УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, данный старообрядческий форум не осуществляет миссионерской деятельности и создан для общения между христианами старого обряда. На форуме существует "Премодерация". Извините за неудобства, Для того, чтобы зарегистрироваться на форуме староверов, напишите сообщение и поставьте галочку "Зарегистрироваться" рядом с кнопкой "Отправить". После трех сообщений по премодерации, те кто отказываются регистрироваться, допускаться более на древлеправославный форум не будут.
Сообщение: 5734
Упование: во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы остоженской старообрядческой общины г. Москвы.
Зарегистрирован: 19.10.07
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 23.07.09 15:28. Заголовок: Агиасма. Богоявленская вода и крещенские традиции.
Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды.
Семьдесят лет господства безбожной власти не могли, конечно, не сказаться на церковной и духовной жизни наших христиан. Многие церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие преданий, к сожалению, стали забываться. Современные авторы замечают, что на их место приходят учения и традиции заимствованные из мирской жизни, из практики инославных церквей и конфессий.
Среди таких сомнительных заимствований находится мнение "о трех освященных водах". Его сторонники полагают, что есть три вида святой воды. По их мнению, наивысшей степенью освящения обладает вода, освященная в навечерие Богоявления. Эту воду можно использовать только в течении трех часов после чина водоосвящения. Однако, хранить и пить ее больше нельзя. Второй степенью освящения обладает вода, освященная в сам день Богоявления. Эту воду можно хранить и потреблять в течении всего следующего года. Третей степенью святости обладает вода, освященная во время обычного водосвятного молебна. Ее можно потреблять также в любое время.
Учение "о трех водах", хотя и кажется на первый взгляд логичным, не соответствует ни древнехристианским, ни древнерусским, ни старообрядческим традициям. Более того, оно противоречит им. Исчерпывающий ответ на эту тему мы можем найти в многочисленной дореволюционной старообрядческой литературе. Здесь уместно привести отрывок из журнала "Златоструй" за 1912 годы, этот же ответ перепечатан в журнале "Духовный ответы" за 1997 годы и некоторых других изданиях:
"Сколько раз освящается вода на Богоявленские праздники, и как хранить ее в течение года?
Большая вода — Богоявленская — освящается один раз 5 января, и о ней-то и сказано, чтобы по прошествии трех часов (дальнего ради расстояния, по прибытии — еще одного часа), хранить ее "опасно" — т.е. осторожно, соблюдать сохранно, как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а "дальняго ради разстояния", т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа. Если же сказано в "Церковном оке", что "единажды, токмо с вечера освящати воду", то далее, в том же "Церковном оке" сказано, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, "да просветят и нас", т.е. тех, кто писал это рассуж-дение. Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, почему это надо со-вершать. Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и перепрыгивали его, т.к. некоторые ново-обращенные в христианство придерживались языческих суеверий и ве-рили, что это перескакивание очищает человека и дает ему здоровье на месяц.
Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патр. Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новообращенных от их языческого обычая. Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, т.е. 5 января.
Таким обра-зом установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа и2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сре-тения Господня. Отсюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освященная 6 января имеет силу ту же, что и вода, освященная первого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны.
Погрешают, поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях сре-ди наших христиан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить свя-тыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпи-вают эту святую воду в тот же день".
Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды – "Великой агиасмы" имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Имеется также немало исторических свидетельств того, что на Руси христиане хранили воду, освященную именно в навечерие Богоявления. Более того, до 12 века в русской церкви вообще отсутствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Этот обычай прижился лишь после того как в церквях получил распространение Иерусалимский богослужебный устав.
К сожалению, благочестивый обычай второго освящение воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако, это суеверие не имело большого распространения на Руси.
Настоящая путаница началась лишь после церковного раскола. Так патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, вовсе запретил водоосвящение в самый день Богоявления: "А в самый день Богоявления … к совершению водоосвящения не дерзати, зане единое крещение поапостолу, а не два". Придерживающихся иного мнения Никон не забыл предать проклятию: "..кто по сем завещании дерзнет инако мудрствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению".Это решение было отменено собором 1666-1667 годов как не соответствующее современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: "Если кто не послушает нас или начнет прекословить … предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд".
Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать "гнилыми удами", не напугало новообрядческих богословов и издателей того времени. В новом, обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года, было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу о освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 годана этот раз опять "разрешили" совершение второго освящения воды.
К сожалению и на этом водосвятная чехарда не закончилась. В синодальном типиконе 1749 года статья о двухкратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двухкратное освящение водыи в Типиконе 1814. Эта злосчастная статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.
Водосвятная неразбериха конца семнадцатого – начала девятнадцатого века не только не внесла ясности в учение новообрядческой церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов. Сегодня небольшая часть новообрядцев продолжает хранить память о древней традиции и считает Великой Агиасмой лишь воду освященную в навечерие Богоявления. Другая часть никониан выработала учение "о трех водах" которое, к сожалению, сегодня почитается некоторыми как полностью православное.
Самая большая часть новообрядцев приняло учение о том, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями. Это дикое мнение противоречит не только учению св. отец и церковным уставам, но и всякому здравому смыслу. Во-первых, повторяя образ крещения Христова дважды мы действительно следуем мысли суеверов считавших, что Христос крестился дважды. Во-вторых, признавая, что освящение Богоявленской воды происходит лишь благодаря форме службы (Великое водосвящение) мы допускаем, что оно может совершаться в любое время и любое количество раз. Так, иногда, и происходит в никонианских церквях, когда великое водоосвящение происходит не только по два, но и по три, по четыре, по пять раз судя по количеству желающих приобрести эту воду.
Ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам имеет разовое время действования. Так например, человек может креститься только раз вы жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз. Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Дары. Справедливости радио тметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции исовершают освящение воды единожды – в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существуетвует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви.
О причащении (приобщении) Богоявленской водой
О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане не допущенные к причастию Св. даров знает каждый. В любой брошюрке посвященной святой воде читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: "Точию агиасму да пиет".(Агиасма –святыня (греч.)) То есть, вместо причастия, на время епитимии, кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду.
Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой и находящиеся под епитимей, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течении месяцев или лет отлучения от св. причастия они получали в качестве духовного утешениясв. Богоявленскую воду.
При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и осознавая свое неполноценное положение стремились к полноценному церковному общению во Христе - через причастие св. тайн. Отцы церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от церкви.
О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях.
Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников12 – 16 веков и других письменных источниках.
Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой "Энциклопедии русского игумена". Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в Древней Руси канонических нормах и церковных правилах.
В главе посвященной причащению говорится: "Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо – да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3,или 4,или 5, или 6, или 7, или по осьмих – пращати его противу силы коеждого … А на Рождьство Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе- да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на ПетровДень, и на Успение Пресвятые Богородица…" (Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского.- СПБ, издательство Олега Абышко, 2003. С. 85)
Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно - каждый двунадесятый праздник, подобно остальным, удостаивавшимся св. даров.
Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства несомненно указывают на общую церковную практику.
Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим: "Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне".(Келарский обиходник Матфея Никифорова старца Кирилло-Белозерского монастыря. – М.: Индрик, 2002. с. 102)
После церковного раскола 17 века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потреблению Богоявленской воды способствовали лютые гонения воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течении многих лет служить св. Литургии.
Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды. Благочестивые люди хранили Богоявленскую воду как великую святыню в течении всей жизни и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью.
Стараясь опорочить людей, отказывающихся посещать господствующую церковь и приобщающихся по великой нужде вместо причастия Богоявленскойводой, синодальные миссионеры навесили на них ярлык "сектантов – водяников". Так об этом пишет видный "православный" богослов 19 века С. В. Булгаков: " При случае болезни они (старообрядцы – прим. автора) причащаются богоявленной водой, откуда и получили себе название "водяников".( Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. М, - Современник, 1994. с. 308)
После восстановления трехчинной иерархии в древлеправославной церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы. Как и раньше, она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения.
Так например, епископ Арсений Уральский писал в письме к священнику Стефану Лабзину: "Женщина, которая тайно у вас исправляется, а в доме молится вместе с никонианами, не должна быть допущаема до причащения святых таин тела и крови Христовой, но если брака ей почему-либо невозможно расторгнуть и христианской исправы во исповеди лишится не восхощет, то пусть приходит на исповедь, и для освящения ее можно подавать ей богоявленскую воду. Ибо в этом есть часть освящения". (Епископ Арсений Уральский. Оправдание Старообрядствующей СвятойХристовой Церкви. Письма. Москва,- Издательство "Китеж", 1999. С. 260)
Совсем другая ситуация с Великой агиасмой сложилась в русской новообрядческой церкви. Желание уничтожить всех древлеправославных христиан подталкивает синод к законодательному изменению церковных канонов. С этой целью научный совет православных богословов разрабатывает ряд мер по обнаружению раскольников. Поскольку многие древлеправославные христиане под разными предлогами отказывались причащаться в новообрядной церкви, то иерархи господствующей церквирешили отменить нравственных каноны и епитимийные прещения установленных вселенскими соборами и отцами церкви. 28 февраля 1722 года выходит указ синода разрешающий допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов: "Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон, яко отраву от злоковарненных человек на погибель их употребленный. Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно". После этого указа последовал и ряд других, подобных. Так в частности, был установлен штраф за отказ от исповеди и причастия, в армии и учебных заведениях причастие становятся обязательной повинностью за уход от которой следовало наказание. (Новообрядческая традиция допуска к причастию "безотложно" дожила до наших дней. Помалкивая об истинных причинах появления этого обычая, новообрядцы трактуют его проявлением особой пастырской любви, снисходительности к немощам современного человека.) Ясно, что при таком подходе к причащению святых тайн, духовное утешениев виде Великой Агиасмы уже не требовалось и не применялось.
Чин причащения Агиасмой был изъят из богослужебных книг новой церкви. Сегодня большинство новообрядческих авторов рассматривают приобщение Богоявленской воды как древнюю, давно отмершую экзотику первых веков христианства. Некоторые из них допускают потребление богоявленской воды в любое время и даже приготовление на ней еды.
В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в лоне РПСЦ. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь. Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам. Во-первых, он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых, отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой, христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью. С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой несомненно стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Приобщение Великой агиасмой могло бы помочь и многим новопришедшим христианам: крещеным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей. Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Временно не допуская таких людей до причастия св. тайн, духовники, тем не менее, могут сохранять таких христиан в церковном общении регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой. Думается, что в наши дни древний обычай приобщения Великой агиасмой должен быть восстановлен в должном объеме.
Сообщение: 15
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 19.01.10 20:18. Заголовок: Дмитрий пишет: А се..
Дмитрий пишет:
цитата:
А серьезно, откуда пошла эта традиция?
Есть у меня грешным делом одно предположение , версия: Чувствует народ никониянский, что кропление да мочение в тазике частей тела все ж не есть крещение. Вот и сигают в прорубь . Довершаются.
Сообщение: 16
Упование: Христова
Зарегистрирован: 17.01.10
Откуда: С.- П.
Отправлено: 19.01.10 20:58. Заголовок: Ну Вы ж понимаете, ч..
Ну Вы ж понимаете, что я шутила.
А что касается ныряний в среде староверов, то Церковь этому не учит. А уж люди много чего делают от себя. Жены стригут власы и в брюки облачаются. Мужи бороды бреют. Кто-то уже елки в храмы Божии тащит. На соседней ветке вон наперстными крестами предлагают увешаться и на гулянья пуститься. Много чего человеки делают, чему Церковь не учит.
Сообщение: 92
Упование: РПСЦ
Зарегистрирован: 07.02.09
Откуда: Москва
Отправлено: 20.01.10 03:36. Заголовок: Выскажу своё недосто..
Выскажу своё недостойное мнение: я думаю не стоит предаваться всем "крещенским забавам", но если человек истинно верующий, телесно здоровый и имеет желание на Святое Богоявление скажем так "вспомнить", я думаю в этом ничего плохого\антихристскаго нету. Но - "по вере вашей - да будет вам". Если это делается с добрыми Християнскими намерениями, думаю гнушаться этого не стоит. Лично моё мнение - если неправ, поправьте.
Сообщение: 317
Упование: ДПЦ
Зарегистрирован: 04.04.08
Откуда: Великий Новгород
Отправлено: 20.01.10 06:16. Заголовок: Партизан пишет: но ..
Партизан пишет:
цитата:
но по какой тогда причине ныряют староверы? И почему некоторые староверы ныряют, а другие нет?
На никониан насмотрелись и тоже захотелось по нырять. А теперь еще по примеру никониан и проруби стали вырубать в виде Креста. По моему мнению если купание в проруби это определенный народный обычай, то вот "иордани" в виде Креста это уже схоже с кощунством.
Никонианам для привлечения людей в Церковь одной молитвы мало, не катит, народу экшен подавай, вот и организоввывают под праздники разные народные гулянки магическо-мистического характера, наподобии купания в проруби, регулярных крестных ходов, гастролей мощей, благодатного огня и др.
А некоторые старообрядцы берут с никониан пример и продолжают от них по привычке перенимать.
Сообщение: 318
Упование: ДПЦ
Зарегистрирован: 04.04.08
Откуда: Великий Новгород
Отправлено: 20.01.10 06:27. Заголовок: Владимирский собор 1..
Владимирский собор 1274 г.1. О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками. И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, - что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем.
купание в проруби это определенный народный обычай
Игумен Даниил (1106-07 гг.):
цитата:
В самый праздник водокрещения, был на Иордане с всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иерданьскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами; и всю ту нощь бывает пение изрядно и свещь без числа горящь. В полунощи же бывает крещение воде; тогда бо Дух Святый исходит с небес на воды иерданьския. Человеки же достойнии добре видят, како всходит Дух Святый, а вси народи, не видят, но токмо всякому человеку радость бывает тогда в сердце. Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся Господи», - и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна
Aleko пишет:
цитата:
по примеру никониан и проруби стали вырубать в виде Креста.
Раньше в Богоявление на Руси крестили в реках, как об этом свидетельствует Павел Алеппский, а крестильни по форме, часто бывают в форме креста, от сюда и кресчатая иордань:
цитата:
священники тотчас же крестят младенцев и мужчин, ибо этого дня ждут от года до года
Купание в проруби удивляло иностранцев:
цитата:
Павел Иовий (1526г.), присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни»...Путешественник Герберштейн (сер.16в.) в своих записках уверяет, что в «Иордане» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали»
Сообщение: 320
Упование: ДПЦ
Зарегистрирован: 04.04.08
Откуда: Великий Новгород
Отправлено: 20.01.10 16:52. Заголовок: Вот и я говорю, что ..
Вот и я говорю, что это народный обычай сигать в воду, причем русский, раз иностранцы этому удивляются. Причем со слов игумена Даниила и Павла Алеппского похоже, что было принято в этой иордани именно принимать крещение. А вот просто купание это уже частная людская инициатива.
В этом году на Богоявление был в Старой Руссе, днем решили прогуляться по городу. Около никонианского Воскресенского собора на месте слияния рек Полисть и Порусья была организована такая кресчатая иордань. Когда подошли поближе до вокруг проруби оказалось все заплевано шелухой от семечек, кучей "бычков", фантиков, оберток, разного мусора и даже пустых пивных бутылок. Было ощущение, что здесь ночью было весело, эдакая тусовка. Не знаю, но меня как то не впечатляет. да и вот эти окунания в три погружения тоже как то сомнительно.
Сообщение: 248
Упование: Христова
Зарегистрирован: 14.12.09
Откуда: Москва
Отправлено: 20.01.10 18:44. Заголовок: Aleko пишет: я може..
Aleko пишет:
цитата:
я может не правильно понял, но мне кажется здесь речь идет именно о крещении людей в реке иордане, так же как и Христос крестился.
Но народ-тогда в целом был крещенный, крестились во младенчестве. Не младенцы же в прорубь ныряли? Если же предположить, что ето крестили каких-нибудь иноверцев(предварительно составив к Богоявлению списки :)), то наверное иностранцы обратили бы на ето внимание?
Сообщение: 69
Упование: Древлеправославная Поморская Церковь
Зарегистрирован: 14.02.09
Отправлено: 22.01.10 14:44. Заголовок: Церковные обычаи в У..
Церковные обычаи в Уставах показаны. А народные - кои осуждены, а о которых умолчано, как и о купании в праздник Богоявления. Прежде у староверов этого не было, да и у никониан досоветских не водилось
Так речь-то собственно была не только про Иеросалим. Aleko и САП писали про иностранцев, наблюдавших это на Руси.
Я тоже конкретно про фразу Даниила и про Иеросалим. А про свидетельства иностранцев в России я писал, что у нас это явно народный обычай, которому как раз и удивлялись писавшие иностранцы.
Уважаемыя братие! Лед на Кубани бывает и достаточно крепок! Сейчас, например у нас на черноморском бреге -12 ниже нуля, у Георгия, мню, и все 15, так, что иордань сотворити проблемма редкая. - Азъ же к етому отношусь спокойно. Надо будет, ради Христа, и в свои 56 (без малого) окунусь без всякого риску для своего телеснаго здравия. - А то, что болеют и, паче, мрут прохлаждаясь в крещенскую ночь, или накануне, иль поутру, то, прежде всего, от бравады, верой там и не пахло! Языческое удальство, похвальба, и пьяный задор - мнит ми ся! - Никоне же "священствующие", яко и паписты (те, правда в другом), пиарятся, токмо воду в проруби вскипятить слабо, не впример, якоже для агиасмы.
Отправлено: 22.11.10 11:47. Заголовок: Святая вода
- Каково отношение различных старообрядческих согласий к агиасме?
- Освящаются ли абсолютно все водоемы в ночь на Богоявление наитием Духа Святаго или церковный чин над водой строго обязателен?
- Где взять святую воду тем, кто живет очень далеко от храма?
Хотите верьте, хотите нет, но "никонианская агиасма" хранилась у меня в доме, не портясь, по многу лет (до семи). Еще более удивительно, не протухают яйца, освященные на Пасху (сама кропила дома св.водой)! Они как-то мумифицируются сами собой и гремят, как погремушки. Одному такому яйцу уже 5 лет, несколько других лежат с прошлой Пасхи (к тому времени я уже покинула РПЦ МП).
Кто-нибудь может дать всему этому какое-то разумное объяснение (если оно здесь вообще возможно)?
Отправлено: 22.11.10 19:09. Заголовок: СИЛЬНА ВЕРА ЧЕРЕЗ СЛОВО, НО, ЕЩЁ СИЛЬНЕЙ, ЧЕРЕЗ ОПЫТ ОТЕЧЕСТВА
Феодосия пишет:
цитата:
Каково отношение различных старообрядческих согласий к агиасме? Освящаются ли абсолютно все водоемы в ночь на Богоявление наитием Духа Святаго или церковный чин над водой строго обязателен? Где взять святую воду тем, кто живет очень далеко от храма?
Игорь_Яров пишет:
цитата:
Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды.
Семьдесят лет господства безбожной власти не могли, конечно, не сказаться на церковной и духовной жизни наших христиан. Многие церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие преданий, к сожалению, стали забываться.
Вот как раз, именно, в эти годы разумные люди и особо почувствовали, что чудеса и благодать даются по вере.
Aleko пишет:
цитата:
В Крещенскую ночь из любого открытого источника. В эту ночь освящается все водное естество.
Как и многие придерживаюсь мнения Aleko.
Считаю, что в Крещенскую ночь, освещается вся свежая питьевая вода, даже чистая с водопроводного крана.
Вот уже 12 лет, наливаю две трёх литровые банки, и пользуюсь до следующего праздника.
Отливаю, периодически, в пол литровую бутылочку, и она стоит у меня, под рукой, в моленной.
Здесь, надо иметь в виду, что посуда для хранения должна быть хорошо вымыта, и находиться отдельно, от всяческих продуктов.
За все упоминаемые годы, только раз вода испортилась.
Случайно закрыл крышкой от огурцов, и получился конфуз.
Вода протухла, и пришлось вылить на забор.
Но, здесь, имейте в виду, что польза от святой воды, бывает только - по нашей вере.
Отправлено: 26.11.10 20:55. Заголовок: Феодосия один мудрый..
Феодосия один мудрый человек (федосеевский наставник) сказал по этому поводу: Бог никому не остается должником. Т.е. кто просит с верой, тот то и получает. Другой федосеев наставник говорил мне, что и татар Бог слышит и молитвы их исполняет... Вот как. Я думаю, что Бог не таков, как в правилах для общего пользования, Он ВСЕГДА САМ по СЕБЕ, а правила для нас, что бы мы в худшее не пали...
Отправлено: 27.11.10 14:37. Заголовок: Михайло пишет: Крас..
Михайло пишет: [quote]Краска закупоривает поры в скорлупе яйца и препятствует проникновению внутрь гнилостных бактерий. [/quote Слишком материалистично,чтобы быть в данном случае верным! Фишка в том,что после покраски многие яйца дети побили, но и в трещинах они остались нетленны...]
Слишком материалистично,чтобы быть в данном случае верным!
Законы материального мира также созданы Богом, и их существование не менее удивительно, чем их кажущееся "нарушение" в границах чудес, но обычно на это не обращают внимание из-за их обыденности. Для понимания даже так называемой Вами "фишки" не будет лишним почитать о строении куриного яйца. Это позволит сохранять простые яйца в хозяйстве более длительное время свежими
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет