда: от верблюда!)
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.10 09:53. Заголовок: Мелодия тропарей по ..


Мелодия тропарей по непорочах есть в знаменных обиходах, но на практике в приходах поётся, как правило, по напевке.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 34
Упование: РПЦ МП (приемлю единовереие)
Зарегистрирован: 05.12.10
Откуда: Россия, Рязань
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.10 14:21. Заголовок: Александр_Емельянов ..


Александр_Емельянов пишет:

 цитата:
Мелодия тропарей по непорочах есть в знаменных обиходах, но на практике в приходах поётся, как правило, по напевке.

К сожалению, не всегда под рукой имеется знаменный обиход. Особенно нам в начале 90-х приходилось туго с древними роспевами. Обычных нотных обиходов не хватало, приходилось заимствовать в соседних приходах. Про знаменный роспев и не говорю. Но ничего выходили из положения Ещё в 1988 году издательский отдел РПЦ МП к 1000-летию Крещения Руси выпустил в свет на грампластинках записи древних песнопений, в том числе пластинку с записью служб и образцов пения поморцев-беспоповцев из Латвии, если не ошибаюсь. Так мы с нашим головщиком Великое славословие целиком взяли с этой пластинки и ещё кое-что взяли из альбома, изданного уже РПСЦ (морозовский и стрельниковский хоры). Так что рогожский напев звучал и в нашем храме А я, как уставщик, себе в арсенал взял за образец чтение поучения на Рождество Христово. А уж потом мы потихонечку обзавелись обиходами.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2721
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 06.11.07
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.10 20:17. Заголовок: Александр_Емельянов ..


Александр_Емельянов пишет:

 цитата:
но на практике в приходах поётся, как правило, по напевке.

Напевка в данном случае не слишком отличается от изложенного в книге.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 60
Упование: древлеправославие
Зарегистрирован: 29.11.10
Откуда: от верблюда!)
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 08:20. Заголовок: Как же? А темп?..


Как же? А темп?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2724
Упование: РДЦ
Зарегистрирован: 06.11.07
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 15:17. Заголовок: Александр_Емельянов ..


Александр_Емельянов пишет:

 цитата:
А темп?

Это да, немного быстрее. Но это распространяется на все песнопения, певаемые постоянно.
А иногда Устав даже предписывает не затягивать службу "труда ради бденнаго".

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1391
Упование: кафолик
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 00:35. Заголовок: В Поморском обиходни..


В Поморском обиходнике ВСЕ кафизмы распеты. Т.е. в соловецкой традиции все кафизмы пелись. Да, кажется, в древности вообще все пели, даже тропари на канонах. Поэтому и служба названа вненошной. Продолжалась она много часов, так что В. славословие пели на восходи солнца. Читал, что и сейчас на Афоне есть такая практика - греки любят петь.


МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2911
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 02.11.07
Откуда: Das Erste Römische Reich, CCAA
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 03:27. Заголовок: Sergey Sergeevich пи..


Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
на Афоне есть такая практика - греки любят петь.

Одно "тирирэм" полчаса.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 58
Упование: РПЦ МП (приемлю единовереие)
Зарегистрирован: 05.12.10
Откуда: Россия, Рязань
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 11:44. Заголовок: Sergey Sergeevich пи..


Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
В Поморском обиходнике ВСЕ кафизмы распеты. Т.е. в соловецкой традиции все кафизмы пелись.

Сергей Сергеевич, а не переиздавался ли когда-либо этот обиходник? Есть ли он в сети?
Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
Да, кажется, в древности вообще все пели, даже тропари на канонах. Поэтому и служба названа вненошной. Продолжалась она много часов, так что В. славословие пели на восходи солнца.

Да вообще-то церковный устав предписывает ИМЕННО ПЕНИЕ всего канона на утрени. В качестве образца и служат, как раз ирмосы Просто не всегда это требование было возможным выполнять в тех храмах, где не было достаточного состава певцов, особенно на сельских приходах. А так настоящее Всенощное бдение очень длительная служба, если всё исполнять буквально - служба длится как минимум 12 часов. Это только пение и чтение богослужебных текстов, а ещё в Уставе подробно расписано за каждым Всенощным бдением чтения Святых отцов, пролога, синаксаря, Деяний Святых апостол, посланий Святых апостолов.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 15:14. Заголовок: В Оке, на л. 136 (2-..


В Оке, на л. 136 (2-го счета) изображены две ладони с цифрами: Дамаскинова рука. На правой внизу написано:
 цитата:
"Рука Дамаскинова. Круг Солнцу на 28 лет",


а на левой:
 цитата:
"Круг Луне на 19 лет и фаска жидом".


Т. е. на этой ладони каждому кругу Луне поставлена в соответствие дата жидовской фаски, причем не вся седмица, а только первый день. Кругу Луне 14 (2011) год соответствует дата 9-е апреля. (Не 6-е, как указано в статье А. Ю. , ну да ладно, это спишем на накопившиеся погрешности). Но вот дальше на этой левой ладони есть такое предложение (помещено на нижних двух фалангах пальцев):
 цитата:
"Рука жидовская. Из страстной недели невыступная"


Т. е. эта фаска (первый ее день) может попадаться на СТРАСТНУЮ седмицу. И это предложение не зависит ни от каких погрешностей и астрономических вычислений. Это принцип, условие, данность, который (-ое, -ая) соблюдается при расчетах.
Как это выражение согласуется с Вашей теорией?

Спаси Христос: 0 
Цитата Ответить





Сообщение: 10
Упование: Дiаконово
Зарегистрирован: 17.12.10
Откуда: Русь
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 15:55. Заголовок: Обрядовер пишет: а ..


Обрядовер пишет:

 цитата:
а не переиздавался ли когда-либо этот обиходник?


смотрите http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-12-0-00000038-000-0-0-1293241023<\/u><\/a>
там есть все кафизмы на крюках

Простите Христа ради! Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Единожды награжденный кафолик




Сообщение: 1401
Упование: кафолик
Зарегистрирован: 23.01.10
Откуда: Россия, Тонкино
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 17:39. Заголовок: Обрядовер пишет: Се..


Обрядовер пишет:

 цитата:
Сергей Сергеевич, а не переиздавался ли когда-либо этот обиходник? Есть ли он в сети?



Переиздавался в Риге, продается на Белорусской и у Петра таганского. В сети есть на сайте старопоморцев.


МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ!
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 59
Упование: РПЦ МП (приемлю единовереие)
Зарегистрирован: 05.12.10
Откуда: Россия, Рязань
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.10 20:37. Заголовок: Димитрiй пишет: смо..


Димитрiй пишет:

 цитата:
смотрите http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-12-0-00000038-000-0-0-1293241023<\/u><\/a>
там есть все кафизмы на крюках

Спаси Вас Господи!
Sergey Sergeevich пишет:

 цитата:
Переиздавался в Риге, продается на Белорусской и у Петра таганского. В сети есть на сайте старопоморцев.

Благодарствую.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 46
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет