ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ. Форум старообрядцев всех согласий
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.

АвторСообщение





Сообщение: 156
Зарегистрирован: 08.08.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.20 21:03. Заголовок: Учение св.Дионисия Ареопагита об иерархии (продолжение)


В теме click here в споре с Георгием (РДЦ) я обязался обосновать обязательность трехчинной иерархии Церкви.
Как мне представляется, такая необходимость следует из учения св.Дионисия Ареопагита. Хорошо бы, конечно, полноценную обзорную статью написать на эту тему, но такую задачу я не потяну, излагаю вкратце основное. Заранее извиняюсь за упрощённость и «топорность», но в формате форума по-другому вряд ли возможно.
Да, еще конечно надо оговориться, что я удручён необходимостью опираться на русскоязычные тексты, но возможность использовать славянский пока что отсутствует. Надеюсь, общий смысл не искажён. Если кто-то читал славянский текст (или греческий оригинал) и знает о каких-то смысловых различиях – буду очень рад просветиться.

Итак, из учения св.Дионисия следует, что структура церковной иерархии отнюдь не случайна. Она отражает, а точнее, ПРОЖДОЛЖАЕТ иерархию небесную (ангельскую). И, если сказать упрощенно - эта иерархическая структура, волею Божией, является для нас «проводником» Божественного Света и соединяет нас с Ним. Эта мысль выражена в самом начале трактата «О Небесной Иерархии»:

 цитата:
Всякое излияние просвещения, благодатно одождяемое на нас от виновника своего – Бога Отца, как единотворная сила, паки возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим "всех" Отцем…Обратившись с молитвою к Исусу, истинному свету Отца…чрез которого мы получили доступ к Отцу, источнику света, приникнем, сколько возможно, к свету священнейшего слова Божия…Свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом…Сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству. Потому-то в первоначальном установлении обрядов светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа… Для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины, и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения – к простой, горней небесной Иерархии.



Цитата, разумеется – это выборочные фрагменты из текста (гл.1 трактата), я предлагаю всем ознакомиться с гл.1, да и со всем трактатом целиком. В нём св. Дионисий дает понятие об иерархии вообще, и об иерархии небесной или ангельской в частности. Иерархия вообще, по его словам, есть священное учреждение между разными чинами, имеющее целью возможное для них уподобление своему началу чрез очищение, просвещение и совершенствование себя и подчиненных себе. В иерархии Ангелов это начало есть сам Бог, Творец всяческих, которого они стремятся и сами познать, и многоразлично открывать другим, – от чего и называются вообще все Ангелами (вестниками). Св.Дионисий описывает структуру небесной иерархии. Она подразделяется на три тройственные степени: первая - Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая – Власти, Господства и Силы, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Первая степень, как достойнейшая, непосредственно приобщается Божеству и получает от Него и свет, и чистоту, и совершенство, в самом первом их проявлении. Следующие за тем чины очищаются, просвещаются и совершенствуются уже посредством божественных озарений, сообщаемых, им от первой степени, и сами в свою очередь разливают те же озарения на низшие чины, посредством вторичного проявления. Первая степень начальствует над второю, вторая – над третьею. А эта последняя ангельская степень, состоящая из Начал, Архангелов и Ангелов, начальствует над учреждениями человеческими, чтобы все в порядке восходило к Божеству.

Это положение - то, что церковная иерархия восходит к иерархии Небесной - отчетливо проявляется в книге Откровения Иоанна Богослова, где пастыри (иерархи) именуются Ангелами Церквей.
И переходя к описанию уже церковной («человеческой») иерархии (трактат "О Церковной Иерархии"), св.Дионисий вновь доносит до нас ту же мысль:

 цитата:
Как та, так и вся эта теперь воспеваемая нами иерархия имеет одну и ту же для всех действий священноначальнического служения силу – именно иерарха, так как его собственно лицу, и достоинству, и чину предоставляется воспринимать всю полноту совершенства в вещах божественных и обожение и подчиненным каждому по достоинству сообщать пребывающее в нем от Бога священное обожение; а подчиненные (пресвитеры, диаконы и другие чины церковные), сами следуя высшим, ведут вперед низших, которые тоже и сами идут вперед и других, насколько возможно, руководствуют, и каждый при такой богоучрежденной связи иерархической делается по мере сил причастником истинной и действительной красоты, и мудрости, и доброты.


И эта церковная иерархия, по св.Дионисию, имеет ту же ангелоподобную трехчинную структуру.

 цитата:
Тричастность состава всякого священноначалия мы, кажется, достаточно объяснили уже, когда воспевали другие иерархии, сказав, согласно нашим священным преданиям, что весь круг священноначалия слагается из божественнейших таинств богоозаренных умозрителей и таинников их, и (лиц), священносовершаемых ими (т. е. этими таинниками)…

…Она
(Церковная иерархия – Дм.Н.Б.) также имеет тричастный состав, заключая в себе святейшие священнодействия таинств, богообразных служителей святыни и людей, в приличной мере возводимых ими к святыне. Каждая из трех составных частей нашего священноначалия, подобно иерархии…той, которая божественнее нашей, делится по силам на три степени: первую, среднюю и последнюю, чем поддерживается священнолепная соразмерность и благоустроенная, взаимная, в определенном для каждой чине и крепкая связь между всеми.


Таким образом, мы видим совершенно четкую картину. Учение св.Дионисия об иерархиях – это не больше не меньше, как одна из сторон христианской онтологии. Трехчинность иерахии имеет не случайное, а онтологическое значение, и разрушение структуры, «выпадение звена» приведёт к разрушению всего здания. А если от целости этого здания зависит, как говорит св.Дионисий, доступность для нас богоуподобления, то такое событие (разрушение иерархической структуры) означает качественное изменение Церкви как таковой – Церковь теряет свои свойства, и вопрос встаёт о наличии в такой изменённой Церкви благодати. И, в таком случае, позиция каких-нибудь спасовцев-нетовцев, утверждающих будто бы «благодать теперь взята на Небо», представляется более последовательной, нежели позиция тех, кто допускает действие благодати при «усечённой» иерархии.
Именно поэтому я считаю, что трехчинная иерархия во Вселенской Церкви не может исчезнуть временно и потом «восстановиться».

Чем бредовость плоха? Пусть будет (с). Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]







Сообщение: 1381
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 20.04.12
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.21 23:25. Заголовок: Саныч пишет: Так о ..


Саныч пишет:

 цитата:
Так о чем спор?

На Соловках, во время осады, когда на чёрном соборе постановили оставить моления за царя, перестали и Литургию служить, и поповское творить, перейдя на келейное правило



Я со своей стороны в этой теме как раз и говорю: во-первых, не совсем корректно (моё исключительно личное мнение) Ареопагит приложил трёхчинную Небесную иерархию к земному священству до скончания времен;
и, во-вторых, священство-таки может оскудеть (при этом церковь не падёт).

Насчёт обязательности существования одновременном с церковью земного православного царя - у меня большие сомнения. Это в третьих).
Не заменит ли Небесный царь место земного (сначала духовно, понятное дело)? Не заменит ли весь Последний Рим малое сообщество последних истинно православно верующих - то самое "малое стадо", по Христу?

Возможно, Ареопагит не смотрел так далеко, как ветхие пророки либо ап. Иоанн (опять исключительно моё имхо).

П.с.: и, кстати, по тому же Ареопагиту, что ль (якобы, псевдо-Ареопагиту) считается, что кое-какой из высших чинов небесной иерархии таки-отпал от Господа ещё в начале времен?


Милосердие - поповское слово Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 173
Зарегистрирован: 13.11.17

Награды: Разгулялся
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 06:15. Заголовок: Саныч пишет: На Сол..


Саныч пишет:

 цитата:
На Соловках, во время осады, когда на чёрном соборе постановили оставить моления за царя, перестали и Литургию служить, и поповское творить,

То есть : добровольно отказались от поповства при наличии законных попов!?
И это и называется - "всеобщий Суд Церкви"???
А какое обоснование соловецкие иноки дали своему безумному решению???
А почему прочие тогда этому "суду" не подчинились?Тот же протопоп Аввакум,почему от поповства не отказался?
Чем же "Тишайший" царь был хуже,например, того же (нечестивого царя) Навуходоносора?Которому пророк Даниил продолжал служить и царем (от Бога поставленного) его величать?

"Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви".(св.Феодор Студит) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2357
Зарегистрирован: 05.11.18
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 15:39. Заголовок: Georgiy Аввакум Сол..


Georgiy Аввакум Соловецких мучеников похвалял. Был сожжен «за страшные на царский дом хулы». Соловецкий ахимандрит Никанор, глава Соловецких чернцев, назвал царя «иродом», отказался за него молиться и поповское творить; был до этого духовником царя; когда был умучен, тогда и царь скончался, не пережил своего духовного отца

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2358
Зарегистрирован: 05.11.18
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 15:43. Заголовок: Georgiy дык, Навухо..


Georgiy дык, Навуходоносор был нечестивым и через Даниила Бога познал, а Алексей был предатель христианства - антихрист

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 174
Зарегистрирован: 13.11.17

Награды: Разгулялся
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 16:14. Заголовок: Игорь Кузьмин пишет:..


Игорь Кузьмин пишет:


 цитата:
"Знамением же великим бываемом, како Духа Святаго не прияша? Дух убо прияша грехов оставления, Духа же знамении не у бяху приемше". Апостол толков., зач. 18.


Оставление грехов прияша,а Сам Дух Святый не прияша,ибо Он в миропомазании токмо подаётся.А без этого христианин несовершенен есть.
Кроме того,самаряне сами не крестили никого,как это беспоповцы не миропомазанные делают.Апостолу Филиппу Сам Бог повелел крестить,а беспоповские наставники от Бога такого распоряжения не получали.
Игорь Кузьмин пишет:

 цитата:
Церковь давно подтвердила Евангельское повеление Господа каноническими правилами, возможность в нужных обстоятельствах, в неприсудствии священнословных, крестить и неимущим священства. И пример такого правильного подтверждения постановление константинопольского синода с патр. Никифором жившим во время св. Феодора Студита. Которое и вошло в Номоканон, и все канонические сборники.


Да кто же с этим спорит?Но вынужден повторить то,что вы проигнорировали =
Правила и церковно-исторические примеры, говорящие о крещении, которое совершали миряне, имеют в виду таких мирян, которые сами были полностью крещеными. Ведь и апостол Филипп, св. Афанасий Великий, и монах, упомянутый в письме прп. Феодора Студита, все были или крещены священниками, или довершены священниками положенным чинопоследованием….А каким правилом или историческим примером вы, можете оправдать свое нынешнее положение? Когда в истории церковной и кто, сам будучи не полностью крещёным, дерзал крестить кого-либо другого? Где и когда в истории Церкви бывало такое, чтобы преемственно передавалось крещение от одного человека несовершенного Божественной благодатью к другому, а затем от того несовершенного к следующему?
Источник.

"Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви".(св.Феодор Студит) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 175
Зарегистрирован: 13.11.17

Награды: Разгулялся
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 16:42. Заголовок: Саныч пишет: Аввак..


Саныч пишет:

 цитата:
Аввакум Соловецких мучеников похвалял.


Соловецких мучеников похвалял,а от поповства своего,как они, не отрекся!
Саныч пишет:

 цитата:
Был сожжен «за страшные на царский дом хулы»

"Хулы" эти лишь в версии никониан,а согласно писем и челобитных Аввакума,никакой хулы не
было.
Саныч пишет:

 цитата:
Навуходоносор был нечестивым и через Даниила Бога познал, а Алексей был предатель христианства - антихрист


Дык, и Алексей Михайлович(как и Навуходоносор)мог прийти к покаянию!?Мало что ли в истории предателей православия было покаявшихся?Апостол Петр Самого Христа отрёкся,что с того?

"Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви".(св.Феодор Студит) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1066
Зарегистрирован: 07.04.20

Замечания: Терпимее в выражениях
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 19:48. Заголовок: Georgiy пишет: Ну ч..


Georgiy пишет:

 цитата:
мучеников похвалял,а от поповства своего,как они, не отрекся!

Ну что ж вы лукавите-передергиваете. Документ об отречении покажите?
Georgiy пишет:

 цитата:
беспоповские наставники


Гергий ваши беглопоповские наставники "родили" нечто новоневиданное: - Одни беглые никонианские попы принимали других беглых никонианских попов (все вместе являясь одного поля ягодами прозванными беглопоповцами). При этом в силу своего "разума" изголялись-извращались друг над другом. То заставят в купель в поповском облачении окунуться, то без облачения, то сжалятся наверно и просто помажут.
Ну посудите сами там уж у никониан эпохи сменились Патриарха не стало, синод появился. И к вам весь этот контингент бежит они сами то уже разной подготовки и воспитания и так 150 лет. Вам синодальная столько беглых синодальчиков в течении 5 поколений поставляло. А вы все старообрядцы мы, старообрядцы. У вас если что и сохранилось так это от безпоповцев.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2359
Зарегистрирован: 05.11.18
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 21:19. Заголовок: Georgiy « А слышел ..


Georgiy « А слышел де он, Афонка, от пустоозерского стрелца, от Лодьмы, а как ево зовут, того сказать не упомнит. Как де он, Лодьма, ехал с Москвы и был на Мезени, и сказывал де он, Лодьма, ему, Афонке, что де отец Афонкин, Аввакум, велел великого государя гробницу дехтем марать, за что де отец ево, Афонкин, и сожжен. А болши де того он, Афонка, про такое дело ни от кого не слыхал и не знает.»

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1680-1700/Avvakum/text1.htm

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2360
Зарегистрирован: 05.11.18
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.21 21:22. Заголовок: Georgiy так и не сл..


Georgiy так и не служил Аввакум, в узах сидел, и простецкое крещение супротив никониянского похвалял

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2789
Зарегистрирован: 07.12.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.21 12:41. Заголовок: Georgiy пишет: Оста..


Georgiy пишет:

 цитата:
Оставление грехов прияша,а Сам Дух Святый не прияша,ибо Он в миропомазании токмо подаётся.А без этого христианин несовершенен есть.


Вы введены в заблуждение автором невежественно составленного текста по Вашей ссылке. Сей автор или был невежественен в тех учительных (церковных) разъяснениях св. Писания которые я привел выше, или лукав. Под влиянием сего невежественного текста Вы становитесь хулителем Св. Духа. Св. отцы учат в толкованиях сего исторического события в Деяних с самаритянами, что они прияли Св. Духа во оставление грехов, равно как и ниже в Деяних (зач. 20) Св. Дух сошел в крещении Филиппом евнуха царицы муринския «и крести его. егда же изыдоста от воды, дух святыи нападе на каженика», а Вы ратуете против Св. Духа, не различая о каких дарах Духа речь в Писании. Не понимая и Символа христианской веры, еже отцы утвердиша против еретиков. Который научает веровать в едино крещение во оставление грехов. Вот сии то дары Св. Духа в крещении во оставление грехов и прияша от простеца, и сие есть истинное крещение, в исполнение которого по заповеди Господа верует Церковь его. Вы же в него не веруете, и почитаете (вместе с автором текста по ссылке) яко такое крещение не имеющим никакой силы действия Св. Духа. А без действия Св. Духа, какое таинство может творится?

Georgiy пишет:

 цитата:
Кроме того,самаряне сами не крестили никого,как это беспоповцы не миропомазанные делают.Апостолу Филиппу Сам Бог повелел крестить,а беспоповские наставники от Бога такого распоряжения не получали.


От кого и когда получили «распоряжение» простецы в нуждных случаях, неприсутствия священнословных лиц, крестить? Ответьте.
Если по-Вам Господь сам установил некий закон, допускающий крещение только священнословным лицам, то сам его и нарушает? Сам против себя ратничает? В чем цель такового его преступления? Или это только Ваша невежественная интерпретация установления Господня? А Господь показует примерами, как должно действовать всякому христианину, в неприсутствии священнословных лиц, когда требуется верующему подать необходимейшее ко спасению врачевство? О чем и св. Феодор Студит ясно указует.

Georgiy пишет:

 цитата:
Да кто же с этим спорит?Но вынужден повторить то,что вы проигнорировали =
Правила и церковно-исторические примеры, говорящие о крещении, которое совершали миряне, имеют в виду таких мирян, которые сами были полностью крещеными...
Источник.


Что значит не полностью крещенные? Чего конкретно для спасения недостает крещенному от простеца в нуждных случаях неприсутствия православного священства? А если для спасения сего (крещения во оставление грехов) достаточно, и он получил спасительные сии дары, то и другим их преподать может. Как отцы учат, что получил в крещении, то и подать иным может. Вы же ратничаете против разума св. отцов, и против законов церковных, которые почитают крещение свершившимся от простеца в нуждных случаях, и посему неповторимым. Вы же творите таковых преподателей в нуждных случаях необходимейшего для спасения человекам, преступниками Божиими. Такой вывод может происходить только от человека не верящего в таинство крещения совершенного простецом в нуждных случаях. Т. е. хулителя Св. Духа, в действо оставления грехов не верующего, и символ православной веры вменяющего нивочто.

Благорасположен к християнам странствующим Христа ради. Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянный участник




Сообщение: 2362
Зарегистрирован: 05.11.18
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.21 15:50. Заголовок: Грамотеев, что в Мос..


Грамотеев, что в Московии, что в старообрядчестве всегда хватало. От того и поговорка пошла: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие» :)

Диакон Феодор о простецком крещении зазрит никониян:

Скрыжаль же учит простым иноком, и миряном, и бабам крестити младенцов без попа [о 7-ми тайнах тут писано о том], а святии апостоли Христовы — Петр, и Павел, и прочии — и диакону крестити возбраняют, не токмо простолюдину и бабе, такоже и Вселенския соборы не повелеша негде простым крестити. Кто бо смеет несвященный святити? Что аще и бысть, то где до Вселенских святых соборов бысть во время гонения на христиан, и то не просто, а после 7-го Вселенского собора воструби седмый ангел и со ангелом вся вселенная: «Проклят приложивый, проклят отъемляи что от церковных преданий, яко совершися тайна Божия и время уже не будет», по Писанию.

http://starajavera.narod.ru/otvetOrthodox.html

Это совершенно в духе того, в чем обвиняли московские справщики Лаврентия Зизанию:

Мы ж рехом: Ты, Лаврентие, сказаваешися веры греческия, и глаголать греческиі разумееши, и книги греческия почитаеши: чесо ради правилом греческия веры не последуеши?
Лаврентиі рече: В каковом греческия веры правиле аз не последую?
Мы паки рехом: Прилагаеши новой ввод в никифоровы правила, чево в них не бывало; а, мы мним, тот ввод у тебя быти от латинсково обычея. Сказываешь, что простому человеку или иному мошно есть младенца или какова человека крестити. Глаголет бо ся шестаго собора правило 59: Хотящим сподобитися божественнаго просвещения к соборнам церквам приходити повелеваем і в них таковый дар приімати; а еж в церквицах, в домех сущих, детей или кого крестити — сие правило отрицает. И паки тридесят девятое правило святых апостол глаголет: Нес достоіно презвитеру или диякону без повеления епископа своего ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити, или умалити епетимию, сиі реч запрещение, или ино что таковое творити, аше не будет дано им от епископа о том писание. Колми паче не подобает и крестити им, а о простом иноке или о мирском человеце что много и глаголати? Отнюд не имат сего быти, что мирянину или простому иноку крестити.

(Диаолог московских справщиков с Зизаниией, автором Большого Катихизиса 1627г.)

https://knijky.ru/books/istoriya-rossii-s-drevneyshih-vremen-1613-1657-gg?page=243

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 60
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет